"Интервалы. Различные формы работы над ними"
методическая разработка
Автор: Шулиновская Галина Павловна, преподаватель теории музыки, МБОУ ДОД "Намская детская школа искусств им. З.П.Винокурова", с.Намцы, Намский улус, Республика Саха (Якутия)
В раздел дополнительное образование
МБОУ ДОД «Намская школа искусств им. З.П. Винокурова» МО «Намский улус» РС(Я)
Методическая разработка на тему:
«Интервалы. Различные формы работы над ними»
Выполнила: Преподаватель теории музыки Намской детской искусств Шулиновская Г.П. 2016г.
Интервалы это одна из важнейших тем, изучаемых на уроках сольфеджио. От основательного, точного усвоения интервалов зависит дальнейшее успешное обучение на этих уроках. Любая тема, которая бы впоследствии не изучалась, основывается на знании интервалов. Возьмем, к примеру, различные виды септаккордов ( Д7, 7, ум 7, 7 и т.д.), лады ( в том числе и народные), которые надо слышать и пропевать, ощущая секунды, терции, трезвучия и их обращения и т.п. - весь этот материал немыслим без усвоения интервалов. Пение номеров, написание диктантов, так же только тогда принесут результаты, когда у учащихся выработается ощущение интервального сопоставления двух звуков. Я остановлюсь на своих приёмах работы над интервалами в первые годы обучения в музыкальной школе. Вначале дети знакомятся с нотными записями знакомых мелодий, попевок. Например, всем знакомая «Кузнечик»: и т.д. Затем объясняю, что все звуки в мелодии связаны друг с другом. И расстояние между звуками называется интервалом. Основных названий интервалов восемь и каждый имеет свое название. Чтобы дети лучше запомнили их на слух, разучивается нотный пример О.Мандичевского «Интервалы». и т.д. С большим оживлением дети воспринимают интервальные игры. Например, рассказывается сказка на лад «Волк и козлята»: «Жила-была коза Октава. У неё были козлята. Их звали Прима, Секунда, Терция, Кварта, Квинта и Секста (все интервалы проигрываются на пианино,
дети определяют их). Вдруг из темного леса выскочил серый волк - Септима (звучит септима в нижнем регистре). Он увидел козлят и погнался за ними. Козлята стали убегать (звучат и определяются интервалы). Мама Октава завела козлят в безопасное место и пересчитывает их. Одного козленка не хватает и дети определяют какого интервала не достает. Мама идет к волку и выручает козленка. И вот они уже все вместе. Так как все дети любят сказки и животных, интервалы превращаются у нас в зверей (по методу Котляровской – Крафт). Добрые звери - это консонансы (прима, терции, сексты, кварта, квинта, октава), а злые - диссонансы (секунды и септимы). Чистая прима - это лягушка, прекрасная царевна, которую заколдовал злой волшебник. Малая и большая секунды - дикобразы. Малая и большая терции - два братца-зайца, один грустный, а второй - успокаивающий его. Кварта - ворчливая морская черепаха, всех поучающая: «Куда плывешь, туда нельзя, плыви туда, плыви сюда». Квинта - медуза, пустая и скользкая: «У меня пять ножек, ножек - босоножек, голова пуста я, глупая такая». Малая и большая сексты - олени, септимы - семиглавый дракон. Октава - длинноногий жираф: «Тут, там». Далее, когда идет объяснение темы «Обращение интервалов» - соответственно добрые интервалы превращаются в добрых, злые - в злых. Например, прима – лягушка превращается (обращается) в октаву – жирафа, секунда – дикобраз превращается в дракона и т.д. Осваиваем интервалы в попевках, мелодиях, поем их, указывая ступени по таблице. Даю задание поздороваться на приме, секунде, терции и т.д., пропеть свое имя. Например: и т.д.
Детям особенно нравится подражать интонациям животных: лягушка квакает на приме, корова мычит на большой секунде, жалобно мяукает котенок на малой секунде, а кукушка кукует на малой терции. и т.д. Хорошие результаты дает также пропевание интервалов по таблице – лесенке с римскими обозначениями ступене Провожу слуховой анализ интервалов. Игра «Интервальные дорожки», где во всех регистрах поочередно играю примы, октавы, секунды и другие интервалы Ученики и сами могут выступать в роли учителя: и т.д. Даю задание ученикам сочинить мелодии на определенные интервалы к небольшим стихам.Например, сочинить мелодию на стихи «Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай», используя интервалы приму, секунду, терцию. Необходимо давать ученикам самим осознанно проигрывать интервалы и придумывать образы, ассоциирующие с ними. Например, малая секунда звучит жалобно, как будто кто-то плачет, а большая терция - это скачут по полю веселые жеребята. Пропеваем и записываем интервальную цепочку в пройденных тональностях: и т.д.
Тоновая величина интервалов запоминается с помощью карточек. Определить, какой интервал имеет 2,5 тона. Или, наоборот, назвать, сколько в данном интервале тонов. Целесообразно проводить запоминание интервалов в виде игры-домино. С одной стороны стоит название интервала, к нему надо присоединить домино с правильным содержанием тоновой величины. И наоборот. Б2 Ч4 2,5 Б6 4 Ч8 6 М3 и т. д. Строим интервалы в тетради: а) Ученики записывают нижние звуки (основания), а затем подстраивают верхние звуки - вершины - это на задание построить данное уже интервальное обозначение от звука б) или, наоборот, достраиваем основание, а вершины уже даны в) дан конкретный интервал - надо определить его качественную, количественную величину. Слуховой анализ: 1) Определение интервалов от звука вверх и вниз (5 тактов). Рекомендуется исполнять интервалы мелодически и гармонически. Мелодические интервалы более легкие для определения и поэтому проигрываются один раз. Ученики дописывают второй звук и подписывают обозначение интервала. Гармонические интервалы проигрываются 2 раза и в более спокойном темпе. При выполнении таких заданий ученики самостоятельно выставляют оценки (все правильные - 5, одна ошибка - 4 и т.д.) Определение интервалов на слух без записи нот и без определения качества, лишь обозначая цифрами: Например, 2- 5- 8- 3- 4 ….. и т.д. 3) Для четкой и быстрой реакции при определении интервалов рекомендуем также следующее задание: 5 интервалов записано цифрами на доске (например, 3. 5, 8, 4, 1) и педагог проигрывает их в другом порядке, ученики при прослушивании соответственно их записывают. Опыт показывает, что слуховые упражнения очень полезны и необходимо. Они значительно обостряют музыкальный слух, способствует развитию музыкальной памяти.
Только усвоив интервалы теоретически и на слух, научившись их интонировать, ученик сможет хорошо ориентироваться в различных аккордах, мелодических оборотах, чисто пропевать мелодии правильно писать диктанты, что и является основополагающим в курсе сольфеджио.
Методическая разработка на тему:
«Интервалы. Различные формы работы над ними»
Выполнила: Преподаватель теории музыки Намской детской искусств Шулиновская Г.П. 2016г.
Интервалы это одна из важнейших тем, изучаемых на уроках сольфеджио. От основательного, точного усвоения интервалов зависит дальнейшее успешное обучение на этих уроках. Любая тема, которая бы впоследствии не изучалась, основывается на знании интервалов. Возьмем, к примеру, различные виды септаккордов ( Д7, 7, ум 7, 7 и т.д.), лады ( в том числе и народные), которые надо слышать и пропевать, ощущая секунды, терции, трезвучия и их обращения и т.п. - весь этот материал немыслим без усвоения интервалов. Пение номеров, написание диктантов, так же только тогда принесут результаты, когда у учащихся выработается ощущение интервального сопоставления двух звуков. Я остановлюсь на своих приёмах работы над интервалами в первые годы обучения в музыкальной школе. Вначале дети знакомятся с нотными записями знакомых мелодий, попевок. Например, всем знакомая «Кузнечик»: и т.д. Затем объясняю, что все звуки в мелодии связаны друг с другом. И расстояние между звуками называется интервалом. Основных названий интервалов восемь и каждый имеет свое название. Чтобы дети лучше запомнили их на слух, разучивается нотный пример О.Мандичевского «Интервалы». и т.д. С большим оживлением дети воспринимают интервальные игры. Например, рассказывается сказка на лад «Волк и козлята»: «Жила-была коза Октава. У неё были козлята. Их звали Прима, Секунда, Терция, Кварта, Квинта и Секста (все интервалы проигрываются на пианино,
дети определяют их). Вдруг из темного леса выскочил серый волк - Септима (звучит септима в нижнем регистре). Он увидел козлят и погнался за ними. Козлята стали убегать (звучат и определяются интервалы). Мама Октава завела козлят в безопасное место и пересчитывает их. Одного козленка не хватает и дети определяют какого интервала не достает. Мама идет к волку и выручает козленка. И вот они уже все вместе. Так как все дети любят сказки и животных, интервалы превращаются у нас в зверей (по методу Котляровской – Крафт). Добрые звери - это консонансы (прима, терции, сексты, кварта, квинта, октава), а злые - диссонансы (секунды и септимы). Чистая прима - это лягушка, прекрасная царевна, которую заколдовал злой волшебник. Малая и большая секунды - дикобразы. Малая и большая терции - два братца-зайца, один грустный, а второй - успокаивающий его. Кварта - ворчливая морская черепаха, всех поучающая: «Куда плывешь, туда нельзя, плыви туда, плыви сюда». Квинта - медуза, пустая и скользкая: «У меня пять ножек, ножек - босоножек, голова пуста я, глупая такая». Малая и большая сексты - олени, септимы - семиглавый дракон. Октава - длинноногий жираф: «Тут, там». Далее, когда идет объяснение темы «Обращение интервалов» - соответственно добрые интервалы превращаются в добрых, злые - в злых. Например, прима – лягушка превращается (обращается) в октаву – жирафа, секунда – дикобраз превращается в дракона и т.д. Осваиваем интервалы в попевках, мелодиях, поем их, указывая ступени по таблице. Даю задание поздороваться на приме, секунде, терции и т.д., пропеть свое имя. Например: и т.д.
Детям особенно нравится подражать интонациям животных: лягушка квакает на приме, корова мычит на большой секунде, жалобно мяукает котенок на малой секунде, а кукушка кукует на малой терции. и т.д. Хорошие результаты дает также пропевание интервалов по таблице – лесенке с римскими обозначениями ступене Провожу слуховой анализ интервалов. Игра «Интервальные дорожки», где во всех регистрах поочередно играю примы, октавы, секунды и другие интервалы Ученики и сами могут выступать в роли учителя: и т.д. Даю задание ученикам сочинить мелодии на определенные интервалы к небольшим стихам.Например, сочинить мелодию на стихи «Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай», используя интервалы приму, секунду, терцию. Необходимо давать ученикам самим осознанно проигрывать интервалы и придумывать образы, ассоциирующие с ними. Например, малая секунда звучит жалобно, как будто кто-то плачет, а большая терция - это скачут по полю веселые жеребята. Пропеваем и записываем интервальную цепочку в пройденных тональностях: и т.д.
Тоновая величина интервалов запоминается с помощью карточек. Определить, какой интервал имеет 2,5 тона. Или, наоборот, назвать, сколько в данном интервале тонов. Целесообразно проводить запоминание интервалов в виде игры-домино. С одной стороны стоит название интервала, к нему надо присоединить домино с правильным содержанием тоновой величины. И наоборот. Б2 Ч4 2,5 Б6 4 Ч8 6 М3 и т. д. Строим интервалы в тетради: а) Ученики записывают нижние звуки (основания), а затем подстраивают верхние звуки - вершины - это на задание построить данное уже интервальное обозначение от звука б) или, наоборот, достраиваем основание, а вершины уже даны в) дан конкретный интервал - надо определить его качественную, количественную величину. Слуховой анализ: 1) Определение интервалов от звука вверх и вниз (5 тактов). Рекомендуется исполнять интервалы мелодически и гармонически. Мелодические интервалы более легкие для определения и поэтому проигрываются один раз. Ученики дописывают второй звук и подписывают обозначение интервала. Гармонические интервалы проигрываются 2 раза и в более спокойном темпе. При выполнении таких заданий ученики самостоятельно выставляют оценки (все правильные - 5, одна ошибка - 4 и т.д.) Определение интервалов на слух без записи нот и без определения качества, лишь обозначая цифрами: Например, 2- 5- 8- 3- 4 ….. и т.д. 3) Для четкой и быстрой реакции при определении интервалов рекомендуем также следующее задание: 5 интервалов записано цифрами на доске (например, 3. 5, 8, 4, 1) и педагог проигрывает их в другом порядке, ученики при прослушивании соответственно их записывают. Опыт показывает, что слуховые упражнения очень полезны и необходимо. Они значительно обостряют музыкальный слух, способствует развитию музыкальной памяти.
Только усвоив интервалы теоретически и на слух, научившись их интонировать, ученик сможет хорошо ориентироваться в различных аккордах, мелодических оборотах, чисто пропевать мелодии правильно писать диктанты, что и является основополагающим в курсе сольфеджио.
В раздел дополнительное образование