Краткосрочная программа вокального кружка "Радуга"
программа
Автор: Степанова Матрена Николаевна, педагог, МБУ ДО "Дом детского творчества", п.Кысыл-Сыр
В раздел дополнительное образование
Краткосрочная программа вокального кружка «Радуга»
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего
возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний
день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие
руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика
коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует
свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство
коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как
совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма
школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации
взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и
развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не
только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм,
движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их
самооценку.
Образовательная программа вокального кружка «Родничок» является дополняющим
курсом, модифицированной программе «Радуга». Срок обучения - 1 года. Занятия
проводится 1 раза в неделю в год 35 часа. Обучения имеют те же содержательные разделы,
но освоение идет с большей степенью глубже и самостоятельности.
Цель
программы
: Повышение уровня вокального мастерства, развития музыкально- художественного вкуса.
Задачи программы:
Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; • Обучить детей вокальным навыкам;
Личностные УУД:
Формирование и повышение культуру общения и поведения социальной активности учащихся. Развивать самостоятельность Способствовать развитию простых вокальных навыков создания условия для личностного роста ребенка; Развить индивидуальные творческие способности и сценическое мастерство детей. 1
Регулятивные УУД:
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей.
Познавательные УУД
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; Привить навыки сценического поведения; Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; Формировать познавательный интерес к традициям своего народа. Формировать практических навыков по использованию народного творчества.
Коммуникативные УУД
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр. Формировать адекватность восприятия информации Формировать умение работать к коллективе В процессе занятий используются различные
формы
занятий
: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, концертная деятельность. Разнообразие
методов
определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях: - словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный педагог начинает с беседы);
-
наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни); - стимулирующий метод ( сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей); - метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами); - объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора); - репродуктивный (разучивание, закрепление материала); - исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка); - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности). 2
Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей обучающихся. Учебно – тематический план ( 1 час в неделю) № п/п Разделы Общее количество часов В том числе Практических Теоретических 1 Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков 1 1 - 2 Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. 1 - 1 3 Певческая установка Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. 2 1 1 5 Дыхание.Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. 2 1 1 6 Дикция и артикуляция. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над тембром 2 1 1 8 Музыкально- исполнительская работа Распевание. Работа над подвижностью голосов. 2 2 - 10 Сценодвижение Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка 9 8 1 3
танцевальных движений. 11 Работа над репертуаром. Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. 17 15 2
Итого 36 часов
Содержание программы.
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.
Дыхание.
Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. (10 часов) Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное) Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
Распевание.
Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения. Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат. Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания. Кантилена и способы звуковедения. Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато. 4
Дикция.
Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении. Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
Работа над сценическим образом.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
Теоретические основы. Нотная грамота.
Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
Результаты освоения программы обучения.
-соблюдение певческой установки; -понимание дирижёрского жеста; -знание основ музыкальной грамоты; -знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления; -умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); -умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; -умение точно повторить заданный звук; -умение в подвижных песнях делать быстрый вдох; -умение петь чисто в унисон; -умение дать критическую оценку своему исполнению; -умение работать в сценическом образе; -умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; -принимать участие в творческой жизни кружка; -участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах; -уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. 5
Для реализации программы необходимо
техническое оснащение занятий:
- музыкальные инструменты (синтезатор); - музыкальный центр, телевизор; - аудиокассеты, диски; - музыкальная литература.
Методическое обеспечение
Перечень технологий и методических пособий - Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации – М.: Мозаика-синтез, 2001. - Петрова В.А. Музыка малышам (6-7 лет). М., 2001. - А.Н.Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г. - Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ - 3 –е изд., стереотип. – М.: Издат.центр «Академия», 200-. – 240с. Аудиозаписи музыкальных произведений. Аудиозаписи произведений камерной и оперной музыки. 6
Использованная литература 1. Соболев А.С. «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе», Москва «Просвещение», 1968 год. 2. Кондратюк Н.Н. «Музыка в школе», методическое пособие, творческий центр «Сфера», Москва, 2005 год. 3. Истомин С.В. «Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка», Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2002 год. 4.Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2005 год. 5. Агапова И.А., Давыдова М.А. «30 музыкальных занятий для начальной школы», «Аквариум» ГИППВ, 2002 год. 6. Лидина Т.Б. «Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс, 2000 год. 7. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов, «Академия развития», Ярославль, 1997 год. 7
Цель
программы
: Повышение уровня вокального мастерства, развития музыкально- художественного вкуса.
Задачи программы:
Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; • Обучить детей вокальным навыкам;
Личностные УУД:
Формирование и повышение культуру общения и поведения социальной активности учащихся. Развивать самостоятельность Способствовать развитию простых вокальных навыков создания условия для личностного роста ребенка; Развить индивидуальные творческие способности и сценическое мастерство детей. 1
Регулятивные УУД:
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей.
Познавательные УУД
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; Привить навыки сценического поведения; Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; Формировать познавательный интерес к традициям своего народа. Формировать практических навыков по использованию народного творчества.
Коммуникативные УУД
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр. Формировать адекватность восприятия информации Формировать умение работать к коллективе В процессе занятий используются различные
формы
занятий
: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, концертная деятельность. Разнообразие
методов
определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях: - словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный педагог начинает с беседы);
-
наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни); - стимулирующий метод ( сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей); - метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами); - объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора); - репродуктивный (разучивание, закрепление материала); - исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка); - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности). 2
Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей обучающихся. Учебно – тематический план ( 1 час в неделю) № п/п Разделы Общее количество часов В том числе Практических Теоретических 1 Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков 1 1 - 2 Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. 1 - 1 3 Певческая установка Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. 2 1 1 5 Дыхание.Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. 2 1 1 6 Дикция и артикуляция. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над тембром 2 1 1 8 Музыкально- исполнительская работа Распевание. Работа над подвижностью голосов. 2 2 - 10 Сценодвижение Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка 9 8 1 3
танцевальных движений. 11 Работа над репертуаром. Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. 17 15 2
Итого 36 часов
Содержание программы.
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.
Дыхание.
Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. (10 часов) Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное) Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
Распевание.
Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения. Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат. Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания. Кантилена и способы звуковедения. Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато. 4
Дикция.
Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении. Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
Работа над сценическим образом.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
Теоретические основы. Нотная грамота.
Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
Результаты освоения программы обучения.
-соблюдение певческой установки; -понимание дирижёрского жеста; -знание основ музыкальной грамоты; -знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления; -умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); -умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; -умение точно повторить заданный звук; -умение в подвижных песнях делать быстрый вдох; -умение петь чисто в унисон; -умение дать критическую оценку своему исполнению; -умение работать в сценическом образе; -умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; -принимать участие в творческой жизни кружка; -участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах; -уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. 5
Для реализации программы необходимо
техническое оснащение занятий:
- музыкальные инструменты (синтезатор); - музыкальный центр, телевизор; - аудиокассеты, диски; - музыкальная литература.
Методическое обеспечение
Перечень технологий и методических пособий - Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации – М.: Мозаика-синтез, 2001. - Петрова В.А. Музыка малышам (6-7 лет). М., 2001. - А.Н.Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г. - Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ - 3 –е изд., стереотип. – М.: Издат.центр «Академия», 200-. – 240с. Аудиозаписи музыкальных произведений. Аудиозаписи произведений камерной и оперной музыки. 6
Использованная литература 1. Соболев А.С. «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе», Москва «Просвещение», 1968 год. 2. Кондратюк Н.Н. «Музыка в школе», методическое пособие, творческий центр «Сфера», Москва, 2005 год. 3. Истомин С.В. «Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка», Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2002 год. 4.Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2005 год. 5. Агапова И.А., Давыдова М.А. «30 музыкальных занятий для начальной школы», «Аквариум» ГИППВ, 2002 год. 6. Лидина Т.Б. «Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс, 2000 год. 7. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов, «Академия развития», Ярославль, 1997 год. 7
В раздел дополнительное образование