"Рекомендации шахматного тренера"
статья
Автор: Калуга Сергей Николаевич, тренер - преподаватель по шахматам, МБУ ДО "КДЮСШ", город Абакан, Республика Хакасия
В раздел дополнительное образование
Педагог и шахматы
Некоторые итоги пятнадцатилетнего обучения детей шахматам
Предлагаемые ниже результаты нашей работы, надеемся, помогут дать ответы на вопросы, возникающие при работе с малышами. Мы просто приводим свой опыт и тот, кто задумается и начнет делать сравнения, быть может, найдет для себя зерно истины, найдет что-то полезное в нашем труде. На основании 15-летней педагогической деятельности по обучению детей шахматам в г. Абакане, в которой было охвачено более 500 юных шахматистов, представляется возможность сформировать ряд практических рекомендаций для специалистов и будущих тренеров по шахматам. 1. При обучении школьников в 7-8 лет следует опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием учебных пособий, сюжетного материала, дидактических игр, элементов физического воспитания: подвижные игры, физические упражнения, ритмические движения. Особо следует обращать внимание, чтобы игровые элементы физического воспитания имели место в двигательном опыте ребенка. При обучении детей 7-8 лет игре в шахматы на этапе начальной подготовки следует обращать внимание, чтобы ведущее место занимал наглядно-образный метод обучения. Наглядно-действенный и логический методы должны выполнять в учебном процессе первого года обучения вспомогательную роль. 2. Тренер по шахматам должен акцентировать свое внимание на формировании у каждого начинающего шестилетнего шахматиста устойчивого интереса к игре. Достигать этого следует путем системного медленного и постепенного освоения с детьми азов шахматного букваря. Тренер должен быть вооружен знаниями о переходе внешних действий ребенка во внутренний образ. Сердцевиной всей работы тренера является формирование устойчивого познавательного интереса: от первого чувства острого любопытства у детей к чувству устойчивого интереса, и, в идеале, до чувства любви к шахматам. Педагогу, тренеру по шахматам на этапе начального обучения пора отрешиться от взгляда, что ребенку всю жизнь следует работать и что всякие скучные и нудные занятия именно для него и подходят. Чувство серой скуки для ребенка должно быть чувством неведомым. 3. Специалист по шахматам готовит учеников осмысливать идеи и решения, учит детей аргументировано обосновывать свою точку зрения, имея для этого прочные знания в голове. Успешной работе тренера в работе с семилетними способствует правильное применение наглядно-образного метода во взаимосвязи с элементами физического воспитания, которое включает: умение разрабатывать, изготавливать и использовать наглядные пособия при объяснении абстрактных понятий; закрепление материала в начале и конце занятия хоровым повторением; применение элементов физического воспитания, облегчающих усвоение шахматных законов и правил;
тщательно продуманный и подобранный словарный запас, который был бы хорошо понятен и доступен детям.
Для качественного усвоения учебного материала детьми 7-8 лет мы
рекомендуем проходить его дважды с циклом в полгода, при этом во втором
полугодии учебный шахматный материал надо подавать через новый или
модифицированный сюжетный материал первого полугодия, с активным
применением игровых форм занятия (сеансы, турниры, консультационные партии).
4. Специфика работы тренера при обучении детей шахматам заключается в том, что следует ориентироваться на худших. Если условно разбить всю группу детей на получающих “пять”, “четыре”, “три”, “два”, “один”, то надо ориентироваться на детей, получающих “два”. Такой подход к работе позволяет обучить в среднем 95% детей. Из числа обученных ребят – 50-75% продолжат занятия в шахматном кружке. 5. Очень важно тренеру умело перейти к самому процессу игры. Спешить перейти к игре не следует. Первые шахматные партии под руководством тренера следует организовывать через месяц регулярных занятий. Первый турнир организовывать в конце первого полугодия в зимние каникулы. Надо развивать у детей серьезное отношение к шахматам, как к педагогической дисциплине. Во втором полугодии 50% времени занятий следует отводить игровой практике. 6. Специалисту по шахматам мы рекомендуем обращать самое серьезное внимание на психолого-педагогические основы начального обучения шахматной игре: укреплять от тренировки к тренировке в каждом ребенке веру в свои силы, желание учиться, для чего доступнее преподносить учебный материал с использованием наглядных пособий, Технических средств обучения, сюжетного материала, элементов физического воспитания и т.д.; не ранить ребенка в случае ошибок и при поражении, не поколебать в нем веру в себя при неправильных ответах; не убить желание к самостоятельному творчеству, пусть на первых порах этапах обучения и ошибочному; суметь определить и мысленно выделить из числа занимающихся две подгруппы детей, имеющие склонности: к тактике – конкретный подход к игре (склад ума счетный, умение анализа и синтеза конкретны) и к стратегии – предпочтительно теоретический склад ума (богатая фантазия, умение абстрагироваться в анализе). В зависимости от этого курс учения должен в дальнейшем носить различный характер. 7. Тренеру следует планировать применение приемов стимулирования познавательного интереса детей: преднамеренный ошибки тренера в решении позиций, перестановка ходов, которые с увлечением исправляют дети; задачи на внимание (сказать, какие фигуры тренер переместил, какие убрал, какие добавил на доске); конкурсы из серии: “Угадай-ка”, “Чьи это следы?” (Какие это фигуры? Какие фигуры прошли по доске?); задачи на память;
задачи на сравнение (Что такое для фигуры хорошо? и что такое плохо?); не доведённая до конца позиция, недорешенная позиция (за один – два хода до мата); приучение к анализу позиции вслух; просмотр видеофильмов (мультфильм, фильм-сказка) для объяснения абстрактных понятий шахматной игры; закрепление знаний на компьютере (систематизация знаний). 8. В нашей работе мы начинали изучение шахматной нотации после двух месяцев обучения. Освоение происходило всеми детьми за два занятия. 9. Обучая детей наглядно-образным методом во взаимосвязи с элементами физического воспитания позволило к концу первого года добиться следующих результатов: научить ходам всеми фигурами – 98% детей от числа всех занимающихся; правильно осуществлять размены, взятие на проходе, рокировку - 98% от числа всех занимающихся; уметь ставить мат ферзём – 98% от числа научившихся ходам фигурами; уметь ставить мат ладьёй – 94% от числа научившихся ходам фигурами; прочно усвоить весь учебный материал 1-го года обучения – 64% от числа всех занимающихся; уметь использовать свои знания – 70% от числа занимающихся; уметь находить свои одноходовые угрозы – 80% от числа занимающихся; хорошо видеть одноходовые угрозы противника – 60% от числа занимающихся; уметь анализировать позицию вслух – 83% от числа занимающихся; точно показывать кусочки своих партий с количеством фигур не более десяти – 90% от числа занимающихся; воспринимать шахматную речь на слух – 60% от числа занимающихся; освоить и применять в мысленном процессе приемы анализа – 87% дошкольников, приемы синтеза – 57%, сравнения – 42%. При обучении шахматам без применения наглядно-образного метода эти показатели ниже (от 30% до 50%). Параллельно с шахматным развитием у детей идет и общее развитие. С приходом в школу дети, которые занимаются шахматами, по данным тестирования (в сравнении с детьми, не занимающимися шахматами) к концу первого учебного года имеют преобладание в показателях развития. Так, шахматисты читают в минуту 120-150 знаков при среднем показателе 70 знаков; решают контрольные по математике в два раза быстрее и точнее, речь по картинке богаче.
Опираясь на полученные нами данные, тренеру по шахматам будет легче оценивать результаты своей педагогической деятельности в работе с дошкольниками и школьниками на этапе начальной подготовки.
В раздел дополнительное образование