Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Применение игровых технологий на занятиях естественнонаучного цикла"

статья

Автор: Куликова Екатерина Игоревна, Яблонская Елена Борисовна, педагог дополнительного образования и педагог - организатор, ГБУ ДО Дом детского творчества Калининского района, Санкт-Петербург



В раздел дополнительное образование


Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья

«Применение игровых технологий

на занятиях естественнонаучного цикла»
Подготовил:
Куликова Екатерина Игоревна,
педагог дополнительного образования
Яблонская Елена Борисовна,
педагог-организатор
Санкт-Петербург

2016

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику общего и дополнительного образования. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса. Одним из таких приемов является театрализация и театрализованная игра. Активизируя познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, память и мышление театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития ребенка. Практические занятия, построенные на театрализации дают возможность учащимся перейти от пассивного потребления информации к активному участию, где ребенок становится главной фигурой учебно-воспитательного процесса. В игре каждый может проявить свои лучшие личностные качества, раскрыть свои творческие способности , а также лучше усвоить изучаемый материал, ведь театр эмоционален по своей природе и поэтому даже самую сухую информацию способен сделать запоминающейся и яркой. В настоящее время театрализованные игры стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Возможности игр настолько велики, что их можно использовать не только при изучении гуманитарных наук, но и на занятиях естественнонаучного цикла. Стоит признать, что большинство учащихся оценивают химию , физику как трудные, утомительные предметы и не используют приобретенные на уроках знания в повседневной жизни. Все большую популярность сегодня приобретает направление
edutainment
(развлечение+обучение), важным элементом которого является театрализованная игра. Наибольший интерес среди них представляют научно- экспериментальные шоу, научные лаборатории и квесты, в которых яркое увлекательное изложение материала дополняется наглядными образами (сценками, демонстрационным экспериментом). Именно поэтому мы хотели бы представить свой опыт по применению театрализованных игр на занятиях естественнонаучного цикла. Естественнонаучным отделом был разработан цикл занятий «День открытых дверей в Научно-Исследовательском институте Чрезвычайно
Интересных Опытов» (далее НИИ ЧИО), который состоит из 3 встреч. Первая встреча в НИИ ЧИО знакомит ребят с работой лаборатории «Аква&Аэр», вторая с исследованиями химической лаборатории, заключительная встреча «НИИ ЧИО и Тайная комната» проходит в формате игры-квеста. В роли сотрудников института выступают учащиеся 7-10 классов. Рассказывая о своей работе в лабораториях, они демонстрируют и дают научное объяснение занимательным физическим и химическим явлениям. Проведение каждого опыта сопровождается так называемой «подводкой» - сценкой, героями которой являются сами старшеклассники
.
«Свидание химика» подводит к выполнению опыта «Изменение цвета букета»; «Сам себе режиссер» - к опыту «Кровь без раны; «Фотоателье» - к опыту «Улыбнитесь, вас снимают» и др. Гости НИИ ЧИО , команды пятиклассников, не остаются пассивными зрителями, они также выполняют различные конкурсные задания и самостоятельно проводят элементарные химические и физические опыты. Третья встреча в рамках разработанного цикла занятий проходит в виде квеста, где ребята , разгадывая логические задачи, ребусы, выполняя разнообразные задания агента, также в игровой форме знакомятся с основными физическими явлениями. По окончанию каждого занятия проводится диагностика с целью определения заинтересованности учащихся, вовлеченности их в учебно- воспитательный процесс (приложение 1). Участие старшеклассников в подготовке и проведении познавательного занятия помогает расширить кругозор, формирует естественнонаучное мировоззрение, навыки исследовательской деятельности. Несмотря на то, что диалоги героев –участников подводок прописаны, каждый из ребят наделяет своего героя теми чертами характера, которые близки ему самому, ориентируется на свое видение, свое мировоззрение, ощущая тем самым собственную необходимость и полезность от исполнения своей роли.
Вовлечение учащихся пятого класса способствует интеллектуальному развитию школьников в области естествознания, а также формированию позитивного отношения к знанию как общественной ценности. Театрализованные игры являются одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором полно и наиболее ярко проявляются принципы обучения — учить играя. Проведение подобных театрализованных научно-экспериментальных шоу, на наш взгляд, может привести к значительному повышению интереса и мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, а также к развитию творческих способностей учащихся.
Приложение 1.

АНКЕТА « МОЯ ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЯ»
Выберите, пожалуйста, нужный ответ на каждый вопрос и отметьте знаком «+» в соответствующей графе
Вопросы анкеты Да Нет Не опреде- лился Вам понравилось театрализованное научное шоу «День открытых дверей в НИИ ЧИО» Вас заинтересовала физика/химия как наука Вам захотелось ещё провести опыт или сде- лать какое-нибудь исследование по физике/химии Вам захотелось больше узнать об увиденном на сегодняшнем занятии (из книг, научно- популярных журналов, Интернета) Вы хотели бы посетить другие лаборатории Научно Исследовательского Института Чрез- вычайно Интересных Опытов
Спасибо!


В раздел дополнительное образование