Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Тесты, разработанные для учащихся по классу фортепиано ДШИ и ДМШ"

Методическая разработка

Автор: Старчихина Елена Юрьевна, преподаватель по фортепиано, МУ ДО ДШИ №2, г. Маркс, Саратовская область



В раздел дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2
ТЕСТЫ
Разработанные для учащихся по классу фортепиано ДШИ и ДМШ г. Маркс 2014 г.
Методическая разработка преподавателя МУ ДО Детской школы искусств № 2 г. Маркса Саратовской области Старчихиной Е. Ю. /фортепианное отделение
Рецензент: С. Г. Галатинова /преподаватель высшей квалификационной категории филиала ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе «Играть надо не только, как музыканту, Но именно как пианисту» Г. Нейгауз
Фортепиано

Сконструирован в 1709-11 в Италии Б. Кристофори, изобретателем ударной фортепианной механики (итал. fortepiano, от forte – громко и piano – тихо), струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. В фортепиано звук, в отличие от звука клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы –от очень тихих до очень громких (отсюда название фортепиано). К концу 18 в. Фортепиано вытеснило клавесин и клавикорд. Непрерывное усовершенствование фортепиано (особенно во 2-й четверти 19 в.) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время пианизма. Во 2-й половине 18 в. Созданы 2 основных вида механики – с непосредственно соединенным с клавишей и с отъединенным от нее молоточком (венской и англ.); начала применяться репетиция, позволившая развить виртуозную технику игры. Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая). Менялась форма (вместо угловатых – округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента – деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками, затем была введена чугунная рама и перекрестное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания. Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического звукоряда. Диапазон расширился, у современных фортепиано он достигает 71/4 октавы (для субконтроктавы – до пятой октавы). Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали фортепиано универсальным инструментом – сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для фортепиано, важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами 18-20 вв.
1.

Первоначальные навыки игры на фортепиано
1. Из каких октав состоит клавиатура? а) контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая; б) до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
2. Из каких клавиш состоит клавиатура? а) красная, синяя; б) черная, белая. 3) Какую роль играет черная клавиша на клавиатуре? а) как украшение; б) как изменение высоты основного тона на полутон. 4) Что такое пюпитр? а) подставка для ног; б) подставка для нот. 5) Что такое аппликатура? а) порядок чередования пальцев при игре; б) правильная осанка; в) правильное положение кисти рук.
2.

Нотоносец, название нот, скрипичный и басовый ключ
1. Что такое нотный стан или нотоносец? а) выступление на сцене; б) 5 линеек, на которых пишутся ноты. 2. Что такое полутон? а) это наименьшее расстояние между клавишами; б) это нота; в) это наибольшее расстояние между клавишами. 3. Сколько нот существует в октаве? а) шесть; б) семь; в) десять. 4. Какими знаками пользуются для записи музыкальных звуков? а) динамическими оттенками; б) знаками сокращенного письма; в) знаками, которые называются нотами. 5. В каком ключе записываются высокие ноты по своему звучанию? а) теноровый ключ; б) скрипичный ключ. 6. В каком ключе записываются низкие ноты по своему звучанию? а) басовый ключ;
б) родниковый ключ.
3. Длительности нот. Размер. Такт. Паузы
1. Что такое длительность звука? а) сила его звучания; б) время его звучания; в) скорость звучания. 2. Где выставляется размер такта? а) в конце музыкального произведения; б) в начале музыкального произведения, после ключа и ключевых звуков; в) в середине произведения. 3. Знак молчания обозначает: а) синкопу; б) репризу; в) паузу. 4. Какой звук длится на протяжении четырех ударов? (1-и, 2-и, 3-и, 4-и) а) половинная; б) целая нота; в) четвертная. 5. Какой звук длится на протяжении двух ударов? (1-и, 2-и) а) восьмая нота; б) четвертная; в) половинная. 6. Какой звук длится на протяжении 1 удара? (1-и) а) шестнадцатая; б) четвертная; в) половинная. 7. По времени звучания вдвое короче четвертной длительности? а) четвертная; б) восьмая; в) шестнадцатая. 8. По времени звучания вдвое короче восьмой длительности? а) четвертная; б) половинная;
в) шестнадцатая. 9. По длительности целая нота равна: а) целой паузе; б) половинной паузе; в) четвертной паузе. 10. Знак молчания, равный по длительности восьмой ноте: а) половинной паузе; б) четвертная пауза; в) восьмая пауза. 11. Первая нота каждого такта имеет ударение – акцент: а) слабая доля; б) сильная доля; в) относительно слабая доля.
4. Мотив, фразы, предложения
1. Что называется мотивом? а) группы нот, расположенные в четырех тактах; б) наименьшее музыкально-смысловые группы нот, расположенные в одном такте. 2. Во что складываются мотивы? а) в интервалы звуков; б) в музыкальные фразы; в) в сложное предложение. 3. Во что складываются фразы? а) в музыкальный домик; б) в музыкальные предложения; в) в сложное предложение. 4. Во что складываются предложения? а) в музыкальные фразы; б) в периоды, простейшую музыкальную форму; в) в музыкальные мотивы.
5. Знаки альтерации и их применение

1)Знаки альтерации – это… а) акцент, фермата, реприза; б) диез, бемоль, бекар. 2) Где записываются знаки альтерации? а) при размере; б) при ключе; в) в конце произведения. 3. Знак альтерации, который понижает ноту на полтона: а) бекар; б) диез; в) бемоль. 4 Знак альтерации, который отменяет действующий знак альтерации: а) бекар; б) диез; в) бемоль. 5. Знак альтерации, который повышает ноту на полтона: а) бемоль; б) бекар; в) диез.
6. Разновидность штрихов. Знаки сокращения нотного письма.
1. Штрих нон легато (nonlegato), как его исполнить? а) коротко, отрывисто, остро; б) плавно, напевно; в) раздельно, один звук сыграть с другим несвязно. 2. Штрих легато (legato), как его исполнить? а) играть несвязанно, раздельно; б) отрывисто, остро; в) играть плавно, напевно, связанно. 3. Штрих стаккато (staccato), как его играть? а) отрывисто, остро; б) играть плавно, напевно, связанно; в) играть не связанно, раздельно. 4.Акцент- это… а) высота лада; б) силовое выделение отдельного звука.
5. Знак повторения какой-либо части называется: а) пауза; б) интервалом; в) репризой. 6. При повторении пьесы или ее части бывают разные окончания, в этом случае пользуются? а) репризой; б) фонарем; в) вольтами 1 или 2.
7. Темп. Ритм. Динамические оттенки.
1. Что такое темп? а) сила звука; б) скорость исполнения музыкального произведения; в) высота звука. 2. Где записываются темповые обозначения? а) где понравится; б) в начале музыкального произведения или его части; в) в конце произведения. 3. Что определяет темп? а) высоту звука; б) характер музыки, ее настроение; в) ускорение. 4. Что такое ритм? а) организатор громкого звучания; б) организатор громких звуков во времени; в) ускорение темпа. 5. Какие бывают ритмы? а) медленные, грустные; б) быстрые, веселые; в) равномерные, пунктирные. 6. Смысловое динамическое развитие в музыкальном произведении: а) законченная музыкальная мысль; б) кульминация (вершина произведения); в) постепенный спад динамического развития. 7. Что такое динамические оттенки или нюанс?
а) скорость исполнения музыкального произведения; б) сила и громкость звука при исполнении музыкального произведения; в) постепенное замедление. 8. Назови тихие, динамические оттенки: а) форте, фортиссимо; б) крещендо, диминуэндо; в) пиано, пианиссимо. 9. Назови громкие динамические оттенки: а) крещендо, диминуэндо; б) пиано, пианиссимо; в) форте, фортиссимо. 10. Что означает «крещендо»? а) постепенно уменьшить силу звука; б) постепенно увеличить силу звука; в) оставить как было. 11. Что означает «диминуэндо»? а) постепенно увеличить силу звука; б) оставить как было; в) постепенно уменьшить силу звука.
8. Гамма, тональность, лад
1. Что такое гамма? а) это расположение интервалов; б) это движение аккордов; в) это поочередное расположение звуков лада от тоники до тоники. 2. Какие бывают гаммы? а) мажорные, минорные; б) тихие, громкие. 3. Как определить название гаммы? а) по длительности; б) по штрихам; в) по ее главному тону (I ступени) и ключевым знакам. 4. По какому принципу строится мажорная гамма: а) по принципу ускорения; б) тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона; в) 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.
5. Сколько видов имеет минорная гамма и какие? а) одноимённая; б) ни одного вида; в) натуральная, гармоническая, мелодическая. 6. Какая ступень повышается в гармоническом миноре? а) пятая; б) шестая; в) седьмая; 7. Какие ступени повышаются в мелодическом миноре? а) пятая и шестая; б) вторая и третья; в) шестая и седьмая. 8. Какая гамма в нисходящем движении исполняется как натуральная минорная? а) мажорная гамма; б) гармоническая минорная; в) мелодическая минорная. 9. Что такое тоника? а) самый устойчивый звук лада, к которому тяготеют остальные звуки лада; б) основное средство музыкальной выразительности. 10. Мажорный лад - это? а) динамическое движение; б) лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие; в) лад, к основе которого лежит минорное трезвучие. 11. Минорный лад это? а) набор различных звуков; б) лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие; в) лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. 12. Что такое тональность? а) звукочастотное положение лада; б) звуковысотное положение лада. 13. Что такое аккорд? а) сочетание нескольких звуков разной высоты, воспроизводимых одновременно; б) сочетание двух звуков разной высоты, звучащих одновременно.
14. Что такое тоническое трезвучие? а) трезвучие, построенное на доминанте, т.е. на пятой ступени лада; б) трезвучие, построенное на тонике, т.е. на первой ступени лада. 15. Назовите обращения тонического трезвучия: а) секстаккорд, квартсекстаккорд; б) доминанта, субдоминанта. 16. Арпеджио бывают: а) маленькие, большие, средние; б) короткие, длинные, ломаные. 17. Хроматическая гамма – это… а) 12-ти ступенная гамма, в которой ступени следуют по полутонам; б) 12-ти ступенная гамма, в которой ступени следуют по тонам.
9. Украшения
1. Какой знак указывает: ноты стоящие над или под данным знаком исполняются на октаву выше или ниже: а) фонарь б) реприза в) восьмерка с пунктирной линией
8_ _ _ _ _
2. Что мы называем мелизмами? а) повторение одного и того же звука; б) мелодические обороты; в) музыкальные украшения. 3. Один или несколько коротеньких звуков, которые исполняются быстро, как бы мимоходом, за счет длительности предыдущего звука? а) мордент б) трель в) форшлаг 4. Быстрое и многократное чередование написанного звука с соседним верхним звуком: а) форшлаг б) мордент
в) трель 5. Быстрое однократное чередование трех звуков: основного, соседнего, верхнего и снова первоначального звука: а) трель б) форшлаг в) мордент
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 а 2 б 3 б 4 б 5 а 1 б 2 а 3 б 4 в 5 б 6 а 1 б 2 б 3 в 4 б 5 в 6 б 7 б 8 в 9 а 10 в 11 б 1 б 2 б 3 б 4 б 1 б 2 б 3 в 4 а 5 в 1 б 2 в 3 а 4 б 5 в 6 в 1 б 2 б 3 в 4 б 5 в 6 б 7 б 8 в 9 в 10 б 11 в 1 в 2 а 3 в 4 в 5 в 6 в 7 в 8 в 9 а 10 б 11 в 12 б 13 а 14 б 15 а 16 б 17 а 1 в 2 в 3 в 4 в 5 в
Список используемых источников
1. Музыкальная энциклопедия 2. Алексеев А. «О воспитании музыканта-исполнителя», Сов. музыка, 1980 г. 3. Баренбойм Л. «Музыкальное исполнительство», Л. 1994 г.
4. В. М. Катанский «Школа игры на фортепиано». Учебно-методическое пособие, Москва, 1998 г. 5. Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке», 1988 г. 6. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», 2005 г.


В раздел дополнительное образование