Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методы и технологические приемы работы в техниках акварельной живописи"

методическая разработка

Автор: Заяц Иван Александрович, педагог дополнительного образования, ОГБОУ ДОД ОДТДМ, город Ульяновск



В раздел дополнительное образование


Методы и технологические приемы работы

в техниках акварельной живописи
Работа выполнена педагогом-художником дополнительного образования ГБОУ ДОД ОДТДМ Зайцем Иваном Александровичем
Содержание Предисловие ………………………………………………………………... 3 Рабочий материал……..…………………………………………….………. 4 Техника рисования прозрачными красками….…………………………… 6 Техника рисования по мокрому грунту ……………………………………. 6 Техника затеков …………………………………………………………..…. 6 Техника гранулирования.…………………………………………………… 7 Негативная прозрачная краска……………………………………………… 7 Пейзажи смены времен года………………………..………………………. 7 Весна на озере………………….……………………………………………. 8 Летняя пашня………………………………………………………………… 11 Осенние долины…………………..………………………………………….. 14 Доминирующее цветовое освещение пейзажа…………………….………. 17 Небо и облака…………………………..……………………………………. 21 Вечернее летнее небо…………………………...…………………………… 21 Правила композиции: золотое сечение………………..…………………… 23 Дождевые облака…………………………………………………………….. 24 Грозовое настроение над морем……………………………………………. 27 Дома на пейзаже………………………………………………………..……. 30 Крестьянский двор в Ивановке……….……………………………………. 30 Ульяновский дом……………………………………………………………. 33 Дома на Среднем Венце………………………………..…………………… 36 Дороги на пейзаже.………………………………………………………….. 41 Дороги на равнине……………….………………………………………….. 42 Поднимающаяся дорога…………………………………………….………. 42 Спускающаяся дорога………………………………………………………. 42 Осенний пейзаж с дорогой……………………..…………………………… 42 Натягивание и рамки………………………………………………………… 44 Список литературы………………………………………………………….. 46 2

Предисловие
Пейзажная живопись является любимым жанром художников- любителей, учащихся студий и специализированных учебных заведений, в нем заключена масса изобразительных возможностей. Если внимание привлекают просторы ландшафта, волнует счастливое мгновение восхода солнца или тревожное предгрозовое небо, нужно лишь посмотреть вокруг, живо воспринять окружающий мир и попытаться отобразить его. Такое осознанное переживание пейзажа, интенсивное познание окружающей природы глубоко обогащает. По этой причине с уверенностью можно утверждать, что лучше всего рисовать пейзаж на месте, чувственно ощущать природу, вдыхать ее запахи и стремиться передать эти ощущения. Обучение живописи, в том числе и живописи акварелью, должно следовать параллельно с занятиями рисунком и предполагает знание основ изобразительной грамоты. В искусстве, как и во всяком деле, путь к совершенствованию – нелегкий путь, и для каждого, желающего стать творческой личностью, учеба продолжается в течение многих лет, и постепенное совершенствование своего мастерства есть дело всей жизни истинного художника. Тем труднее предположить, что советы, которые предлагаются в этой работе, помогут закрепить необходимые навыки и знания в акварельной живописи. Особенно это касается начинающих, которые получат ориентировку в самостоятельной работе и возможно избавятся от элементарных ошибок. Основными знаниями учащиеся дополнительного образования будут овладевать на практике, приобретая опыт в упорном труде, наблюдая и познавая жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Только через работу с натуры, через усвоение определенных правил, технических приемов и технологий, применяемых живописных материалов приобретаются практические знания и навыки, позволяющие впоследствии видеть и самостоятельно, по-своему, выражать виденное. 3
Работа с натуры должна непременно подкрепляться изучением лучших произведений искусства. Тогда учащиеся не только обогащают себя духовно, развивая свой ум и эстетический вкус, но одновременно постигают и основы профессиональных знаний. Начинающий учиться живописи пусть не обольщает себя надеждой на быстрый успех, не торопится переходить от одного задания к другому и не разочаровывается при неудачах. Особенно важно понять начальные положения, лежащие в основе профессиональной грамоты, с тем чтобы последовательно овладевая знаниями и приобретая навыки, идти в своей работе от простого к сложному. На пути к совершенствованию нет легких или трудных упражнений, интересных или неинтересных заданий. Важных или неважных задач. А потому каждое упражнение, которое будет рекомендоваться, должно исполняться с возможной тщательностью и любовью. 4

Рабочий материал

Кисти
К основным принадлежностям при работе с акварелью относятся кисти из куньего или беличьего меха размером от 1 до 3 и от 7 до 9, а также плоская кисть из волоса крупного рогатого скота шириной около 25 мм.
Бумага
Правильный выбор бумаги также важен, как качество кистей, при этом необходимо, чтобы основа и нанесение на нее краски оптически всегда сочетались. Быстро желтеющая бумага одновременно изменяет и цветовой эффект. Поэтому всегда нужно использовать хорошую бумагу для акварели, которая может быть с разнообразной структурой поверхности, от гладкой до желто-голубой. Такая бумага для акварели продается в специализированных магазинах в виде проклеенных по бокам блоков или отдельными упаковками листами.
Краски
Что касается красок, то учащиеся также должны обращать внимание на их качество и максимальную естественность цвета. Акварельные краски предлагаются в кюветках или тюбиках. Примеры, показанные в авторской работе, нарисованы следующими основными красками, смешение которых дает все цветовые тона: Краплак красный светлый Красно-фиолетовая (тиоиндиго С) Кобальт синий Ультрамарин Охра желтая (пигмент желтый светлый прозрачный) Кадмий желтый средний Голубая (пигмент голубой ФЦ) Во всех тренировочно-учебных упражнениях приведены сведения о красках, из которых можно получить промежуточные тона. 5
Последовательность, в которой они названы, дает некоторую информацию о частоте использования красок в предложенных примерах. Первая из названных красок является самой большой составляющей, вторая – чуть меньше, а третья должна добавляться только в малых количествах.
Другие материалы
Кроме того, к основным принадлежностям относятся также два устойчивых стакана для воды, мягкий простой карандаш, пластифицированный каучук, тряпка, палитра и коробка с красками.
Техника рисования прозрачными красками
Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если учащиеся работают с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое «оптическое смешение красок».
Техника рисования по мокрому грунту
Краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники «мокрым по мокрому» возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое «увядание» красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения
Техника затеков
При использовании этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе. 6

Техника гранулирования
Такая техника рисования осуществляется на грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Она должна покрывать лишь выступающие места бумаги, а углубленные участки остаются белыми. В результате возникает структурированная поверхность рисунка.
Техника размывки
Возможно при наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка.
Негативная прозрачная краска
Это понятие подразумевает оставленные на картине части белой поверхности бумаги, таким образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге..
Пейзажи смены времен года
В этом разделе показано цветовое изменение пейзажа в зависимости от времени года и одновременно предлагается знакомство с техникой рисования акварелью по мокрому грунту. На трех пейзажах изображены весна, лето и осень в характерных для них цветах. В разделе, посвященном технике рисования по мокрому грунту, зимний пейзаж отсутствует, так как, для того чтобы иметь возможность лучше изобразить белую поверхность снега, должна использоваться негативная проданная краска. 7
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погружены в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться вполне обдуманно
Весна на озере

Краски:
- голубая ФЦ; - охра желтая; - краплак красный светлый.
Техника:
Рисование по мокрому грунту
Формат картины:
31х42 см Сделанный с натуры карандашный набросок дает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегу озера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Он служит проектом во время работы. Учащиеся, используя технику нанесения красок по мокрому грунту, должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске может помешать. Поначалу может случиться так, что краски расплываются сильнее, чем предполагалось. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в таком случае учесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном 8
относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая с красками, учащиеся могут ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.
1.
После того как намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги, нужно приготовить краски для вашей картины. Рисующим предлагается использовать голубую ФЦ, охру желтую и краплак красный светлый. Коричневый цвет можно получить, смешав на палитре с красками голубую с небольшим количеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается не чистой водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью - голубой. Для этого нужно налить в плоскую посуду немного воды и добавлять краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовят в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной равномерностью наносят горизонтальными мазками на бумагу кистью из волоса крупного рогатого скота. Начинать рекомендуется с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакивается в раствор краски и не промывается в чистой воде. Только таким способом удастся равномерно нанести краску. Над линией горизонта рисующие должны работать максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом. Теперь бумага смочена в области неба. Круглой кистью размера 7 или 9 берут слегка разведенную желтую охру и формообразующими мазками рисуют деревья. Желтый цвет частично смешается с голубым цветом неба, и в результате получится желто-зеленый. В некоторых местах используется теплый желто-оранжевый цвет (смешивается из желтого с небольшим количеством красного). Тонкой кистью проводят по линии горизонта узкую полосу коричневого цвета (смешивается из голубого, красного и небольшого количества желтого). 9

Формообразующие мазки
Направление мазков кистью всегда должно соответствовать форме или особенностям предмета. На практике это означает, например, что горизонтальные мазки накладываются при изображении равнин, диагональные - для откосов или равнин, спускающихся к горизонту, вертикальные мазки - для стоящих предметов. Стена должна изображаться вертикальными мазками. Если вести кисть по горизонтали, то стена не будет казаться стоящей, не будет вертикальной. При изображении шара кистью нужно водить округлыми, описывающими форму шара, движениями. Если кисть будет двигаться по вертикали или по диагонали, то вместо шара получится плоский диск. Практический пример с использованием акварели при создании двух основных рабочих операций : накладывания цветового фона нанесением краски на мокрую основу и проработки деталей в технике затеков и с применением прозрачных красок. Теперь передний план картины должен быть постоянно смочен чистой водой; при этом некоторые участки должны оставаться сухими. Например, когда слегка смачивается бумага в левой верхней части ниже линии горизонта, выше оставляется тонкая полоса сухой. Остальную часть грунта картины смачивают диагональными мазками плоской кисти. При этом основательно втирают воду в бумажную основу. Луж не должно оставаться. После этого круглой кистью наносят смешанные голубую и желтую краски на смоченную поверхность ниже линии горизонта. Необходимо слегка наклонить лист бумаги таким образом, чтобы краска могла стекать вниз. В местах, смоченных по диагонали, накладывают чуть более интенсивно желтую краску и протягивают легкую голубизну до нижнего края картины. Оставшиеся сухими участки бумаги отчетливо просматриваются в виде белых поверхностей. 10
Травы на переднем плане изображаются быстрыми мазками - интенсивным желтым, голубым и коричневым тонами. Затем необходимо высушить картину в горизонтальном положении.
2.
Рисующие приступают к отделке картины. В легких коричневых тонах тонкой кистью рисуют нежные стволы и сучья деревьев. В некоторых местах выше линии горизонта необходимо добавить более интенсивные коричневый и голубой тона. Разбавленной прозрачной краской оранжевого цвета (желтый и красный) нужно пройтись местами в верхней части поверхности воды. В местах диагональных мазков оранжевый цвет слегка усиливается и наносится детальными движениями. Еще более интенсивно наносят его несколькими вертикальными мазками на траву на переднем плане. Нужно посмотреть на свою картину с некоторого расстояния и, если необходимо, подчеркнуть другие нюансы. При использовании техники рисования по мокрому грунту рисующие должны отказаться от детальной отделки картины, чтобы могла полностью проявиться красота этой техники. В конце тонкой кистью осуществляется отделка деталей, которая при использовании техники рисования по мокрому грунту не должна быть слишком подробной.
Летняя пашня

Краски:
- небесная лазурь (голубая ФЦ); - синий ультрамарин; - желтая охра светлая; - краплак красный светлый.
Техника:
Рисование по мокрому грунту
Формат картины:
20х30 см На второй картине, которую учащиеся могут нарисовать, используя технику мокрого грунта, изображена летняя пашня в слегка абстрактной 11
манере. В этом случае сознательно отказались от точного изображения деревьев в центре картины и летней пашни на переднем плане. Эта картина должна передавать только мгновенное впечатление, чувство мига. Слишком детальное изображение летней пашни или слишком точные формы деревьев значительно изменили бы характер картины. Также за счет намеренного использования холодного тона подчеркивается эффект теплых тонов (холодный - теплый, или температурный контраст). Работа снова начинается с карандашного наброска, в котором за счет различия в яркости карандашной штриховки уже подчеркнута интенсивность последующего наложения красок. Необходимо обратить внимание учащихся на глубоко протянутую линию горизонта, которая располагается намного ниже золотого сечения. Экстремально глубоко или высоко расположенные горизонты пробуждают чувство напряжения в картине. В данном случае возникли два сильно отличающихся в количественном отношении цветовых поля, которые еще больше усиливают ощущение напряжения как в самой картине, так и между холодными и теплыми тонами. Здесь рисующие также должны отказаться от точной прорисовки эскиза и использовать набросок только в качестве основы.
1
. Наметить карандашом глубоко расположенную линию горизонта, работу красками начать с неба. Рекомендуется использовать небесную лазурь и синий ультрамарин. Основательно смочить бумагу чистой водой до линии горизонта с помощью плоской кисти. При этом воду втирать вертикальными и горизонтальными движениями кисти и дать впитаться влаге. Круглой кистью № 7 или № 9 нарисовать диагональными мазками светлой небесной лазурью верхнюю часть неба, краска должна все больше светлеть к нижнему краю неба. Оставить несколько незакрашенных участков. Короткими, быстрыми вертикальными мазками разной длины нанести на нижний край неба сильно концентрированный синий ультрамарин и слегка 12
приподнимите эту сторону листа бумаги вверх, чтобы краска поплыла в нужном направлении. На этой картине рисующим не нужно придерживаться точной линии горизонта, лишь местами переступить ее мазками кисти. На предварительно смоченной бумаге диагональными мазками нарисуйте небо небесной лазурью и синим ультрамарином. Пока небо еще влажное, диагональными мазками в противоположном направлении накладывается на сухом грунте охра желтая.
2.
Необходимо п одождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть до так называемой акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легко распознаваемой при некоторой тренировке, получаются самые выразительные соединения красок. Теперь нужно усилить частично до высокой концентрации нарисованные синим ультрамарином участки и нанести формообразующими мазками несколько желто-охровых пятен с помощью охры желтой. В результате синий ультрамарин будет частично вытеснен, и возникнут интересные сочетания. Теперь нужно начать оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, взять кистью охру желтую и нарисовать пашню диагональными мазками в направлении, противоположном линии неба. Передний план предварительно не смачивать. Оставить несколько белых пятен и усилить желтый цвет в левом нижнем углу и в некоторых местах на горизонте, оставшихся светлыми на наброске. Так как небо еще не высохло, синий ультрамарин частично смешается с желтой краской и возникнут светлые зеленые пятна.
3.
Далее следует детальная отделка картины. Чистой водой и тонкой кистью размыть несколькими мазками образовавшуюся зелено-желтую 13
область и создать этим впечатление лежащих далеко у горизонта полей. Затем высушите картину. Используя интенсивную оранжевую краску (краплак красный светлый и желтая) и легкий синий ультрамарин, сделать несколько тонких мазков кистью и усилить этим характерные контуры переднего плана. Несколько ярких брызг оранжевой краски придают переднему плану дополнительную структуру. Для этого взять на кисть насыщенную краску, крепко зажать в руке конец ручки и быстрыми короткими постукиваниями указательного пальца по гильзе кисти стряхнуть капли краски. Располагать капли краски не слишком равномерно. После этого необходимо посмотреть на картину с некоторого расстояния, внести, если необходимо, поправки. В заключение кистью размываются некоторые участки картины; передний план структурируется тонкими линиями и несколькими брызгами краски.
Осенние долины

Краски:
- синий ультрамарин; - охра желтая светлая; - краплак красный светлый.
Техника:
Рисование по мокрому грунту
Формат картины:
33х41,5 см Долинные леса, часто встречающиеся в знакомых нам местах, своей первозданностью предлагают художнику множество очаровывающих мотивов. Наклонившиеся, огрубевшие от непогоды стволы деревьев, покрытые мхом сучья и дикие заросли обладают скрытой красотой, которой не коснулась, наводя порядок, рука человека. Эта первозданность должна быть передана в картине рисовальщика. Три основные краски - синяя, красная и желтая (в данном случае синий ультрамарин, краплак красный и 14
охра желтая) создают буйную игру осенних красок. Непосредственно на грунте картины возникают, за исключением коричневого, смешанные тона за счет слияния красок. Как и прежде, набросок служит формообразующей основой художественного изображения. Здесь горизонт выглядит не прямой линией, он выполнен прогнутыми, частично ломаными штрихами, подчеркивающими естественное состояние зелени. Важно обратить внимание на наклон стволов деревьев и на покоробленные непогодой, местами обломанные ветви. Рисующие должны доработать карандашный набросок, чтобы затем иметь возможность выразительнее изобразить форму деревьев кистью
1.
Снова необходимо начинать картину с неба, поэтому нужно смочить основу до горизонта энергичными диагональными мазками синего ультрамарина. Теперь рисующие должны работать непрерывно и изобразить кроны деревьев округлыми движениями кисти, используя охру желтую. Краски соединяются с синевой основы, образуя новые смешанные оттенки, и мягко растекаются. На некоторых участках, где краски должны казаться светлее, нужно нанести кистью немного чистой воды. В результате снимается немного краски и после высыхания появляются более темные структурированные края краски. Подождав немного, пока картина не станет почти сухой, следует размыть тонкой кистью более светлые стволы деревьев. Для этого обмакивают кисть в чистую воду, растворяют краску мазком кисти, а затем снимают ее предварительно промытой и высушенной кистью. Передний план создается на сухой бумаге, и только там, где примыкают друг к другу отдельные цветовые пятна, они смешиваются и переплетаются. В левой части картины наложены пятна интенсивных цветов с многочисленными включениями белых участков, в то время как справа господствуют спокойные светлые тона. Теперь нужно интенсивно наложить синий ультрамарин, а красный и желтый цвета слегка разбавить водой. На полученную оранжевую поверхность снова нанести немного чистой воды. 15
Темный коричневый цвет на переднем плане и на некоторых участках горизонта образуется от смешивания использованных основных красок. Плоскостно, сильно разбавленной желтой краской, рисуют справа часть луга, под ним делают плоской кистью несколько широких, слегка изогнутых мазков светлым ультрамарин. В точках соприкосновения желтый цвет перетекает в голубой. Тонкой кистью, используя слегка разбавленный водой коричневый цвет, подчеркивают легкими беглыми мазками структуру ландшафта.
Фрагмент
Этот увеличенный фрагмент картины ясно показывает более темные, зазубренные края цветовых пятен, возникших в результате нанесения воды на мокрую основу, и бледно размытые стволы деревьев. Здесь бумага уже смочена краской. На еще влажных участках изображают деревья. Передний план образован отдельными цветовыми пятнами, перетекающими друг в друга в точках соприкосновения.
2.
До того как вы начать отделку деталей, нужно внимательно рассмотреть картину и образовавшиеся в результате расплывания красок формы. Может получиться так, что благодаря растеканию красок возникли формы более крупные, отличные от тех, которые рисующие собирались получить. Было бы ошибкой попытаться изменить эти цветовые поверхности насильственным путем, чтобы восстановить предусмотренную форму. Применяя технику рисования по мокрому грунту, нужно с выгодой использовать образовавшиеся структуры и осторожно их дорабатывать. Частично можно внести поправки светлыми лессирующими красками, усилить цвет и форму, как это показано для группы деревьев на фрагменте справа. Для деревьев в левой части пейзажа нужно использовать только прозрачные краски и усилить лишь края крон деревьев. Необходимо следить за тем, чтобы образовавшаяся зубчатость краев не слишком перекрывалась, так как именно в этом состоит очарование техники рисования по мокрому грунту. 16
Интенсивным синим ультрамарином прорисовывают стволы деревьев и ветви на тех участках цветового грунта, которые кажутся подходящими для этого. Если необходимо, учащиеся должны отклониться от своего эскиза. На переднем плане целенаправленно подчеркивают некоторые места голубой, красной и желтой лессирующими красками. В этом случае рисующие должны только слегка подчеркнуть рельеф. Интенсивным красным и легким коричневым цветом рисовальным мазком кисти подчеркивают выразительность неровностей местности в правой части картины.
Фрагмент
Увеличенный фрагмент этой картины демонстрирует осторожную отделку картины прозрачными (лессирующими) красками и рисовальные мазки красками разной интенсивности, использованными для доработки стволов деревьев и ветвей. Опираясь на формы, возникшие в результате применения техники рисования по мокрому грунту, в некоторых местах с помощью лессирующих красок усиливают кроны деревьев и передний план. Нежными линиями очерчивают стволы, ветви и рельеф местности.
Доминирующее цветовое освещение пейзажа
Освещение пейзажа меняется в течение дня и зависит от характера солнечных лучей. Ясным утром незадолго до восхода солнца ландшафт полностью погружен в оранжево-желтый цвет. Все строения, деревья, луга и предметы залиты краской. В связи, с этим следует знать, что свет рассеивается в атмосфере мелкими частицами, и дневной свет становится оптической комбинацией белого света солнца и небесной голубизны. Когда солнце заходит, то его лучи должны преодолевать более длинный путь через частицы в атмосфере. В результате поглощается голубая часть спектра и свет меняется от желтого через оранжевый к красному. Облака, закрывающие солнце, также сразу меняют освещение пейзажа. Бессознательно наш глаз адаптируется к 17
освещению, но воспринимает изменение не автоматически. Краски в большинстве случаев мы видим «такими, как они есть», и не думаем при этом об изменении в освещении. Но именно это наблюдение - изменение цветовой гаммы пейзажа в результате освещения - стало одним из основных положений живописи импрессионизма. Созданные тогда картины являлись выразительными примерами тщательного наблюдения влияния меняющегося освещения. Если использовать иллюзию цветного освещения местности, возникает гармонического единства красок. Этого впечатления можно достичь за счет тонирования нарисованной основы и посредством этого создать доминанту одной краски в сюжете картины. На каждую прозрачную краску, нанесенную на грунт с определенным оттенком, оказывает влияние цвет грунта. Он, вместе с краской, создает общий оптический образ, и в результате достигается смешение красок, гармонично переходящих одна в другую.
Киргизский пейзаж

Краски:
- синий ультрамарин; - охра желтая светлая; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками
Формат картины:
31х42 см На эскизе изображены ясные однозначные формы пейзажа, холмы и деревья. Именно я этой простоте, сдержанности форм очень часто заключается впечатляющая красота картин с киргизскими пейзажами. Разной штриховкой карандашом намечены на эскизе координаты цвета - от светлого до темного. Когда карандашный набросок делается быстро, создается возможность удержать эффект освещения в короткий промежуток времени. Рисование красками с натуры потребовало бы слишком много времени, и до 18
того, как картина была бы готова, освещение в результате движения солнца уже изменилось бы.
1.
Рисующие делают набросок холмов и деревьев. Чтобы получить эффект доминирующего освещения, оттеняют бумагу максимально однородной краской. Этого можно добиться, используя технику письма прозрачными красками. Цветной грунт имеет теплый желтый тон. Для этого добавляют в охру желтую немного стойкой розовой. В плоскую посуду наливают достаточное количество воды и добавляют пигмент до тех пор, пока не получится краска нужной интенсивности. Чтобы получить однородное покрытие грунта, рисующий должен постоянно макать кисть в смешанный раствор краски и не промывать кисть в чистой воде. Это поможет избежать перенасыщения краски водой, приводящего к разной степени яркости грунта. Плоской кистью слегка перехлестывающимися мазками равномерно покрывают поверхность картины смесью желтой краски. Прозрачными красками работают по сухому грунту. При доработке этой картины необходимо просушивать каждый слой краски перед тем, как нанести новый.
2.
При дальнейшей отделке картины начинают с холмов на самом заднем плане. Для этого смешивают прозрачную краску с водным раствором желто-зеленой (желтая и синий ультрамарин). Она нужна для холмов на самом заднем плане. Не нужно стремиться к большой точности, поэтому можно оставить в некоторых местах краску грунта. Для холмов в центре используется сине-зеленая прозрачная краска. Чтобы картина казалась более живой, можно по контурам холмов дополнительно добавить желтого и голубого цвета. Важно следить за тем, чтобы краска холмов не смешивалась и сохранилась их форма.
3.
Чтобы добиться объемности изображения на картине, интенсивность прозрачной краски холмов, расположенных ближе на переднем плане, должна быть осторожно усилена. Поэтому нужно добавить в размешанные растворы красок еще немного пигмента и слегка усилить интенсивность цвета 19
прозрачной краски. Однако в этом случае деревья нужно оставить нетронутыми. Чем ближе вы продвигаетесь к переднему плану работы, тем интенсивнее по цвету должны быть прозрачные краски.
4.
Теперь полностью дорисовывают холмы. На поисковом эскизе показан пластический эффект, возникающий при добавлении в края холмов более интенсивного цвета. Для этого грунт должен быть еще сырым, чтобы краска могла растечься. Для дороги на переднем плане оставляют две узкие полоски сухими. В направлении горизонта они должны слегка сходиться, для того чтобы и здесь сохранялся пространственный эффект глубины. Холмы кажутся еще более пластичными, если подчеркнуть края по еще сырой поверхности краски.
5
. Тонкой кистью и прозрачной краской более интенсивного цвета рисуют на заднем плане ряд деревьев. На холмах переднего плана делают прозрачной краской пятна разных темных тонов, подчеркивающие структуру местности. На следующем этапе работы рисуют деревья и подчеркивают структуру ландшафта.
6.
В конце работы деревья на переднем плане покрывают пятнами желтой и сине-зеленой прозрачной краски и частично затемняют стволы деревьев. Усиливают также желтый цвет холма за деревьями. Уклон на переднем плане справа еще больше структурируют мазками голубой прозрачной краски. Наряду с этим более интенсивный цвет накладывается на участки в области дороги для того, чтобы дорога и холмы были отделены друг от друга и возник контраст между светлым и темным тонами. Несколько брызг яркой желтой краски придают картине завершенность. 20

Небо и облака

Вечернее летнее небо
Рисование неба, покрытого облаками, кажется на первый взгляд очень сложным. Оно обладает многообразием форм и цветовых нюансов, которые могут к тому же постоянно изменяться. И несмотря на это, учащиеся столкнутся здесь с меньшими проблемами, чем при черчении или создании перспективы. Небо может обладать всеми координатами цвета, а облака бесконечным разнообразием форм, и каждая из них - правильная. Поэтому рисующие должны сконцентрироваться на совершенно ином: в какой последовательности наносить краски? И какую технику использовать? Рисование неба является идеальным упражнением для того, чтобы выявить определенные нюансы и реакции каждой акварельной краски. Необходимо попытайтесь распознать существенные признаки мотива и работать в свободном стиле. На следующих трех поисковых эскизах показаны различные состояния неба. Начинать работу лучше с относительно спокойного неба, по которому медленно плывут облака. В этом случае карандашные наброски оказывают ценную помощь. Они дают возможность быстро схватить форму облака и передать ее ясными штрихами. Проблема изображения в красках в данный момент отсутствует, и можно сконцентрироваться только на формах. На этом наброске рисующие должны обратить внимание на очень глубоко расположенную линию горизонта.
Краски:
- небесная лазурь; - синий ультрамарин; - охра желтая светлая; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками по мокрому грунту, техника затеков. 21

Формат картины:
31х42 см
1.
Сначала делают набросок горизонта в виде тонкой карандашной линии До того как начать рисовать небо красками, следует упомянуть некоторые существенные моменты относительно синего цвета неба. Согласно теории цвета, светлые, прохладные и приглушенные тона оптически вызывают ощущение дали, темные, теплые и интенсивные тона, наоборот, - ощущение близости. Небо изгибается в виде купола, горизонт удален больше всего, зенит располагается точно над нами. Эти пространственные соотношения можно изобразить с помощью красок, нужно только вспомнить о названных законах цвета. Следовательно, в области горизонта нужно использовать светлые, прохладные или приглушенные цвета красок, которые к зениту должны становиться все темнее, теплее или интенсивнее. Начинают с верхнего края грунта картины и наносят на сухую бумагу широкий энергичный мазок синим ультрамарином. Затем по направлению книзу необходимо попытаться добиться максимально мягкого перехода цвета. Для этого рисующие должны постепенно добавлять все больше воды и небесной лазури, пока не достигнут на горизонте более светлого и прохладного голубого цвета. Пока нанесенные краски остаются сырыми, можно слегка наклонить лист бумаги. При этом зенит должен находиться в самой глубокой точке. В результате краска еще больше стечется и сконцентрируется в зените. На этом этапе на картине уже изображено сияющее голубое небо без облаков. Передний план состоит из двух слоев прозрачной краски, нижний - желто-зеленого цвета, а на нем второй слой слегка приглушенного зеленого тона. Оба цвета смешаны из синего ультрамарина и охры желтой. При формообразовании нужно ориентироваться по своему наброску. Необходимо оставить на горизонте узкий белый штрих и далее на переднем плане соответствующие светлые пятна. 22
На сухом грунте возникает меняющееся от ультрамарина до небесной лазури сияющее летнее небо, написанное с использованием техники затеков.
2.
Путем смешивания желтой и стойкой розовой получают интенсивную оранжевую краску. Наносят этот тон жирным мазком круглой кисти по линии горизонта. Начинают слева примерно в области золотого сечения максимально тонкой линией, затем делают ее шире и при движении вправо снова делают тонкой. Более широкой кистью с большим количеством воды растворяют немного краски на этой оранжевой поверхности и протягивают ее вертикальными мазками по грунту картины. При движении вверх добавляют все больше воды, оставляя нетронутыми несколько мест на грунте. От верхнего края листа начинают работать синим ультрамарином, нанося его широким горизонтальным мазком. Добавляя все больше воды, ведут кисть дальше вниз. Оранжевая прозрачная краска еще сырая и мягко соединится с голубым цветом. Усиливают синеву в левой нижней части неба несколькими мазками. Затем дают небу высохнуть. Для отделки переднего плана нужно два оттенка зеленого цвета - приглушенный оливково-зеленый и интенсивный сине-зеленый. Оливково-зеленый цвет можно получить, добавив в синий ультрамарин охру желтую и немного стойкой розовой. Интенсивный сине- зеленый цвет получается от смешивания небесной лазури и охры желтой. Формообразующими мазкам краски разной насыщенности определяют структуру переднего плана. Формы ландшафта ориентируют по своему наброску. В светлой части справа внизу наносят прозрачную оранжевую краску. Сдержанными брызгами краски по темному сине-зеленому фону завершают передний план.
Правила композиции: золотое сечение
Золотое сечение является древним законом гармоничного соотношения размеров. Он гласит: отрезок делится таким образом, что больший отрезок 23
относится к меньшему так, как весь отрезок относится к большему. В соответствии с золотым сечением, отрезок делится примерно 13:8. Золотое сечение играет в изобразительном искусстве и эстетике большую роль. Его находят также в пропорциях человеческого тела. По нему определяется идеальная фигура человека. Очень часто золотое сечение лежит в основе композиций великих художников, будь это изображения фигур, пейзажи или натюрморты. Основы композиции в золотом сечении в наше время были заложены Леонардо да Винчи и Альбрехтом Дюрером. В золотом сечении предметы, изображенные на картине, располагаются не в центре или симметрично, а в напряженном противостоянии большого и малого, многого и немногого, а также контрастирующих цветовых поверхностей. В результате отказа от строгой симметрии возникает очаровывающая гармония. Чтобы постоянно не использовать в повседневной жизни малоупотребительное соотношение 13:8, можно спокойно исходить из деления в соотношении от 2/3 до 1/3 картины. Золотое сечение может использоваться как по горизонтали, так и по вертикали.
Фрагмент 1
На этом увеличенном фрагменте картины вы видите как из имеющейся оранжевой краски водой «вытягивается» цвет. Отчетливо заметен эффект контраста, возникший в результате оставленных не закрашенными небольших участков. Благодаря этому усиливается воздействие светло- голубого грунта.
Фрагмент 2
На примере этого фрагмента также показан эффекта контраста светлых тонов грунта и нанесенных слоев прозрачных красок, который дополнительно усилен синим ультрамарином.
Дождевые облака

Краски:
24
- небесная лазурь; - синий ультрамарин; - охра желтая светлая; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками по мокрому грунту, гранулирование.
Формат картины:
31х42 см Эта картина демонстрирует небо в движении, на котором облака быстро уплотняются в образования, несущие дождь. Цветовые тона, необходимые в этом случае: синий ультрамарин, небесная лазурь, стойкая розовая и охра желтая. Набросок наглядно показывает нам скопления облаков, направление их движения и имеет решающее значение для последующей работы кистью. Наброски такого рода, на которых фиксируется движение, являются упражнением, которое нужно постоянно повторять. Благодаря этому можно развить способность быстро схватывать и воспроизводить.
1. Д
елают набросок контуров облаков и холмов. До того как смочить бумагу, рисующие должны уже иметь наготове краски, которыми смогут рисовать быстро и без пауз. Смешивают для этого сине-фиолетовую и красно- фиолетовую краски (синий ультрамарин и стойкая розовая), а также оранжевую краску (охра желтая и стойкая розовая). Основательно смачивают бумагу, примерно до верхнего края цепи холмов и дают воде немного впитаться, чтобы получить нужную акварельную влажность. Начинают с сине-фиолетового цвета справа вверху, движение кисти при нанесении краски ориентируют по карандашному наброску. Оставляют нетронутыми несколько мест для белых облаков. Работать нужно быстро и не останавливаясь, нанося краску разной интенсивности, грунт не высох. Диагональными мазками наносят затем в верхнем левом углу красно- фиолетовую краску и поверх сразу добавляют немного оранжевой. Краски стекаются, и возникают приглушенные тона. В области горизонта оранжевый 25
тон наносится горизонтальными мазками, наоборот, справа - больше округлыми движениями. В правой нижней части неба поставлено, кроме того, маленькое пятно светлой небесной лазури. Дают краскам высохнуть. Для изображения воды и холмов в центре и на переднем плане используют технику прозрачных красок и гранулирования. Для изображения поверхности воды необходимо, кроме синего ультрамарина, смешать еще краску светлого тона из синего ультрамарина и небесной лазури. Для изображения холмов нужна прозрачная краска цвета теплой охры (охра желтая, стойкая розовая и немного синего ультрамарина). Воду гранулируют горизонтальными мазками интенсивного синего ультрамарина. Нужно частично ослабить полученные структуры светло-голубой смесью. Холмы рисуются прозрачной краской цвета теплой охры. Так как поверхность воды еще сырая, в некоторых местах голубой цвет проступает сверху. Побережье гранулируют энергичными мазками охры желтой и оранжево-коричневой краски. Теперь необходимо подождать, пока высохнут краски, а затем нанести у горизонта мазки светло-желтого цвета, а по нижнему краю холма - интенсивного желтого. Для изображения громоздящихся облаков решающим является движение кисти, ориентированное по карандашному наброску. Сильным контрастом кажутся холмы, берег моря и поверхность воды, которые покрываются прозрачными красками или гранулируются.
2.
Теперь нужно доработать облака. В левой части неба накладывают вначале сине-фиолетовый тон. Начинают со светлых участков и четко обозначают края. Этого можно достичь, если кистью нарисовать более тонкую цветовую линию, а от нее протянуть краску вверх по диагонали. В левом верхнем углу на еще влажном сине-фиолетовом тоне оставляют несколько красно-фиолетовых и оранжевых пятен. Дают краскам смешаться, а затем разгоняют их снизу вверх, добавив немного чистой воды. В результате после высыхания образуется темный зубчатый край. Добавляют по краю в области светлых облаков еще немного голубого цвета. 26
Правая часть неба рисуется преимущественно прозрачными красками, которые наносятся в разной форме и с различной насыщенностью. Работая сверху вниз, используют вначале сине-фиолетовые, затем красно- фиолетовые, а на горизонте - желтые тона. Важно помнить о том, что каждый слой прозрачной краски должен высохнуть, прежде чем на него будет положен следующий. Высушивают краски. Используя технику рисования прозрачными красками и частично технику затеков, рисуют в заключение холмы в тонах от сине- до красно-фиолетового. При нанесении краски необходимо обратить внимание на то, что впереди холмы становятся теплее, их цвет интенсивнее и темнее. Пройдитесь еще раз светло-голубым в некоторых местах поверхности воды. Для энергичных цветовых мазков в области морского побережья нужен, кроме того, красно-оранжевый тон. После этого необходимо рассмотреть свою картину с некоторого расстояния и при необходимости внести поправки.
Фрагменты
На фрагменте картины отчетливо показаны резкие края там, где облака расходятся. Ясно видны также по-разному нанесенные слои прозрачной краски. Благодаря прозрачным краскам фиолетовых и желтых тонов, у которых сохранились четко проступающие края, получается слоистое, затянутое громадами облаков, небо.
Грозовое настроение над морем

Краски:
- небесная лазурь; - стойкая желтая; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками по мокрому грунту.
Формат картины:
31х42 см 27
Следующая серия картин пробуждает в памяти почти драматическое впечатление, при создании этой серии сознательно не делались эскизы. Рисующие должны работать с максимальной свободой и пытаться с помощью воспринятого ими образа наглядно отобразить мощь природы. Благодаря двум предыдущим сериям картин рисующие уже приобрели некоторый опыт в изображении облаков, поэтому для них будет не слишком трудной задачей выразить подобное настроение. При этом большую роль играют цветовое изображение, выбор вертикального формата и его разбивка. В связи с этим предлагается несколько советов. Форму облаков нужно создавать в свободной манере. Красно- фиолетовый, сине-зеленый и желто-оранжевый тона образуют так называемую триаду, или гармоничное трезвучие. Под этим подразумевается связь друг с другом трех красок, диаметрально противоположных в хроматическом круге. Как в любой гармонии красок, в этом случае также возможно путем изменения доли отдельной краски добиться создания в картине ощущения напряжения: мощная темная красно-фиолетовая поверхность в приведенном примере не очень велика, зато есть интенсивный желто-оранжевый тон. Сине-зеленый цвет моря, в котором частично отражаются краски неба, кажется почти ядовитым. Эффект контраста создает также желтая полоса.
1.
Смешивают красно-фиолетовый цвет (небесная лазурь, стойкая розовая и стойкая желтая), сине-зеленый (небесная лазурь и стойкая желтая) и желто-оранжевый (стойкая желтая с добавлением небольшого количества стойкой розовой). Размечают тонкой карандашной линией положение горизонта, который должен быть обозначен с максимальной глубиной. Основательно смачивают поверхность бумаги до линии горизонта там, где будет располагаться небо. Затем самой широкой кистью сверху вниз диагональными мазками рисуют небо. На левой стороне ведут кисть сверху слева вниз направо и, наоборот, в правой части картины справа сверху вниз налево таким образом, чтобы цветовые поверхности сходились. Важно 28
варьировать также красно-фиолетовый цвет, временами захватывая кистью немного небесной лазури или стойкой розовой. В центре оставляют светлое пятно, в котором, пока окружающая краска остается влажной, делают круглой кистью туповку интенсивным желто-оранжевым цветом, растекающимся вправо маленькими точками. В технике рисования по мокрому грунту встречными мазками, то есть краски кладутся слева и справа сверху вниз к центру, создается грозовое небо, вызывающее чувство тревоги. Желто-оранжевый центр соединяет обе части и акцентирует всю поверхность.
2
. Из-за независимого поведения краски в смоченных местах на картине совершенно определенно образуются частично другие формы, отличающиеся от показанных на иллюстрации. Рисующие должны внимательно изучить свою акварель и целенаправленно доработать образовавшиеся в результате растекания краски структуры. Следующее описание должно оказать наглядную помощь и показать, как можно усилить эффект такого растекания краски. Для объемного восприятия облаков важно подчеркнуть светлые места рядом с желто-оранжевым цветом за счет темного контраста. Это достигается созданием резкого края темного красно-фиолетового цвета и растягиванием краски на внешнюю сторону. Таким же образом усиливают другие участки или частично размывают краску. Подчеркивают желто-оранжевый тон энергичной туповкой. Необходимо кистью внести в облака ощущение движения. Точно так же поступают с передним планом, усиливая или размывая часть краски. При этом важно часто рассматривать свою картину с некоторого расстояния, тогда можно работать эффективнее. На втором этапе работы необходимо подчеркнуть случайно образовавшиеся структуры и растекание краски. Для этого на некоторых участках краску размывают, на других подчеркивают поверхность и придают ей форму. 29

Дома на пейзаже

Крестьянский двор в Ивановке
Данный раздел посвящен изображению домов на пейзаже. На четырех сериях картин показаны дома в Ивановке, Ульяновске. Путем целенаправленного использования различной техники рисования сделаны попытки выразить самое типичное в домах и окружающем ландшафте. Эскизы картин созданы во время путешествий, а затем позднее доработаны в мастерской. Эскизы дают возможность в короткий срок выявить и схватить существенные детали пейзажа. Они создают основу для последующей работы с красками в ателье. Таким образом всегда удается позднее восстановить пережитое восприятие пейзажа, находясь далеко от него. То, что благодаря этому еще раз можно испытать те же чувства и настроения, всегда рассматривалось как обогащение своей жизни. Набросок этой картины был создан ранним летним днем. Деревья и луга покрыты свежей зеленью, а старые дома словно застыли в ожидании и кажутся свежеокрашенными, не теряя при этом своего шарма, на солнце светится черепица крыш. Выбеленные камни на лугах, типичные для Ивановки, блестят на солнце, а в тени склонов стоят деревья, одетые в темную насыщенную зелень листвы. На этом эскизе теневые стороны домов заштрихованы темным, свет падает слегка косо справа сверху. Рисующие обращают внимание на изображение перспективы домов и на слегка прогнувшийся конек крыши, что часто можно заметить в старых домах. Для последующих мазков кисти прозрачными красками большое значение имеет также направление карандашных штрихов на откосах, так как оно создает впечатление крутого спуска. Рисующим поможет изображение дома в перспективе, с двумя точками схода и уменьшением к горизонту.
Краски:
- синий ультрамарин 30
- индийская желтая - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками, негативной прозрачной краской, по мокрому грунту и техника затеков
Формат картины:
22х23 см
1.
Выбирают почти квадратный формат бумаги и делают набросок карандашом важнейшие очертания домов и пейзажа. Начинают с рисования наиболее удаленного холма примерно в верхней трети листа бумаги. Синим ультрамарином в технике затеков рисуют небо. Для этого делают широкий мазок интенсивного синего цвета по верхнему краю картины и растягивают краску горизонтальными мазками, добавляя все больше воды, до верхнего края холмов. Желто-зеленой прозрачной краской (индийская желтая и синий ультрамарин) рисуют холм на заднем плане. Для расположенного ближе холма добавляют чуть больше желтого пигмента, по его правому краю добавляется еще немного голубого цвета. Важно при рисовании холмов не затрагивать дома.
2
. Пока краска не высохла, интенсивным сине-зеленым цветом рисуют формообразующими мазками деревья за домами. Участки крон деревьев, освещенные солнцем, подчеркивают энергичными желтыми мазками. Между домами оставляют светлые камни белыми. Используют для этой детальной работы тонкую кисть и протягивают краску от деревьев. Теперь за домами возникает группа деревьев сине-зеленого и интенсивно-желтого цвета.
3.
Следующим этапом рисуют сильно разведенным желто- и сине- зеленым цветом левый холм на переднем плане. Необходимо внимательно следить за движением кисти и оставить большие белые пятна внизу. У правого холма несколько более интенсивная окраска. Здесь должно остаться чуть меньше белых пятен. Обозначают деревья в разрезе долины между холмами интенсивным сине-зеленым цветом. 31
В заключение ставят дополнительно насыщенное пятно синего ультрамарина и немного меньше индийской желтой на переднем плане. Обозначают камни на склоне линиями, то есть скорее рисовальным приемом.
4
. Между тем краска вокруг домов стала сухой, поэтому можно спокойно покрыть их поверхность прозрачной краской теплых желтых тонов (индийская желтая и немного стойкой розовой). Оставляют нетронутыми окна и двери. В то время как сохнет краска на поверхности домов, можно чуть больше проработать склоны. Покройте их тонкими мазками прозрачной краски и подчеркните края белых пятен. Отделывают детальнее каменные стены и прорисовывают деревья на переднем плане. Тем временем краска на поверхности домов высохла настолько, что можно перейти к изображению крыш. Их рисуют в насыщенных красно-оранжевых тонах (стойкая розовая и индийская желтая) в технике затеков. Начинают со стороны фронтона, заднюю сторону крыши делают светлее. Мягко изгибающиеся холмы около домов покрывают прозрачной краской в виде пятен желто- и сине-зеленых тонов легким движением кисти.
5.
Теперь наносят на теневые стороны домов прозрачную краску красно-фиолетовых тонов (стойкая розовая и синий ультрамарин). За счет желтого грунта возникает коричневатый фиолетовый оттенок. На левом холме переднего плана делают мазки синим, ультрамарином, на деревьях переднего плана - несколько желтых пятен. Слева ниже домов рисуют темное пятно сине-зеленого цвета. Теневые стороны домов становятся красно-фиолетовыми, пейзаж акцентируется синим ультрамарином и сине-зелеными тонами.
6.
Следует обратить внимание на эффект красных стволов деревьев на переднем плане. В заключение осуществляется детальная отделка тонкой кистью. Рядом с домами рисуют синим ультрамарином стволы деревьев, делают несколько мазков красно-оранжевого цвета на крышах и фронтальной стороне домов. 32
На окна и двери частично накладывается темный красно-фиолетовый тон. Склоны переднего плана также оттените несколькими мазками прозрачной краски красно-фиолетового тона. Стволы передних деревьев рисуют в насыщенных красно-оранжевых тонах, которые уже использовались в работе над крышами. Достигнутый таким образом эффект цветового контраста заставляет группу деревьев еще сильнее выдвинуться на передний план, а картина приобретает еще большую глубину. Рассматривают картину с некоторого расстояния и вносят, если нужно, дополнительные поправки.
Ульяновский дом

Краски:
- небесная лазурь; - синий ультрамарин; - индийская желтая; - стойкая желтая; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками и по мокрому грунту , техника затеков, гранулирование.
Формат картины:
32,5х42 см Набросок этой картины был создан теплым летним днем. Солнце освещало ступени, ведущие к дому, в воздухе разливался сильный аромат цветов. Травы на газонах уже приобрели теплый желтый оттенок, на стенах сонно расположилось несколько ящериц. Одинокое облако бросило тень на дом, и он вдруг показался мрачным и нежилым. Для того чтобы суметь лучше почувствовать этот городской пейзаж, приглядеться к крутым спускам, холмам, образующим побережье реки Волги, стенам, террасам, характерным очертаниям домов, советуем повторить набросок с максимальной точностью. Важно попытаться ухватить и передать форму деревьев с их слегка наклонно стоящими стволами, разнообразные 33
формы стен, протянувшихся до опор террас. У домов нет фронтонов, крыши относительно плоские. Должен быть отчетливо виден также буйный рост трав и цветов между стенами.
1.
Наносят на бумагу для акварели важнейшие контуры. Цветовые тона приведены для образца в виде последовательности оттенков. Начинают работу с заднего плана в области домов. Смачивают бумагу водным раствором небесной лазури - сверху вниз до верхнего края левой желто- оранжевой поверхности и стены справа. Не затрагивают при этом дома и деревья. Работая по мокрому грунту синим ультрамарином и индийской желтой, которые на бумаге смешиваются в желто-зеленый тон, обозначают деревья на заднем плане. Затем дают краскам высохнуть. В это время расписывают передний план энергичными изогнутыми мазками краски красно-оранжевого (стойкая желтая и стойкая розовая) и желтого (стойкая желтая) цвета. Оставляют нетронутыми дорогу, стены и кипарисы. Желто-оранжевую поверхность выше левой стены необходимо прорисовать только после полного высыхания красок заднего плана. Правая верхняя стена покрывается прозрачной небесной лазурью чуть более насыщенного оттенка, и, пока она не высохла, наносят на нее желтый и зеленый тона (синий ультрамарин и индийская желтая) и дают им растечься.
2.
Следующим цветовым оттенком добавляется красно-фиолетовый (стойкая розовая и синий ультрамарин). Им покрывают крыши домов и ставят несколько пятен слева на заднем плане. Здесь отчетливо видно оптическое смешение цветов, которое возникает, если синий или красно-оранжевый цвет покрывается прозрачной красно-фиолетовой краской. На верхнюю стену наносится прозрачная краска в виде пятен по верхнему краю, делают при этом конец мазков бахромчатым. Расположенная под ней стена, остававшаяся до этих пор белой, покрывается красно- фиолетовой прозрачной краской, при этом в смесь добавляют немного голубой краски. Точно так же поступают со стеной на переднем плане. Левый 34
дом и ступеньки лестницы рисуют прозрачной небесной лазурью, в то время как правый - светлым оранжевым цветом. Картина должна подсохнуть, прежде чем рисующие приступят к изображению в красках деревьев. Рисуют их небесной лазурью, синим ультрамарином, индийской желтой и красно-фиолетовой красками. Нужно позволить краскам стекаться друг с другом и следить за тем, чтобы кверху они становились светлее и приобретали все более желтоватый оттенок. В результате повторного покрытия прозрачными красками красно- фиолетовых участков на картине возникает самое разнообразное смешение цветов.
3.
На этой стадии кипарисы, а также поверхности домов и стен, отделывают во второй раз. После высыхания краски продолжают отделку деревьев и рисуют их стволы красно-фиолетовым тоном, который добавляется в некоторых местах на кронах деревьев. Левый дом многократно покрывается прозрачной краской, вначале небесной лазурью, затем оранжевой, в некоторых местах стойкой желтой и красно-фиолетовой и, наконец, еще раз небесной лазурью. Субтрактивное смешение красок выглядит чрезвычайно привлекательно, так как отдельные цветовые пигменты остаются частично видимыми, но в целом создается впечатление смешанного тона. Самое большое влияние на цвет оказывает нанесенный последним слой прозрачной краски. На дом, расположенный справа, накладываются прозрачные краски в следующей последовательности: красно-фиолетовая, желтая и небесная лазурь. Продолжают отделку стен и стволов деревьев, в некоторых местах добавляют красно-фиолетовый тон, который используют, нанося мазки кисти в области двери дома, ступенек лестницы, на переднем плане. Необходимо сделать несколько мазков такого же типа оранжевым.
4.
При детальной отделке рисующие снова могут помочь себе, ориентируясь по своему наброску. Подчеркивают деревья на заднем плане и детально дорабатывают тонкими мазками красно-фиолетового цвета дома. 35
Оконные проемы покрывают приглушенной сине-зеленой прозрачной краской (небесная лазурь, индийская желтая, стойкая розовая). В области стен, стволов деревьев и ступенек лестницы детали нужно отделывать самыми тонкими мазками. На переднем плане и справа вверху усиливают желтый тон (стойкая желтая) до интенсивного цвета. Еще раз добавляют спереди на поверхность травы несколько тонких мазков оранжевого и фиолетового цвета. В заключение для оживления переднего плана нанесят несколько брызг краски приглушенного красно-оранжевого цвета (стойкая розовая, индийская желтая, синий ультрамарин). Детали в области стен, стволов деревьев, ступенек лестницы, а также на самом пейзаже усиливают эффект акварели.
Дома на Среднем Венце

Краски:
- небесная лазурь; - синий ультрамарин; - индийская желтая; - прочный красный вулкан; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками негативной прозрачной краской, техника затеков.
Формат картины:
31х35 см Этот скромный тип домов, стены которых выкрашены тонированной известью, можно найти на Венце. Нужно проникнуться этой простотой при художественном ее воплощении и передать формы домов ясной и однозначной линией. Благодаря этой простоте линий следующая акварель приобрела свой графический характер. Совершенно осознанно отсутствует изображение перспективы на картине. Важно внимательно изучить набросок и осознанно воспринять формы. На нем видны стены, расположенные не вертикально, закругленные углы, 36
купола, арки и отверстия, которые не признают симметрию. Нужно повторить этот карандашный набросок, чтобы лучше ощутить формы. Теневые поверхности уже заштрихованы темным.
1.
Делают карандашный набросок очертаний домов. Для первого этапа работы с красками в области неба нужны синий ультрамарин и небесная лазурь. В этом месте смачивают бумагу до верхнего края домов. Работать надо точно, чтобы формы сохранили четкие контуры. Широкой кистью начинают наносить синий ультрамарин у верхнего края домов. Слегка наклоняют лист, чтобы краска растекалась вверх. Смачивают краску в нескольких местах. Теневые поверхности, заштрихованные на наброске темным, покрываются прозрачной небесной лазурью разной насыщенности.
2
. В качестве второй краски берется индийская желтая, которая наносится частично как прозрачная краска, а частично в технике затеков. Зеленые координаты цвета возникают в результате перекрытия голубого прозрачной индийской желтой.
3.
При изображении нескольких крыш домов используется третья основная краска (прочный красный вулкан). Этот этап преодолевается относительно быстро. Изображают некоторые крыши прочным красным вулканом в технике рисования прозрачными красками и в технике затеков. В результате внесения красного цвета картина вдруг оживает и приобретает более теплый характер. На этой стадии важно понаблюдать за согласованностью звучания основных красок.
4.
Необходимый для следующих прозрачных слоев краски красно- фиолетовый тон смешивают из стойкой розовой и синего ультрамарина. Если красно-фиолетовый цвет ложится на фон из небесной лазури, то возникает прохладный фиолетовый тон, если на синий ультрамарин - то тон становится отчетливо теплее, в то время как на желтой основе он дает отливающий перламутром коричневый цвет. На набросках для красок можно увидеть различный эффект от смешения красок, который возникает при изменении 37
последовательности нанесения слоев прозрачных красок. Если на желтый цвет ложится фиолетовая прозрачная краска, возникает отчетливо иной цветовой тон, чем при обратной последовательности. Нанесенный последним слой краски обладает наибольшим влиянием на результат смешивания. Начинают работу с неба и наносят красно-фиолетовую прозрачную краску на четко очерченные поверхности, которые частично передают форму домов. При нанесении следующих слоев прозрачных красок следует ориентироваться по иллюстрации. На некоторые желтые поверхности, например, на стены в левой части картины и на переднем плане, наносится еще небесная лазурь в технике затеков.
5.
Теперь следует отделка и доработка картины. Для этого необходим темный красно-фиолетовый тон, легко переходящий в коричневатый. Он смешивается из стойкой розовой, синего ультрамарина и небольшого количества желтой краски. Этим цветовым тоном картине придается необходимый контраст светлого и темного, и используют его для детализации нескольких, очень немногих, мест. В области неба покрывают две поверхности индийской желтой по голубому тону и таким образом получают зеленый тон. На некоторых участках картины располагаются три или четыре слоя прозрачных красок, одна поверх другой. Необходимо ориентироваться по отдельным участкам иллюстрации и попытаться понять последовательность наложения красок. При этом поможет набросок координат цвета. Так при копировании этой картины рисующие могут собрать ценный опыт в области оптического смешения красок.
Дома на побережье

Краски:
- синий ультрамарин; - индийская желтая; - стойкая розовая. 38

Дополнительный материал:
- водостойкая тушь; - тростниковое или чертежное перо; - второй стакан с водой.
Техника:
Смешанная техника, акварель с тушью.
Формат картины:
33х40 см С помощью этой картины происходит ознакомление учащихся со смешанной техникой рисования (акварель с тушью), использование которой открывает перед рисующими новые возможности изображения. Для этой картины понадобится водостойкая тушь. Она бывает в продаже черного цвета, сепия, а также других цветовых тонов. Кроме того, у рисующих должно быть тростниковое или чертежное перо. Предпочтительнее тростниковые перья, так как их штрихи кажутся более спонтанными и живыми. Тушь обладает сходным с акварелью качеством. Нанесенная на мокрый грунт, она растекается. Набросок демонстрирует своеобразие домов, печные трубы которых расположены прямо со стороны фронтона и кажутся его продолжением. Окна малы и имеют частый переплет, чтобы противостоять постоянному встречному ветру, дующему с волжского водохранилища. Место на картине, занятое домами, находится в золотом сечении. На рисунке вверху рисующие видят разное поведение туши на сыром и сухом грунте. Они должны немного поупражняться в смешанной технике до того, как начнут копировать картину. Для этого наносят на лист бумаги краску и прорисовывают тушью тростниковым пером на сыром и сухом грунте. Сравнивают полученные результаты.
1.
После того как сделан набросок контуров, рисующие должны весь материал, необходимый для этой акварели, расположить рядом, так как иногда нужно будет работать быстро и не прерываясь. 39
Из красок используйте следующие: синий ультрамарин, красно- фиолетовую (стойкая розовая и синий ультрамарин), индийскую желтую и красно-оранжевую (стойкая розовая и индийская желтая). Необходимо поставить наготове еще один стакан с водой, в который рисующие смогут обмакивать перо с тушью, чтобы избежать загрязнения красок. Относительно рисования тростниковым пером следует сказать, что перо должно вначале обмакиваться в тушь, а затем быстро в воду, чтобы тушь слегка разбавилась и стала более текучей. Широкой плоской кистью наносят плоскостно краски так, как показано на иллюстрации. Не нужно обращать при этом внимания на форму домов и других предметов и частично пройтись кистью по ним. Только в области неба необходимо соблюдать линию горизонта.
2.
Краска грунта должна быть еще сырой, когда рисующие будут быстро и грубо набрасывать очертания домов тушью и пером. Тушь частично сильно расплывется; в других местах, уже высохших, образуются четкие линии. Тушью и пером грубо намечают дома и элементы картины на переднем плане. В зависимости от степени высыхания бумаги тушь растекается или остается в виде четкого штриха.
3.
Продолжают работать тростниковым пером быстро и не прерываясь, ориентируясь по очертаниям предметов на наброске. Постепенно бумага высыхает, и линии остаются все более четкими и ясными. Эта комбинация расплывшейся туши и четких линий, предоставленная случаю, составляет очарование смешанной техники. После окончания этой фазы необходимо полностью высушить картину.
4.
Важно проследить за тем, чтобы нанесенная тушь полностью просохла. Учитывая, что тушь водостойкая, рисующие могут спокойно работать красками поверх нее: тушь не растворяется, а краски не пачкаются. Необходимо усилить частично области фиолетовой и желтой краски. 40
В некоторых местах наносят на снова смоченные поверхности краски тушь, которая растечется, например, в левой части картины, а также на некоторых деталях домов. Отделывают камни и рыбацкие сети на переднем плане штрихами туши разной ширины. Периодически нужно смотреть на картину с некоторого расстояния и поработать над деталями, которые должны быть эффектными. Внимание должно быть привлечено к домам и их непосредственному окружению, в то время как задний план и левая часть картины только едва обозначаются. Путем создания фиолетовых и желтых поверхностей в картине целенаправленно расставлены основные акценты.
Дороги на пейзаже
Любимой темой пейзажной живописи является изображение дорог, исчезающих на горизонте. Перспектива дороги, внесенной в картину, отчетливо выражает простор и глубину пейзажа. Чтобы уметь правильно воспроизводить дорогу, требуются некоторые знания, которые рисующие получат с помощью приведенных ниже схем. На рисунке показано, как изображаются повороты дороги или улицы. Во-первых, следует обратить внимание на сужение дороги к горизонту. Кроме того, у дороги после каждого поворота есть новая точка схода, с условием, что нет отрезка дороги, проходящего параллельно другой. Заштрихованные темным места по бокам необходимы для изображения глубоко лежащей дороги. Этот «вертикальный край» дает оптическое ощущение глубины. Обращается также внимание на взаимное расположение предметов, которое возникает в зависимости от позиции наблюдателя. Эта схема применима в равной мере для изображения ручья или реки. У естественных дорог обочины никогда не бывают равномерными, они либо делаются плоскими, либо поднимаются. Но, для того чтобы пояснить сам принцип, на этой схеме выбран равномерный край дороги. 41

Дороги на равнине

Поднимающаяся дорога
При изображении поднимающейся дороги или улицы следует обратить внимание на то, что они исчезают только за линией горизонта. Важным является также сужение дороги, значительно большее на равнине, чем при подъеме в гору. При изображении предметов, деревьев и домов, расположенных по краям дороги, следует обратить внимание на то, что на них нужно смотреть снизу, вследствие этого на рисунке видны стволы деревьев.
Спускающаяся дорога
Спускающаяся дорога заканчивается ниже линии горизонта и в большинстве случаев не видна уже после первого поворота. Вид на дома и деревья открывается сверху, поэтому кое-где в поле зрения попадают кроны деревьев. Здесь важной является пространственно-цветовая отделка деталей, так как без этого ориентира могла бы идти речь также о круто поднимающейся дороге, которая исчезает за вершиной холма. Цветовое оформление играет, таким образом, важную роль: при спускающейся дороге краски по мере снижения и внизу должны становиться темнее и насыщенней, при поднимающейся дороге краски в сторону верха делаются более светлыми и приглушенными. Полезным упражнением было бы нарисовать эту иллюстрацию дважды, выполнив цветовое оформление способами, названными выше, а в заключение сравнить работы.
Осенний пейзаж с дорогой

Краски:
- синий ультрамарин; - индийская желтая; - стойкая розовая.
Техника:
Рисование прозрачными красками и техника затеков. 42

Формат картины:
21х23,5 см На следующих акварелях изображен пейзаж, часто встречающийся на Ульяновщине: чуть глубже расположенная дорога окружена по бокам лугами и полями, поднимающимися на разную высоту. Уже на наброске по направлению штриховки ясно видно, что холм в правой части картины круто поднимается, в то время как слева мягко убегает к горизонту.
1
. Наносят самые необходимые линии: очертания дороги и слегка изогнутую линию горизонта. Затем смачивают бумагу в области неба до линии горизонта и смешивают из синего ультрамарина и стойкой розовой сине-фиолетовую краску. Слегка изогнутыми мазками накладывают эту краску, закончив работу у горизонта. Пока краска еще влажная, рисуют деревья округлыми движениями кисти. Для этого используют индийскую желтую, добавив немного стойкой розовой, и наносят эту смешанную краску с разной степенью насыщенности.
2
. Передний план выполняют прозрачными красками, при этом на участках, где краски соприкасаются, они мягко смешиваются. Смешивают желто-зеленую и зеленую краску разных оттенков из синего ультрамарина и индийской желтой. Дорогу оставляют вначале нетронутой, но слегка усиливают краски по ее краям. Правый холм должен получиться круче и ярче.
3
. Из стойкой розовой, синего ультрамарина и небольшого количества индийской желтой получается коричневый цвет, который нужен для изображения стволов деревьев и дороги. Тонкой кистью рисуют дорогу и стволы деревьев, использовав краску разной насыщенности. При изображении дороги следуют ее форме и осветляют цвет по мере удаления к заднему плану. Мазком темной коричневой краски делают тень у левого поворота дороги. Пока краска еще влажная, завершают отделку дороги несколькими пятнами индийской желтой. 43

4.
Луга и холмы по бокам дороги покрывают прозрачной краской, которая наносится в виде пятен. Ближе к дороге краски становятся насыщеннее. Структурируют луга за счет изменения направления мазков и цвета, в заключение наносят на картину немного брызг индийской желтой. Несколько отмеченных коричневой краской мест изображают камни и неровности дороги. Задний план этой акварели изображен по мокрой бумаге в дополнительном контрасте фиолетово-желтого цвета. При доработке холмов прозрачными красками важно не затрагивать дорогу и следить за разным направлением кисти в правой и левой частях картины. Коричневые тона, полученные от смешивания используемых красок, применяются для акцентирования и детализации изображения.
Натягивание и рамки
Так как в проклеенных со всех сторон блоках едва ли можно избежать образования волнистости бумаги, готовые акварели нужно натягивать и для лучшей защищенности помещать в паспарту.
Натягивание
Для этого потребуется древесно-стружечная плита или плита из жесткого волокна, специальная клеящая лента для картин, промазочная смесь, которая делается работоспособной путем смачивания, ножницы, губка и вода. Картину следует положить зарисованной стороной на плиту (она должна быть больше картины) и смочить обратную сторону акварели губкой. Чтобы равномерно прижать края, целесообразно положить сверху вторую плиту, меньшего, чем картина, размера. Бумажная клеящая лента смачивается водой и приклеивается по краям картины таким образом, чтобы одна половина ленты легла на бумагу, а вторая - на деревянную плиту. Разгладив, хорошо прижимают ленту и медленно высушивают картину при комнатной 44
температуре. После полного высыхания картины можно отделить ее от плиты ножом для резки бумаги, разрезав ленту вдоль кромки картины.
Паспарту
В торговле имеются паспарту готовых размеров. Если размеры не подходят для формата картины, можно сделать паспарту самим. Для этого нужно иметь: картон для паспарту достаточной толщины и размера (паспарту должно быть со всех сторон минимум на 10 см больше, чем размер выреза картины), металлическую линейку, стекло в качестве подкладки для резки, монтажный нож. Размер выреза картины должен определяться так, чтобы он со всех сторон был примерно на 2 см меньше готовой картины. Эти размеры переносятся на картон для паспарту. Затем с помощью металлической линейки и монтажного ножа вырезается окно. Картину кладут за паспарту так, чтобы стал виден заданный вырез. Закрепляют ее со всех сторон клеящей лентой. Далее акварели с паспарту должны быть закрыты стеклом и прихвачены рамкой. 45

Список литературы
1. Алехин А.Д. Когда начинается художник - Книга для учащихся. - М.: Владос, 1994. 2. Манизер М.Г., Серов В.А., Сысоев П.М. Алексич М.Н. Школа изобразительного искусства. – М.: Изд. Академии художеств, 1961-1965. 3. Новиков И.В. Построение перспективного рисунка. – Изд. ГУП «Просвещение», Ленинград. 1963. 4. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос, 2000. 5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учебное пособие. - М.: Просвещение, Владос, 1995. 6. Рубен А.Я. Каталог художника. – М.: ПКХФ СССР, 1973. 7. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Изд. Академия Худ., 1962. 8. Чудновский В.Э Развитие способностей школьников. Воспитание. – М.: Просвещение, 1990. 46


В раздел дополнительное образование