"Проблемы дополнительного образования детей"
Дополнительное образование детей – инновационная образовательная среда
Автор: Дайнега Дмитрий Валерьевич, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи им. В.М. Комарова, город Снежинск
В раздел дополнительное образование
Дополнительное образование детей – инновационная образовательная
среда
Дайнега Д.В., педагог дополнительного образования, г. Снежинск Челябинской области АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрено соотношение понятий «среда», «образовательная среда» и «инновационная образовательная среда». Указана роль дополнительного образования детей в формировании инновационной образовательной среды. Ключевые слова: среда, образовательная среда, инновационность и инновационное образовательное учреждение, дополнительное образование детей. У Т.Ф. Ефремовой «среда» – это «совокупность природных условий жизнедеятельности какого-либо организма» или «окружение, социально- бытовые условия, в которых протекает жизнь человека» [3]. С точки зрения системного подхода, среда – динамическая система [11]. Среда может быть оптимальной, благоприятной и неблагоприятной (сравните с понятием «среда обитания» в экологии). В современной педагогике говорят о мотивационной среде, образовательной (развивающей) среде, инновационной среде. Среда может выступать и как средство воспитания [7], и как средство развития. Образовательная среда может быть рассмотрена с точки зрения различных моделей, предлагаемых современными учёными [1, 12]. В этих моделях она функционирует как система, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, обладает некими характерными возможностями. Если субъект активно взаимодействует с объектами и другими субъектами, при этом развивая определенные способности, актуализируя личностный потенциал, то можно говорить о «развивающей образовательной среде». В конечном счете такая среда должна «приводить к позитивному личностному росту» [2]. В рассуждениях Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк (2014) чётко подчёркивается смена образовательной парадигмы, а, следовательно, и необходимость обновления образовательной среды. Они характеризуют её понятием «инновационность». Что оно означает?
«Инновационность – интегративная характеристика преоб разования системы и структуры, целей и задач, содер жания и технологий, а также учебно-пространственной среды, обеспечивающая получение качественно нового образовательного эффекта (результата); это качество всех субъектов инноваций: образовательных учреждений, педагогов и обучающихся» [4]. При этом характеристики таких преобразований очень напоминают характеристики творческого процесса и научного поиска, потому что инновационный процесс: а) не определён и его результат не всегда предсказуем; б) в ходе его осуществления появляются новые знания, формируются умения и компетенции; в) такие новшества встречают сопротивление со стороны устоявшейся педагогической технологии и г) такие изменения возможны лишь в случае готовности и способности субъектов системы меняться. Только новатор способен запустить инновацию. В свою очередь она проявляется в различных жизненных сферах, а не только в профессиональной деятельности, что даёт право считать её «метапрофессиональной» [4]. При этом инновационные преобразования в педагогической практике необходимы лишь тогда, когда возникают противоречия, несоответствия, нестыковки, диссонанс и пр. (сравните с политикой) [8]. Другими словами, инновация должна быть обоснована, она должна улучшать эффективность педагогического процесса и при этом востребована его участниками. Значит, современное образование уже само по себе инновационно. Эта черта переходит на все образовательные учреждения. В чём же специфика инновационного образовательного учреждения? Итогом деятельности нового образовательного учреждения становится образование иного качества (по сравнению с образованием «старым»). На мой взгляд, само создание дополнительного образования детей было инновационным. В современном же учреждение дополнительного образования (далее УДО) созданы все необходимые условия для самоопределения личности, ее интеграции в национальную и мировую
культуру, формирования у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека (согласно Федеральной целевой программе развития образования) [5]. Режим работы УДО как инновационного учреждения позволяет ему «оставаться на плаву» («выживать»), создавая инновационную среду. С одной стороны в этом участвует коллектив работающих по-новому педагогов. Налажена обратная связь со всеми социальными заказчиками образовательного процесса [10]. С другой – сами дети, их родители и социум выступают системным компонентом в такой среде. Именно в инновационном учреждении может формироваться инновационное, нешаблонное мышление. Что же это за новое мышление? В своих статьях А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало (2014, 2015) приводят два определения инновационного мышления (своё и В.П. Делия), но они кажутся достаточно громоздкими. Более понятным являются только признаки, выделенные В.П. Делия. Попробую на их основе дать своё определение: инновационное мышление – новый тип мышления, неразрывно связанного с деятельностью и создающее объективно новое; оно позволяет решать возникающие практические проблемы [9]. Итак, человек с новым типом мышления будет успешным в современном, постоянно меняющемся мире. И цель учреждения дополнительного образования детей – создать инновационную образовательную среду, в которой бы обучающиеся поднимались «на такие высоты, которые нам трудно даже представить» [6].
Список литературы
1. Бордовская Н.В. Экспертиза школьной образовательной среды // Директор школы. - М.: Сентябрь, 2000. 2. Бордовская Н.В.. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды. // Человек и образование. №2 (35), 2013. Стр. 4–11. 3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014/4. С. 15-20. 5. Инновационный проект «Наша новая школа: петербургский вектор» «Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни» // [Электронный ресурс]. Дата обращения к ресурсу 24.11.2015. 6. Кононова А.В., Третьякова Т.И. Давайте раскроем одаренность обучающихся. // Инновационные тенденции развития системы образования: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. 14 октября 2013 г. / гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – С. 203-206 7. Концептуальные основы средового подхода в воспитании. // [Электронный ресурс] Персональный сайт Мануйлова Юрия Степановича. Дата обращения к ресурсу 25.02.2016. 8. Насыров Ш.Т. Инновационная деятельность как средство повышения качества и эффективности образования [Текст] в сборнике
«
Актуальные проблемы современной педагогики»: материалы международной заочной научно-практической конференции». Часть I. (15 февраля 2010г.) – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. – 180 с. 9. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Учебный процесс: развитие инновационного мышления школьников // Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015. С. 33–37. 10. Хисаметдинова Л.Х. Инновационное развитие современного учреждения дополнительного образования детей // [Электронный ресурс]. Образование: вчера, сегодня, завтра. Научно-практическая Интернет конференция. . Дата обращения к ресурсу 24.11.2015. 11. Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки. // Человек и образование. №2 (35), 2013. Стр. 66–69. 12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
В раздел дополнительное образование