"Творческий облик Л.Н.Оборина"
исследовательский очерк
Автор: Дранина Юлия Сергеевна, концертмейстер, МБУДО ДШИ №3, город Сургут, ХМАО-Югра
В раздел дополнительное образование
Творческий облик Л.Н.Оборина
Лев Николаевич Оборин – выдающийся отечественный исполнитель, замечательный педагог, блестящий ансамблист, композитор и публицист. С его именем связано развитие музыкального искусства нашей страны. Именно Льву Оборину удалось заложить основу мирового признания отечественного пианистического творчества, поскольку он был первым русским исполнителем, чья победа на Международном конкурсе пианистов им.Шопена в Варшаве в 1927 году заявила миру, что наше фортепианное искусство глубоко восприняло и продолжает высоко нести могучие традиции Антона Рубинштейна, Сафонова, Зилоти, Рахманинова. Лев Николаевич родился 11 сентября 1907 года в Москве в семье инженера. Необходимо заметить, что в этой семье всегда культивировалась музыка и, как правило, в часы досуга устраивались музыкальные вечера. Поэтому, восприняв музыкальность от родителей и имея абсолютный слух, маленький Лева уже с трех лет начал подбирать на пианино понравившиеся ему мелодии. Однако только с семи лет последовало профессиональное обучение одного из лучших отечественных пианистов. В 1914 году пианистическое воспитание мальчика началось в Гнесинском училище, одном из старейших и замечательных очагов музыкальной культуры. Приступив к систематическим занятиям у ассистентки Е.Ф.Гнесиной Надежды Николаевны Малютиной, юный Лева Оборин показал такие успехи, что через несколько месяцев оказался уже в классе самой Елены Фабиановны. В методике своих занятий Е.Ф.Гнесина последовательно придерживалась принципов фортепианной педагогики, заложенных Ф.Бузони и развитых В.И.Сафоновым: упражнения и этюды изучались не механически, а сознательно, внимание главным образом обращалось на звуковую сторону игры и разнообразие нюансировки. Одной из особенностей педагогики Гнесиной являлось и то, что весь пройденный учениками репертуар должен был держаться в памяти. Так же большинство пьес всегда выносилось на эстраду, что развивало артистизм начинающих пианистов. Параллельно с занятиями на фортепиано Оборин начал понемногу сочинять музыку. И Елена Фабиановна решила поручить А.Гречанинову начать занятия с Левой и по композиции. Обучение в этой области шло настолько продуктивно, что юный пианист стал видеть себя в будущем композитором. Блестяще окончив в 1921 году музыкальную школу Гнесиных, Оборин сразу же поступает в Московскую консерваторию, причем сразу на два факультета – фортепианный и композиторский. В дальнейшем он некоторое время занимается и дирижированием в классе профессора К.С.Сараджева, а позднее консультируется с Бруно Вальтером и Германом Абендротом. Руководителем по фортепиано у Льва Николаевича становится И.Н.Игумнов, чей тонкий художественный интеллект, поэтическая индивидуальность и педагогический метод оказались наиболее подходящими для развития таланта молодого пианиста. Педагогом по композиции у Оборина становится сначала Г.Э.Конюс, затем Г.Л.Катуар, а после смерти последнего – Н.Я.Мясковский. И именно в классе Николая Яковлевича ярко расцвело композиторское дарование Льва Николаевича. Однако творческие замыслы молодого композитора оказались неосуществленными главным образом из-за огромного успеха в исполнительской деятельности. За четыре года обучения в консерватории молодой Оборин много выступал в концертах и даже играл сольные программы. Таким образом, еще до окончания консерватории пианист приобрел широкую известность среди слушателей. Весной 1926 года при огромном стечении публики с триумфом прошло дипломное выступление Льва Николаевича. И, несмотря на то, что Оборин еще числился студентом композиторского факультета, который должен был закончить в 1927 году, его выдвинули в аспирантуру.
В это время пианисту стали поступать предложения от концертных организаций о выступлениях в концертах и поездках на гастроли. Пригласили его выступать и в качестве солиста с симфоническим оркестром Персимфанса – одного из лучших в Москве. В 1927 году в Варшаве состоялся Первый международный конкурс пианистов им. Шопена. Блестящая победа, одержанная Львом Николаевичем в этом соревновании, имела неоценимое значение для исполнительской культуры нашей страны, а имя Оборина открыло длинный список отечественных лауреатов-победителей международных конкурсов. Вернувшись в Москву, Лев Николаевич начал широкую концертную деятельность как в столице, так и в других городах страны. С 1928 года началась педагогическая деятельность Льва Оборина в Московской консерватории на кафедре камерного ансамбля. А с 1930 года он становится ассистентом К.Н.Игумнова. Через несколько лет, после получения им звания профессора в 1935 году, вокруг Оборина образовалась группа сильных в профессиональном и художественном отношении учеников, среди которых были Г. Рождественский, Т. Кравченко, М. Воскресенский, Е. Новицкая, А. Севидов. После смерти К.Н.Игумнова в 1948 году Оборину поручают вести его кафедру, а через несколько лет он уже руководит собственной кафедрой, возглавляя группу своих учеников – преподавателей Московской консерватории. Его помощниками и ассистентами в разные годы были А. Вицинский, Я. Мильштейн, В. Землянский, В. Эпштейн, М. Воскресенский. В 1957 году Оборина настигает тяжелая болезнь. После выздоровления пианист очень осторожно возвращается на концертную эстраду. Но все более значительную роль в жизни артиста играет педагогическая работа. С 1958 года в Москве стал проводиться Международный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского. И Оборин становится постоянным членом жюри, а его воспитанники – непременными участниками этого международного соревнования. Но в 1967 году Лев Николаевич вновь серьезно заболевает. В результате активного лечения он смог вернуться к занятиям со студентами своего класса, но выступать на концертной эстраде уже не мог. В 1974 году состояние здоровья Оборина резко ухудшилось, и 5 января этого же года он ушел из жизни. Деятельность Льва Николаевича составила целую эпоху в истории музыкальной культуры нашей страны. Ему принадлежат незабываемые образцы интерпретаций многих фортепианных и камерных произведений европейской, русской и советской музыкальной классики. А его благородный артистизм, доброта и человечность долго будут служить примером для молодых исполнителей. Помимо исполнительства и педагогической работы, Оборин на начальном этапе своего творческого пути всерьез увлекался сочинением музыки. Его наследие, конечно, невелико. Но, несмотря на это, в сочинениях Льва Николаевича чувствуется яркая индивидуальность художника, обладающего не только знанием возможностей инструмента или мастерством в подаче материала, но и оригинальностью мышления. Издано только несколько его сочинений для фортепиано, такие как «Четыре пьесы» ор. 2, 1927 год; «Три пьесы» (Прелюдия, Интермеццо, Танец) ор. 4, 1933 год; Соната Es-dur ор. 3, 1930 год. Некоторые другие сочинения были известны слушателям по их исполнению самими автором в концертах «Ассоциации современной музыки», среди которых «Симфоническое скерцо», 1925 год - первый опыт в области крупных форм. Как отмечают критики, в сочинениях Оборина удивительным образом сочетаются интеллектуализм, строгая логика в раскрытии мыслей, некоторая суровость с яркой эмоциональностью, открытым высказыванием чувств, страстностью. В своих сочинениях Оборин часто использовал наложение диатонической мелодии на хроматическую гармонию с побочными тонами и резкими перечениями. Несомненен и русский колорит произведений Льва Николаевича, источником которого можно считать
различные жанры народной песенности – протяжные, плясовые, обрядовые. От русской музыки исходит и пристрастие молодого композитора к колокольности звучания. Друг Оборина В.Шебалин, анализируя сочинения автора, делал заключение о своеобразном стиле, все же тяготевшем к рахманиновской манере письма. Таким образом, музыка Л.Н.Оборина, при всей современности звучания, развивает лучшие традиции классического и русского музыкального искусства. Но, несмотря на малочисленность доступного нам творчества Льва Николаевича, даже по этим образцам можно судить яркости и незаурядности его композиторского таланта, который высоко ценили Н.Я.Мясковский и Д.Д.Шостакович. Будучи разносторонне развитым человеком, Лев Николаевич Оборин, соединявший в одном лице выдающегося исполнителя-солиста, не менее значительного ансамблиста, педагога и композитора, обладал к тому же литературным талантом. На протяжении всей жизни он не переставал интересоваться проблемами других искусств, проблемами развития всестороннего кругозора музыканта. Эти и другие вопросы нашли свое выражение на страницах газет и журналов. В своих статьях, литературных заметках и интервью музыкант делился своими взглядами на композиторское и исполнительское творчество, касался проблем педагогики артистического мастерства. Огромную роль в музыкальном, пианистическом и художественном развитии Льва Николаевича, как известно, сыграл Константин Николаевич Игумнов, поэтому Оборин стал автором нескольких статей о нем, указывая на тот большой вклад, который составила деятельность его великого наставника в истории русского исполнительского искусства. Памяти выдающихся музыкальных деятелей – Шебалина, Софроницкого и Гаука – посвящены несколько статей. Также Оборин стал автором публикаций о Шопене – одном из его любимых композиторов. В них он высказывает свои взгляды на стиль шопеновской музыки и проблемы ее интерпретации. Лев Николаевич был не только блестящим исполнителем произведений Шопена, но и прекрасным знатоком жизни и творчества композитора. Когда известный музыковед Ю. Кремлев в своей книге «Фридерик Шопен» допустил ряд ошибок, Оборин совместно с Я.И.Заком выступили в печати с полемической статьей, продемонстрировав подлинную научную эрудицию и глубокое знание шопеновского наследия. Особое место в статьях Оборина занимали вопросы воспитания пианистов и влияния на их психологию столь распространившихся международных соревнований. Заостряя внимание своих учеников на важности развития пианистического мастерства, Лев Николаевич посвятил этой проблеме статью «О некоторых принципах фортепианной техники», поскольку под техникой автор понимает все те средства, с помощью которых исполнитель может передать замысел композитора. В одной из последних своих статей «Композитор-исполнитель» пианист говорит о влиянии композиторских навыков на исполнительский процесс. Об этом свидетельствует исполнительский стиль самого Льва Николаевича, как известно, серьезно занимавшегося композицией. Часть литературного наследия Оборина сохранилась в форме бесед, в которых он касается интереснейших особенностей психологии исполнительского творчества. Часто Лев Николаевич выступал в печати и с рецензиями на концерты музыкантов или первое исполнение новых сочинений, выявляя как сильные, так и спорные особенности интерпретации, но всегда оставаясь объективным и точным в своих высказываниях .
В раздел дополнительное образование