"Работа концертмейстера в классе вокального исполнительства детской школы искусств"
методическая разработка
Автор: Кузьминых Надежда Валерьевна, концертмейстер, МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы", город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
В раздел дополнительное образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5 Г.ЙОШКАР-ОЛЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
«РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»
выполнила:
концертмейстер Н.В. Кузьминых
2016г.
2 Искусство аккомпанемента является широко распространенной областью деятельности пианиста, не менее важной по своему художественному значению, чем деятельность солиста (певца или инструменталиста). С учетом специфики детского учреждения деятельность концертмейстера включает в себя целый ряд функций – аккомпаниаторскую, творческую, педагогическую, психологическую. Основной функцией деятельности концертмейстера является сопровождение партии солиста с его индивидуальной манерой исполнения. Достижение профессионального мастерства, необходимого для аккомпаниаторской деятельности, требует определенных умений и навыков. По мнению Е. М. Шендеровича, главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера – это удобство, которое он обеспечивает солисту как чуткий аккомпаниатор. Это является основным условием для совместной работы с любым солистом. Ансамбль не может состояться, если концертмейстер не знает специфики инструмента своего партнера, в частности знание устройства и приемов игры на солирующем инструменте, техники. Важную роль в практике концертмейстера имеет комплекс умений и навыков, которые требуют постоянной тренировки: умение быстрого и осмысленного прочтения нового музыкального текста; умение воспроизвести мелодию солиста, сопровождая ее соответствующей гармонией; навыки чтения с листа и транспонирования. Эти умения и навыки помогают концертмейстеру быстрее понять характерные особенности разучиваемого произведения - темп, динамику, характер, соразмерность частей, особенности кульминации, - в том случае, когда он не имеет возможности учить произведение долго, постепенно и совместно с солистом. Творческая функция концертмейстера заключается в достижении ансамбля с солистом, который обусловлен единством художественных намерений солиста и концертмейстера, и одновременно пониманием своих функций в воплощении содержания исполняемого произведения.
3 Основной функцией фортепиано, как аккомпанирующего инструмента, является создание гармонического фона для солирующей мелодии. Гармонический фон в партии рояля, обычно, выражен в виде различного рода фигураций, которые помогают создать то качество звучания, которого фортепиано без повторения звука лишено по своей конструкции. В вокальном классе концертмейстеру необходимо хорошо и разносторонне владеть роялем как в техническом, так и в музыкальном плане. Он должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая трёхстрочную партитуру, и сразу отличить существенное от менее важного. Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово (словесный текст). Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста. Смысловую нагрузку в вокальных сочинениях несёт как музыка, так и слово. Определённую эмоциональную окраску слову придают такие музыкальные элементы, как мелодия, гармония, ритм и темп. Часто музыка говорит больше, чем поэтический текст, дополняет то, о чём поёт вокалист. В процессе работы перед певцом надо ставить драматургическую задачу, стараться понять эмоциональный смысл и внутренний подтекст вокального произведения. Концертмейстер является как бы посредником между педагогом- вокалистом и певцом и со временем хорошо разбирается в вокальных установках педагога. В процессе работы концертмейстер и вокалист проходят ряд стадий в разучивании произведений, отрабатывают отдельные эпизоды, интонации, фразы. Мастерство концертмейстера в вокальном классе требует разносторонних музыкальных дарований, знаний особенностей певческих голосов. Искусство аккомпаниатора заключается в том, чтобы верно ощущать запас дыхания у певца. Если певец хорошо владеет дыханием (при нормальном
4 самочувствии), то пианист должен играть свою партию в установленном ранее темпе. Если же он ощущает, что у солиста дыхание короче, то лучше чуть ускорить темп, но только так, чтобы это вынужденное ускорение не было бы слишком заметным. Здесь обычно действует тот же закон, что и в сольном фортепианном исполнительстве: всякое ускорение вызывает необходимость в последующем замедлении. Поэтому концертмейстер, давая певцу возможность свободно излагать музыкальную фразу, должен контролировать его, следить, чтобы все замедления и ускорения не нарушали логики художественной соразмерности в исполнении, и чтобы новое дыхание приурочивалось к концу фразы или к знакам препинания. Партию солиста нужно знать так же хорошо, как свою. Только в этом случае можно говорить о создании единого музыкального образа. Играя в ансамбле, важно осознавать общий исполнительский план. Надо стараться передать инициативу ученику, воспитать это в нем, особенно на концертах, и следовать за ним, ничего не навязывая. Большое значение имеет вступление или начальные аккорды, которые должны настроить учащегося, помочь ему справиться с волнением, увлечь его эмоционально, подтолкнуть. Вокальную партию лучше разучивать по фразам, предложениям, периодам. Вначале пианист должен либо сыграть ее на инструменте или напеть мелодию, либо сыграть вместе с аккомпанементом, упростив его, например, играя только бас (бас + мелодия). Концертмейстер должен улавливать все интонационные тонкости своего партнёра и следовать за ним. Чем интонационно богаче сопровождение, тем ярче художественный образ. Это одна из основных проблем артистического перевоплощения концертмейстера. Умение слиться с намерениями солиста и естественно войти в концепцию произведения - основное условие ансамблевого исполнения.
5 Важное условие для качественного сопровождения произведений в разных жанрах и в различных трактовках – создание темповой устойчивости, и в то же время общего для исполняемого произведения темподвижения.. Особенно ярко творческая функция концертмейстера реализуется в местах, где партия фортепиано выступает самостоятельно, - в основном во вступлениях и заключениях произведения, а также в связующих частях внутри произведения. Здесь аккомпаниатор наравне с солистом участвует в развитии музыкального содержания произведения. В условиях детского учебного заведения педагогическая и психологическая функции деятельности концертмейстера требуют от пианиста также знаний в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии. В частности, знаний психологических особенностей возраста учащегося; методики преподавания и воспитания, методики проведения занятий и репетиций; вопросов психологической подготовки музыканта к выступлению, принципов преодоления излишнего эстрадного волнения; педагогической этики; умения различать степень музыкальной одаренности учащихся. Концертмейстер в своей работе должен учитывать следующие факторы: качество инструмента (и солирующего, и сопровождающего), опытность солиста, особенности звукоизвлечения на солирующем инструменте, стиль и оригинальность исполняемого произведения, а также акустические особенности помещения. Концертмейстерство -это сумма особых свойств личности и узкоспециальных навыков. И о первом слагаемом обычно говорят вскользь, поскольку, как считает А.Шведерский, один из авторов хрестоматии по психологии художественного творчества: «…развивать специальные способности проще, чем общие. Педагогу требуется для этого лишь определенная сумма знаний и собственных умений. Развитие же общих способностей требует того, что можно было бы назвать искусством педагогики, ибо они связаны с ощущением интуитивных процессов, с такими
6 категориями, как вкус, мера, тонкость, глубина, ощущение формы, чувства целого, атмосферы и т.д. и т.п., т.е. того, что нельзя просчитать, а можно лишь уловить, почувствовать. Это есть, собственно говоря, искусство учить тому, чему нельзя научиться».
2 Искусство аккомпанемента является широко распространенной областью деятельности пианиста, не менее важной по своему художественному значению, чем деятельность солиста (певца или инструменталиста). С учетом специфики детского учреждения деятельность концертмейстера включает в себя целый ряд функций – аккомпаниаторскую, творческую, педагогическую, психологическую. Основной функцией деятельности концертмейстера является сопровождение партии солиста с его индивидуальной манерой исполнения. Достижение профессионального мастерства, необходимого для аккомпаниаторской деятельности, требует определенных умений и навыков. По мнению Е. М. Шендеровича, главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера – это удобство, которое он обеспечивает солисту как чуткий аккомпаниатор. Это является основным условием для совместной работы с любым солистом. Ансамбль не может состояться, если концертмейстер не знает специфики инструмента своего партнера, в частности знание устройства и приемов игры на солирующем инструменте, техники. Важную роль в практике концертмейстера имеет комплекс умений и навыков, которые требуют постоянной тренировки: умение быстрого и осмысленного прочтения нового музыкального текста; умение воспроизвести мелодию солиста, сопровождая ее соответствующей гармонией; навыки чтения с листа и транспонирования. Эти умения и навыки помогают концертмейстеру быстрее понять характерные особенности разучиваемого произведения - темп, динамику, характер, соразмерность частей, особенности кульминации, - в том случае, когда он не имеет возможности учить произведение долго, постепенно и совместно с солистом. Творческая функция концертмейстера заключается в достижении ансамбля с солистом, который обусловлен единством художественных намерений солиста и концертмейстера, и одновременно пониманием своих функций в воплощении содержания исполняемого произведения.
3 Основной функцией фортепиано, как аккомпанирующего инструмента, является создание гармонического фона для солирующей мелодии. Гармонический фон в партии рояля, обычно, выражен в виде различного рода фигураций, которые помогают создать то качество звучания, которого фортепиано без повторения звука лишено по своей конструкции. В вокальном классе концертмейстеру необходимо хорошо и разносторонне владеть роялем как в техническом, так и в музыкальном плане. Он должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая трёхстрочную партитуру, и сразу отличить существенное от менее важного. Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово (словесный текст). Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста. Смысловую нагрузку в вокальных сочинениях несёт как музыка, так и слово. Определённую эмоциональную окраску слову придают такие музыкальные элементы, как мелодия, гармония, ритм и темп. Часто музыка говорит больше, чем поэтический текст, дополняет то, о чём поёт вокалист. В процессе работы перед певцом надо ставить драматургическую задачу, стараться понять эмоциональный смысл и внутренний подтекст вокального произведения. Концертмейстер является как бы посредником между педагогом- вокалистом и певцом и со временем хорошо разбирается в вокальных установках педагога. В процессе работы концертмейстер и вокалист проходят ряд стадий в разучивании произведений, отрабатывают отдельные эпизоды, интонации, фразы. Мастерство концертмейстера в вокальном классе требует разносторонних музыкальных дарований, знаний особенностей певческих голосов. Искусство аккомпаниатора заключается в том, чтобы верно ощущать запас дыхания у певца. Если певец хорошо владеет дыханием (при нормальном
4 самочувствии), то пианист должен играть свою партию в установленном ранее темпе. Если же он ощущает, что у солиста дыхание короче, то лучше чуть ускорить темп, но только так, чтобы это вынужденное ускорение не было бы слишком заметным. Здесь обычно действует тот же закон, что и в сольном фортепианном исполнительстве: всякое ускорение вызывает необходимость в последующем замедлении. Поэтому концертмейстер, давая певцу возможность свободно излагать музыкальную фразу, должен контролировать его, следить, чтобы все замедления и ускорения не нарушали логики художественной соразмерности в исполнении, и чтобы новое дыхание приурочивалось к концу фразы или к знакам препинания. Партию солиста нужно знать так же хорошо, как свою. Только в этом случае можно говорить о создании единого музыкального образа. Играя в ансамбле, важно осознавать общий исполнительский план. Надо стараться передать инициативу ученику, воспитать это в нем, особенно на концертах, и следовать за ним, ничего не навязывая. Большое значение имеет вступление или начальные аккорды, которые должны настроить учащегося, помочь ему справиться с волнением, увлечь его эмоционально, подтолкнуть. Вокальную партию лучше разучивать по фразам, предложениям, периодам. Вначале пианист должен либо сыграть ее на инструменте или напеть мелодию, либо сыграть вместе с аккомпанементом, упростив его, например, играя только бас (бас + мелодия). Концертмейстер должен улавливать все интонационные тонкости своего партнёра и следовать за ним. Чем интонационно богаче сопровождение, тем ярче художественный образ. Это одна из основных проблем артистического перевоплощения концертмейстера. Умение слиться с намерениями солиста и естественно войти в концепцию произведения - основное условие ансамблевого исполнения.
5 Важное условие для качественного сопровождения произведений в разных жанрах и в различных трактовках – создание темповой устойчивости, и в то же время общего для исполняемого произведения темподвижения.. Особенно ярко творческая функция концертмейстера реализуется в местах, где партия фортепиано выступает самостоятельно, - в основном во вступлениях и заключениях произведения, а также в связующих частях внутри произведения. Здесь аккомпаниатор наравне с солистом участвует в развитии музыкального содержания произведения. В условиях детского учебного заведения педагогическая и психологическая функции деятельности концертмейстера требуют от пианиста также знаний в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии. В частности, знаний психологических особенностей возраста учащегося; методики преподавания и воспитания, методики проведения занятий и репетиций; вопросов психологической подготовки музыканта к выступлению, принципов преодоления излишнего эстрадного волнения; педагогической этики; умения различать степень музыкальной одаренности учащихся. Концертмейстер в своей работе должен учитывать следующие факторы: качество инструмента (и солирующего, и сопровождающего), опытность солиста, особенности звукоизвлечения на солирующем инструменте, стиль и оригинальность исполняемого произведения, а также акустические особенности помещения. Концертмейстерство -это сумма особых свойств личности и узкоспециальных навыков. И о первом слагаемом обычно говорят вскользь, поскольку, как считает А.Шведерский, один из авторов хрестоматии по психологии художественного творчества: «…развивать специальные способности проще, чем общие. Педагогу требуется для этого лишь определенная сумма знаний и собственных умений. Развитие же общих способностей требует того, что можно было бы назвать искусством педагогики, ибо они связаны с ощущением интуитивных процессов, с такими
6 категориями, как вкус, мера, тонкость, глубина, ощущение формы, чувства целого, атмосферы и т.д. и т.п., т.е. того, что нельзя просчитать, а можно лишь уловить, почувствовать. Это есть, собственно говоря, искусство учить тому, чему нельзя научиться».
В раздел дополнительное образование