Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Влияние моторной и сенсорной асимметрии на быстроту двигательной реакции каратистов"

методическая разработка

Автор: Павленко Алексей Вячеславович, тренер-преподаватель по каратэ, МБОУ ДО СДЮСШОР №2, город Новочеркасск Ростовская область



В раздел дополнительное образование


Содержание
Введение ...................................................................
Ошибка! Закладка не определена.
1 Обзор и анализ литературных источников ................................................................ 6 1.1 Функциональные асимметрии человека ........................................................ 6 1.2 Моторные асимметрии ..................................................................................... 7 1.3 Сенсорные и психические асимметрии .......................................................... 9 1.4 Проявление функциональной асимметрии мозга у спортсменов ........... 11 1.5 Специфика управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии ................................................................................... 15 2 Методы и организация исследований ...................................................................... 18 2.1 Методы исследования .................................................................................... 18 2.2 Организация исследования ............................................................................ 18 3 Результаты исследований и их обсуждение ............................................................ 20 Выводы ............................................................................................................................... 24 Практические рекомендации ............................................................................................ 25 Библиографический список .............................................................................................. 26 Приложение А (обязательное) Исследование моторных асимметрий ......................... 29 Приложение Б (обязательное) Исследование сенсорных асимметрий ........................ 31 Приложение В (обязательное) Исследование психических асимметрий .................... 31

Обзор и анализ литературных источников

1.1

Функциональные асимметрии человека
Занимаясь тем или иным видом единоборства, необходимо учитывать тот факт, что человек есть право-левый объект природы. Из правых и левых частей состоит тело, голова и парные органы человека. Левая рука или левая нога представляют собой как бы зеркальное отражение правых руки и ноги. Исследованию мозга как парного органа в настоящее время посвящено значительное число работ, выполненных представителями разных областей знаний: биологами, нейрофизиологами, физиологами спорта, клиницистами, психологами, философами. Основное внимание при этом уделяется изучению межполушарной асимметрии, или специализации функций левого и правого полушарий головного мозга [5, 53]. Правое полушарие головного мозга противоположно левому по пространственной форме; оно есть как бы зеркальное отражение левого полушария или, напротив, левое полушарие представляет собой как бы зеркальное отражение правого. С другой стороны, В.И. Вернадский писал, что человек есть «естественное живое тело, где правизна резко отличается от левизны» [14]. Правизну и левизну он считал «чрезвычайно чувствительным индикатором физического состояния пространства». При этом подчеркивалось, что, при сходстве всех правшей, левши неизмеримо более различны между собой по двум важнейшим признакам: профилю асимметрии и соответствующей ему структуре психики. Профиль асимметрии у всех правшей один – правый, у левшей может быть множество профилей. Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) – это присущее конкретному человеку (спортсмену) сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий. Он может быть односторонним (правосторонним или левосторонним) и смешанным. У большинства людей отмечена правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности) и слуха и левосторонняя асимметрия функций осязания, обоняния и вкуса. Определение ведущей руки зависит от ведущего полушария мозга. При этом установлено, что полушария мозга различаются по своим функциям. У большинства людей в левом полушарии локализован центр речи, поэтому левое полушарие считается главным, или доминирующим. Вследствие перекреста нервных волокон информация, идущая от левого полушария, поступает в правую половину тела. Поэтому в подавляющем большинстве случаев ведущей является правая рука. Однако у некоторых людей центр речи располагается в правом полушарии; тогда ведущей становится левая половина тела и, следовательно, левая рука. Одни левши близки или совпадают с правшами по структуре психики, например, имеющие преимущественно правый профиль только с одним проявлением левшества – левоногостью. Другие левши отличаются от правшей сильнее или слабее. У них возможны проявления психики, весьма выгодно отличающие того или иного левшу. Асимметрия психики каждого левши отличается от асимметрии психики правши в той степени, в какой иными, чем у правшей, является профиль асимметрии и соответствующая ему функциональная асимметрия мозга только данного конкретного левши. Таким образом, под функциональной асимметрией (ФА) понимается неравенство функций полушарий головного мозга, проявляющееся на моторном, сенсорном и психическом уровнях. При этом моторная (или двигательная), сенсорная и психическая асимметрия взаимосвязаны между собой. Моторная асимметрия – это совокупность неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего
двигательного поведения и его выразительности. Сенсорная асимметрия это проявление неравенства функций органов чувств. Психическая асимметрия рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле проявляется в организации отражения окружающей действительности, а в широком смысле – в обеспечении целостной нервно-психической деятельности человека. В возрастном аспекте психическая асимметрия является более поздним образованием, чем моторная и сенсорная, что обусловлено развитием лобных долей головного мозга вплоть до 15-16 лет [26].
1.2

Моторные асимметрии
Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица. Ведущую конечность определяют по следующим признакам: – ее предпочтение при выполнении действия одной рукой или ногой; – более высокая эффективность по силе, точности и быстроте включения; – доминирование при совместной деятельности обеих конечностей. Как уже отмечалось, у большинства людей (в 75% случаев) правая рука является ведущей, а связанное с ней левое полушарие – главенствующим, доминантным. Это преимущественное значение левого полушария объясняют тем, что практически у всех праворуких (правшей) функция речи контролируется тем же левым полушарием, в котором располагается моторный речевой центр Брока [45]. Гораздо меньше среди населения левшей – примерно 5-10% – и обоеруких или амбидекстров – 15-20%. Среди женщин левши встречаются в 2-3 раза реже, чем у мужчин. По статистике среди родителей леворуких детей в 10 раз больше левшей, чем среди родителей праворуких детей, что указывает на значительную роль наследственности в развитии леворукости. Моторные центры речи лишь у немногих леворуких (около 7%) расположены в правом полушарии, которое контролирует движения левой руки. У большинства левшей они локализуются в левом полушарии, а у небольшой части – в обоих полушариях. Моторные центры рук у левшей также могут располагаться в правом полушарии, либо в левом, либо асимметрия отсутствует [47]. Таким образом, перекрестные влияния на моторику не являются у человека единственно возможными. Наряду с доминированием левого полушария у правшей и правого у левшей может быть одновременное участие обоих полушарий, а также их попеременное доминирование при управлении движениями [40]. У правшей, как правило, ведущая правая рука превосходит левую по длине, размеру кисти и величине ногтевого ложа большого пальца. Она имеет большую мышечную массу, мышечные волокна ее толще и сильнее. Ведущая правая рука легче и раньше включается в двигательные акты, выполняет их более координировано, точнее дозирует усилия. Ей принадлежит основная активная роль не только в сознательном управлении движениями, но и в отражении эмоциональных и личностных особенностей человека. Левой же руке у правшей отводится преимущественно подсобная роль. Она более вынослива к статическим усилиям, чаще служит опорой при выполнении различных операций. У праворуких людей центральное управление движениями правой и левой рук неоднозначно. Как показывают современные исследования [35, 40], моторика правой (ведущей) руки осуществляется в большей степени по механизму центральных команд, более
подчинена процессам сознательного управления, включающим самые высшие отделы коры больших полушарий (в первую очередь, переднелобные третичные области). Двигательные навыки правой руки формируются быстрее и легче автоматизируются. Управление левой рукой у правшей в большей мере связано с более древним филогенетически и ранее выявляемым в онтогенезе механизмом кольцевого рефлекторного регулирования. В обычных условиях целенаправленной деятельности неведущая левая рука существенно отстает от ведущей правой по своим координационным возможностям. Однако в экстремальных ситуациях, при выполнении многоцелевых программ деятельности, когда создаются необычные трудности для программного управления действиями правой руки, эффективность левой руки оказывается более высокой. Обнаружено, что мышцы неведущей левой руки содержат больше быстрых мышечных волокон, характеризуются лучшими взрывными сократительными свойствами и в большей степени подвержены утомлению [35]. Преобладание правой руки не связано с обязательным доминированием правой ноги. Чаще всего, а именно в 70% случаев, у праворуких людей ведущей является левая нога, т.е. имеется так называемая перекрестная асимметрия. Лишь для пятой части населения характерно наличие ведущей правой руки и правой ноги и всего около 5% людей имеют ведущие левую руку и левую ногу. Перекрестная асимметрия, столь характерная для правшей, весьма мало выражена у левшей: лишь в 7% случаев у леворуких людей обнаруживается ведущая правая нога. Распространенность леворукости в популяции по данным разных авторов от 1 до 6,7%. Человека с леворукостью называют левшой. Леворукость и праворукость генотипически обусловлены. Нередко встречаются семьи, в которых имеется несколько левшей (родители, дети, другие близкие родственники). По данным В.Н. Дружинина [16], процент детей с леворукостью составляет 2,4%, если родители правши; 17,2%, если один из родителей – левша; 46%, если оба родителя – левши. Описаны случаи конкордантности (согласованности) по леворукости у однояйцевых близнецов. Среди считающих себя правшами имеются скрытые левши со стертыми признаками леворукости. Кроме того, может наблюдаться врожденная способность одинаково пользоваться правой и левой рукой (амбидекстрия). Различные моторные возможности конечностей проявляются при разных видах локомоций – ходьбе, беге, плавании и др. Правши отклоняются обычно в левую сторону и, в итоге, перемещаясь по кругу, приходят в исходный пункт, а при выключении зрения прямолинейное движение человека невозможно уже в пределах 100 метров. Моторная асимметрия проявляется также в различном развитии и двигательных возможностях мышц правой и левой половины туловища и лица. В онтогенезе наблюдается постепенное развитие латерализации моторных функций. У детей 2-3 лет отмечается лишь 33% праворуких, 13% леворуких и у 54% отсутствует моторная асимметрия. К возрасту 7-8 лет уже более 50% детей является праворукими. Это урежение Е.К. Аганянц рассматривает как, «следствие распространенного обычая активного переучивания детей, особенно в начальных классах школ» [1]. Однако степень доминирования правой стороны при освоении двигательных навыков может изменяться в онтогенезе. Так, при освоении симметричных движений скорость их формирования выше на правой (ведущей) стороне в возрасте 9-11 и 15-17 лет, но в переходный период у подростков – наоборот быстрее формируются навыки на левой (неведущей) стороне. Хорошо выраженная в молодом возрасте моторная асимметрия по мере старения
организма постепенно сглаживается. У людей пожилого возраста число правшей и левшей оказывается примерно одинаковым (50:50%). Имеются сведения о том, что левшеству может способствовать повышенное выделение тестостерона в зародышевом развитии. Левшество считается более частым среди транссексуалов и гомосексуалистов – мужчин и женщин, чем среди лиц с достаточно полной сексуальной дифференцировкой [42]. Левшами оказываются более 50% родившихся весом меньше одного килограмма. Леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди «артистически одаренных» – художников и архитекторов, спортсменов игровых видов спорта; реже – 4% – среди занятых физическим трудом. Леворуких не оказалось среди спортсменов-стрелков, баскетболистов, штангистов; леворукие составили 16% каратистов и борцов; причем 5% каратистов высокого класса были леворукими. По данным С. Спрингера [47], леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы. В настоящее время среди педагогов и врачей сформировалось понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конструкции индивида и поэтому неуместно требовать лечить или переучивать леворуких.
1.3

Сенсорные и психические асимметрии
Сенсорные асимметрии определяют как совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей сенсорных систем. Особое значение в поведении человека имеет асимметрия зрения. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети – левостороннюю и лишь немногие – симметрию зрительной функции. Ведущий глаз обладает более высокой остротой зрения, мгновенным и особенно ярким восприятием цвета, более обширным полем зрения, лучшим ощущением глубины пространства. При прицеливании воспринимается лишь то, что входит в поле зрения этого глаза. В целом, восприятие объекта в большей мере обеспечивается ведущим глазом, а восприятие окружающего фона – неведущим глазом [44]. При изолированном предъявлении стимулов правому или левому глазу выявлено преимущество правого поля зрения и, соответственно левого полушария, в восприятии второсигнальной информации (чисел, отдельных букв и целых слов), а также преобладание левого поля зрения и правого полушария в восприятии зрительно-пространственной информации (фотографий, геометрических фигур и пр.). Изолированное предъявление звуковых раздражителей левому или правому уху показало своеобразие функциональной асимметрии слуха. Речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом у подавляющего большинства правшей и у половины левшей, а музыка, интонации речи, эмоциональная ее окраска – левым ухом. У женщин почти в 2 раза чаще отмечается преимущество правого уха в восприятии речевых стимулов, чем у мужчин [1]. В функциях осязания, обоняния и вкуса больше выражена левосторонняя асимметрия. На левой руке выше тактильная, болевая, температурная и вибрационная чувствительность, на правой руке – кинестетическая чувствительность. Левая сторона носа более чувствительна к запахам. На левой половине языка больше вкусовых сосочков и выше вкусовая чувствительность.
В понятие психических асимметрий включают нарушение симметрии собственно психических процессов. Психосенсорные процессы, связанные с чувственным познанием внешнего и внутреннего мира, соотносят с функциями правого полушария. Обработка этой информации происходит в настоящем времени с участием следов прошлых раздражений, хранящихся в памяти, т.е. с участием прошедшего времени. К функциям правого полушария относят целостное и одномоментное восприятие зрительно-пространственных впечатлений [43]. Психомоторные процессы связаны с абстрактно-логическим познанием, речевой регуляцией движений и двигательными асимметриями. Их связывают с функциями левого полушария. Протекая в настоящем времени, они направлены в будущее время, так как программируемые действия и прогнозируемые их результаты будут осуществляться в дальнейшей жизни человека. Левое полушарие осуществляет детальный анализ событий, производя их последовательную обработку. Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет чрезвычайно важную характеристику человека – его индивидуальный профиль асимметрии, определяющий только ему присущие особенности поведения. Профиль латеральной организации мозга, или индивидуальный профиль асимметрии (ИПА), рассматриваются как фактор, обеспечивающий индивидуальную специфику двигательных функций [43]. Он представляет собой распределение доминирования активности мозга в организации моторной и сенсорной функций. У многих людей отмечается правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности), слуха (по восприятию речи) и левосторонняя асимметрия в функциях осязания, обоняния и вкуса. В поведении человека основное значение имеет асимметрия рук, ног, зрения и слуха, которая в основном и учитывается при определении индивидуального профиля асимметрии (Таблица 1). Т а б л и ц а 1 – Наиболее распространенный вариант индивидуального профиля асимметрии различных функций Доминирование Рука Нога Глаз Ухо Вкус Обоняние Осязание Правое + + + + Левое + + + Различают одностороннее доминирование этих функций (либо правостороннее, либо левостороннее преобладание функций рук, ног, зрения, слуха) и парциальное (частичное) с любым сочетанием преобладающих функций. У детей 4-7 лет односторонний правый профиль асимметрии (рука, нога, глаз, ухо) наблюдается только в 15% случаев, а парциальный в 80% случаев. По мере взросления повышается праволатеральность моторики рук и ног, функций зрения. У взрослых правосторонний профиль асимметрии отмечается в 26% случаев, а парциальный – в 70%. Истинных левшей с односторонним левым профилем асимметрии насчитывают около 4% [2]. Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сочетание ведущей правой руки и ведущего правого глаза. У правшей с ведущим правым глазом лучше ориентировка,
чем в случае с ведущим левым глазом. Они лучше адаптируются ко многим сложным формам деятельности, требующим быстрого реагирования на изменения ситуации, высокой концентрации и скорости переключения внимания. Обследование школьников-правшей 7-15 лет с правым ведущим глазом показало их большую способность к понятийному, абстрактному мышлению и более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, имеющими более низкие коэффициенты праворукости, стертые признаки левшества и левый ведущий глаз. У школьников-левшей в 90-100% случаев отмечено преобладание реакций на непосредственные раздражители (первой сигнальной системы), а у правшей в 25 % случаев – преобладание реакций на словесные раздражители (второй сигнальной системы) [50].
1.4

Проявление функциональной асимметрии мозга у спортсменов
Функциональная асимметрия-симметрия проявляется в спортивной деятельности. В контексте спортивной психологии и физиологии учет индивидуального профиля асимметрии перспективен для выявления предпосылок, определяющих индивидуализацию тренировочного процесса, для выбора спортивного амплуа и формирования стиля соревновательной деятельности. Эффективное использование природных задатков и предпосылок развития человека возможно только при взаимодействии генотипического и средового влияний, поэтому индивидуальные особенности моторных и сенсорных функций важно учитывать для дифференцированного подхода к обучению движениям и овладению спортивными навыками, а также для повышения функциональных возможностей спортсмена [18, 19, 31]. Врожденные морфофункциональные асимметрии определяют предпочтение правой или левой конечности при выполнении различных действий с предметом или без него – выбор вооруженной руки у фехтовальщика, правостороннего или левостороннего хвата клюшки у хоккеиста, стороны вдоха при плавании кролем, левосторонней или правосторонней стойки у боксера и т.д. Успешность занятий в конкретном виде спорта соответствует определенному типу ИПА. Это может быть связано с естественным отбором индивидуумов, успешнее осваивающих спортивные навыки, легче переносящих стрессовые условия соревнований, надежней адаптирующихся к высоким физическим и психологическим нагрузкам. Для занимающихся спортивной гимнастикой характерен высокий процент «чистых правшей» [7]. Правостороннее доминирование мануальных, слухоречевых и двигательных функций отражает надежность зрительно-пространственной деятельности. Для борцов, боксеров и других спортсменов в ситуационных видах спорта предпочтительным типом является амбидекстрия, когда симметрия рук сочетается с различными вариантами сенсорных признаков. Специфической особенностью подготовки в этих видах спорта является симметричное освоение технических приемов на левую и правую стороны. При смешанном ИПА отмечается наибольшая частота высоких показателей личностной и реактивной тревожности. Это коррелирует с уровнем спортивных достижений в единоборствах и спортивных играх [54]. Для группы исследуемых с правосторонним доминированием руки и левым доминированием глаза и уха характерны высокие показатели скорости и результативности переключения внимания и помехоустойчивости; доминирование правого глаза и левого уха сочетается с высокой работоспособностью и высокими показателями интеллектуальности.
Лица с парциальным ИПА лучше адаптируются в слабо регламентированной, ненормированной деятельности, требующей инициативы, гибкости и участия в сложных межличностных отношениях. Среди занимающихся теннисом высок процент праворуких с разными сочетаниями сенсорных признаков, особенно зрительных. Не исключено, что это связано с необходимостью билатерального восприятия пространства. Большинство художественных гимнасток относится к смешанным типам ИПА: праворуким с разными вариантами асимметрии сенсорных функций или амбидекстрам, которые особенно успешно выполняют тесты на бимануальную координацию. Латерализация моторных и сенсорных функций изменяется с ростом спортивного мастерства. К примеру, у самбистов увеличивается симметрия мануальных и зрительных функций. Эффективное использование правой и левой руки в единоборствах отмечается в периоде стабилизации. На этапе высокого технического мастерства вновь усиливается роль ведущей руки [7]. По мануальным и сенсорным функциям в процессе занятий спортивной гимнастикой увеличивается правосторонняя асимметрия. Вероятно, «чистые правши» лучше адаптируются к групповой деятельности, протекающей в жестко регламентированных условиях, отличаются высокой профессиональной надежностью в эмоционально-стрессовых ситуациях. В видах спорта с асимметричной структурой движений при большом спортивном стаже, и ранней специализации преимущество имеют спортсмены с выраженной асимметрией двигательных действий. Футболисты выполняют ведущей ногой 88% элементов в соревновательных условиях. В тяжелой атлетике наиболее высокого уровня спортивного мастерства достигают атлеты, имеющие наименьшие величины асимметрии мышц рук [6]. Аналогичные наблюдения, проведенные на спортсменах других видов спорта (гандбол, баскетбол, горнолыжный, парашютный спорт и др.), показывают, что влияние характера и величины асимметрии на спортивный результат нельзя рассматривать в отрыве от индивидуальных особенностей организма и вида спорта. Проблема заключается в том, что в моторной организации отражается целостная характеристика личности при неповторимой индивидуальности. В связи с этим, усредненных критериев двигательной подготовленности человека недостаточно. В последние годы усилились тенденции учитывать индивидуально-типологические особенности физических качеств, позволяющих средствами физической культуры целенаправленно совершенствовать природные качества и способности человека. В качестве основ типологизации предлагают использовать возрастную, половую специфику, свойства нервной системы и соматотип. Однако не уделяют внимания индивидуальным особенностям межполушарного взаимодействия и межполушарной асимметрии, отражением которых является совокупность периферических моторных и сенсорных асимметрий, или ИПА – одна из наиболее консервативных биологических характеристик личности. Более того, при детальном описании конституционального статуса спортсмена в целях моделирования или мониторинга часто не указывается тестируемая конечность. Исследования Е.М. Бердичевской, выявили, что противоречивые факты о роли и преимуществах доминантной и субдоминантной конечностей в осуществлении движений человека объясняются недооценкой тщательного формирования однородных по ИПА групп
исследуемых. Точная количественная комплексная оценка ИПА (с учетом ведущего глаза, уха, руки и ноги) позволяет установить присущую им специфику структуры моторики. В популяции человека преобладает смешанный многовариантный ИПА. При обследовании 400 студентов выявлен 31 вариант (из 80 теоретически возможных), в том числе 70% – с парциальным фенотипом, среди них 40% «скрытых» левшей – с ведущей правой рукой, но левой ногой, глазом или ухом. С учетом шести анализаторных систем распределение их может дать 600 вариантов ИПА [5]. Тщательная оценка ИПА важна для раннего выявления элементов «левшества» при спортивном и профессионально отборе, обучении и воспитании. Двигательные способности «абсолютных правшей» и исследуемых с единичными проявлениями «левшества» (перекрестным ИПА с ведущей левой ногой) отличаются для нижних и верхних конечностей. Возможно, причина заключается в разной степени функциональной асимметрии интегральных моторных ансамблей целого мозга. Скрытое «левшество» не привлекает внимания тренера, хотя не менее, чем леворукость, сказывается на двигательных качествах человека, психологических актах, стратегии поведения, адаптационных резервах спортсмена. Исследуемые с доминированием правого полушария обнаруживали менее выраженную способность к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, имели меньшую эмоционально-волевую настойчивость на фоне отрицательного настроения, негативизма, слабые адаптационные резервы к экстремальным факторам. Моторные асимметрии человека и животных рассматривались во многих работах. Теоретики физического воспитания обозначают моторную асимметрию как «один из интереснейших спортивных феноменов». Физиологи спорта в большей мере исследовали возрастные проявления моторных асимметрий, доминантность верхних, редко – нижних конечностей, организацию изолированных и совместных движений рук у правшей и левшей. Моторные асимметрии универсальны, своеобразны по многим параметрам движений, зависят от сложности и характера двигательных актов [9, 21]. Динамические и статические моторные проявления функциональной асимметрии чрезвычайно вариативны, зачастую противоречивы. Это связано с включением в экспериментальные группы исследуемых с разным типом межполушарной организации (парциальным, амбидекстральным, «скрытым левым»). Усреднение данных искажают «двигательные портреты». Исследование в ракурсе индивидуально-типологического подхода с учетом профиля межполушарной асимметрии обнаружило неравенство право-левых скоростных, силовых, скоростно-силовых, сложнокоординационных способностей верхних и нижних конечностей. Степень и направленность параметров моторики неоднозначна и зависит от ИПА, возраста, координационной сложности задания, требований к точности и направлению перемещения, необходимости экстренного выбора [4]. Специфика двигательных функций у левшей изучена мало, хотя они занимают ведущие позиции в ряде видов спорта. Среди чемпионов и призеров первенств СССР, Европы за период с 1978 по 1982 год и на Олимпийских играх 1980 года 27,4% дзюдоистов предпочитали левостороннюю стойку [56]. Лучшие бейсболисты, теннисисты и баскетболисты были левшами. Леворукие спортсмены чаще достигают высоких наград в фехтовании, теннисе. Боксеры-левши завоевывают на соревнованиях высокого ранга 30-40% золотых медалей, хотя леворукие люди составляют всего около 10% населения. Это связано не только с особенностями двигательного развития левшей, но и со спецификой восприятия
информации, стратегии мышления и стиля действий. К примеру, среди фехтовальщиков – финалистов крупнейших международных соревнований число левшей в 10 раз больше, чем в популяции. Рапиристы-левши высокого класса, по сравнению с праворукими, имеют более короткое ЛВДР на свет, обеспечивающее успешность простых и быстрых действий, но меньшую скорость переработки сложной информации (длительное ЛВДР выбора). Это затрудняет использование технико-тактических действий высокой сложности, а также принятие неординарных решений в аналогичных условиях. Для левшей адекватным является атакующий стиль, для правшей – контратакующий [36]. Ведущим глазом у преобладающего числа спортсменов является правый: правоглазых – 85%, левоглазых – около 12%, без асимметрии – примерно 3%. У стрелков все праворукие спортсмены имеют ведущий правый глаз (Таблица 2). Т а б л и ц а 2 – Функциональная асимметрия глаз у спортсменов (по Ермакову П.Н., 1988) Вид спорта Количество спортсменов Правая асимметрия, % Левая асимметрия, % Симметрия, % Стрельба 28 100 - - Баскетбол 28 100 8 4 Тяжелая атлетика 30 84 8 8 Борьба 43 82 18 - Каратэ 158 73 25 2 Суммарное количество 295 85.4 11.8 2.8 Профиль асимметрии определяет наиболее предпочитаемую, «удобную» сторону вращения в фигурном катании, в гимнастике («винт») и др. видах спорта. В произвольном вращении примерно 90% людей предпочитают левую сторону (более удобную для правшей). У фигуристов 84% спортсменов выполняют вращения в левую сторону. Левый профиль асимметрии у теннисистов, борцов, боксеров и фехтовальщиков делает их неудобными соперниками для спортсменов с правым профилем асимметрии и обуславливает эффективность соревновательной деятельности. У многих представителей циклических видов спорта встречается перекрестная моторная асимметрия: у пловцов-подводников ведущими являются правая рука и левая нога; аналогичную картину можно видеть у 60% высококвалифицированных лыжников-гонщиков. Спортсмены, имеющие односторонний тип доминирования функций (либо правый, либо левый профиль асимметрии) отличаются более высоким уровнем подвижности нервных процессов и психических функций, более короткой сенсомоторной реакцией. Зато по сравнению с лицами со смешанным профилем асимметрии они быстрее утомляются, особенно после тренировок с предельными и околопредельными нагрузками [47]. Определенные корреляции обнаруживаются между психофизиологическими
характеристиками и личностными особенностями спортсменов, с одной стороны, и типом моторного доминирования, с другой стороны. Например, фехтовальщики-левши существенно отличаются от правшей более высоким уровнем реактивной и личностной тревожности, неуравновешенным типом нервной системы, более высоким уровнем нейротизма. У спортсменов, фехтующих левой рукой, отмечено преобладание предметно- образного мышления и меньшая способность к абстрактно-логическому мышлению, преобладание холерического и меланхолического темперамента, предпочтение в боевой деятельности более простых технико-тактических действий с большей скоростью их выполнения. Вместе с тем им присуща худшая скорость переработки сложной информации, большее латентное время реакции с выбором, что затрудняет использование более сложных технических действий и принятие решений в сложных экспромтных ситуациях [31].
1.5

Специфика

управления

тренировочным

процессом

с

учетом

функциональной асимметрии
Врожденные асимметрии могут значительно видоизменяться под влиянием многолетней спортивной тренировки. Направленность изменений зависит от симметричности выполняемых действий. При систематическом выполнении преимущественно односторонних упражнений происходит преобладающее развитие ведущей конечности и усиление асимметрии. Различия в функциях правой и левой конечности нарастают, обуславливая в определенных пределах рост достижений спортсмена (например, в теннисе, фехтовании и др. видах спорта). Однако при выполнении многих симметричных упражнений функциональная асимметрия оказывает отрицательное влияние на спортивный результат. Функциональная асимметрия снижает дальность прыжка на лыжах с трамплина, ухудшает технику выполнения упражнений в акробатике, прыжках на батуте, плавании, горнолыжном спорте, снижает скорость бега, ходьбы и др. циклических движений. Следовательно, во многих видах спорта она является фактором, лимитирующим спортивную работоспособность. Сильнейшая конечность выполняет большую работу, производит большие по амплитуде и силе движения в симметричных упражнениях, что нарушает ритмичность и прямолинейность циклических движений, затрудняет координацию нервных влияний, синхронизацию в деятельности нервных центров и ведет к затрате дополнительной энергии на коррекцию локомоций. Вдобавок к этому слабейшая конечность быстрее утомляется и в большей степени влияет на снижение работоспособности [32]. Процессом спортивного отбора, а также адаптацией в ходе многолетней тренировки к выполнению симметричных упражнений обеспечивается естественное сглаживание функциональной асимметрии у спортсменов высокой квалификации. Накопленные данные указывают, что в результате долговременной адаптации к выполнению специальных упражнений симметричного характера наибольших успехов добиваются спортсмены, имеющие наименьшие различия в действиях правой и левой конечности, в то время как при выполнении упражнений одностороннего характера ведущие спортсмены имеют выраженную асимметрию. Формирование двигательных навыков у спортсменов сопровождается различным участием правого и левого полушария в управлении движениями. Доминирование функциональных систем управления движениями (с избирательными взаимосвязями корковых потенциалов, рабочими ритмами) в левом
полушарии отмечается у спортсменов высокой квалификации, по мере их вхождения в спортивную форму в годичном тренировочном цикле, при выполнении освоенных движений (выработанных двигательных навыков) и в период устойчивого состояния (или оптимальной работоспособности) в процессе работы. Преобладание специфических систем управления движениями в правом полушарии отмечаемся у спортсменов низкой квалификации, в периоды врабатывания и утомления, в состоянии перетренированности, при дезавтоматизации двигательных навыков, т.е. при всяком снижении уровня специальной работоспособности спортсменов [36]. Исследуемые с левым ИПА отличаются сглаживанием функциональных различий в моторике правой и левой стороны тела; их инверсией в ряде случаев в пользу доминантной левой конечности; множественными корреляциями между характеристиками моторики, свидетельствующими о тесном межполушарном взаимодействии в реализации двигательного акта. Можно полагать, что это обусловлено атипичным (по сравнению с правшами) формированием функциональной латерализации мозга левшей, в том числе в двигательной сфере, и большим объемом мозолистого тела – анатомического субстрата межполушарных связей [1]. Индивидуальный моторный профиль констатирует право-левую неравноценность и отражается в особенностях центрально-нервной организации движений и их параметров [24]. Лучшие показатели быстроты в беге на 30 метров чаще отмечаются у праворуких спортсменов в сочетании с правосторонней латерализацией слухоречевых функций. У леворуких – при сочетании с симметрией или правосторонней асимметрией слухоречевых и зрительных функций – наилучшие показатели выносливости обнаруживаются в тесте Купера и становой силе. ИПА связан со временем сложной зрительно-моторной реакции, показателем теппинг-теста, динамической работоспособностью для ведущей руки. Сильный возбудительный процесс отмечен для исследуемых праволатерального типа, наиболее слабый – амбидекстрального и неравнораспределенного. ИПА и степень моторной асимметрии в теппинг-тесте влияют на скоростные свойства двигательной реакции на звуковые и световые стимулы: ЛВДР короче при сочетании доминирования правой руки и правого глаза, чем правой руки и левого глаза. Чем больше асимметрия теппинг-теста, тем короче ЛВДР. Это определяет выбор стратегии индивида в процессе зрительной обработки вербальной и невербальной информации и влияет на качество его деятельности [23]. Левши менее точно, чем правши и амбидекстры (по ведущей руке и уху), оценивают время. Такая способность существенна для организации ритмической и ситуативной техники во многих видах спорта. Лучшее усвоение контрольных заданий во время тренировок отмечено у лиц, имеющих ИПА, специфический для данного вида спорта. Тип латерального профиля межполушарной асимметрии мозга составляет нейрофизиологическую основу формирования индивидуальных различий двигательной деятельности, регламентирует функциональные характеристики произвольных движений и позы прямостояния, возрастные особенности их организации и управления [47]. Профиль латеральной организации мозга, определяя фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа, обеспечивающего когнитивные, эмоциональные, адаптационные, иммунные, гормональные, двигательные функции, должен входить в структуру феногенетических характеристик конституции человека. Не исключено, что ИПА послужит стержнем в типологии индивидуальных морфологических,
функционально-метаболических и психологических различий. Учет ИПА позволяет научно обосновать адекватные педагогические воздействия на двигательную и психическую сферы спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий, сформулировать принципы профессионального и спортивного отбора. Научно обосновывается положение о недопустимости переучивания левшей в процессе физического воспитания или обучения технике и тактике в разных видах спорта. Обучение юных футболистов-левшей техническим приемам через неведущую (правую) ногу замедляет физическое развитие (рост тела). Учет левых моторных асимметрий способствует более высоким спортивным достижениям, правильному выбору амплуа и тактики действий спортсмена. Из всего изложенного следуют два важных вывода: 1) функциональная асимметрия изменяется под влиянием специфических тренировочных воздействий; 2) направленные изменения (усиление или сглаживание) функциональной асимметрии в процессе тренировки являются важным резервом повышения специальной работоспособности спортсменов. Исследования в этом направлении показали возможность и целесообразность управления тренировочным процессом с учетом симметрии-асимметрии. Для повышения эффективности выполнения симметричных упражнений целесообразны тренировочные занятия, направленные на сглаживание имеющейся функциональной асимметрии. Направленные влияния должны использоваться на протяжении круглогодичной подготовки с основным объемом работы в подготовительном периоде. В процессе сглаживания функциональной асимметрии в недельном микроцикле следует включать 3-4 занятия с дополнительной нагрузкой на неведущую конечность при выполнении основных и вспомогательных упражнений. Дополнительный объем работы неведущей конечности должен превышать нагрузку на ведущую конечность на 15% у мастеров спорта и на 10% у спортсменов-разрядников. В.И. Кардановым [25] предложены следующие методические положения учебно- тренировочного процесса, составленные с учетом функциональных асимметрий: – началу двигательного изучения должно предшествовать определение функциональных асимметрий; – обучение сложным по координации движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста занимающегося; – эффективнее перенос навыков с ведущей на неведущую сторону; – направленная тренирующая стимуляция неведущей стороны менее результативна.

2

Методы и организация исследований
Для проведения научно-исследовательской работы нами была отобрана группа спортсменов из 20 человек 14-15 лет, занимающихся в отделении каратэ МБОУ ДО ДЮСШ №2 г. Новочеркасска. Исследовательская работа осуществлялась с января 2013 года по май 2014 года в три этапа. На первом этапе осуществлялось определение объекта, предмета, цели и задач исследования, изучение научной и методической литературы по выбранной теме. На втором этапе был проведен комплекс педагогических исследований. На третьем этапе выполнялась обработка результатов эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.
2.1

Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: – систематизация, анализ и обобщение литературных данных; – анкетирование; – педагогические наблюдения; – педагогическое тестирование; – методы математической статистики. Обзор литературных источников был направлен на подробное изучение вопросов, связанных с особенностями функциональной асимметрии мозга спортсменов, выявление наиболее эффективных способов определения скрытой леворукости и определение основных методических положений, которые необходимо учитывать в ходе учебно-тренировочного процесса при работе со спортсменами различного индивидуального профиля асимметрии. Основной задачей анкетирования являлось определение из числа наблюдаемых спортсменов явно выраженных левшей и правшей путем ответов на соответствующие вопросы. В том числе, была предпринята попытка получить ответ на вопрос: «Насколько широко учитываются тренерами особенности ИПА при подготовке квалифицированных спортсменов, и какие методики при этом ими используются?». В рамках педагогических наблюдений предусматривалось определение основной манеры ведения поединка (использование преимущественно право- или левосторонней стойки, равно как и частая их смена). Педагогическое тестирование проводилось с целью выявления индивидуального профиля асимметрии спортсменов и определения суммарного показателя латентного периода и моторного компонента простой и сложной двигательной реакции, а также реакции слежения. Полученные данные подвергались математической обработке. В ходе работы рассчитывалось среднее арифметическое (М), среднее квадратическое отклонение (  ), ошибка репрезентативности (m) (ошибка средней арифметической) и достоверность различия по методу Стьюдента (tβ) с использованием общепринятой методики  34].
2.2

Организация исследования
Комплекс педагогических исследований занял около полугода – с декабря 2013 года
по май 2014 года. При этом нами было проанализировано 47 учебно-тренировочных и соревновательных боев и опрошено 9 тренеров, специализирующихся на подготовке юных каратистов. Для составления индивидуального профиля асимметрии каждого спортсмена были определены ведущая рука, нога (моторные асимметрии), а также сенсорные асимметрии органов чувств – зрения и слуха при помощи следующих тестовых упражнений: 1) руки – фиксировалось положение скрещенных на груди рук (поза Наполеона) – какая рука сверху. Сплетение пальцев в замок (большой палец какой руки сверху). Хлопанье в ладоши (какая рука сверху). Неожиданная ловля ведущей рукой теннисного мяча и поднимание упавшего предмета. 2) ноги – скрещивание ног «нога на ногу» (какая нога сверху). Прыжок в длину (какая нога толчковая). Прямохождение по линии с закрытыми глазами (фиксировалось отклонение в ту или другую сторону). 3) зрение – прицеливание сквозь патрубок на отдельно стоящий предмет (фиксировалось отсутствие смещения изображения при закрывании правого или левого глаза). Подмигивание (осуществляется ведущим глазом). 4) слух – регистрировалось расстояние, с которого прослушивалось тиканье ручных часов (со стороны правого и левого уха). «Телефонный аппарат» – трубка прикладывается к ведущему уху. Для определения времени простой и сложной двигательной реакции нами был использован прибор миорефлексометр, снабженный специальной панелью со светодиодами и дистанционным пультом управления, имеющим встроенный электронный хронометр марки СASIO НS-80 ТW-1Е (точность измерения n = 10 -3 сек). Для определения простой сенсомоторной реакции спортсмену необходимо было произвести максимально быстрое нажатие большим пальцем ведущей руки на кнопку выключателя при появлении одиночного светового импульса. Изучение сложной реакции выбора предполагало более усложненный вариант теста, в ходе которого испытуемый должен был дифференцированно нажать выключатель правой или левой рукой, в зависимости от того, какого цвета и в каком месте на панели загорается светодиод. Кроме того, в целях усложнения задания на панели периодически загорался «нейтральный» светодиод, на который спортсмен вообще не должен был реагировать (ложная атака). В обоих случаях фиксировалось интегрированное время латентного периода и моторного компонента двигательной реакции. В таблицу заносился средний результат из 10 измерений. Для определения реакции слежения была использована мерная рейка, длиной один метр, с нанесенной на ней по середине нулевой отметкой (в виде яркой черты) и градуировочной шкалой (цена деления – 1 миллиметр), имеющей положительные и отрицательные значения [30]. Вертикально расположенная рейка устанавливалась нижним концом над вытянутой вперед рукой спортсмена и без предупреждения отпускалась для свободного падения вниз. Испытуемый должен был поймать рейку точно возле нулевой отметки. При запоздалой реакции слежения результаты (в миллиметрах) записывались со знаком «  », при слишком ранней реакции – со знаком «+». В таблицу заносилась величина среднего отклонения из 10 попыток. В дальнейшем полученные данные обрабатывались, анализировались и обобщались, на основании чего формировались выводы и составлялись практические рекомендации, явившиеся основой для написания данной выпускной квалификационной работы.

3

Результаты исследований и их обсуждение
Анализ литературных источников позволил детально ознакомиться с вопросами функциональной асимметрии спортсменов, установить основные зависимости между моторной, сенсорной и психической асимметрией, а также определить четкую последовательность в методике составления индивидуального профиля асимметрии. Результаты этих обобщений представлены в первом разделе работы. В ходе педагогического наблюдения за 47 поединками удалось выделить две группы спортсменов по преобладающей манере ведения боя (преимущественно в лево- или правосторонней стойке). Спортсмены разделились следующим образом: 15 человек работали в правосторонней стойке, 3 – в левосторонней и 2 – периодически меняли свою позицию. При опросе спортсменов о предпочтении боксировать в той или иной стойке, результаты наблюдений в большинстве своем совпали с данными наблюдений. Кроме того, в процессе анкетирования тренеров, занимающихся подготовкой юныхкаратистов, было установлено, что только 14,7% опрошенных реально учитывают особенности индивидуальной асимметрии своих спортсменов. Этот факт не может не сказываться на качестве всего тренировочного процесса и именно здесь кроется огромный потенциал повышения эффективности подготовки высококвалифицированных спортсменов. Для получения объективных данных об индивидуальном профиле асимметрии юных каратистов, последние были подвергнуты тестовым испытаниям по описанной выше методике. Результаты этих исследований отражены в таблице 3, из которой видно, что среди испытуемых кроме спортсменов с явно преобладающим правым (55%) и левым (15%) профилем асимметрии выделилась группа со смешанным профилем (30%). Т а б л и ц а 3 – Индивидуальный профиль асимметрии каратистов Фамилия, имя Рука Нога Глаз Ухо Результат опроса Стойка Профиль асимметрии Геленидзе Д. п п п л п п правый Трухан А. п л п п п п правый Чугунов Д. п п п л п п правый Иванов Д. п л п п п п правый Непочатых Д. л п п п н п правый Воробьев С. п л л л п п смешанный Тебнев В. п л л л п с смешанный Захаревич К. п л л п н п смешанный Яковенко И. л л л п л л левый Меркулов Ю. п п л п п п правый Мозговой М. п л п л с п смешанный Селиверстов А. п л п п п п правый Шевцов Н. п л п л п с смешанный Жоржолиани Г. л л п л л л левый Асатуров Г п п л п п п правый Милюков Т. п л п п п п правый Чистяков П п л п л с п смешанный
Саввин Е. л п п п п п правый Алиев Р. п п п л п п правый Пономарев И. л л л п л л левый Правосторонняя доминанта Правши, % 100 63,6 81,8 72,7 90,9 72,7 Ср.=83,3% Смешанный, % 90,9 16,6 33,3 33,3 82,3 66,7 Ср.=55,4% Левши, % 0 0 33,3 33,3 0 0 Ср.=11,1% п – правая; л – левая; н – не знает; с – сменная позиция. Как видно из представленной таблицы среди всех обследуемых спортсменов не было выявлено ни одного лица с полным правым или левым профилем асимметрии. Среди ребят с доминирующим правосторонним профилем (правши) выделяется три признака правшества и один признак левшества, причем чаще встречаются праворукость в сочетании с правшеством ног и зрения. Только в одном случае среди правшей была выявлена леворукость в сочетании с правыми асимметриями других парных органов. И хотя сам спортсмен затруднялся ответить на вопрос – к кому он себя относит: к левшам или правшам, мы решили на основании доминирующих признаков отнести его к правшам. Для левшей, наоборот – частым является сочетание леворукости с левшеством ног, зрения и правшеством слуха. Спортсмены, выделенные в смешанную группу отличались праворукостью, левшеством ног, зрения или слуха в различных сочетаниях. При этом чаще встречалось сочетание праворукости и правшества зрения с левшеством ног и слуха (Рисунок 1). 0 20 40 60 80 100 Правая рука Правая нога Правый глаз Правое ухо Правосторонняя стойка Правши Смешанный тип Левши % встречаемости Доминирующие факторы Рисунок 1 – Индивидуальные профили асимметрии юных каратистов, построенные по степени доминирования правостороннего фактора
Анализ соревновательных поединков показал, что большинство из спортсменов этой группы предпочитают работать в правосторонней стойке. «Чистые» правши и левши предпочитали работать в свойственной им манере и ни разу не поменяли привычного положения. Однако, практически все правши, которым довелось работать с левшами, отмечали определенные неудобства и скованность во время боя. В таблице 4 отражены результаты, полученные в процессе исследования моторной реакции на свет. Как видно из представленной таблицы время простой двигательной реакции колеблется от 230 до 366 мсек. При этом самыми быстрыми оказались спортсмены с доминирующим левосторонним профилем асимметрии (средний показатель по группе равен 244±24 мсек). Т а б л и ц а 4 – Показатели простой и сложной реакции боксёров Фамилия, имя Время простой двигательной реакции, мсек Реакция слежения, ± мм Время сложной реакции выбора, мсек Профиль асимметрии Геленидзе Д. 300±20 5 420±15 правый Трухан А. 362±31 12 422±21 правый Чугунов Д. 310±18 7 418±31 правый Иванов Д. 387±22 22 450±15 правый Непочатых Д. 360±11 18 427±18 правый Воробьев С. 325±6 20 410±26 смешанный Тебнев В. 358±23 35 415±10 смешанный Захаревич К. 364±18 32 418±25 смешанный Яковенко И. 230±20 39 518±25 левый Меркулов Ю. 366±24 9 425±31 правый Мозговой М. 342±24 24 408±11 смешанный Селиверстов А. 350±21 14 432±21 правый Шевцов Н. 360±43 27 398±12 смешанный Жоржолиани Г. 256±32 48 553±10 левый Асатуров Г 345±25 16 426±11 правый Милюков Т. 331±18 21 438±15 правый Чистяков П 327±37 27 421±10 смешанный Саввин Е. 348±10 19 461±8 правый Алиев Р. 329±16 11 434±13 правый Пономарев И. 246±19 36 525±26 левый У спортсменов с правосторонним и смешанным профилем асимметрии эти показатели значительно хуже и достоверно отличаются от показателей левшей (t 1 =7.9 при Р
< 0,01), что отчетливо видно в таблице 5 и на рисунке 2. Т а б л и ц а 5 – Распределение скоростных показателей по типам моторного доминирования Время двигательной реакции, мсек Доминирование Правое Левое Смешанное Простой (М 1 ) 344,4±20 244±24 346±25 Сложной (М 2 ) 432,1±18 532±21 411,7±16 Среднее отклонение при реакции слежения,  мм 14,0 41,0 27,5 δ 1 20,1 15,3 15,4 δ 2 13,9 20,7 9,1 m 1 6,7 10,8 6,9 m 2 4,6 14,6 4,1 t t 1 =7,9 при Р<0,01 t 2 =6,5 при Р<0,01 0 100 200 300 400 500 600 Правши Левши Смешанный тип Простая реакция Сложная реакция выбора Время реакции, мсек Рисунок 2 – Сопоставление времени простой и сложной реакции выбора у каратистов с различным профилем асимметрии
При регистрации сложной реакции выбора наблюдалась определенная инверсия показателей. Так каратисты с доминирующим левосторонним профилем асимметрии продемонстрировали наихудшие результаты (среднее значение по группе 532±21 мсек), при изменении значений от 398 до 553 мсек (t 2 =6,5 при Р<0,01). Минимальное время реакции выбора отмечено среди спортсменов смешанного профиля асимметрии (среднее значение по группе 411,7±16 мсек). Примерно такие же показатели были и у правшей – 432,1±18 мсек (при Р>0,05). Аналогичным образом проявилась и реакция слежения. Таким образом, можно выделить следующую закономерность. Спортсмены-левши лучше реагируют на простые одиночные движения и их взрывная реакция, по-видимому, превосходит аналогичные показатели у других групп спортсменов. В тоже время, у них явно выраженные признаки замедления реакции выбора и слежения, что связано со спецификой деятельности мозга. Наибольшую скорость обработки информации и лучшее время реакции выбора демонстрируют спортсмены со смешанным профилем асимметрии. Правши демонстрируют лучшую реакцию слежения, в то время, как по остальным параметрам они занимают промежуточное положение, тяготея к спортсменам смешанного типа (Рисунок 3). 0 15 30 45 Правши Левши Смешанный тип Величина отклонения от оптимума, мм Рисунок 3 – Показатели величины отклонения от оптимальной реакции слежения у каратистов с различным профилем асимметрии Из полученных результатов напрашивается вывод о том, что спортсменам смешанного типа и правшам рекомендуется строить свой поединок в игровой манере, предлагая различные тактические варианты поединка, работая на контратаках. Для левшей же подойдет более консервативная и прямолинейная тактика в темповой или нокаутирующей манере.
Выводы
В результате проведенного анализа специальной литературы по вопросу функциональной асимметрии мозга спортсменов были установлены основные зависимости
между моторной, сенсорной и психической асимметрией, а также определена последовательность методики составления индивидуального профиля асимметрии. При этом, индивидуальный профиль асимметрии, рассматривается как фактор, обеспечивающий индивидуальную специфику двигательных функций и, в конечном итоге, влияет на успешность занятий в конкретном виде спорта. Опрос тренеров, занимающихся подготовкой юных каратистов, показал, что только около 15% опрошенных реально учитывают особенности индивидуальной асимметрии своих спортсменов и вносят соответствующие корректировки в методику тренировочных занятий. При этом многие отмечают наличие определенных трудностей при работе со спортсменами имеющими «нетрадиционный» индивидуальный профиль асимметрии, что естественно сказывается на качестве всего тренировочного процесса. Среди каратистов экспериментальной группы, помимо лиц с явно преобладающим правым (55%) и левым (15%) индивидуальным профилем асимметрии, была выделена достаточно большая группа спортсменов со смешанным профилем асимметрии (30%). При этом, в процессе регистрации времени простой двигательной реакции установлено, что боксеры-левши превосходят по данному параметру представителей других типов асимметрии (среднее время латентного периода и моторной компоненты простой реакции составляет у левшей 244±24 м/сек, t 1 =7,9 при Р<0,01). В тоже время, показатели сложной реакции у них самые низкие по группе. Наименьшее же время сложной двигательной реакции выбора продемонстрировали спортсмены смешанного профиля асимметрии (среднее значение составляет 411,7±16 м/сек, t 2 =6,5 при Р<0,01). Правши, как правило, демонстрировали хорошие результаты в реакции слежения. У них так же отмечены неплохие результаты по показателям сложной реакции, однако зафиксированы невысокие значения в простой двигательной реакции.
Практические рекомендации
На основании полученных результатов можно сформулировать ряд практических рекомендации для специалистов и тренеров, которых волнуют вопросы подготовки спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей: – при формировании стиля спортивной деятельности тренерам необходимо учитывать специфику восприятия, стратегию мышления и другие индивидуальные особенности, сопутствующие профилю межполушарной асимметрии боксеров, больше уделять внимания особенностям функциональной асимметрии спортсменов и учитывать эти особенности при разработке учебных программ. Определенную помощь в этом вопросе может оказать опробованная нами схема составления индивидуального профиля асимметрии в сочетании с регистрацией времени простой и сложной двигательной реакции спортсменов; – достоверные различия в показателях простой и сложной двигательной реакции могут быть использованы в качестве дополнительного критерия выявления скрытой леворукости, и являться основанием при выборе той или иной манеры ведения боя; – при выборе преобладающего тактического стиля поведения, спортсменам смешанного типа и правшам можно порекомендовать строить свой поединок в игровой манере, предлагая различные тактические варианты боя, работая на контратаках «вторым номером». Для левшей же подойдет более консервативная и прямолинейная тактика, которая характерна для «нокаутеров» и «темповиков»; – в тренировке левшей тренерам следует уделять основное внимание простым
тактическим приемам ведения поединка, тактический репертуар левшей не должен быть широким и сложным. Для правшей необходимо применять сложные тактические приемы, так как при реализации простых они будут уступать левшам в скорости движения и только использование атак, сложных для зрительного восприятия противника, может дать им преимущество в поединке.
Библиографический список
1 Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки по физиологии спорта: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / под ред. Е.К. Аганянц. Краснодар: Экоинвест, 2001. 204 с. 2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с. 3 Баранов Д.В. Эффективность применения подводящих упражнений на этапе совершенствования технико-тактического мастерства боксеров: автореф. дис. … канд. пед. наук / МГУ. М., 2006. 24 с. 4 Беляев В.С., Михеев А.И. Социально-психологические особенности как фактор индивидуализации в учебно-тренировочном процессе // Сборник научных трудов «Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов». Ростов-н/Д., 2001. 5 Бердичевская Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека: автореф. дис. … д-ра мед. наук / КГАФК. Краснодар, 1999. 30 с. 6 Бердичевская Е.М. Функциональная асимметрия мозга // Физиология человека: учебник для магистрантов и аспирантов / под ред. Е.К. Аганянц. М., 2005. С. 307–328. 7 Бердичевская Е.М. Функциональная межполушарная асимметрия и спорт // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. М: Научный мир, 2004. 728 с. 8 Бердичевская Е.М., Зайцева Н.В., Пономарёва Т.В., Огнерубова Л.Н. Динамика формирования межполушарных отношений на ранних этапах онтогенеза [Электронный ресурс] // Асимметрия: Рецензируемый научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 4–14. URL: j-asymmetry2012/01/berdichevskaya_4_2011/ 9 Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. М., 1985. 129 с. 10 Близнюк А.А., Левченко Д.А., Шулика Ю.А. Педагогическая проблема преодоления фактора двигательной асимметрии в ударных единоборствах с позиций кинематики // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2011. № 3. С. 6–9. 11 Боголепова И.Н., Малофеева Л.И. Структурная асимметрия корковых формаций мозга человека. М.: Изд-во РУДН, 2003. 156 с. 12 Бэкман Б. Бокс. Тренировки чемпионов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 160 с. 13 Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Советский Спорт, 2013. 216 с. 14 Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Вып. 2. О коренном материально- энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы. М.; Л., 1939. 15 Горбачев С.С. Психическая регуляция состояния готовности боксера к экстремальной спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук / МГУ. М., 2009. 24 с.
16 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000. 17 Дубров А.П. Симметрия функциональных процессов. М.: Просвещение, 1980. 112 с. 18 Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Том 4. № 1. С. 115–124. 19 Ефимова И.В., Будыка Е.В. Распределение студентов по типам профиля латеральной организации функций // Физиология человека. 2008. том 34. № 3. С. 125–128. 20 Захаров В.М. Асимметрия животных. М., 1987. 118 с. 21 Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский Спорт, 2009. 200 с. 22 Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1982. 23 Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния): учебное пособие для студентов факультета физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. 199 с. 24 Калмыков С.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М.: РГАФК, 1996. 25 Коц Я.М. Спортивная физиология: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1998. 200 с. 26 Кузьмин A.B. Подготовка боксеров высокой квалификации // Бокс: Альманах. М., 2002. № 3. С. 44–49. 27 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. М.: Советский Спорт, 2010. 340 с. 28 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры. М.: ФиС, 2008. 544 с. 29 Морищук В.Я., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методика психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990. 30 Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл, 2011. 367 с. 31 Муфтахина Р.М. Психофизиологический статус боксеров различных спортивных квалификационных групп в возрастном аспекте: дис. ... канд. биол. наук / УралГУФК. Челябинск, 2011. 138 с. 32 Муфтахина Р.М., Шаяхметова Э.Ш. Особенности некоторых психофизиологических функций праворуких и леворуких боксеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 10. С. 285–291. 33 Начинская С.В. Спортивная метрология: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 240 с. 34 Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 335 с. 35 Огуренков В.И. Левша в боксе. М.: Физкультура и спорт, 1972. 136 с. 36 Огуренков В.И., Родионов А.В. Двигательная асимметрия в боксе по показателям психомоторики // Теория и практика физической культуры. 1975. № 6. С. 15–17. 37 Остьянов В.Н. Обучение и тренировка боксеров. М.: Советский Спорт, 2011. 272 с. 38 Петрушин A.A. Разработка комплексной модели технической и тактической
подготовки в боксе: автореф. дис. … канд. пед. наук / СПбГАФК. СПб., 2006. 22 с. 39 Практическая психология: учебник для вузов / под ред. проф. М.К. Трушкиной. СПб.: Диалектика Плюс, 2000. 40 Примаков К.А. Комплексная оценка физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния мальчиков-подростков, занимающихся боксом: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ярославль. ЯГПУ, 2008. 22 с. 41 Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Функциональная асимметрия полушарий мозга // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. М.: Научный мир, 2004. 728 с. 42 Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Советский спорт, 2008. 620 с. 43 Спиридонов И.Н., Колкутин В.В., Аполлонова И.А., Карасев И.В. Фенотипические показатели функционального статуса человека // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2002. № 9. С. 4–13. 44 Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общая редакция И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с. 45 Спортивная физиология: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. М: Физкультура и спорт, 1986. 240 с. 46 Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Просвещение, 1983. 89 с. 47 Степанова О.Б. Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга: автореф. дис. … канд. псих. наук. М.: МГУ, 2000. 20 с. 48 Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной деятельности. Киев: Олимпийская литература, 1997. 504 с. 49 Уманец В.А. Спортивная генетика. Курс лекций: учебное пособие. Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010. 129 с. 50 Филимонов В.И., Нигмедзянов Р.А. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств). М.: ИНСАН, 1999. 416 с. 51 Филимонов В.И. Современная система подготовки боксеров. М.: ИНСАН, 2009. 480 с. 52 Фокин В.Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний // Асимметрия. 2007. Т. 1. № 1. С. 4–9. 53 Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Куприянов В.А. и др. Значение профиля межполушарной асимметрии для спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1989. № 1. С. 8–12. 54 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с. 55 Чермит К.Д. Симметрия – асимметрия в спорте. М.: Физкультура и спорт. 1992. 255 с.

Приложение А

Исследование моторных асимметрий
Упражнения для определения ведущей руки. 1. Упражнение «Самооценка» Инструкция: «Какая рука, по вашему мнению, является у вас ведущей, т.е. более активной. Отметьте в протоколе занятия». 2. Упражнение «Аплодисменты». Инструкция: «Давайте представим, что мы на концерте и аплодируем выступающим. Ведущей является рука, которая более активна, т.е. ударяет по ладони другой. Если вы держите ладони параллельно, то доминирования не выявлено и по данному тесту вы – амбидекстр». 3. Упражнение «Поза Наполеона». Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча». 4. Упражнение «Переплетение пальцев». Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По команде сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой». 5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку». Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука – это рука, в которой вы держите поднятую ручку». 6. Упражнение «Динамометрия». Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату». Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжмите усилие, а затем 1/2 от данного усилия. Аналогичную процедуру выполните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему отклонению от идеального 1/2 усилия. 7. Упражнение «Рисунок». Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По команде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой – круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой – квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром». 8. Упражнение «Бросок». Инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух метров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попаданию». Упражнения для определения ведущей ноги. 1. Упражнение «Самооценка». Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили?
Эта нога является ведущей (маховой)». 2. Упражнение «Нога на ногу». Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху – ведущая». 3. Упражнение «Шаг вперед». Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде – подъем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, которой вы сделали шаг, является ведущей». 4. Упражнение «Ступенька». Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде поднимитесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали движение, является ведущей (маховой)». 5. Упражнение «Длина шага». Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по сантиметровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же – левой. Ведущая нога определяется по лучшему результату». 6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги». Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнить прыжок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Ведущая нога определяется по меньшему среднему значению». 7. Упражнение «Проба на равновесие». Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один принимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следует поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует время (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание определяет ведущую ногу». 8. Упражнение «Удар по мячу». Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мячу? – она ведущая при ударе ногой».

Приложение Б

Исследование сенсорных асимметрий
Упражнения для определения ведущего глаза и уха. 1. Упражнение «Самооценка». Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?» 2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста). Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показателю. Например, острота зрения правого глаза – 1,0; левого – 0,8; значит, ведущий глаз – правый». 3. Упражнение «Прицельная способность глаза». Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, оконной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или отклонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим». 4. Упражнение «Подмигивание». Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули ведущим глазом». 5. Упражнение «Телефонный разговор». Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, – к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефонную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»
Приложение В

Исследование психических асимметрий
Методики определения доминирования правого/левого полушария 1. Метод самооценки. Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: математика, физика или литература, история? Если точные науки, то ведущее – правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит явного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу». 2. Задача Арнхейма. Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько времени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то – правое». 3. Исследование способов запоминания номера телефона. Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома – дата рождения и т.п.), то ведущим является левое полушарие, а если представляете, как вы записываете (зрительный образ) или последовательность набора – то правое полушарие». 4. «Цифры и фигуры». Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на котором что-то
изображено. По команде вы открываете глаза, через секунду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое – если сначала обратили внимание на фигуры».


В раздел дополнительное образование