Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Исследовательская и проектная деятельность – форма инновации в дополнительном образовании детей"

аналитическая статья

Автор: Дайнега Дмитрий Валерьевич, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи им. В.М. Комарова, город Снежинск



В раздел дополнительное образование


Исследовательская и проектная деятельность – форма инновации в

дополнительном образовании детей
Дайнега Д.В., педагог дополнительного образования, г. Снежинск Челябинской области АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи им. В.М. Комарова» как потенциальной площадке организации научной и исследовательской деятельности детей. Ключевые слова: учреждение дополнительного образования детей, исследовательская и проектная работа. Учреждение дополнительного образования детей является одной из площадок, где может формироваться инновационное мышление. А лучшей образовательной средой для его формирования является научно- исследовательская и проектная деятельность. Через неё идёт развитие особой проектно-исследовательской культуры обучающихся, формируются ключевые компетентности, самостоятельная активная творческая личность школьника [8]. С.П. Канева (2011) предлагает два основных подхода к этому: создавать специальные развивающие условия (образовательную среду) в учебном процессе и организовывать самообразование обучающихся (человек должен учиться всю жизнь). Для этого она предлагает такие инновационные технологии: работа в малых группах (при обучении большого количества), развития критического мышления, проблемно-диалогического обучения и пр. В «проектно-исследовательской деятельности» обучающиеся могут реализовать себя, почувствовать свои силы и саморазвиться. В учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи им. В.М. Комарова» предусмотрены не только группы по 15 человек, но есть и творческие (6 человек) и индивидуальные (2). Предполагается, что ребята занимаются в них различными видами деятельности. Отдельно выделяются группы обучающихся, которые пишут научно-исследовательские и проектные работы. Кроме наличия времени на занятиях для осуществления этого рода деятельности, специально
разработаны дополнительные общеразвивающие программы для эффективной организации деятельности детей. Логично, что для каждого из них создаётся своя образовательная траектория, даже если работу пишут двое. Когда лучше начинать приобщать детей к проектной и исследовательской деятельности? Некоторые авторы утверждают, что это можно делать уже с детского сада [см., напр., 7]. На мой взгляд, психофизиологические особенности детей-дошкольников заставляют усомниться в эффективности такой деятельности. Она: а) эпизодическая; б) носит игровой характер и в) роль родителей и воспитателя существенно преобладает над непосредственной деятельностью ребёнка (особенно в части оформления результатов исследования). Однако до 90-ых годов у учёных бытовало аналогичное мнение по отношению к исследовательской и проектной деятельности школьников и до сих пор продолжаются споры: возможно ли заниматься данными видами инновационной деятельности в 1–4 классах [3]. В настоящее время в педагогической литературе принято отличать учебно-исследовательскую деятельность детей от научной [6]. В учебном исследовании чаще всего ребёнок получает субъективно новые знания, решает творческие и исследовательские задачи с заранее непредсказуемым результатом, проходя при этом алгоритм научного исследования [2]. Исследовательская деятельность начинается с поисковой активности (у этологов с поискового рефлекса). В детях она заложена и им свойственно изучение окружающей действительности, присуща жажда познания. В начальной школе полно почемучек, им свойственна исследовательская деятельность. Ребёнок совместно с педагогом становится в исследовательскую позицию и только тогда у него развивается и формируется исследовательский тип мышления, исследовательская компетенция, то есть развивается личность. А творческий процесс и форма организации совместной деятельности педагога и ребёнка по поиску решения
неизвестного, результатом которой является формирование мировоззрения, называют исследовательской деятельностью [8]. Роль руководителя исследовательской работой в этом возрасте ещё очень сильна. В отделе «Моё Отечество» и «Экология» ДТ преобладают направления естественно-научной направленности. Большая часть времени занятия у нас уходит на обучение ребят основам работы с литературными и иными источниками. Поэтапно, через использование проблемных, диалогических, частично-поисковых методов преподавания мы формируем исследовательскую компетенцию. Когда исследовательская компетенция сформирована, человек способен определять и решать любую проблему (как жизненную, так и профессиональную), предлагать творческие варианты. В последнее время наравне с исследовательскими работами ребят становятся распространены различные проекты. Под проектной деятельностью обучающихся (не путать с проектным методом обучения) принято понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности [1]. В отличие от учебно-исследовательской деятельности в проектной необходимо заранее выработать представления о конечном продукте деятельности, этапы проектирования и реализации [6]. У проекта свой алгоритм [5]. И основная проблема и задача педагога – создать такую ситуацию, чтобы ребёнок самостоятельно освоил этот набор инструкций. Таким образом, в нашем учреждении дополнительного образования создаётся инновационная образовательная среда, со-бытийное пространство. Каждый ребёнок получает возможность идти своим путём в процессе обучения и саморазвития. Главное, чтобы такая деятельность не приобретала приставку «псевдо» [см., напр., в 3], то есть чтобы не искажалась цель образования. Только в этом случае будет формироваться выпускник (читай –
человек), адаптированный к жизни и меняющимся условиям, способный отстаивать свою позицию и работать в разных коллективах. Мы согласны с тем, что «…проектно-исследовательская деятельность… это всегда Поиск, всегда Исследование, всегда Творчество» [4]. В дополнительном образовании созданы все необходимые условия, чтобы развивать способности и склонности обучающихся в этой инновационной деятельности.
Список использованных источников
1. Александрова О. М., Степанова Л. И., Орлов Е. В. Проектирование как форма занятий учащихся и педагогов в образовательной среде//Всерос. научно-методическая конференция «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика». [Тезисы конференции]. – Нижний Новгород: Минобр Нижегородской области НГУ им. Н.И. Лобачевского – национальный исследовательский университет, 2013. – С. 106. 2. Биянова Е.Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 108-112. 3. Иванова Н.В. Психолого-педагогическая диагностика отношения младших школьников к участию в проектной деятельности. // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – №4. – С. 15-18. 4. Кувакина Л.А. Проектно-исследовательская деятельность как фактор соразвития и сотворчества педагогов и обучающихся // Проектно- исследовательская деятельность как основа личностного роста: материалы регион. науч.-практ. конф. – Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ», 2012. – С. 30-35. 5. Кузнецова М.П., Иванова Н.В. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Библиотека журнала «Директор школы»/М.: сентябрь 1999, № 6.
6. Леонтович А.В., Калачихина О.Д., Обухов А.С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников»// Московский городской дворец Детского (юношеского) творчества, Лицей № 1553 «лицей на донской». Москва, 2003. – 19 с. 7. Мунина Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности // Векторы развития образовательного пространства в XXI веке: предпосылки, реальность, перспективы [Текст]: материалы Междунар. научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, студентов / СГПИ (филиал) ФГБОУ ВПО «ПГНИУ». – Соликамск: СГПИ, 2015. – С. 204-206. 8. Сорокин А.Г. Исследовательская деятельность обучающихся в контексте задач ФГОС ООО [Электронный ресурс]//Концепт. Научно- методический электронный журнал. – 2014. – Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4. URL: s://e- konceptauthor/3973. Дата обращения к ресурсу 02.01.2016.


В раздел дополнительное образование