"Формирование жизненного самоопределения воспитанников".
доклад
Автор: Байева Дилфуза Аскардиновна, социальный педагог, ГКОУ "Богоявленский детский дом", Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Богоявление
В раздел дополнительное образование
Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь
провести в нем всю оставшуюся жизнь.
Чарльз Кеттерлинг.
В 2013-14 учебном году я выбрала тему самообразования
«Формирование жизненного самоопределения воспитанников».
Актуальность темы профессионального самоопределения как процесса
выбора личностью профессии обусловлена выраженным практическим
запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических
преобразований, происходящих в последние годы в России, и связан с
появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением
одних профессий и появлением других.
В последнее время на российском рынке труда складывается
парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не
хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития,
16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.
Специалисты утверждают, что это результат неправильного
профессионального выбора молодых людей.
Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться
решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит
выбрать профессию и свой жизненный путь.
Главная цель профессиональной трудовой адаптации –
это успешная
интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную
самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору
профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение.
Наблюдения показывают, что выпускники детских домов не всегда
могут применить свои знания и умения, полученные в детском доме, школе, в
современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед
педагогическим коллективом ставится ряд требований, которые вызывают
необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного
выпускника, который не только обладает определенными
профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно
способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя
ресурсами жизнедеятельности.
Для этого в своей работе использовала разнообразные формы и методы
работы (беседа, лекция, презентации, проблемная ситуация, групповые
задания, тестирование).
Для расширения представления детей о различных профессиях, чтобы
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; к
поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному
выбору.
Жизненное самоопределение - это готовность выпускника к
самостоятельной жизни, главным условием которого является
сформированная система нравственных ценностей. В своей работе использовала метод обучения, обеспечивающий выработку у воспитанников четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях. Чтобы добиться результата, учила воспитанников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. В течение учебного года старалась помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, совпадали с их личностными качествами и возможностями. Деятельность педагога всегда играет ведущую и направляющую роль. Задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний воспитанникам, но и создании психолого – педагогических, активизации познавательно – поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Все мы видим, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано. Напоминала детям о том, что профессию, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной, она должна соответствовать еще и нашим возможностям. Анализировали выбранные детьми профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую – их недостатки. Учила детей оценить свои профессиональные склонности и способности, найти им соответствие в мире профессий, что необходимо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели. Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознанию требований профессии к человеку, сформированности профессионально важных качеств. Они формируются на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Весь педагогический коллектив детского дома направляет свои усилия на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей воспитанников.
сформированная система нравственных ценностей. В своей работе использовала метод обучения, обеспечивающий выработку у воспитанников четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях. Чтобы добиться результата, учила воспитанников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. В течение учебного года старалась помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, совпадали с их личностными качествами и возможностями. Деятельность педагога всегда играет ведущую и направляющую роль. Задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний воспитанникам, но и создании психолого – педагогических, активизации познавательно – поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Все мы видим, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано. Напоминала детям о том, что профессию, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной, она должна соответствовать еще и нашим возможностям. Анализировали выбранные детьми профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую – их недостатки. Учила детей оценить свои профессиональные склонности и способности, найти им соответствие в мире профессий, что необходимо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели. Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознанию требований профессии к человеку, сформированности профессионально важных качеств. Они формируются на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Весь педагогический коллектив детского дома направляет свои усилия на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей воспитанников.
В раздел дополнительное образование