Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Логопедические занятия с детьми с ОВЗ"

Ресурсы полисенсорной среды как элемент логопедического занятия с детьми с ОВЗ

Автор: Токарь Ольга Николаевна, логопед, Тындинский комплексный центр социального обслуживания населения, город Тында, Амурская область



В раздел дополнительное образование


Ресурсы полисенсорной среды как элемент логопедического занятия

с детьми с ОВЗ
Полисенсорная среда – это организованное особым образом окружающее пространство, состоящее из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на анализаторные системы человека. Восприятие окружающего мира и себя человеком осуществляется при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых нарушениях развития у детей, в том числе и при речевых нарушениях, сенсорный поток депривирован. Дети нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции, которую удобней всего реализовать в полисенсорной среде, оснащенной стимуляторами различного типа. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно-неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно. В полисенсорной среде возможно создать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Элементы логопедических занятий, проводимые в полисенсорной среде могут быть направлены на решение следующих задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций центральной нервной системы за чет создания обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных функций (зрение, осязание, слух, моторика); развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению занятий. Приведем примеры оборудования, применяемого на логопедических занятиях в Тындинском комплексном центре.
Мягкие пуфики используются для сидения в удобной для ребенка позе. Сидя на пуфиках, ребенок с ОВЗ отдыхает, слушает музыку, наблюдает за светоэффектами в полисенсорной комнате, релаксирует. Пуфики легкие и мобильные, их можно легко размещать в любой зоне пространства. Использование мягких модульных наборов с целью создания окружающей среды по замыслу логопеда и самого ребенка с нарушениями в развитии. Игры с модулями способствуют развитию моторных навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. Разнообразие модулей по форме, величине и цвету способствует сенсорному и познавательному развитию детей, развивают пространственное мышление. Пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Она дает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой колонной, усиливают этот эффект. Применение панно «Кривое зеркало», способствует изменению положения ребенка при его передвижении, т.к. меняется комната, изменяются пропорции отдельных частей его тела: головы, глаз, рук, туловища и др. Данное кривое зеркало искажает все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент неожиданности, сказочности, необычности. Включение в логопедическую работу прибора динамической заливки светом – чрезвычайно полезное направление, он создает на противоположной стене комнаты световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Зрелище, напоминающее северное сияние, оказывает сильное эмоциональное и оптическое воздействие. Изменяющиеся цвета без четких границ не требуют значительного интеллектуального напряжения и позволяют ребенку с ОВЗ максимально расслабиться, способствуя релаксации, развитию фантазии и речи. Данное оборудование позволяет сделать занятие более познавательным, увлекательным и повышает эффективность работы логопеда с детьми с ОВЗ.


В раздел дополнительное образование