Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Береги здоровье смолоду!"

статья

Автор: Коваленко Ирина Николаевна, воспитатель, ГКУ РС(Я) "НСРЦН", г. Нерюнгри, Республика Саха(Якутия)



В раздел дополнительное образование

Коваленко Ирина Николаевна воспитатель первой категории ГКУ РС(Я) «НСРЦН» г.Нерюнгри
Из опыта работы «Береги здоровье смолоду!»
Сохранение и приумножение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Ведь не секрет, что здоровые дети – это залог здоровья и благополучия нации в целом, как гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому одним из главных направлений в своей работе, как педагог реабилитационного центра для несовершеннолетних, я выбрала пропаганду и формирование основ здорового образа жизни, как у воспитанников, так и у их родителей. Родители подверженные вредным привычкам, не могут воспитать отрицательное отношение к ним у своих детей. У многих просто не хватает элементарных знаний и опыта, поэтому только тесное взаимодействие с семьей может дать положительные результаты в работе с воспитанниками. В своей работе я стараюсь находить и осуществлять оптимальные формы оздоровительной работы с воспитанниками и их родителями. Расскажу о некоторых из них. Мною была составлена программа «Будь здоров!», спортивно-оздоровительного направления, рассчитанная на детей в возрасте от 4 до 12 лет. Целью, которой является формирование представлений о различных видах здоровья человека (физического, психического и эмоционального) и ценностного отношения к своему здоровью. В ходе своей практической работы я ставила перед собой следующие задачи:  дать детям знания об организме человека и его функционировании в соответствии с их возрастом и способностями;  научить применять полученные знания на практике;  развивать негативное отношение к вредным привычкам;  воспитать чувство ответственности как за свое здоровье и безопасность жизни, так и окружающих;  содействовать физическому развитию и укреплению здоровья. Актуальность данной программы я вижу в том, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни в полном смысле этого слова, который исключает не только отсутствие вредных привычек, но и отрицательных эмоций, дурных наклонностей, которые мы бы не хотели видеть в подрастающем поколении, так как это одна из главных задач в современном образовании. Программа «Будь здоров!» состоит из следующих основных разделов:  Человек  Гигиена и здоровье  Культура питания  Профилактика употребления ПАВ Особый акцент в программе сделан на использование практических занятий, применяемых в повседневной жизни. Хочу поделиться следующими наработками из своей практики. Каждый ребенок – яркая индивидуальность. Нельзя ни в коем случае заставлять его выполнять то, что он не хочет или ему не знакомо, и нужно уметь найти к нему правильный подход, заинтересовать. А как это сделать? Какими средствами? Я считаю, что терпением, самостоятельным экспериментированием детей и через игру. Ребенок должен осознать 1
необходимость соблюдения тех или иных правил, научиться получать удовольствие от процедур, и только затем он будет их выполнять самостоятельно и с удовольствием. Игра – это радость для ребенка, но это также и путь к познанию мира. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в активности, развивает физические силы, а также сообразительность, находчивость, инициативу, выдержку. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Недаром А. С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». При помощи игровых моментов мне всегда удается без «нажима» повлиять на ребенка, поэтому стараюсь как можно больше наполнять содержание занятий сказочными, игровыми сюжетами и персонажами. Групповые занятия провожу по подгруппам, учитывая возраст и способности детей. Во время занятия отмечаю для себя тех ребят, кому необходима индивидуальная, либо дополнительная работа. Казалось бы, куда проще вымыть руки с мылом или почистить зубы, но многим детям эти процессы даются с трудом, в моей практике были случаи, когда дети видели в первый раз полотенце, зубную щетку и постельное белье. Такие ребята вначале предпочитают наблюдать за другими, а уж затем пробуют сами. Поэтому всегда во время занятия стараюсь продемонстрировать что-то сама, и дать возможность детям проявить самостоятельную поисковую активность. Например, во время занятия «Дружи с водой» дошкольникам предлагаю научить умываться какой- ни будь персонаж, это может быть кукла, поросенок Хрюша или даже старший ребенок, готовый сыграть эту роль. Мотивирую тем, что наши ребята все знают, умеют, и какие они опрятные. Результат всегда не заставляет себя ждать, малыши тщательно стараются «научить», незаметно обучаясь сами. Конечно, в дальнейшем результат необходимо закреплять, чтобы соблюдение правил гигиены стало для ребят привычкой. Особое внимание уделяю занятиям «О режиме дня». Цель этих занятий – сформировать у ребят правильное представление о режиме дня, пользе его соблюдения для здоровья. Детям порой трудно рассказать о том, что они чувствуют, о своих ощущениях физического дискомфорта. Поэтому задаю им такие вопросы:  Знаешь ли ты о режиме дня что-нибудь? Для чего он нужен?  Когда дети должны завтракать, гулять, играть, отдыхать?  Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, пора спать? Когда это бывает? Пусть выскажется каждый ребенок. Это важно для развития самосознания, формирования ценностей, здорового образа жизни. Затем рассказываю ребятам об организме человека и его особенности соблюдать свое внутреннее расписание. Например, я объясняю детям: «Ты заигрался с друзьями и совсем забыл, что уже время обеда, и вдруг что-то начинает беспокоить в животе. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определенное время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Вечером ты рассматриваешь интересную книгу и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. В чем дело? А это твой организм опять напоминает о своем внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сил». Если мешать организму соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок – организм рассердится, поссорится с тобой, и ты можешь заболеть. Поэтому нужно соблюдать режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определенное время. Тогда организму будет легко работать, а ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым». В 2
виде домашнего задания предлагаю ребятам составить свой режим дня, который затем разбираем и дорабатываем с каждым ребенком индивидуально. Этой теме отвожу большое внимание и в работе с родителями. Необходимо довести до сознания родителей тот факт, что именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования организма. И если в начальных классах помогать детям соблюдать режим дня, то в старших классах повторение одних и тех же действий в одно и то же время станет потребностью и укрепится стойкой, здоровой привычкой. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. И здесь на помощь должны прийти физические упражнения. Ребята должны понимать к чему приводит «сидячая жизнь» и какую пользу для организма несут в себе занятия спортом. Кроме того, физические упражнения – важнейший способ полезного использования избытка энергии, которая может не найти другого выхода. Об этом в первую очередь должны помнить взрослые. В своих рекомендациях родителям стараюсь довести до их сознания то, что спорт не только благотворно влияет на состояние здоровья детей, а также отвлекает их внимание и энергию от вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков. Утро с детьми я всегда начинаю с зарядки, обязательно под музыку. Детям нравятся физические упражнения с элементами ритмики. Цель, которую я ставлю перед собой – это повышение интереса к занятиям и настроения детей. Когда создается на занятии положительный эмоциональный настрой, то оздоравливается не только тело, но и душа. Старшие ребята придумывают новые упражнения, которыми я дополняю комплекс. Стараюсь все упражнения выполнять вместе с детьми, так как считаю, что только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Цикл занятий в моей программе посвящен правилам питания. Говоря о питании, ставлю перед собой задачу всячески противостоять складывающимся у детей привычкам «перехватывать» что-нибудь на бегу. Дети должны усвоить, как и родители, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы. Если ребенок питается неправильно, может нарушиться обмен веществ и замедлиться рост. Правильное питание – прежде всего рациональное, сбалансированное питание. Это значит, что необходимо учитывать калорийность пищи, ее качественный состав, правильное соотношение пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, солей, витаминов. Чтобы привлечь ребят к этой теме, в занимательной форме зачитываю им стихи о витаминах. Предлагаю различные сценки: «Спор продуктов», «Перекличка витаминов», «Советы доктора Айболита», в которых ребята с удовольствием играют роли. Такая форма работы дает хорошие результаты в усвоении информации. Приглашая родителей на открытые мероприятия, стараюсь заканчивать их совместными чаепитиями. Цель таких мероприятий показать родителям и детям, что провести праздник весело и увлекательно можно и без спиртных напитков. Занятия, направленные на формирование у детей здорового образа жизни, способствуют созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Помогают сплотить детей, они меньше болеют. Такие занятия избавляют детей от вредных привычек и помогают сформировать важные качества личности: настойчивость в достижении цели, упорство. Положительные результаты таких занятий благотворны для психологического настроя детей. Вот почему на занятиях я стараюсь, чтобы дети усвоили: «Береги здоровье смолоду!» Список литературы: 3
1. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 245, (1) с. – (Сердце отдаю детям). 2. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление). 3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Мастерская учителя). 4. Сборник программ по воспитательной работе в семье и образовательных учреждениях. – Составители: Евсикова Е. И., Аханянова Н. А., Макиенко О. В., Платонова Р. Р., Капитонова А. К., Голованов В. И., Тролукова Е. Н. – Министерство образования РС(Я), 1996. 4


В раздел дополнительное образование