"Ансамбль духовых инструментов", 3 года обучения
Рабочая программа
Автор: Дранин Дмитрий Александрович, преподаватель духовых инструментов, МБУДО ДШИ №3, город Сургут, ХМАО-Югра
В раздел дополнительное образование
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план - Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Ансамбль (духовые инструменты)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Программа имеет общеразвивающую направленность, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6,5 – 12 лет. Коллективное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. На уроках ансамбля ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с занятиями по другим учебным предметам способствует расширению их музыкального кругозора. Настоящая программа разработана с целью активизации учебно- воспитательного процесса во всех предметных областях, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся. 2
Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся ДШИ. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые ученик получает на занятиях в классе специальности.
Количество участников
ансамбля может варьироваться — от 2 до 15 человек.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Ансамбль (духовые инструменты)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Полугодия 1 2 3 4 5 6 Количество недель 16 19 16 19 16 19 Аудиторные занятия 16 19 16 19 16 19 105 Самостоятельна я работа 16 19 16 19 16 19 105 Максимальная учебная нагрузка 32 38 32 38 32 38 210
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
3
Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль (духовые инструменты)» при 3-летнем сроке обучения составляет 210 часов. Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия: 1 - 3 классы – по 1 часу в неделю.
Цели и задачи учебного предмета
Основная направленность программы «Ансамбль» - воспитание профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.
Цель программы
- формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Главное, чтобы ученики почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства. В классе ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора.
К задачам технического развития
следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.
Среди задач художественно-эмоционального развития
- необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности. Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре. 4
Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха учащихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка. При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальные занятия неразрывно связаны с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); 5
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на инструменте); - практический (освоение приемов игры, упражнения); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Ансамбль» требует: - класс для индивидуальных и групповых занятий; - зал для концертных выступлений; - оборудование учебного кабинета: фортепиано и комплект духовых инструментов; - технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон; - у педагога в классе должны быть методические пособия и музыкальный словарь; - учащимся должен быть обеспечен доступ к библиотечному фонду, фонотеке и видеотеке.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Наименование тем,
разделов
Количество часов
всего
Аудиторных
Самостоятельных
1
Вводное занятие 1 - 1
2
Изучение текущего репертуара 22 22 44
3
Повторение концертного 8 - 8 6
репертуара
4
Концертная деятельность 3 - 3
5
Итоговое занятие 1 - 1
Всего:
35 22 57
Содержание программы
Вводное занятие
. Понятие об ансамбле. Формы коллективного музицирования на духовых инструментах. Звучание и тембры духовых инструментов. Инструктаж по технике безопасности.
Изучение текущего репертуара
. - Роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую. - Работа над точным исполнением текста. Аппликатура. Работа над ритмом, точным исполнением штрихов. - Работа над качеством звукоизвлечения, достижением в ансамбле ровности звучания, мягкими переходами в позициях и интервалах. - Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. - Первоначальный навык умения услышать себя в ансамбле. - Работа по партиям. - Совместная работа над синхронностью исполнения, единством темпа, ритмической пульсации.
Повторение концертного репертуара
: знание партий наизусть, достижение свободы в исполнении.
Концертная деятельность.
- Правила поведения на сцене и за кулисами. - Работа над артистизмом: красивым выходом на сцену, одинаковым положением инструментов, над одновременным вступлением и окончанием произведения, совместным поклоном и одновременным уходом со сцены. - Работа над одновременным, бесшумным движением взятия инструментов. 7
- Репетиции на сцене. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов руководителя ансамбля.
Итоговое занятие
. Концертное выступление перед родителями, учащимися других отделов ДШИ. Учащиеся должны: - укрепить навыки чтения нот с листа; - быть собранными и внимательными на уроках; - уметь слышать свои ошибки и исправлять их; - обладать навыками ансамблевой игры; - иметь навыки поведения на сцене; - иметь стойкий интерес к занятиям. В течение года участники ансамбля должны подготовить 4 произведения для показа.
Примерный репертуарный список
-
для дуэта флейтистов
1. Перселл Г. «Менуэт» 2. Моцарт В. «Менуэт» 3. Паулс Р. «Колыбельная сверчка» 4. Дунаевский И. «Колыбельная» 5. Комаровский А. «Кукушечка» 6. Качурбина М. «Мишка с куклой» 7. Металлиди Ж. «Мой конь» 8. Металлиди Ж. «Кот баюн»
- для дуэта саксофонов
1. Русская народная песня «Эй ухнем» 2. Глазунов А. антракт из балета «Раймонда» 3. Гайдн Й. «Анданте» 8
4. Рамо Ж. «Ригодон» 5. Вебер К. «Хор охотников» 6. Градески Э. Рэгтайм «Мороженое» 7. Бакланова Н. «Маленький марш», «Мазурка» 8. Кабалевский Д. «Хоровод», «В пути» -
для квартета саксофонистов
1. Люлли Ж. «Менуэт» 2. Ратгебер В. «Ритурнель» 3. Украинская народная песня «Щедрик» 4. Гендель Г. «Менеуэт» 5. Моцарт В. «Маленькая пьеса» 6. Телеман Г. «Менуэт» 7. Бах И.С. «Ария» 8. Шуберт Ф. «Лендлер» 9. Шуберт Ф. «Немецкий танец» 10. Шаинский В. «Чунга-чанга»
- для смешанного ансамбля
1. Рахманинов С. «Итальянская полька» 2. Бетховен Л. «Менуэт» 3. Прокофьев С. «Марш», «Шествие» 4. Шостакович Д. «Гавот» 5. Шаинский В. «Весёлая фуга» 6. Григ Э. «Элегия» 7. Шуберт «Адажио», «Вальс» 8. Джоплин С. Регтайм 9. Бах И.С. «Ария» 10.Брамс И. «Венгерский танец №1» 11.Штраус И. «Вечное движение»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
9
За время обучения в классе ансамбля у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно: - исполнение партии в соответствии с замыслом композитора; -чтение нот с листа; - понимание музыки, исполняемой ансамблем в целом и отдельными партиями; - умение слышать тему, подголоски, сопровождение. Знания и умения, полученные учащимися в классе ансамбля, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
В течение года ученик должен пройти от трёх до пяти произведений различных стилей и жанров. Произведения, изучаемые в классе ансамбля, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия с выставлением оценки за подготовку к уроку. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета, который проводится в конце учебного года. Для исполнения на зачете по ансамблю педагог должен подготовить с учеником 1-2 произведения один раз в учебном году. Исполнение произведений возможно по нотам. Итоги успеваемости оцениваются по четвертям, и выставляется итоговая годовая оценка. На эту оценку влияют выступления в ансамбле на концертах и достигнутые результаты – благодарности, сертификаты, грамоты, дипломы и т.д. Оценка успеваемости складывается из выступлений на зачете и концертах. 10
Итогом проделанной работы и оценкой работы учащихся могут быть выступления на школьном концерте или конкурсе, выездных конкурсах зональных, областных, республиканских, международных конкурсах Участие в городских и областных отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете.
Критерии выставления оценок по ансамблю:
«Отлично»:
- на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию - каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры. - умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля - решение тембровых и регистровых задач - выступление яркое и осознанное.
«Хорошо»:
- достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения. - решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий) - убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений..
«Удовлетворительно»:
- однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой игры, вялая динамика
«Неудовлетворительно»:
- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
11
Работа руководителя класса ансамбля распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с ансамблем (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов. Работа класса ансамбля в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений ансамбля. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в ансамбле учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков ансамблевой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям. В репертуар класса ансамбля необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм, обработки популярной музыки, мелодии из кинофильмов и мультфильмов. Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель класса ансамбля может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава ансамбля, который имеется в школе. Целесообразно участие в детском ансамбле преподавателей отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования преподавателей и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию преподавателей и учеников. Участие пианиста-концертмейстера уплотняет звучность ансамбля, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией. По усмотрению преподавателя могут использоваться клавишные электронные инструменты. В течение года в репертуаре ансамбля должно быть 4-5 разнохарактерных произведений, из которых 2-3 новые. 12
В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания ансамблевых партий с помощью преподавателей отдела. СПИСОК НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Педагогический репертуар ДМШ. А.Чумов. Пьесы для ансамбля духовых инструментов. М.1980 2. Музыка русских композиторов. В. Марголин. «Композитор» С.-П. 2003 3. Власов. 15 легких дуэтов. М.1982. 4. Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля деревянных духовых инструментов. С.-П. «Композитор», 2000. 5. Хрестоматия для саксоона-альта. 1-3 год обучения. Автор-составитель В. Шпак. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009. 6. Играем вместе. Составители: В. Кальщикова, И. Перунова, И. Толбухина. Л.1989 7. Легкие скрипичные дуэты. М.1990 8. Прокофьев С. Ансамбли юных скрипачей. М. 1990 9. Металлиди Ж. Романтический вальс. С.-П.1992 10. Брамс И. Венгерские танцы. М.1994 11. Концертный репертуар. Ансамбли. Выпуск I. С.-П.1997 12. Металлиди Ж. Колыбельная Оле-Лукойе. Стойкий оловянный солдатик. С.-П.1997 13. Дворжак. Славянские танцы. МЮ1998 14. Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. С.-П. 1998 15. Металлиди Ж. Посвящение. Две части из симфонии. С.-П 2000 16. Соколова Н. Методическое пособие для учащихся п/г и младших классов ДМШ. М.2000 17. Популярная музыка. I-II классы ДМШ. Переложение В.Дуловой.С.- П.2001 13
18. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. I ступень. С.-П.2001 19. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. II ступень. С.-П.2001 20. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. III ступень. С.-П.2001 21. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. IV ступень. С.- П.2001 22. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. V ступень. С.-П.2001 32. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. VI ступень. С.- П.2001 33. Сборник «Светлячок». Составитель Э. Пудовочкин. VII ступень. С.- П.2001 34. Сборник «Желтая субмарина». М.2001 36. Хромушин С. Джазовые композиции для камерных ансамблей. С.-П.2002 37. Долженко А. Детский альбом пьес и ансамблей. М.2003 38. Пьесы для ансамблей медных духовых инструментов. Выпуск №2. Составитель А. Лобанов, В. Ефимов. С.-П. «Композитор», 1997 39. Голиков В. Пьесы для солирующих духовых инструментов и ансамблей. М. ГИЦ «Владос»2002. 40. Пьесы для ансамблей медных духовых инструментов. Выпуск №3. Составитель А. Лобанов. С.-П. «Композитор», 2004. 41. Пьесы для ансамбля медных духовых инструментов. переложение Г. Страутмана. С.-П. «Композитор», 2000. 42. «Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано». Выпуск 1. С.-П. «Композитор», 2001 43. «Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано». Выпуск 2 С.-П. «Композитор», 2001. 44. Пушкарев В. Апертура языка. Формирование и развитие при игре на трубе. М. МГК им. П.И. Чайковского, 2000. В.И. Пушкарев, 2000. 45. Хачатурян К.. «Чиполино». Сюита из одноимённого балета. Обработка М. Уткина для виолончелей и фортепиано. С.-П., «Композитор», 2007. 14
46. Хотунцов Н.. « Пьесы для двух виолончелей или ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано» С.-П.. «Союз художников». 2008. 47. Трио для тромбонов. Выпуск 2. Обработка М. Уткина 48. Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано. Выпуск 1 . Средние и старшие классы ДМШ. С.-П. «Композитор» 2005. 49. Щелоков В. Прогрессивная школа игры на трубе. Редактор и составитель В.П. Ивукин. Екатеринбург 2002. 50. Афанасьев В., В. Кулев, Н. Миронов Хрестоматия сольной и ансамблевой игры на медных духовых инструментах. М.2001. 51. Сборник дуэтов. Дуэты для тромбона в сопровождении фортепиано Переложения А. Стейскала. М. 1990. 52. Шоллар Ф. Школа игры на валторне Редактор А. Усов М. Музыка 2000 53. Музыка для флейты. Ансамбли. Выпуск 1. С.-П. «Союз художников» 2004 54. «Шире круг». Популярные произведения для ансамбля скрипачей. М.2002. Методическая литература 1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М.,1956. 2. Докшицер Т. Система комплексных упражнении трубача М., 2001. 3. Музыкальная педагогика Р-на-Д. 2002. 4. Сулейманов Р.Ф. « Как учится читать с листа музыкальные произведения» Казань 1997г 5. Янкелевич Ю. «Педагогическое наследие» М., 198 15
В раздел дополнительное образование