"Работа над формой музыкального произведения на начальном этапе обучения."
Методический доклад
Автор: Ануфриева Галина Александровна, преподаватель по классу фортепиано, МБУДО Детская школа искусств №3, г.Сургут, Тюменская область
В раздел дополнительное образование
Работа над формой музыкального произведения на начальном этапе
обучения.
Ануфриева Галина Александровна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №3» г. Сургут. Программа обучения игре на фортепиано в ДШИ предусматривает изучение произведений различныхжанров, стилей и форм. Что же такое музыкальная форма?
Форму
в музыке рассматривают двояко –в широком и узком смысле. В широком понимании форма есть совокупность средств, воплощающих содержание произведения. Это значит, что такое толкование музыкальной формы подразумевает все выразительные средства музыки –и мелодию, и гармонию, и фактуру. В узком же смысле под формой произведения разумеют его конструкцию, то есть определённый распорядок частей и характер отношений их между собой. Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу. Подразделение относительно законченной мысли на части и их соподчинение друг с другом относятся к области
музыкального синтаксиса.
В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть такова: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие – абзацы, фразы различной длины и даже слова. Если звучание музыкального произведения представляется ученику бессодержательным шумом, то это значит, что он не может пока ещё разобраться в смысле тех « слов» и «предложений», которые и составляют музыкальную речь. Уместно здесь будет привести слова Г.Нейгауза: «…Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем
музыки
, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен
комплексный
метод преподавания, то есть учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано».
Чтобы всё это в доступной форме уметь объяснить начинающему ученику, нужно самому преподавателю хорошо владеть этими знаниями. В связи с этим не лишним будет периодически освежать в своей памяти некоторые общеизвестные теоретические понятия и определения.
Мелодия
– выраженная в звуках музыкальная мысль. В музыке законченная музыкальная мысль выражена
периодом
, который делится на более мелкие части -
предложения
, в свою очередь состоящие из
фраз
и
мотивов.
Наименьшая осмысленная музыкальная ячейка носит название
мотива.
Мотив во многом аналогичен слову в разговорной речи и, как и слово, содержит одно ударение (акцент).
Фраза –
более крупное построение, иногда состоящее из двух или трех мотивов. Соотношение мотивов и фраз подчиняется двум основным принципам музыкальной драматургии:
повторности и контрасту.
Повторность может быть точной, варьированной, секвентной, ритмической. Контраст может быть ладовым, мелодическим, темповым, ритмическим, регистровым, динамическим, жанровым и т.д. Повторение построений одинаковой продолжительности называется
периодичностью.
Например: 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта (Ф.Шопен. Прелюдия A-dur) или 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт (Л.Бетховен.Соната №17);
Суммированием
называется объединение в одно смысловое целое двух (или трех, четырех) коротких построений и более крупного, чаще всего равного по продолжительности сумме предыдущих. Например: 1 такт + 1 такт + 2 такта (Л.Бетховен. Соната №5, №20 или 2 такта + 2 такта + 4 такта (Ф.Э.Бах.Менуэт f-moll)
Дроблением
называется объединение в одно смысловое целое относительно крупного построения и более коротких, часто равных в сумме крупному. Например: 4 такта + 2 такта + 2 такта (П. Чайковский.«Сентиментальный вальс») или 2 такта + 1 такт + 1 такт После дробления иногда снова возникает суммирование. Такая структура называется
дроблением с замыканием.
Например: 2 такта + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2такта (Й.Гайдн. Соната D-dur) или 2 такта + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 4 такта (В.Моцарт.Соната G-dur).
Момент раздела между любыми частями формы называется
цезурой.
Цезуры выполняют роль, аналогичную знакам препинания в письменной речи, отражающим членораздельность устной словесной речи.
Признаками цезуры являются:
- пауза (напр. П.Чайковский «Средь шумного бала»); - остановка на относительно долгом звуке (напр.С. Рахманинов «Мелодия»); - повторность мотивов или фраз; - повторность ритмических фигур; - контраст мотивов или фраз. Заключенные между цезурами разделы называются
построениями.
Период
(от греч. periodos – определенный, замкнутый круг) – музыкальное построение, выражающее относительно развитую и относительно законченную музыкальную мысль, завершенную каденцией (И.Способин). В большинстве периодов отчетливо выражен экспозиционный тип изложения.
Период может быть:
- формой самостоятельного произведения (напр. Ф.Шопен Прелюдии №7, №20 или «Утреннее размышление» из «Детского альбома» П.Чайковского); - частью крупного музыкального произведения. Периоды принято классифицировать по структурному, тематическому и тональному признакам. По структурному признаку периоды могут быть
квадратными,неквадратными, единого строения.
По тематическому признаку периоды могут быть
повторного
и
неповторного
строения.
Период, делящийся на два сходных по началу предложения носит название
периода повторного строения
. Это – наиболее характерный тип классического периода.По тональному признаку периоды могут быть
однотональными
и
модулирующими
(напр. П.Чайковский. «Полька»). Классический период чаще всего делится на два предложения, сходные по масштабам, тематизму и отличающиеся, как правило, каденциями.
Каденция
(ит.cadenza–окончание) – последовательность нескольких звуков или аккордов, завершающих музыкальное построение: фразу, предложение,период или произведение в целом. Каденции принято классифицировать по местоположению в периоде и функциональному составу аккордов. По местоположению в периоде каденции бывают: -
серединные
, завершающие первое предложение; -
заключительные
, завершающие период.
По функциональному составу аккордов
серединные
каденции бывают: -
половинные автентические
– остановка на доминанте (
D
); -
половинные плагальные
- остановка на субдоминанте (
S
); -
автентические (DT)
или
плагальные (ST),
если завершаются на тонике, которая чаще находится в мелодическом положении терции или квинты. По функциональному составу аккордов
заключительные
каденции бывают: -
автентические
–
D-T;
-
плагальные– S-T;
-
полные– S-D-T.
В каденциях перед
D
(D7)
часто используется
T64
, который называется кадансовымквартсекстаккордом. Чаще всего он звучит на сильной доле такта.
Прерванная каденция
– это разрешение
D7 (D53)
не в тонику, а в трезвучие
VI
ступени, которая отличается противоположным ладовым наклонением, поэтому она звучит всегда неожиданно и ярко, требует дальнейшего развития (разрешения неустойчивых аккордов). По степени завершенности каденции могут быть
совершенными
и
несовершенными.
Совершенные каденции
должны отвечать двум условиям: - заключительная тоника и доминанта (или субдоминанта в плагальной каденции) звучат в основном виде; - заключительная тоника звучит на сильной доле в мелодическом положении примы. Если одно из этих условий не выполнено, то каденцию называют
несовершенной.
Заключительная каденция
, т. е. завершающая период, чаще бывает полной совершенной. По сути дела работа над формой произведения начинается уже на первом этапе обучения, когда мы играем с детьми одноголосные мелодии. С самого начала обучения педагог объясняет ребёнку значение цезур, остановок на долгих звуках, на паузах, обращает внимание ученика на схожесть и повторение мелодии, на смену динамики. Все эти признаки указывают на то, что какая –то часть мелодии завершена. Ребёнок должен как можно раньше понять, что законы строения литературной и музыкальной речи очень схожи между собой. Нельзя допускать бездумное «бормотание» за фортепиано. Для создания выразительной музыкальной речи необходимо объяснять значение правильной фразировки, её связь с речевой интонацией,дыханием
. Дыхание
– это основа музыкальной речи. Учитьправильно расставлять в музыкальном тексте смысловые цезуры и прочие знаки препинания лучше всего на конкретных примерах из обыкновенной
речи. Можно прочитать знакомое стихотворение скороговоркой, без знаков препинания. Но тут же продекламировать это стихотворение выразительно, с интонацией. Ребёнок сразу услышит разницу.Такие аналогии помогают ученику понять значение цезур, дыхания между фразами, а так же уяснить выразительную роль ударений, то естьвыделения наиболее важных по смыслу акцентов в музыкальной речи.Очень помогает в работе с малышами применение подтекстовок. При объяснении значения общей кульминации музыкального произведения педагог может специально сыграть какую – либо пьесу без кульминации – гладко, благополучно, но скучно… А затем исполнить её ярко, с воодушевлением. Ученик, конечно, отметит, что второй раз пьеса прозвучала лучше. И эта «наглядность» показа заложит в воображении учащихся представление о музыкальном образе – содержании кульминации. Возвращаясь к понятию повторности в музыке, хочется ещё раз подчеркнуть её значение в формообразовании. Строгая, точная повторность рождает лишь одну законченную музыкальную форму –
куплетную форму
. Это форма песни или танца, где одна и та же музыкальная мысль повторяется столько раз, сколько требует текст песни или колена (фигуры) танца. Это основная форма народной музыки и с ней учащиеся знакомятся на уроках сольфеджио и хора, изучая народные песни. Если для изложения темы нет более подходящей структуры, чем период, то возможность развития в рамках периода очень ограничена.Чтобы датьсущественное развитие теме, необходимо выйти за рамки одночастной формы, необходимо строитькомпозицию из большего количества частей. Так возникают простые формы –
двух- и трехчастные
. Рассмотрим части
двухчастной формы.
Первая часть представляет собой простой период.Вторая не сложнее периода, но всё же это вполне самостоятельная часть, она другая.И в то же время между частями должна быть ясно слышимая связь. Родство частей может проявляться в их общем ладе, тональности, размере, в мелодическом сходстве, в общих интонациях. Таким образом, по сравнению с первой частью вторая содержит как нечто уже звучавшее, так и нечто новое. Простая двухчастная форма может быть
однотемной
или
двухтемной.
Однотемная встречается значительно чаще двухтемной. Характерной чертой однотемной двухчастной формы является то, что ее вторая часть представляет собой развитие материала первой части и не является периодом, так как не излагает музыкальную мысль, а продолжает, развивает ее. Другой вид двухчастной формы - двухтемная – основана на сопоставлении двух тем по принципу соотношения запева и припева в песне и обе части представляют собой периоды. Такая форма, главным образом, применяется в песенной и вообще вокальной музыке.
В классической музыке нередко встречается
двухчастная репризная форма.
Она состоит из двух периодов. Вторая часть делится на два предложения: первое – развивающий или контрастный материал, второе – повторение материала первой части. Разумеется, не следует заниматься изучением музыкальной формы в отрыве от практики. Проходя, например, менуэт ре-минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха, педагог может непосредственно подойти к объяснению двухчастной формы, показать границы каждой части, пояснитьзначение цезуры между ними, указать на изменение характера музыки в связи с появлением мажора, провести аналогии с другими пройденными произведениями двухчастной формы (напримерс этюдами К.Черни).
Трехчастная форма
имеет сходство с двухчастной репризной, но более пропорциональная, более уравновешена, чем двухчастная. Первая и третья части сходны не только по своему музыкальному содержанию, но и по величине. Третья часть –
реприза
, полный период, и в этом важнейшее отличие трехчастной формы от двухчастной, которая завершается репризным предложением. Вторая часть, средняя, вносит некий контраст. Примером простой трехчастной формы могут служить пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», Мазурка, Полька, «Песня жаворонка», «Сладкая грёза» и другие. Иногда встречается трехчастная форма с сокращенной репризой. Тогда ее отличает от двухчастной репризной размер середины, которая в трехчастной форме обычно равна первой части. В случае же небольших масштабов середины отличия заключаются в полной репризе (напр. Л.Бетховен.Соната №20, ч.II). Знакомство с
крупной формой
должно наступить тогда, когда музыкальное мышление ученика уже частично подготовлено к её охвату.Обычно это становится возможным к концу первого – началу второго года обучения. К этому времени им накоплен определённый опыт работы над малыми формами. Ребёнок уже умеет ощущать произведения в целом, членораздельность и единство его составных частей. Фортепианная педагогическая литература для детей достаточно богата произведениями крупной формы.Они доступны детям по содержанию, т. к. в их основе – песенно – танцевальное начало. Считается целесообразным начинать знакомство с крупной формой с работы над вариационными циклами.
Вариационная форма
представляет собой первоначальное изложение темы и нескольких её повторений в изменённом виде. Работая над вариационным циклом с младшими школьниками, нужно добиваться очень точного, характерного исполнения темы и каждой вариации, учить объединять разноплановые эпизоды в
единое целое, быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое и охватывать масштабы формы. Ученику нужно объяснить,какой принцип вариационных преобразований использует композитор в изучаемом произведении.Для младших школьников очень важны образно- ассоциативные связи.Большое количество вариационных циклов написаны на темы детских и народных песен. Знание текстов и программность позволяют детям глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки. Поэтому даже самые маленькиеученики с удовольствием играютВариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка»И.Литковой, Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» И.Берковича или «Тему с вариациями»А.Гедике. Так же легко воспринимается детьми и
форма рондо (
фр. круг
),
которая подобно вариациям произошла от народной музыки. Основана эта форма на принципах контраста и повторности. Основная тема –
рефрен (
фр. припев
)
появляется не менее трёх раз, сменяясь другими темами –
эпизодами.
Темы рондо отличаются напевным характером и в сущности своей вполне отвечают хороводной игре – песне, её лирическому содержанию. Схема строения рондо вполне наглядна для детей:
А В А С А…А
интересный пример, который очень подходит для первого знакомства с этой музыкальной формой– Сказка-рондо «Колобок» украинского композитора В.Подвала. (Сб. Юным пианистам 1кл.Киев). Над постижением наивысшей из форм инструментальной музыки –
сонатной
формой
в занятиях с детьми приходится трудиться не один год. Педагог не должен жалеть времени на подробное объяснение строения
сонатного allegro
и саму идею формы. Способность музыки отображать процессы, происходящие в окружающем нас мире, в душе человека, реализуется спомощью огромного арсенала выразительных средств. Со стороны же музыкальнойформы, композиции, в этом плане особо важны
моменты
развития
– последовательныхизменений, преобразований изложенных тем, знакомых образов, что в наибольшей степени характерно для сонатной формы. Именно значительная роль развития, приводящего к новым свойствам музыкальных образов, и вызвала к жизни распространённое сравнение сонатной формы с драмой. Первый раздел сонатной формы –
экспозиция
представляет нам основные темы
(главная и побочная партии)
, и здесьпрямая аналогия с драмой, начало которой содержит завязку и знакомит с главными героями. Далее в драме обычно происходят определённые события, и изменившаяся ситуация заставляет героев действовать, совершать поступки и таким образом раскрывать свою сущность. Здесь также возможна параллель с сонатной формой,
второй раздел которой,
разработка
, переносит темы в новые условия, изменяет их характер, трансформируя их целиком или отдельными частями. Третий раздел
,
реприза
, возвращает основные темы экспозиции, однако повторяются они не буквально, а с обязательными изменениями. Нередко сонатная форма заканчивается
кодой
, рельефно демонстрирующей итог развития, его конечный результат. Хорошим подготовительным материалом к изучению классических сонат являются классические сонатины М. Клементи, Ф. Кулау, А. Диабелли, Л.Бетховена с которыми учащиеся знакомятся в младших и средних классах школы. Наилучшей моделью сонатного allegro в миниатюре является Сонатина С-dur Соч. 36 А.Гедике, где в очень сжатой форме представлены все его разделы.На этом примере можно рассмотреть три основных момента композиции – тематизм, развитие, тональный план. Главную и побочную партии здесь можно представить как образы мальчика и девочки, а далее, пробуждая фантазию ребёнка, придумывать как они между собой взаимодействуют и как меняется характер тем в процессе этого взаимодействия.Считаю, что каждый ребёнок, обучающийся игре на фортепиано, должен познакомиться с этой сонатиной. При исполнении сонатин ученик сталкивается с основной трудностью исполнения сонатной формы – это выявление контрастных образов при сохранении единства целого. Для преодоления этих трудностей особое внимание в работе необходимо уделять выбору верного темпа, ощущению ритмической пульсации, ощущению цезур, точному выстраиванию динамического плана. К сожалению, у большинства учеников ДШИ нет возможности проходить сонатный цикл целиком, но познакомить его с ним – задача педагога. Очень важно составление индивидуальных планов с перспективой на всё время обучения, чтобы ученик прошёл как можно больше пьес,написанных в самых различных формах, в том числе и в циклических. Это необходимо, чтобы стать действительно культурным слушателем концертной аудитории или успешно продолжить занятия музыкой. Список использованной литературы:
1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. Изд. 2-е. – М. «Советский композитор», 1978 2. Алексеев Б. Элементарная теория музыки. Москва, Музыка, 1986 3.Золина Е.,Синяева А.,Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Классика-XXI Москва,2008 4. Книга о музыке. Изд. 2-е. – М. «Советский композитор», 1988 5. Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М., 2005 6.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев «Музычна Украина»,1977 7. Ребёнок за роялем. Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике (сборник). –М. «Музыка», 1981 8. СавшинскийС. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М. «Классика-ХХI», 2004 9. Сборник методических работ преподавателей детских школ искусств. №3 Сургут, 2011 10. Смирнова Т. Русская школа игры на фортепиано. Ч.I– М. «Кудесники», 1998 11. Способин И. Музыкальная форма. Изд. «Музыка» Москва, 1984
В раздел дополнительное образование