"Слушание музыки" как необходимый предмет для изучения в школе искусств"
Методический доклад
Автор: Пострелова Елена Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин, МУ ДО "Большенагаткинсчкая ДШИ", Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино
В раздел дополнительное образование
МУ ДО «Большенагаткинская ДШИ»
Методический доклад на тему:
«Слушание музыки» как необходимый
предмет для изучения в школе искусств»
Автор: Пострелова Елена Алексеевна
1
Предмет «Слушание музыки» был введен в учебные планы нашей школы искусств в 2002-2003 учебном году. Занятия проходили 1 раз в неделю по программе Н.А.Царёвой, рекомендованной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства Культуры Российской Федерации. У многих возникали вопросы – нужен ли этот новый предмет, если есть «Музыкальная литература», что общего между ними. И ради чего «Слушание музыки» вообще ввели в программу школ искусств и музыкальных школ. По моему мнению, введение в ДМШ ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс является необходимым и своевременным. В сущности, это он должен стать одним из главных предметов для изучения на начальном этапе в ДМШ и ДШИ. По учебному плану курс «Музыкальной литературы» начинается лишь с 4го класса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального восприятия возраст 7-10 лет. Урок «Слушания музыки» призван восполнить этот пробел. Анализ и осмысление научно – методической литературы, в первую очередь программы «Слушание музыки» Н.Царёвой, также многолетний опыт работы с детьми, подтолкнули меня на составление своей программы по этому предмету. Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание музыкальной культуры, неотъемлемой части всей духовной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики на самых ранних этапах обучения. Цели из задачи предмета «Слушание музыки» сводятся к следующему: -создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития; -заложить основы культуры слушания музыки; -создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству. Из цели музыкального обучения вытекают три основные задачи музыкального обучения на уроках «Слушания музыки»: 1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать 2
развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающей жизнью. 2. Формирование осознанного отношения к музыке. Ученику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания. 3. Формирование деятельно – практического отношения к музыке не только в процессе её восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы». Основными воспитательными задачами уроков «Слушания музыки» являются: - расширение представлений детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений; - обогащение музыкального опыта учащихся, развитие у детей интереса к музыке; - накопление ими музыкальных впечатлений от произведений, близких им по тематике и жанрам. Задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить детей подмечать различие музыкальных произведений, как по их общему характеру, так и по выразительным средствам. Задача разбора музыкального произведения в связи со слушанием музыки – научить понимать выразительный смысл определенных музыкальных средств и дать первые представления об особенностях музыкальной речи как выражения чувств. Музыкальные умения и навыки, которые следует развивать на уроках «Слушание музыки» у детей 1-3 класса в ДМШ и ДШИ являются следующими: 1 класс Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства, в их связи с жизнью, в выразительном и изобразительном значении; восприятие музыкальных образов в их взаимосвязи. Умение ориентироваться в богатстве и разнообразии содержания музыки. Стараться попытаться понять музыкальную речь, научиться целостно воспринимать образ музыкального произведения, познакомиться с основными приемами 3
развития в музыке, закрепить и расширить свои теоретические познания, уметь их применять на практике в процессе активного восприятия музыки. 2 класс Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении, понимание связи музыкального произведения, важнейший способов и средств развития музыки, некоторым форм музыкальных произведений (одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо, вариаций) в образно-содержательном, смысловом значении. Анализа средств музыкальной выразительности и их взаимодействия во 2 классе нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей и целостности. Такое направление в обучении определяет развитие музыкального мышления учащихся, позволяет избежать примитивных истолкований, неоправданных внемузыкальных ассоциаций. 3 класс Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской; некоторых общих и различных черт в музыкальном искусстве композиторов различных стран; разных форм музыкальной деятельности. Задачей становится усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес как обобщение и систематизация уже известного (марши разных типов, танцевальная музыка), творческое исследование свойств разных типов музыкального изложения, попытка осознать красоту и строгость простых музыкальных форм. Преобладающая форма урока «Слушание музыки» - это уроки – беседы, но все они могут иметь разный облик, в зависимости от содержания. Урок – воспоминание – на нем новая тема преподноситься на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известно», но «не замеченное» ранее. Урок – сказка может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания и т.д. Урок – исследование – дает большую долю самостоятельной аналитической работы. Также могут проводиться: урок-настроение, комплексный урок, включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального и т.д. Выразительные средства музыкального произведения рассматриваются на уроках «Слушание музыки» не изолированно, а в их взаимосвязях – сначала немногих, а потом более сложных и разносторонних. Таким образом, изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержание и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ. 4
Программа по «Слушанию музыки» открывает большие возможности для творчества педагога и учащихся. В то же время острожная и кропотливая работа с учениками – залог подготовки чуткого и внимательного слушателя, анализирующего к концу курса и мелодический рисунок, и интонационный строй, и форму произведения, и особенности фактуры. На первоначальном этапе обучения предмету «Слушание музыки» я стремилась добиться следующих результатов: - попытаться добиться того, чтобы дети осознали мир музыкальных звуков как особую реальность, прежде всего через чувственное восприятие характера музыки; - освоить с учениками некоторые первоначальные музыкальные понятия; - увлечь, заинтересовать ребенка, постараться сделать процесс слушания музыки ярким, эмоциональным моментом эстетического переживания, так как только так музыкальные впечатления смогут стать личным опытом для детей, - опираясь на хорошую долгосрочную память, отзывчивость и увлеченность детей, создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний. Стержнем в работе по программе «Слушание музыки» является системный подход к изучаемому материалу, связанный одновременно и с конкретным анализом. Мне, как и любому педагогу, в процессе обучения приходилось вносить свои поправки и дополнения. Это было связано в первую очередь с используемым музыкальным материалом: каких-то музыкальных записей не нашлось и их пришлось заменять, а какие-то я предпочла тем, которые рекомендует составитель программы по причинам, которые укажу далее. Например, на уроке в первом классе при изучении темы о выразительных средствах музыки (высоте звука, длительностях, динамике, темпе, ритме и т.п.) я дополнила музыкальный материал примерами из «Музыкального букваря» Ветлугиной: музыкальными картинками «Мама и папа разговаривают», «Мальчики и девочки танцуют», «На машине, велосипеде, пешком», так как эти небольшие пьески хорошо характеризуют выразительные средства музыки, очень понятны и доступны первоклассникам. Тему третьей четверти о различных типах интонаций в музыке мне показалось целесообразным дополнить «Карнавалом животных» Сен – Санса, тем более что это произведение перекликается с темой четвертой четверти «Сказка в музыке» (а мы к ней придумывали различные сказочные и «не сказочные» сюжеты). 5
Интересной для детей оказалась тема о музыкальных ансамблях из третьей четверти второго класса. Настолько интересной, что, познакомившись с ансамблями из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, нам захотелось продолжить её знакомством с ансамблями в опере М. Глинки «Иван Сусанин»(трио «Не томи, родимый», дуэт Вани и Сусанина), а параллельно познакомиться с сюжетной линией этих опер, с самим понятием «опера», вспомнить выступление различных ансамблей учеников школы на недавнем концерте. Одним из запоминающихся стал урок, посвященный изучению формы рондо в третьей четверти третьего класса. Предложенное составителем программы Н.А.Царёвой домашнее задание с сочинением сказки мы преобразили в настоящий урок – сказку! Сначала вспомнили сказки, которые можно изложить в форме рондо (русские народные сказки – « Колобок», «Репка», сказки различных писателей – «Бременские музыканты» Гримм, «Сказка о золотой рыбке»А. Пушкина, «Золушка» Ш. Перро). Следующим этапом урока было повторение ранее изученных музыкальных форм, в частности – вариационной формы. Каких только сказочных сюжетов ни вспомнили ребята! Наверняка, эти музыкальные формы дети запомнили хорошо. Программа дает большой простор для творчества педагога и учеников. В первом классе на уроке «Слушания музыки» кроме тетради нам на каждый урок стали необходимы альбом, фломастеры, цветные карандаши, потому что многие темы первого класса мы с учениками изучали, рисуя к ним иллюстрации - не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к самим темам. Например: тема – «Шаги» в музыке» - тяжелые, легкие, плавные, прерывистые (мы всё нарисовали!); или тема – «Мелодический рисунок» - волнообразное движение мелодии, кульминация – вершина мелодического рисунка (своеобразная «гора»), мелодия – «вьюнок» («Полёт шмеля»Н. Римского – Корсакова), мелодия – «пружина» («Гавот» С. Прокофьева) и др. А изучение темы «Музыкальное пространство в музыке барокко (далеко – близко, общий план – детализация, выше – ниже, свет и тени) вообще было невозможно без соприкосновения еще с одним искусством – живописью). Синтез музыки и поэзии мы довольно часто использовали на уроках «Слушания музыки» в первом и втором классах. Конечно, в первую очередь это слова песен и романсов, тексты арий и других фрагментов из опер, которые иногда мы прочитывали перед или после прослушивания 6
музыки. Занимательно для учеников было задание найти стихотворения разных поэтов по теме «Времена года». А затем мы подбирали те варианты, которые были ближе к музыке А. Вивальди и П.Чайковского (в циклах «Времена года»). К теме «Интонация» ученики также подбирали поэтический материал с различными голосовыми интонациями (удивления, вздоха, огорчения, радости). На втором и третьем году изучения предмета «Слушание музыки» мы часто использовали такую форму работы, как музыкальные иллюстрации к изучаемым темам из произведений, исполняемых учениками в классе специальности. Ведь всем детям очень нравится выступать! Особенно хорошо использовать детское исполнительство в темах: 2 класс – «Основные приемы развития: повтор, секвенция, контраст. Мотив, фраза, предложение», «Разные типы программной музыки»( пьесы из различных альбомов композиторов для детей), «Игра звуков и ритмов» (несложные джазовые пьесы, которые так любят дети в нашей школе). 3 класс – «Фольклор» (народные песни и танцы с их обработками разных композиторов), «Жанр в музыке: марши, танцы», «Типы музыкального изложения», «Форма периода. Мотив, фраза, предложение, каденция», «Песенно-танцевальные формы - 2-х и 3-х частные. Контрастная середина и середина развивающего типа. Трех – пятичастная форма». Творческие задания, представленные в учебных пособиях «Уроки госпожи Мелодии» мы на уроках использовали, но к сожалению, не часто. Во-первых, потому что эти учебники рассчитаны на то, что они должны быть у каждого ребенка, а они были только у учителя. Во-вторых (что следует из первого) – в них в основном даны домашние задания, а я руководствовалась принципом, что домашних заданий должно быть как можно меньше, так как условия нашей школы, где дети находятся в школе с 8 утра до 6 вечера, не позволяет их качественно выполнять. В третьих, как мне кажется, что тема, объясненная учителем всегда более доступна и понятна ученикам, чем она же, самостоятельно прочитанная даже в такой увлекательной «книжке», какой является учебное пособие «Уроки госпожи Мелодии». В заключении хочется сказать, что в течении всего курса предмета «Слушание музыки» учащиеся знакомятся с большим количеством музыкальных произведений. Это знакомство не только расширяет кругозор ребенка, но и развивает и обогащает музыкальную память, служит основой накопления слушательского опыта. 7
Предмет «Слушание музыки» - это приобщение детей к бескрайнему миру классической музыки, обогащение их слухового опыта, формирование умений и навыков, которые будут необходимы для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя, а также пригодятся ребятам в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Список литературы:
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,» Пресс-соло», 1998. 8
2. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования пол видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (Пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001. 3. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990. 4. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001. 5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмен», 2001 6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 3 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмен», 2002 7. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975. 9
Методический доклад на тему:
«Слушание музыки» как необходимый
предмет для изучения в школе искусств»
Автор: Пострелова Елена Алексеевна
1
Предмет «Слушание музыки» был введен в учебные планы нашей школы искусств в 2002-2003 учебном году. Занятия проходили 1 раз в неделю по программе Н.А.Царёвой, рекомендованной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства Культуры Российской Федерации. У многих возникали вопросы – нужен ли этот новый предмет, если есть «Музыкальная литература», что общего между ними. И ради чего «Слушание музыки» вообще ввели в программу школ искусств и музыкальных школ. По моему мнению, введение в ДМШ ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс является необходимым и своевременным. В сущности, это он должен стать одним из главных предметов для изучения на начальном этапе в ДМШ и ДШИ. По учебному плану курс «Музыкальной литературы» начинается лишь с 4го класса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального восприятия возраст 7-10 лет. Урок «Слушания музыки» призван восполнить этот пробел. Анализ и осмысление научно – методической литературы, в первую очередь программы «Слушание музыки» Н.Царёвой, также многолетний опыт работы с детьми, подтолкнули меня на составление своей программы по этому предмету. Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание музыкальной культуры, неотъемлемой части всей духовной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики на самых ранних этапах обучения. Цели из задачи предмета «Слушание музыки» сводятся к следующему: -создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития; -заложить основы культуры слушания музыки; -создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству. Из цели музыкального обучения вытекают три основные задачи музыкального обучения на уроках «Слушания музыки»: 1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать 2
развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающей жизнью. 2. Формирование осознанного отношения к музыке. Ученику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания. 3. Формирование деятельно – практического отношения к музыке не только в процессе её восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы». Основными воспитательными задачами уроков «Слушания музыки» являются: - расширение представлений детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений; - обогащение музыкального опыта учащихся, развитие у детей интереса к музыке; - накопление ими музыкальных впечатлений от произведений, близких им по тематике и жанрам. Задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить детей подмечать различие музыкальных произведений, как по их общему характеру, так и по выразительным средствам. Задача разбора музыкального произведения в связи со слушанием музыки – научить понимать выразительный смысл определенных музыкальных средств и дать первые представления об особенностях музыкальной речи как выражения чувств. Музыкальные умения и навыки, которые следует развивать на уроках «Слушание музыки» у детей 1-3 класса в ДМШ и ДШИ являются следующими: 1 класс Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства, в их связи с жизнью, в выразительном и изобразительном значении; восприятие музыкальных образов в их взаимосвязи. Умение ориентироваться в богатстве и разнообразии содержания музыки. Стараться попытаться понять музыкальную речь, научиться целостно воспринимать образ музыкального произведения, познакомиться с основными приемами 3
развития в музыке, закрепить и расширить свои теоретические познания, уметь их применять на практике в процессе активного восприятия музыки. 2 класс Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении, понимание связи музыкального произведения, важнейший способов и средств развития музыки, некоторым форм музыкальных произведений (одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо, вариаций) в образно-содержательном, смысловом значении. Анализа средств музыкальной выразительности и их взаимодействия во 2 классе нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей и целостности. Такое направление в обучении определяет развитие музыкального мышления учащихся, позволяет избежать примитивных истолкований, неоправданных внемузыкальных ассоциаций. 3 класс Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской; некоторых общих и различных черт в музыкальном искусстве композиторов различных стран; разных форм музыкальной деятельности. Задачей становится усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес как обобщение и систематизация уже известного (марши разных типов, танцевальная музыка), творческое исследование свойств разных типов музыкального изложения, попытка осознать красоту и строгость простых музыкальных форм. Преобладающая форма урока «Слушание музыки» - это уроки – беседы, но все они могут иметь разный облик, в зависимости от содержания. Урок – воспоминание – на нем новая тема преподноситься на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известно», но «не замеченное» ранее. Урок – сказка может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания и т.д. Урок – исследование – дает большую долю самостоятельной аналитической работы. Также могут проводиться: урок-настроение, комплексный урок, включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального и т.д. Выразительные средства музыкального произведения рассматриваются на уроках «Слушание музыки» не изолированно, а в их взаимосвязях – сначала немногих, а потом более сложных и разносторонних. Таким образом, изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержание и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ. 4
Программа по «Слушанию музыки» открывает большие возможности для творчества педагога и учащихся. В то же время острожная и кропотливая работа с учениками – залог подготовки чуткого и внимательного слушателя, анализирующего к концу курса и мелодический рисунок, и интонационный строй, и форму произведения, и особенности фактуры. На первоначальном этапе обучения предмету «Слушание музыки» я стремилась добиться следующих результатов: - попытаться добиться того, чтобы дети осознали мир музыкальных звуков как особую реальность, прежде всего через чувственное восприятие характера музыки; - освоить с учениками некоторые первоначальные музыкальные понятия; - увлечь, заинтересовать ребенка, постараться сделать процесс слушания музыки ярким, эмоциональным моментом эстетического переживания, так как только так музыкальные впечатления смогут стать личным опытом для детей, - опираясь на хорошую долгосрочную память, отзывчивость и увлеченность детей, создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний. Стержнем в работе по программе «Слушание музыки» является системный подход к изучаемому материалу, связанный одновременно и с конкретным анализом. Мне, как и любому педагогу, в процессе обучения приходилось вносить свои поправки и дополнения. Это было связано в первую очередь с используемым музыкальным материалом: каких-то музыкальных записей не нашлось и их пришлось заменять, а какие-то я предпочла тем, которые рекомендует составитель программы по причинам, которые укажу далее. Например, на уроке в первом классе при изучении темы о выразительных средствах музыки (высоте звука, длительностях, динамике, темпе, ритме и т.п.) я дополнила музыкальный материал примерами из «Музыкального букваря» Ветлугиной: музыкальными картинками «Мама и папа разговаривают», «Мальчики и девочки танцуют», «На машине, велосипеде, пешком», так как эти небольшие пьески хорошо характеризуют выразительные средства музыки, очень понятны и доступны первоклассникам. Тему третьей четверти о различных типах интонаций в музыке мне показалось целесообразным дополнить «Карнавалом животных» Сен – Санса, тем более что это произведение перекликается с темой четвертой четверти «Сказка в музыке» (а мы к ней придумывали различные сказочные и «не сказочные» сюжеты). 5
Интересной для детей оказалась тема о музыкальных ансамблях из третьей четверти второго класса. Настолько интересной, что, познакомившись с ансамблями из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, нам захотелось продолжить её знакомством с ансамблями в опере М. Глинки «Иван Сусанин»(трио «Не томи, родимый», дуэт Вани и Сусанина), а параллельно познакомиться с сюжетной линией этих опер, с самим понятием «опера», вспомнить выступление различных ансамблей учеников школы на недавнем концерте. Одним из запоминающихся стал урок, посвященный изучению формы рондо в третьей четверти третьего класса. Предложенное составителем программы Н.А.Царёвой домашнее задание с сочинением сказки мы преобразили в настоящий урок – сказку! Сначала вспомнили сказки, которые можно изложить в форме рондо (русские народные сказки – « Колобок», «Репка», сказки различных писателей – «Бременские музыканты» Гримм, «Сказка о золотой рыбке»А. Пушкина, «Золушка» Ш. Перро). Следующим этапом урока было повторение ранее изученных музыкальных форм, в частности – вариационной формы. Каких только сказочных сюжетов ни вспомнили ребята! Наверняка, эти музыкальные формы дети запомнили хорошо. Программа дает большой простор для творчества педагога и учеников. В первом классе на уроке «Слушания музыки» кроме тетради нам на каждый урок стали необходимы альбом, фломастеры, цветные карандаши, потому что многие темы первого класса мы с учениками изучали, рисуя к ним иллюстрации - не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к самим темам. Например: тема – «Шаги» в музыке» - тяжелые, легкие, плавные, прерывистые (мы всё нарисовали!); или тема – «Мелодический рисунок» - волнообразное движение мелодии, кульминация – вершина мелодического рисунка (своеобразная «гора»), мелодия – «вьюнок» («Полёт шмеля»Н. Римского – Корсакова), мелодия – «пружина» («Гавот» С. Прокофьева) и др. А изучение темы «Музыкальное пространство в музыке барокко (далеко – близко, общий план – детализация, выше – ниже, свет и тени) вообще было невозможно без соприкосновения еще с одним искусством – живописью). Синтез музыки и поэзии мы довольно часто использовали на уроках «Слушания музыки» в первом и втором классах. Конечно, в первую очередь это слова песен и романсов, тексты арий и других фрагментов из опер, которые иногда мы прочитывали перед или после прослушивания 6
музыки. Занимательно для учеников было задание найти стихотворения разных поэтов по теме «Времена года». А затем мы подбирали те варианты, которые были ближе к музыке А. Вивальди и П.Чайковского (в циклах «Времена года»). К теме «Интонация» ученики также подбирали поэтический материал с различными голосовыми интонациями (удивления, вздоха, огорчения, радости). На втором и третьем году изучения предмета «Слушание музыки» мы часто использовали такую форму работы, как музыкальные иллюстрации к изучаемым темам из произведений, исполняемых учениками в классе специальности. Ведь всем детям очень нравится выступать! Особенно хорошо использовать детское исполнительство в темах: 2 класс – «Основные приемы развития: повтор, секвенция, контраст. Мотив, фраза, предложение», «Разные типы программной музыки»( пьесы из различных альбомов композиторов для детей), «Игра звуков и ритмов» (несложные джазовые пьесы, которые так любят дети в нашей школе). 3 класс – «Фольклор» (народные песни и танцы с их обработками разных композиторов), «Жанр в музыке: марши, танцы», «Типы музыкального изложения», «Форма периода. Мотив, фраза, предложение, каденция», «Песенно-танцевальные формы - 2-х и 3-х частные. Контрастная середина и середина развивающего типа. Трех – пятичастная форма». Творческие задания, представленные в учебных пособиях «Уроки госпожи Мелодии» мы на уроках использовали, но к сожалению, не часто. Во-первых, потому что эти учебники рассчитаны на то, что они должны быть у каждого ребенка, а они были только у учителя. Во-вторых (что следует из первого) – в них в основном даны домашние задания, а я руководствовалась принципом, что домашних заданий должно быть как можно меньше, так как условия нашей школы, где дети находятся в школе с 8 утра до 6 вечера, не позволяет их качественно выполнять. В третьих, как мне кажется, что тема, объясненная учителем всегда более доступна и понятна ученикам, чем она же, самостоятельно прочитанная даже в такой увлекательной «книжке», какой является учебное пособие «Уроки госпожи Мелодии». В заключении хочется сказать, что в течении всего курса предмета «Слушание музыки» учащиеся знакомятся с большим количеством музыкальных произведений. Это знакомство не только расширяет кругозор ребенка, но и развивает и обогащает музыкальную память, служит основой накопления слушательского опыта. 7
Предмет «Слушание музыки» - это приобщение детей к бескрайнему миру классической музыки, обогащение их слухового опыта, формирование умений и навыков, которые будут необходимы для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя, а также пригодятся ребятам в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Список литературы:
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,» Пресс-соло», 1998. 8
2. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования пол видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (Пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001. 3. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990. 4. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001. 5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмен», 2001 6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 3 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмен», 2002 7. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975. 9
В раздел дополнительное образование