"Создание аранжировки музыкального произведения в составе ансамбля "гусли звончатые - клавишный синтезатор".
Методический доклад
Автор: Григорьева Наталия Андреевна, преподаватель, МБУДО "Пушкинская ДМШ № 1" Пушкинского муниципального района Московской области, г.Пушкино Московская область
В раздел дополнительное образование
Методический доклад
«Создание аранжировки музыкального произведения в составе
ансамбля «гусли звончатые - клавишный синтезатор».
Григорьева Наталия Андреевна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Пушкинская ДМШ № 1" Пушкинского муниципального района Московской области г. Пушкино В данном виде творческой деятельности в качестве аранжировщика выступает учащийся класса клавишного синтезатора. Прежде чем приступить к работе над аранжировкой произведения в составе ансамбля гусли звончатые- клавишный синтезатор», в арсенале знаний учащегося класса клавишного синтезатора должен быть как опыт работы с тембрами самых различных банков, так и опыт самостоятельного составления самых простых аранжировок. Формирование этого опыта происходит в процессе обучения в классе клавишного синтезатора методом ознакомления учащегося с основами создания аранжировки, работой с разными стилями и тембрами, творческого поиска необходимых музыкальных красок в зависимости от поставленной педагогом задачи. Именно поиск становится определенным упражнением, своего рода предварительной подготовкой. Простые задания, мобилизируют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется и обобщается. В данном ансамбле учащийся класса гуслей звончатых выступает не только как ансамблист, но и как соавтор.В его функции помимо исполнения входит редакция и творческая разработка своей партии. В работе над аранжировкой музыкального произведения от учащихся касса клавишного синтезатора требуются знания стилей и направлений довольно широкого диапазона - от древнерусских распевов до известных
стилей 21 века и задача педагога не только представить учащемуся самые лучшие музыкальные образцы, но научить разбираться в большом потоке самой различной музыки, а, в перспективе, научиться отличать качественно аранжированный музыкальный материал от низкопробного.
1.
Выбор произведения. В репертуаре ансамбля клавишного синтезатора и гуслей звончатых могут присутствовать как обработки оригинальных, так и переложения самых разнообразных по жанру произведений. Крайне важно, чтобы предлагаемая учащимся пьеса была яркой, интересной, была понятна , т. е. соответствовала уровню развития музыкального мышления учащихся. В начале работы необходимо самому исполнить произведение или организовать коллективное прослушивание предполагаемого произведения в записи с обязательным последующим обсуждением. Возможно записать в режиме song партию синтезатора в виде небольшого отрывка, а партию гуслей исполнить в живом звучании. Этого вполне достаточно чтобы дать учащимся представление о предлагаемой композиции, заинтересовать их. В процессе работы над партией гуслей очень эффективным методом является предложение учащемуся поимпровизировать со своей партией. Это позволяет учащемуся не только лучше изучить материал, но почувствовать в себе исполнительское творческое начало. В случае, если ребенок с восторгом приносит на урок музыкальную композицию на одном из современных носителей как то: mp3 player, flash-карта мобильного телефона или ноутбук и просит преподавателя взять пьесу в репертуар, преподаватель, благодаря своему опыту и знаниям либо начинает совместную работу над данной композиций, переводя в нотный материал самостоятельно или находя его в интернете или библиотеке, либо в тактичной форме, учитывать искреннее желание ребенка поделиться понравившимся ему произведением, аргументированно объясняет почему следует отказаться от предложенной композиции. Выступления учащихся в рамках школьных концертов как правило, не
предполагают исполнения крупномасштабных композиций. Вместе с тем, концертный номер должен иметь достаточную протяженность, чтобы слушатели могли проникнуться образным строем звучащей музыки, осознать логику ее развития. Музыкальное творчество учащихся младших и средних классов в составе ансамбя "клавишный синтезатор - гусли звончатые" в большинстве случаев предполагает исполнение обработок и аранжировок музыкального произведения. Надо сказать, что именно обработка и аранжировка музыки в ансамблевом исполнительстве являет собой яркий образец совместного творчества учащихся и преподавателя. Но по мере роста знаний и умений учащегося роль преподавателя постепенно переходит в становится наставнической. В концертном репертуаре могут присутствовать переложения самых разнообразных произведений - лишь бы эта музыка была яркой. Создание проекта аранжировки. Основной принцип - от общих параметров будущей аранжировки к частным. С определением произведения появляется масса творческих вопросов: какие и сколько художественных образов должны лечь в основу композиции каков характер их взаимодействия какова последовательность и структурная основа их изложения (форма) определение стилистики выбранного произведениями какие средства художественной выразительности должны быть использованы При составлении проекта аранжировки ученик с помощью педагога последовательно отвечает на вопросы, касающиеся ее жанрово-стилистической направленности, формы, гармонии согласно полученным знаниям по теории музыки . Следует помнить, что форма композиции тесно связана с гармонией, фактурой и тембром. Переход к новым разделам формы, как правило, подчеркивается сменой рисунка фактуры и тембровой окраски ее голосов.
Очень логично смену разделов композиционной формы выделять с помощью исполнительских средств - закругления фраз, изменения темпа, динамики, артикуляции. В старших классах - с помощью звукорежиссерских средств. При отборе звуковых средств, также отвечая на поставленные вопросы, учащийся последовательно выбирает подходящие режимы игры: следует определить будет ли задействован автоаккомпанимент или нет, или будет уместным частичное его использование. B результате этого анализа краткий мотив (например, в композиции в основе которой лежит мотив народного плясового наигрыша ) может превратиться в довольно развернутую пьесу с чередой куплетов и вариаций. Нередки случаи, когда в результате работы над аранжировкой на свет появляется композиция в форме попурри или фантазии. Необходимо решить - если это отрывок из крупного произведения, то нужно выбрать фрагмент, который мог бы послужить основой концертной пьесы для ансамбля, и корректно закруглить его. Степень свободы переложения произведения может быть разной - от точного следования нотному тексты оригинала (например переложение для ансамбля "клавишный синтезатор - гусли звончатые" пьесы А.Лядова "Музыкальная табакерка", где сочетание естественного тембра гуслей звончатых и тембра Percussion/Sun bell клавишного синтезатора создает очень яркий красочный образ настоящей музыкальной табакерки прошлого века. ) до его авторизованной обработки. И все-таки надо учитывать, что в работе с произведениями классической музыки уместно проявление большей строгости к авторскому тексту - вплоть до полной аутентичности звучания электронной аранжировки. Зато при обращении к музыкальному материалу народной и эстрадной музыки вполе позволительно дать волю своей фантазии. Во всех случаях критерием художественного качества должна служить логичность развертывания музыкальной мысли, рельефность и вместе с тем, качество и целостность композиционной структуры.
Создание аранжировки ― пробуем!
После того, как закончена работа над созданием проекта аранжировки приступаем к практической части - разучиванию композиции с учетом выбранных операторских функций (клавишный синтезатор) и поставленных ранее художественных задач. Очень важная задача для педагога сделать процесс разучивания пьесы увлекательным и интересным для ученика, не ограничиваться только процессом озвучивания нотного текста. Необходимо освоить полный спектр предоставляемых клавишным синтезатором возможностей: от исполнительских, композиторских до звукорежиссерских, включая доработку звука и работу над тембральным сочетанием гуслей и синтезатора. 1. Использование автоаккомпанимента. Автоаккомпанимент довольно часто используется в аранжировках для ансамбля в составе "клавишный синтезатор - гусли звончатые". Ввиду того, что работа с автоаккомпаниментом строится главным образом на манипулировании паттернами "Pattern", главное предназначение которого - автоаккомпанирование мелодии, тембровая структура паттерна варьируется в зависимости от стиля, к которому он относится. Именно стиль во многом предопределяет фактурную конфигурацию и тембровый состав шаблонов аккомпанимента. 2. Работа с паттернами автоаккомпанимента. Очень важно при подборе паттерна опредилить степень его уместности и стилистической выдержанности. Необходимо согласовывать использование различных элементов паттерна с формой аранжируемого произведения: вступление (Into) обычно звучит вначале произведения, окончание (Ending)- в конце, вариация (Variation) ― в среднем разделе трехчастной формы (или в припеве куплета), а заполнение (Fill in) разделяют предложения периода и
части композиционной формы. В младших и средних классах, если в композиции присутствует автосопровождение, необходимо продумать вопрос внесение дополнительных автоматических функций к живому исполнению. При этом сохранить естественное дыхание и прозрачность фактуры. Следовательно, учащиеся должны владеть способами изменения стиля: отключение и замена отдельных партий внесение небольших темповые сдвигов в контрастных частях применение вставок. Наличие автоаккомпанимента предполагает некую механичность в звучаниия преодолеть которую можно путём как изменения стиля, так и корректной смены стиля в переходе к новой части. По мере усложнения репертуара и приумножения навыков, учащиеся могут создавать и записывать свой стиль для определённого произведения в Digital Recording 3. Режимы взятия аккордов Благодаря различным режимам взятия аккордов: Single finger (упрощен.), Fingered (обычн.) Full Keyboard (по всей клавиатуре) - возможно приобщение к музицированию в ансамбле учащихся младших классов, имеющих минимальную подготовку по теории музыки. Эта возможность позволяет стимулировать интерес к ансамблевому исполнительству и к музицированию в целом. Режимы автоаккомпанимента, включаемые с помощью кнопок Start, Synchro Start, Intro и др. могут сочетаться с изложенными выше способами озвучивания мелодических голосов тем смыл существенно обогащая фактурные возможности аранжировки. О гармонизации Использование автоаккомпанимента синтезатора при обращении к нотному тексту развернутым изложением сопровождающей партии усложняет
задачу по гармонизации - надо не только извлечь аккорды на клавиатуре инструмента - но сперва определить их. Наиболее сложной задача по гармонизации мелодии становится в случае ее одноголосного изложения - довольно частое явление в народных песнях. В таком случае многое приходится домысливать, просто сочинять. Если знания учащегося позволяют, то, самый лучший вариант ― предложить самому учащемуся досочинить гармонию выбранной пьесы. Образный строй, сюжет произведения, становится опорной точкой, из которой вытекает «инструментальное решение» и исполнительское.
Очень важный этап - работа над фактурой
Звуковой потенциал, которым располагает клавишный синтезатор благодаря делению клавиатуры, автоаккомпанименту, секенсеру и многим другим функциям, позволяет не только максимально расцветить фактуру синтезатора - гуслей звончатых, но, с учетом новых звуковых возможностей, позволить достичь яркого художественного результата. При исполнении музыкального произведения гусли звончатые могут выполнить ряд определенных задач как: исполнение мелодии, возможное исполнение гармонического "подклада" и подголосков. Клавишному синтезатору же посильны более широкие фактурные возможности: и мелодия, и бас, гармонические «подклады», подголоски и педаль.
Волшебная « Регистрационная память»
Наличие в клавишном синтезаторе функции регистрационной памяти предполагает оуществить беззостановочный переход между сохраненными в памяти синтезатора настройками в процессе живого концертного исполнения. Возможность использовать в процессе ансамблевого исполнительства красочных плагинов мультипанели Multi Pad в младших классах делает процесс музицирования особенно увлекательным и очень нравится младшим
школьникам. В старших классах учащиеся не только воспроизводят занесенные в память синтезатора звуковые зарисовки Multi Pad , но уже самостоятельно записывают их во встроенной цифровой студии Digital recording клавишного синтезатора. Использование многодорожечного секвенсера клавишного синтезатора может сделать фактуру композиции еще более богатой - путем создания потрековой записи части композиции в режиме Song, воспроизводимую в формате «фонограмма», но процесс обучения в школе нацелен на рост исполнительского мастерства в "живом исполнении" и использовании записанного материала в минимальных объемах. Порядок их определяется движением от общих задач к более частным, от анализа формы аранжируемого произведения, выделения в ней разделов композиционного построения до подбора режимов игры на синтезаторе, тембров, а также уточнения регистрового их положения и корректировки голосоведения. Наличие с синтезаторе стилистически родственных паттернов: Pop, Rock, Jazz, Latin, Country, European, Traditional, и т. д. позволяет в процессе обучения обратиться к композициям многих стилей и направлений. Пьесы разных стилей, жанров, эпох, помогают учащимся тоньше понять многообразие художественно-звуковых решений в процессе создания аражировки музыкального произведения.
Исполнительские средства
Говоря об работе над аранжировкой музыкального произведения нельзя не упомянуть об
исполнительских
средcтвах:
темпе, агогике, динамике, артикуляции, тембровых и звуковысотных нюансах. Именно они одушевляют проект и вносят в звучание ощущение живости, индивидуализируя произведение. На современных синтезаторах управление всеми этими средствами осуществляется с помощью MIDI-технологий.
В отличие от игры на традиционных инструментах, способы исполнительских действий могут быть самыми разнообразными: помимо игры на клавиатуре фортепианного типа до манипулирования специальными кпопками, колесами, слайдерами и джойстиками на панели инструмента, нажатие и отпускание ножной педали, скольжение пальцев по поверхности сенсорных датчиков. Все эти операции можно разделить на две группы: первая ― предварительное выставление исполнительских параметров и сохранение в ригистрационной памяти клавишного синтезатора, вторая - непосредственно игра на инструменте в режиме реального времени. При этом действие предварительно выставленных исполнительских параметов может распространяться как на всю протяженность звучания пьесы, так и на какой- либо из ее разделов. Эти операции пользователя синтезатора также относятся к сфере аранжировки музыкального произведения. При объединении в ансамбле клавишного синтезатора ― современного цифрового музыкального инструмента c определенной спецификой и инструмента с традиционными способами исполнительства надо учитывать эти особенности.
Ее Величество - звукорежиссура!
Говоря о работе над аранжировкой музыкального произведения нельзя не упомянуть о
звукорежиссерской
составляющей. Построение виртуальной акустики ― электроакустической среды развертывания голосов ― возможно на завершающей стадии работы над аранжировкой. Звукорежиссерские средства, подобно другим музыкальным средствам, формируют нужный выразительный эффект. Следует учитывать тот факт, что конфигурация виртуальной акустической среды напрямую зависит от группировки голосов в рамках глубины фактуры; слишком тихое, прозрачное
звучание она должна усилить, слишком плотное ― разрядить, сделав более ясным и разборчивым. В наборе виртуальной акустики звукорежиссерские эффекты из группы исполнительских задержек: реверберация, эхо, флэнджер, фазер и т. д. Выстраивание виртуальной среды развертывания голосов не может быть точным и завершенным без учета звуково-темрового простанства, заполняемого акустическим инструментом - гуслями звончатыми.Если на акустических инструментах (авт.: «гусли звончатые») тонкости исполнения определяются умением слушать себя и находить объёмность либо плотность звука, то тонкости исполнения на синтезаторе затрагивают знание - как получить нужное звучание. Учащемуся необходимо не просто найти музыкальный образ, но и ясно осознать и понять, какими средствами он был достигнут. Новые детали, художественные находки - будь-то необычный тембр, стереоэффекты, помогают укрепить навыки самостоятельной работы в звуковом воплощении нотного текста. Звукорежиссерские составляющие музыкальной аранжировки открывают перспективу для проявления учащимися творческой индивидуальности, а привить ученику творческое, а не формальное отношение к составлению и прочтению аранжировки ― одна из задач педагога. Надо помнить,что недооценка зачастую приводит к случайному выбору тембров и сопровождения, потери интереса к творческой деятельности. В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик, сталкиваяь с определенными задачами, должен научиться самостоятельно разрешать их, находить самое точное и гармоничное решение. Работа над аранжировкой музыкального произведения в составе ансамбля клавишный синтезатор — гусли звончатые являет собой активную и перспективную форму музицирования в детской музыкальной школе, помогает учащимся в увлекательной творческой форме совершенствовать исполнительские навыки, формирует и развивает творческое начало,
позволяет научиться слушать себя и различать краски и тембры других музыкальных инструментов, способствует умению ориентироваться в стилях и направлениях разных эпох. Список использованной литературы: И.М.Красильников «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе»
В раздел дополнительное образование