Народная традиционная кукла
"Народная кукла "Десятиручка"- помощница в делах
Автор: Заживило Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Центр детского творчества", город Сургут ХМАО-ЮГРА
В раздел дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая разработка учебного занятия
Тема:
«Народная кукла «Десятиручка» –
помощница в делах».
(Для детей младшего и среднего школьного возраста) Составитель: Заживило Светлана Алексеевна - Педагог-дополнительного образования. Сургут, 2015.
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО), должность, образовательное учреждение Заживило Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», г. Сургут. Название мероприятия открытое занятие «Народная кукла «Десятиручка – помощница в делах». Тема занятия входит в блок занятий раздела : народная традиционная кукла, образовательной программы «Наши куклы», учащихся первого года обучения, студии текстильной куклы «Шоко- проделки.ру». Целевая аудитория Место проведения Учащиеся студии (9 -11 лет) Музей «Русская изба» на базе ЦДТ Цель Познакомить учащихся с технологией изготовления народной традиционной куклы
«Десятиручка». Задачи
Образовательные:
-познакомить с традициями изготовления куклы «Десятиручки», -сформировать ЗУН по изготовлению модели народной, традиционной куклы «Десятиручка».
Развивающие:
-развивать творческое мышление , воображение, художественный вкус, -развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-формировать духовно- нравственные качества посредством изучения истории традиций национальной культуры; -воспитывать чувство уважения народному творчеству; -воспитывать добрые взаимоотношения, уважение друг к другу, аккуратность; Организационные: -формировать коммуникативные
навыки работы в коллективе, паре; -создавать условия для творческого взаимодействия детей ; -осуществлять межпредметные связи (традиционная народная кукла и окружающий мир).
Пояснителная записка
Тема занятия входит в блок занятий раздела: народная традиционная кукла, образовательной программы «Наши куклы» для первого и второго года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста. Формы и методы: рассказ, беседа с применением фольклорного материала, поисково-исследовательский, наглядно-иллюстративный, интегрированное занятие, практический.
Оборудование:
(мультимедийный проектор, компьютер может быть при условии наличия) иллюстрации с изображением готовых кукол, иллюстрации русских народных костюмов, образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы, таблица гармонирующих цветов и оттенков, магнитофон. Музыкальное сопровождение: народная музыка.
Подготовительная работа к занятию
: оформление выставки народных традиционных кукол.
Материалы и инструменты:
бумага, карандаши, лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, нитки мулине, ножницы, иглы, нитки х/б.
Методические рекомендации
: Для проведения данного занятия желательна предварительная работа: изучение специальной литературы, поиск интернет ресурсов.
Деятельность на занятии включает в себя теоретическую и практическую работу.
Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, функции и назначение, беседа с применением фольклорного материала. - Показ образцов готовых кукол, прялки - экспонатов музея «Русская изба» или иллюстрации с изображением кукол в книгах, презентации (при условии, что занятие проходит в другом кабинете). - Беседа и полезные советы по рукоделию в процессе работы. В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание учащихся. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.
Практический метод обучения:
- После прослушивания присказки-поверья (фольклорного материала), дети представляют и проектируют, как может выглядеть кукла, разрабатывая ее рабочий эскиз. -Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления куклы. - Процесс изготовления куклы. - Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, - Декоративное оформление.
Цель занятия :
Познакомить учащихся с технологией изготовления народной традиционной куклы «Десятиручка».
Задачи:
Образовательные: - познакомить с традициями изготовления куклы «Десятиручка», -сформировать ЗУН по изготовлению модели народной, традиционной куклы «Десятиручка». Развивающие
:
-развивать творческое мышление , воображение, художественный вкус, -развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные : -формировать духовно-нравственные качества посредством изучения истории традиций национальной культуры;
-воспитывать чувство уважения народному творчеству; -воспитывать добрые взаимоотношения, уважение друг к другу, аккуратность; Организационные: -формировать коммуникативные навыки работы в коллективе ,паре; создавать условия для творческого взаимодействия детей -осуществлять --межпредметные связи (традиционная народная кукла и окружающий мир); Социализирующие личность обучающегося: – способствовать созданию комфортного психологического климата внутри коллектива, неформальному творческому общению учащихся.
План урока.
1.Организационный этап:
а) Подготовка рабочего места. б) Подготовка необходимых материалов. в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся. г) Психологический настрой.
2. Подготовительный этап:
а) Определение темы занятия. б) Определение цели и задач урока.
3. Основной этап:
Выполнение практической работы. а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике. ( Приобретение новых знаний). б) Созерцание иллюстраций, панно.( Наглядный, иллюстративный методы). в) Выполнение творческого задания.( Практическая работа). г) Итоги:
4. Целевые подходы учителя:
а) Контроль над правильностью выполнения задания. б) Оказание помощи ученикам , у кого вызывает затруднения в выполнении задания.
5. Итог урока:
а) Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль. б) Домашнее задание: сделать сообщения : встречаются ли среди народных традиционных кукол «многорукие» куклы, какое их назначение?
Есть ли образы , памятники материальной мировой культуры с признаком «многорукости»? (Поисковый метод).
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Смайлики настроения на начало занятия. Проверка готовности учащихся к занятию. Разбивка на группы. Организация внимания учащихся. Психологический настрой. Сообщение темы и краткий обзор урока. Тема нашего урока: «Традиционная народная кукла «Кукла…» – помощница в делах». Сегодня на уроке, вы узнаете, о народной кукле и ее назначении. Вы научитесь делать куклу, используя традиционную технологию.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
А тему нашего занятия и цель, т.е. чему вы должны научиться, я
предлагаю определить вам…
III. Объяснение нового материала
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. И сегодня, я предлагаю, начать наше знакомство с
присказки-поверья
: Данным давно жила в одной деревне трудолюбивая женщина. Вставала она раньше солнышка, ложилась спать с первыми звездами. Цельный день работает, не покладая рук. А работы все больше и больше. Села она вечером и заплакала: « Ой, горе мне горе, работаю, работаю, а дел все больше и больше, вот была б у меня еще пара рук точно бы справилась.» Пожалела женщину Макошь и сотворила ей еще две руки. Целый день женщина работала, а вечером опять в слезы. Макошь ее спрашивает: "Почему ты плачешь? Ведь я сотворила тебе еще одну пару рук!". А женщина отвечает: "Благодарствую тебя, Макошь, в два раза больше сделала, чем вчера, но на все ровно рук не хватает". "Хорошо, - сказала Макошь, - вот тебе еще пара рук". Весь день работала женщина, а вечером опять в слезы. Макошь спрашивает, чего же опять плачет, а женщина опять за свое - снова ей на все рук не хватает. Рассердилась Макошь убрала все лишние руки а вместо них дала куколку с десятью руками и знания как ее изготовить. И сказала: "Смотри, хорошо к ней относись, тогда станет она для тебя помощницей во всех делах!". -Ваши предложения, как будет звучать тема нашего занятия и чему вы должны научиться?
…( Работа в группах, озвучиваются варианты темы и цели занятия). Возможно… «Десятиручка-помошница в делах». С той поры стали женщины сами себе помощниц делать, а великую Макошь еще больше прославлять. Макошь- Великая языческая богиня, небесная Мать, олицетворение у славян-язычников Матери Сырой земли. Согласно мифам, ее велениям подчинялись и боги и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Символическое изображение Макоши обычно встречается на прялках. Непосредсвенным продолжением образа Макоши после принятия православия стала Параскева-Пятница. (Демонстрация исторического экспоната- прялка с солярным знаком Макоши , прялка привезена с Алтая, является экспонатом музея «Русская изба», где проходит занятие) . (На данном этапе занятия можно использовать групповой метод деятельности, предложить поработать над заданием и обсудить варианты ответов в группах, записав их на ватмане, что необходимо, предусмотреть заранее). В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: - использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд; -куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; - куклы для детских игр. По своему назначению куклы делились на три большие группы: - куклы-обереги, - игровые куклы -обрядовые куклы. Давайте с вами попытаемся восстановить логическую цепочку Обрядовые куклы (ритуальные) Куклы-обереги Игровые Определите какими свойствами обладает каждая группа ?
Какие куклы вы можете назвать как обрядовые, куклы обереги, а какие игровые, среди, представленных? (Кукла масленица, крупеничка, зерновушка и др). Прокомментируйте ваш выбор… Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. (Неразлучники) Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам- помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь. Ребята представьте: - как могла выглядеть кукла «Десятиручка» в то время; - какую вы для себя хотели бы изготовить ; - подумайте, в каких делах кукла может помочь вам; - в каких делах, нуждается в помощи , ваша мама?.. (Работа в группах над проектами).
IV. Практическая работа:
Приступаем к изготовлению куклы-помощницы “Десятиручки”. Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища, перегибаем ее. В выполнении такой «куватки» есть свои особенности: в месте перегиба основной детали ткань не перетягивали. Голову обозначают, перемотав это место ниткой (1). Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (2). Выполняем 5 пар рук для куклы и разворачиваем их веером (3). Вкладываем «руки» под головой между половинками туловища (4). Далее крестообразно затягиваем и закрепляем «руки» в тельце куколки (5) 5). Наряжаем куколку, делаем юбочку, фартук, на головку повязываем платочек. 6). Декорируем бисером, вышивкой. 7). Оформляем ручки. v.Заключительная часть: Рефлексия Итак, подведем итоги нашего занятия. Все мы делали народную, традиционную куклу - «Десятиручка».
1. Почему эта куколка считается: - народной? - традиционной? 2.На какие группы делятся народные, традиционные куклы? 3. Какое назначение куклы «Десятиручка»? 4. Из какого материала можно сделать куколку? 5. «Десятиручка» - помощница в делах, а ваша куколка в чем и кому будет помогать? 6. А может она, быть подарком?
VI. Домашнее задание
Домашнее задание: найти материал в интернет ресурсах и подготовить сообщения : встречаются ли среди народных традиционных кукол «многорукие» куклы, каково их назначение? Есть ли памятники , образы мировой, материальной культуры с признаком «многорукости»? (Поисковый метод). Рефлексия: Смайлики настроения с комментариями.
Список литературы:
1. .Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004 . 2. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- М.; Белый город, 2011. 3. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004. 4. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
5. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001. 6. Демидова Н. Г. Моя народная кукла. Я вхожу в мир искусств. -1999.- 7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2010.-240с. 8. Морозов. И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). - М.:Индрик,2011,-352.с.2. 9. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. (М., 1901.), Апполон Коринфский. - М.; Белый город, 2007. -592 с. 10.Русские игрушки, игры, забавы. История России.- М.; Белый город, -1998. 11.Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, -2007.- 736с. 12.Шайдарова Н. Традиционная тряпичная кукла. 13.. Шайурова Н.В. « Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012. 14.«Куклы в народных костюмах» коллекция журналов создана при участии ООО «ЭТНОКОНСАЛТИНГ» 15.Национальные традиции. [Эл. ре-с].
Методическая разработка учебного занятия
Тема:
«Народная кукла «Десятиручка» –
помощница в делах».
(Для детей младшего и среднего школьного возраста) Составитель: Заживило Светлана Алексеевна - Педагог-дополнительного образования. Сургут, 2015.
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО), должность, образовательное учреждение Заживило Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», г. Сургут. Название мероприятия открытое занятие «Народная кукла «Десятиручка – помощница в делах». Тема занятия входит в блок занятий раздела : народная традиционная кукла, образовательной программы «Наши куклы», учащихся первого года обучения, студии текстильной куклы «Шоко- проделки.ру». Целевая аудитория Место проведения Учащиеся студии (9 -11 лет) Музей «Русская изба» на базе ЦДТ Цель Познакомить учащихся с технологией изготовления народной традиционной куклы
«Десятиручка». Задачи
Образовательные:
-познакомить с традициями изготовления куклы «Десятиручки», -сформировать ЗУН по изготовлению модели народной, традиционной куклы «Десятиручка».
Развивающие:
-развивать творческое мышление , воображение, художественный вкус, -развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-формировать духовно- нравственные качества посредством изучения истории традиций национальной культуры; -воспитывать чувство уважения народному творчеству; -воспитывать добрые взаимоотношения, уважение друг к другу, аккуратность; Организационные: -формировать коммуникативные
навыки работы в коллективе, паре; -создавать условия для творческого взаимодействия детей ; -осуществлять межпредметные связи (традиционная народная кукла и окружающий мир).
Пояснителная записка
Тема занятия входит в блок занятий раздела: народная традиционная кукла, образовательной программы «Наши куклы» для первого и второго года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста. Формы и методы: рассказ, беседа с применением фольклорного материала, поисково-исследовательский, наглядно-иллюстративный, интегрированное занятие, практический.
Оборудование:
(мультимедийный проектор, компьютер может быть при условии наличия) иллюстрации с изображением готовых кукол, иллюстрации русских народных костюмов, образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы, таблица гармонирующих цветов и оттенков, магнитофон. Музыкальное сопровождение: народная музыка.
Подготовительная работа к занятию
: оформление выставки народных традиционных кукол.
Материалы и инструменты:
бумага, карандаши, лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, нитки мулине, ножницы, иглы, нитки х/б.
Методические рекомендации
: Для проведения данного занятия желательна предварительная работа: изучение специальной литературы, поиск интернет ресурсов.
Деятельность на занятии включает в себя теоретическую и практическую работу.
Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, функции и назначение, беседа с применением фольклорного материала. - Показ образцов готовых кукол, прялки - экспонатов музея «Русская изба» или иллюстрации с изображением кукол в книгах, презентации (при условии, что занятие проходит в другом кабинете). - Беседа и полезные советы по рукоделию в процессе работы. В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание учащихся. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.
Практический метод обучения:
- После прослушивания присказки-поверья (фольклорного материала), дети представляют и проектируют, как может выглядеть кукла, разрабатывая ее рабочий эскиз. -Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления куклы. - Процесс изготовления куклы. - Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, - Декоративное оформление.
Цель занятия :
Познакомить учащихся с технологией изготовления народной традиционной куклы «Десятиручка».
Задачи:
Образовательные: - познакомить с традициями изготовления куклы «Десятиручка», -сформировать ЗУН по изготовлению модели народной, традиционной куклы «Десятиручка». Развивающие
:
-развивать творческое мышление , воображение, художественный вкус, -развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные : -формировать духовно-нравственные качества посредством изучения истории традиций национальной культуры;
-воспитывать чувство уважения народному творчеству; -воспитывать добрые взаимоотношения, уважение друг к другу, аккуратность; Организационные: -формировать коммуникативные навыки работы в коллективе ,паре; создавать условия для творческого взаимодействия детей -осуществлять --межпредметные связи (традиционная народная кукла и окружающий мир); Социализирующие личность обучающегося: – способствовать созданию комфортного психологического климата внутри коллектива, неформальному творческому общению учащихся.
План урока.
1.Организационный этап:
а) Подготовка рабочего места. б) Подготовка необходимых материалов. в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся. г) Психологический настрой.
2. Подготовительный этап:
а) Определение темы занятия. б) Определение цели и задач урока.
3. Основной этап:
Выполнение практической работы. а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике. ( Приобретение новых знаний). б) Созерцание иллюстраций, панно.( Наглядный, иллюстративный методы). в) Выполнение творческого задания.( Практическая работа). г) Итоги:
4. Целевые подходы учителя:
а) Контроль над правильностью выполнения задания. б) Оказание помощи ученикам , у кого вызывает затруднения в выполнении задания.
5. Итог урока:
а) Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль. б) Домашнее задание: сделать сообщения : встречаются ли среди народных традиционных кукол «многорукие» куклы, какое их назначение?
Есть ли образы , памятники материальной мировой культуры с признаком «многорукости»? (Поисковый метод).
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Смайлики настроения на начало занятия. Проверка готовности учащихся к занятию. Разбивка на группы. Организация внимания учащихся. Психологический настрой. Сообщение темы и краткий обзор урока. Тема нашего урока: «Традиционная народная кукла «Кукла…» – помощница в делах». Сегодня на уроке, вы узнаете, о народной кукле и ее назначении. Вы научитесь делать куклу, используя традиционную технологию.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
А тему нашего занятия и цель, т.е. чему вы должны научиться, я
предлагаю определить вам…
III. Объяснение нового материала
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. И сегодня, я предлагаю, начать наше знакомство с
присказки-поверья
: Данным давно жила в одной деревне трудолюбивая женщина. Вставала она раньше солнышка, ложилась спать с первыми звездами. Цельный день работает, не покладая рук. А работы все больше и больше. Села она вечером и заплакала: « Ой, горе мне горе, работаю, работаю, а дел все больше и больше, вот была б у меня еще пара рук точно бы справилась.» Пожалела женщину Макошь и сотворила ей еще две руки. Целый день женщина работала, а вечером опять в слезы. Макошь ее спрашивает: "Почему ты плачешь? Ведь я сотворила тебе еще одну пару рук!". А женщина отвечает: "Благодарствую тебя, Макошь, в два раза больше сделала, чем вчера, но на все ровно рук не хватает". "Хорошо, - сказала Макошь, - вот тебе еще пара рук". Весь день работала женщина, а вечером опять в слезы. Макошь спрашивает, чего же опять плачет, а женщина опять за свое - снова ей на все рук не хватает. Рассердилась Макошь убрала все лишние руки а вместо них дала куколку с десятью руками и знания как ее изготовить. И сказала: "Смотри, хорошо к ней относись, тогда станет она для тебя помощницей во всех делах!". -Ваши предложения, как будет звучать тема нашего занятия и чему вы должны научиться?
…( Работа в группах, озвучиваются варианты темы и цели занятия). Возможно… «Десятиручка-помошница в делах». С той поры стали женщины сами себе помощниц делать, а великую Макошь еще больше прославлять. Макошь- Великая языческая богиня, небесная Мать, олицетворение у славян-язычников Матери Сырой земли. Согласно мифам, ее велениям подчинялись и боги и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Символическое изображение Макоши обычно встречается на прялках. Непосредсвенным продолжением образа Макоши после принятия православия стала Параскева-Пятница. (Демонстрация исторического экспоната- прялка с солярным знаком Макоши , прялка привезена с Алтая, является экспонатом музея «Русская изба», где проходит занятие) . (На данном этапе занятия можно использовать групповой метод деятельности, предложить поработать над заданием и обсудить варианты ответов в группах, записав их на ватмане, что необходимо, предусмотреть заранее). В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: - использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд; -куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; - куклы для детских игр. По своему назначению куклы делились на три большие группы: - куклы-обереги, - игровые куклы -обрядовые куклы. Давайте с вами попытаемся восстановить логическую цепочку Обрядовые куклы (ритуальные) Куклы-обереги Игровые Определите какими свойствами обладает каждая группа ?
Какие куклы вы можете назвать как обрядовые, куклы обереги, а какие игровые, среди, представленных? (Кукла масленица, крупеничка, зерновушка и др). Прокомментируйте ваш выбор… Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. (Неразлучники) Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам- помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь. Ребята представьте: - как могла выглядеть кукла «Десятиручка» в то время; - какую вы для себя хотели бы изготовить ; - подумайте, в каких делах кукла может помочь вам; - в каких делах, нуждается в помощи , ваша мама?.. (Работа в группах над проектами).
IV. Практическая работа:
Приступаем к изготовлению куклы-помощницы “Десятиручки”. Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища, перегибаем ее. В выполнении такой «куватки» есть свои особенности: в месте перегиба основной детали ткань не перетягивали. Голову обозначают, перемотав это место ниткой (1). Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (2). Выполняем 5 пар рук для куклы и разворачиваем их веером (3). Вкладываем «руки» под головой между половинками туловища (4). Далее крестообразно затягиваем и закрепляем «руки» в тельце куколки (5) 5). Наряжаем куколку, делаем юбочку, фартук, на головку повязываем платочек. 6). Декорируем бисером, вышивкой. 7). Оформляем ручки. v.Заключительная часть: Рефлексия Итак, подведем итоги нашего занятия. Все мы делали народную, традиционную куклу - «Десятиручка».
1. Почему эта куколка считается: - народной? - традиционной? 2.На какие группы делятся народные, традиционные куклы? 3. Какое назначение куклы «Десятиручка»? 4. Из какого материала можно сделать куколку? 5. «Десятиручка» - помощница в делах, а ваша куколка в чем и кому будет помогать? 6. А может она, быть подарком?
VI. Домашнее задание
Домашнее задание: найти материал в интернет ресурсах и подготовить сообщения : встречаются ли среди народных традиционных кукол «многорукие» куклы, каково их назначение? Есть ли памятники , образы мировой, материальной культуры с признаком «многорукости»? (Поисковый метод). Рефлексия: Смайлики настроения с комментариями.
Список литературы:
1. .Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004 . 2. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- М.; Белый город, 2011. 3. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004. 4. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
5. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001. 6. Демидова Н. Г. Моя народная кукла. Я вхожу в мир искусств. -1999.- 7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2010.-240с. 8. Морозов. И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). - М.:Индрик,2011,-352.с.2. 9. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. (М., 1901.), Апполон Коринфский. - М.; Белый город, 2007. -592 с. 10.Русские игрушки, игры, забавы. История России.- М.; Белый город, -1998. 11.Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, -2007.- 736с. 12.Шайдарова Н. Традиционная тряпичная кукла. 13.. Шайурова Н.В. « Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012. 14.«Куклы в народных костюмах» коллекция журналов создана при участии ООО «ЭТНОКОНСАЛТИНГ» 15.Национальные традиции. [Эл. ре-с].
В раздел дополнительное образование