Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"План-конспект открытого урока по ансамблю в классе фортепиано детской школы искусств"

Методическая разработка

Автор: Францек Инесса Леонтьевна, преподаватель по классу фортепиано, МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы", город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл



В раздел дополнительное образование

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5 Г.ЙОШКАР-ОЛЫ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«План-конспект открытого урока

по ансамблю в классе фортепиано

детской школы искусств»
выполнила: преподаватель Францек Инесса Леонтьевна г. Йошкар-Ола 2016г.
2
ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО

ФРАНЦЕК ИНЕССЫ ЛЕОНТЬЕВНЫ

с учащимися 5 класса Коробейниковой Дарьей и Логвиновой Екатериной

Дата проведения:
16 декабря 2014г.
Время проведения урока:
13.30-14.15
Место проведения:
ДШИ № 5 г. Йошкар-Олы, Корпус №1, каб. № 9.
Дисциплина:
«Музицирование (ансамбль)»
Сведения об учениках:
Коробейникова Дарья, Логвинова Екатерина класс: шестой , срок обучения -7 лет,
специальность:
Фортепиано
образовательная

программа:
дополнительная общеобразовательная, художественно-эстетической направленности
Продолжительность урока
(по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока:
мелкогрупповой
Тип урока:
комбинированный.
Вид урока:
урок обобщения и систематизации изученного.
Методы ведения:
- наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения); - проблемно – поисковый; - объяснительно – иллюстративный; - методы показа и подражания, сравнительного анализа.
Технические средства:
фортепиано, подставки, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.
Тема урока;
«Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях в классе ансамбля» с учащимися 5 класса Коробейниковой Дарьей и Логвиновой Екатериной.
Цель урока:
развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному, художественному исполнению произведения.
Задачи урока:
Обучающие:  стилистически верное и содержательное исполнение;  осознание логики построения музыкальных фраз и структуры формы произведения;  работа над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей Развивающие:
3  развитие внимания, умения слушать и слышать музыку;  развитие навыка выразительного исполнения каждой партии в ансамбле. Воспитательные:  воспитание интонационно-образного мышления;  воспитание положительной мотивации в изучении программных произведений в классе ансамбля;  воспитание уважения к классическому музыкальному наследию. Здоровьсберегающие:  правильная посадка, положение корпуса, рук.
Использование педагогических технологий:
1. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, интеллектуальных заданий. 2. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием эффективного обучения должна быть система. Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом. 3. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным. 4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
План урока:
1. характеристика творчества Э.Грига. 2. стилевые особенности. 3. норвежский танец Ля мажор op. 35, исполнение пьесы:  характер и основной замысел пьесы;
4  анализ формы в целом и характеристика основных разделов;  тональный план; фактурные, ритмические, тактовые особенности; динамика;  мотивно-тематическое единство между разделами; 4. подробная работа над основными трудностями:  ведение звуковой линии;  ритмические особенности;  выявление общей линии развития, кульминация;  тональный и образный контраст между разделами;  красочное исполнение ярких гармонических оборотов. Длительность урока – 40 минут.
Ход урока.
1. Организационный момент Сегодня мы познакомимся с темой «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях в классе ансамбля» на примере пьесы Э. Грига «Норвежский танец» Ля мажор op. 35. Мы рассмотрим творчество Грига и особенности его стиля, а затем попробуем применить полученные знания при работе над его произведением. 2. Введение в тему
Знакомство с творчеством композитора.

Эдвард Григ (1841-1907гг.)
норвежский композитор, дирижер, критик. В детстве обучался музыке у матери-пианистки. Дальнейшее музыкальное образование получил в Лейпцигской консерватории. В историю музыки вошел как
основоположник
норвежской национальной композиторской школы и
первый

классик
норвежской музыки. В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные
жанры
– фортепианные, вокальные, вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные. И всё же наиболее ярко он проявил себя в области
миниатюры
– фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.
Родная природа, глубокие личные переживания и народная жизнь с

крестьянскими напевами и танцами являлись теми тремя глубинными

истоками, которыми питалась фортепианная лирика Грига.
Можно сказать, что Григ продолжил в области миниатюры творческую работу романтиков. Сама форма этих пьес берет своё начало у Мендельсона и Глумана. А вот по обогащению колорита фортепианных сочинений и насыщению их оркестровыми средствами он является последователем Ф. Листа.
5
Стилевые особенности
Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах. Григовские
мелодии
вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T – вводный тон – D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто. Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности
гармонии
Грига:  обилие органных пунктов;  частое использование лидийского, дорийского и фригийского ладов;  повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре – излюбленная григовская альтерация;  гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр). В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении). Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров.
Гангар
– это норвежский крестьянский марш.
Халлинг
– сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями.
Спрингданс
(или спрингар) – задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев – сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.
II - Основная часть.
Из пьес Э. Грига вашему вниманию будет представлен Норвежский танец Ля мажор op.35. Ученицы исполняют произведение. Преподаватель комментирует исполнение.
Характер

и

основной

замысел

пьесы,

анализ

формы

в

целом

и

характеристика отдельных частей.

6
Следующий
этап работы включает подробное изучение текста. Учитель объясняет, что важную роль в осознании художественного образа произведения играет
програмность.
Иногда, как и в нашем случае, программа заключена в названии пьесы. Мы рассматриваем
форму
танца. Ученицы отвечают, что форма трехчастная. Дают характеристику, каждой части. В I части мы видим музыкальное обозначение темпа и характера (Allegretto tranquillo e grazioso – спокойно, изящно, но с движением). Делаем вывод вместе, что I часть – грациозная, в ней сочетается и некая неторопливость и движение, которое необходимо для танца. Еще в этой части слышен и юмор. II часть (allegro – скоро). Эта часть резко контрастирует с I частью. Стремительность, напор, смелость – вот характер II части. III часть – это возвращение к настроению I части. Итак,
основной замысел композитора
, давайте озвучим вслух из всего вышесказанного: Норвежский танец ля мажор op.35. написан в трёхчастной форме и построен на контрастном сопоставлении частей. Несмотря на резкую смену настроения и тональный контраст, пьеса представляет собой законченное целое, благодаря мотивно-тематическому единству между разделами. Более подробно сейчас остановимся и поработаем над I частью. Вопрос ученицам: вопрос касается
тактовых особенностей

I

части
посмотрите и скажите - сколько тактов содержится в I части, сколько тактов в одной фразе, в одном музыкальном предложении? Девочки отвечают на вопрос. Тема первой части танца (которая содержит 8 тактов) состоит из двух элементов: грациозного, танцевального и более плавного и песенного. Педагогом заостряется внимание на том, что
музыкальные контрасты

характерны для стилистики композитора
, так как контрасты жизни и пейзажей Норвегии породили и музыкальные контрасты. Девочки исполняют этот музыкальный фрагмент. Работаем над первым элементом. Основные исполнительские трудности первого раздела первой части: ритмическая точность (пунктирный ритм); хорошее озвучание различных видов акцентов, ведение длинной звуковой линии точная динамика. Ведется работа над этими трудностями. Затем ученица партии primo исполняет в I части такты с 1-8. Отмечаем, что в партии primo звучит мелодия, а партии secondo поручен аккомпанемент. Сначала работа ведется над мелодией. Обращается внимание ученицы на развитие мелодической линии. В ней присутствуют – пунктирный ритм; орнаментика; терция, с опевающими ее секундами. Что касается терции и ее опевания, то этот прием часто встречается в строении норвежской мелодии. А пунктирный ритм и орнаментика, нисходящее движение от III ступени к V, акцентирование – это приемы народного скрипичного музицирования, закрепленные во многих танцевальных пьесах Э. Грига. Работая над первой фразой, точно артикулируем пальцами, внимательно слушаем, нисходящее движение от III ступени к V и акцентируем ее в половину силы акцента.
7 Добиваемся, чтобы в первой фразе царило светлое, радостное настроение, и музыка была проникнута своеобразным юмором и грацией. Во 2 фразе авторская ремарка dolce говорит не столько о нежности, сколько о мягкости звучания. Здесь появляется также и акцент, для выделения ноты «фа» (6,8 такты). Работая над 2 фразой, ведем мелодическую линию к акценту, последующее движение к V ступени идет на диминуэндо. Юмор и грация продолжают присутствовать здесь, но более яркий акцент придает мелодии некую горделивость. В 3 фразе (9-12 такты) меняется характер. Нежность и плавность слышны в этом фрагменте. Добиваемся хорошего легато, полноты звучания, вкладывая вес руки в кончики пальцев. Делаем вывод, что опорные звуки приходятся на вторую долю, звук «до» (9, 11 такт), их надо мягко подчеркнуть. Помогают ощущению хорошего легато и песенного начала данной фразы, придуманная подтекстовка: «девушки танцуют, девушки танцуют плавно, девушки танцуют, выходи плясать!» Обращая внимание на динамические оттенки, на отклонения от темпа проигрываем 3 фразы целиком. В последующих 12 тактах мелодическая линия обогащается более насыщенной фактурой, благодаря партии левой руки – удвоение мелодии, аккорды и интервалы в левой руке создают иллюзию оркестрового звучания. 13-16 такт проигрываем, педагог объясняет, что хотя мы и видим pp в тексте, но мы видим и яркие акценты, поэтому звук должен быть более объемный, как - будто к части скрипок оркестра подключаются все скрипки оркестра. В 17-18, 19-20 тактах мы прослушиваем мелодический оборот T- вводный тон – D. Эта интонация музыкальный символ Норвегии, часто встречается в музыке Грига. С 21-24 такт (последняя фраза I части) работаем над замедлением темпа, замиранием и ферматой.
Теперь приступаем к работе над партией secondo.
В I части ей отведена аккомпанирующая роль. Тембр низких струнных (виолончели, альты и контрабасы) должны быть переданы в этой партии. Важно отметить, что Iчасть нашего танца напоминает халлинг – мужской сольный норвежский танец. Музыкальный размер халлинга обычно 2/4. Халлинги бывают суровые и мужественные, а есть светлые и радостные, проникнутые своеобразным юмором и грацией. Для халлинга свойственна неожиданная смена характера движения. Посмотрите, все это есть и в нашем танце. Сопровождение к халлингу обычно играют на кардингфеле (норвежской народной скрипке), она меньше обычной, с короткой шейкой и резко выпуклой декой. У нее к 4 нормальным струнам прибавлено 4 резонирующие, что придает звучанию металлический оттенок. Учим II партию, вслушиваясь в приглушенное звучание сопровождения, низкий тембр (как у виолончели). Обращаем внимание, что в левой руке звучит своя мелодическая линия, которая должна быть прослушана и сыгранна более выпукло, чем правая рука, которая очень собранно и тихо исполняет аккорды. В 3-4 тактах повышена 4 ступень (лидийский лад) – это излюбленная Григовская
8 альтерация. Повышение 4 ступени как вводного к 5 ступени рождает ощущение двух опорных звуков в ладу. Во второй фразе, где присутствуют dolce, крещендо и диминуэндо, добиваемся выполнения данной динамики, выделяем и акцентируем «си» (6,8 такты). В это время в партии primo выписан яркий акцент и в партии secondo «си» тоже акцентируем, помогая I партии усилить эффект т акцента. Яркий и мягкий одновременно акцент, так как видим ремарку композитора dolce. 9-12 такты в левой руке выдерживается квинта, а в правой чередуются интервалы тритон и терция, что так же характерно для григовского стиля. Работаем вместе с I партией, отмечая, что 2 тема более плавная и песенная и чтобы придать ей танцевальный оттенок, нужен именно такой аккомпанемент. Мы уже говорили, что с 12-24 такт играет весь оркестр, и мы видим , что и во II партии происходит октавное удвоение мелодии в левой руке. Вместе с I партией отрабатываем poco ritard. e morendo.
II

часть (allegro)
звучит в параллельном миноре fis moll и по характеру контрастирует с I частью. Стремительность и смелость, присущие этой части, рисуют в нашем воображении быстрые движения танцоров. Педагог работает по фразам. Тему ведет то I, то II партия. Мелодия и аккомпанемент выделены яркими акцентами, вначале на 1 и 2 доли такта, потом акценты смещаются на слабые доли, что характерно доя ритмики норвежских танцев. Прорабатываем эти моменты с девочками. Отмечаем тематическое единство между частями и внутри них, гибкую ладовую переменность, как своеобразную игру света и тени (34, 36т), использование дорийского лада (46, 48 т) все это следы воздействия народного фольклора на творчество Э. Грига. В последней фразе II части возникает такое ощущение, что тема здесь достигает своего накала (это главная кульминация пьесы) и неожиданно обрывается, так и не дойдя до последнего аккорда. Для того чтобы вернуться в исходное настроение, Григ выписывает здесь четвертную паузу, над которой стоит фермата. Возникновение внезапной остановки в стремительном движении танца, и неожиданное возвращение к настроению и темпу I части по нашему мнению должно быть наполнено юмором и улыбкой. Ученицы еще раз исполняют произведение, учитывая проделанную на уроке работу.
В конце урока перечисляем аспекты, которые были изучены во время

урока и помогли нам раскрыть художественный образ произведения.
1. Стиль (способ изложения); 2. Автор произведения и его принадлежность; 3. Эпоха создания произведения; 4. Программность; 5. Форма произведения, определение главной кульминации; 6. Владение ритмом; 7. Интерпретация – звуковая реализация нотного текста, где нотный текст – план здания, зафиксированный на бумаге. Выучив произведение наизусть, мы
9 ставим как бы каркас, и лишь исполнив произведение на концерте можно считать, что готово само здание.
Заключение
В нотном тексте важно четко проинтонировать фразы, мотивы. В музыке есть свои знаки препинания – начала и концы фраз, мотивов, интонаций, паузы и т.д. Их соблюдение помогает организовать и упорядочить наши музыкальные мысли. Только полюбив произведение, можно добиться максимальных художественных результатов.
Характеристики учениц
Коробейникова Дарья занимается в классе фортепиано пятый год. Поступила в ДШИ с предварительной подготовкой, с хорошими музыкальными данными. Обладает хорошей памятью, чувством ритма, эмоциональна. Исполнительский аппарат приспособлен к музыкальному инструменту. Даша трудолюбива, отзывается на замечания, занимается с интересом. Материал усваивает быстро и легко. Дома занимается. Есть постоянный контроль со стороны родителей. Логвинова Екатерина занимается в классе фортепиано пятый год. Поступила в ДШИ с предварительной подготовкой, с хорошими музыкальными данными. Обладает хорошей памятью, музыкальна, но ритмическая сторона требует особого внимания. Исполнительский аппарат гибкий, пластичный. Катя занимается с большим желанием и интересом. Материал усваивает не быстро, но качественно и надолго. Дома систематически занимается. Хороший контроль со стороны родителей
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты: - четкость и ясность поставленных задач. - музыкальный материал, способствует развитию творческих способностей ребенка. - создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации). - активизация слухового контроля. - развитие мышления (игра в ансамбле). - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа. - самоанализ учащимся исполняемых произведений.
7.

Домашнее

задание:
работа над выразительностью звучания и стилистической точностью исполнения.
Используемая литература:
1. Григ Э. «Норвежский танец» №2, соч.35 2. Тимакин В. «Воспитание пианиста»
10 3. Готлиб А.«Уроки фортепианного ансамбля» 4. Хольцвейссиг К. « Игра в четыре руки» 5. Левашева О.Е.«Эдвард Григ. Жизнь и творчество»
11


В раздел дополнительное образование