"Философия в педагогической деятельности"
статья
Автор: Рыжих Людмила Павловна, учитель ИЗО, Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Белогорский класс", город Бирюч, Красногвардейский район
В раздел дополнительное образование
Философия в педагогической деятельности.
«Я посеял в ваших сердцах зерно любви и добра, вам осталось только взрастить его».
Ш.Амонашвили. Из всего множества чудес, с которыми человеку приходится сталкиваться на земле, на море и в небесах, самым интересным является сам человек. Однако человек не нуждается в каком -либо оправдании острого любопытства к самому себе. Он постоянно исследует тайны человеческой природы. Интерес некоторых людей к человеческой природе вызван лишь любопытством. Одни хотят понять скалы и звезды, другие понять человеческие существа… С появлением образовательных систем у человечества появилось больше возможностей развиваться. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру. Цель любой образовательной системы заключается в обучении, воспитании и развитии личности. Жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук. Школьное развитие челове ка как личности и субъекта деятельности обязательно предполагает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивость к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру, самостоятельности, самосовершенствования. Сюда же относится развитие мотивации учения как важнейшего элемента саморазвития. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является централь ной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Стремление к саморазвитию не есть достижение абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью, что, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком. Но постоянное стремление к саморазвитию - это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствова нию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее до стижения. Кроме всего прочего, саморазвитие есть источник долголетия челове ка. При этом речь идет об активном долголетии, и не только физическом, но и социальном, личностном. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию, что неоднократно подтверждалось экспериментальными данными. Идея саморазвития и самоактуализации, взятая «в чистом виде», является недостаточной для построения психо логии личностной зрелости. Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности - так называемой «суперпозиции».
Когда-то Иммануил Кант вывел определение смысла человеческого бытия и сформулировал, что целью человеческого существования является как собственное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает
усовершенствоваться другим.
/ Аристотель/. Какая же связь прослеживается между философией и педагогической деятельностью? Благодаря образованию, упорному труду, преодолению трудностей и вере вы способны изменить себя, а затем - изменить общество и мир вокруг себя. Самостоятельность любой науки определяется наличием особого, собственного предмета исследования. И педагогика – это единственная наука, предметом которой является воспитание человека. Она имеет свою историю и комплекс проблем, которые педагогика и исследует. На пути становления педагогики как науки появилось большое количество педагогов, которые способствовали интенсивному развитию этой науки. Педагогику стали преподавать как особую научную дисциплину. Она исследует закономерности развития , формирования , воспитания, образования и обучения личности. Дословно «пайдагогос» означает «детоводитель». Оно произошло от слов «пайдос»(дитя) и «ага»(вести). В Древней Греции педагога называли раба, который брал ребенка своего господина и за руку сопровождал в школу. Педагогика стала наукой воспитания и обучения детей. Такой взгляд на педагогику сохранялся до середины 20 века. Затем в последствии появилась необходимость развиваться не только детям, но и взрослым. Итак, педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения , об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества. Каждое поколение людей решает три важнейших задачи-освоить опыт предыдущих поколений, обогатить , приумножить и передать его следующим поколениям. Здесь прослеживается закономерность передачи старшим поколением и активного усвоения младшим поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда… Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в 17 веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика не отделена от философии ужу хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связанны с именем великого чешского педагога Я.А.Коменского, создателя научной педагогической системы, автора труда «Великая дидактика». Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим.
Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремится не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи необходимо назвать имена Платона, Аристотеля, Августина, Я. Коменского, Ж.Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли был именован Просвещением. Итак, философия образования как умственное и нравственное развитие человека в культурной среде. Различные философы и философские школы пытаются найти способы понимания и соответственно построения образовательных процессов, они пытаются выявить комплекс идей, которые позволили бы глубже понять и успешнее поддерживать формирование индивидуальной культуры. Вместе с тем, до сих пор еще актуален вопрос о взаимосвязи педагогики с философией образования. У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения. И наиболее тесная область пересечения этих научных областей получила название философия образования. Педагогика — наука и искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования, воспитания и обучения. Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе. Философия образования выступает как философия жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможности для реализации своих сущностных сил. Универсальность философских категорий позволяет преодолеть фрагментарность школьного знания, сделать его связным и осмысленным для восприятия школьника. Для вступающих в жизнь и профессию людей, дисциплинарные рамки философии дают возможность рассуждать на самые различные, жизненные моменты, тем самым рефлексивно, не стихийно, определяться в своих жизненных ориентирах. Для современной педагогики важен процесс развитие личностных качеств человека. Задача образования – помочь человеку выработать свою собственную позицию в жизни, стать субъектом взаимодействия в этой жизни. Задача школы в том, чтобы, опираясь на индивидуальность ребенка, помогать ему приобретать ответственный опыт свободного поведения. Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Влияние системы образования и философии было всегда взаимным. Философия образования - это философия педагогических отношений. Личность находится в центре обучения. Современное образование – система, процесс, результат, обучение и воспитание . Саморазвитию научить нельзя – эта способность не передается, но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится Профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен учитель – педагог –профессионал.В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей.
Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и обьяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому учитель должен быть наделен фундаментальными психологическими знаниями. Таким образом, образование – как обьединение обучения и воспитания неразрывно связанно и с психологией - как механизмом развития и формирования человека на различных возрастных уровнях.
Образование относится к естественным преимуществам интеллекта, как
планеты и спутники к солнцу.
/Артур Шопенгауэр/
В раздел дополнительное образование