Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогическая деятельность известного музыковеда республики З.И. Кириллиной"

статья

Автор: Корякина Федора Григорьевна, преподаватель теории музыки, МБОУ ДОД "Намская детская школа искусств им. З.П.Винокурова", с.Намцы, Намский улус, Республика Саха (Якутия)



В раздел дополнительное образование

МБОУ ДОД «Намская детская школа искусств им. З.П.Винокурова»
«Педагогическая деятельность известного музыковеда республики

З.И. Кириллиной»
Статья Автор: преподаватель отделения теории музыки Федора Григорьевна Корякина С.Намцы 2016г.
В якутском музыкальном искусстве и образовании много ярких имен – композиторов, исполнителей и педагогов. Особое место в сфере культуры и искусства республики занимает деятельность якутских музыковедов. Без их самоотверженного труда немыслимо развитие музыкальной культуры в целом. Зоя Иннокентьевна Кириллина – известный якутский музыковед, замечательный педагог, авторитетный представитель музыкального искусства республики. Получив начальное музыкальное образование в Алданской детской музыкальной школе, она продолжила обучение в Якутском музыкальном училище. Высшее образование получила в стенах Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных в классе профессора Натальи Семеновны Гуляницкой. Трудовую деятельность начала в родном музыкальном училище в 1973 г., работала директором Якутской республиканской детской музыкальной школы. С 1984 г. является ведущим преподавателем-методистом предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Якутского музыкального колледжа. За время работы в колледже Зоя Иннокентьевна являлась заведующей отделения теории музыки, заместителем директора по научно-методической работе, занимала должность директора методического кабинета при Министерстве культуры РС(Я). Под ее руководством впервые в истории колледжа проводились теоретические олимпиады, конкурсы «Учитель года», «Педагогический ринг». Она неоднократно проводила научно-практические и научно- методические конференции, а также семинары и курсы повышения квалификации для педагогов ДМШ. Зоя Кириллина – автор большого числа публикаций. Она является соавтором первого в истории Якутии учебника «Якутская музыкальная литература». Ею написаны биографические брошюры о композиторах Николае Савельевиче Берестове и Захаре Константиновиче Степанове.
Содержание публикаций Зои Иннокентьевны в основном посвящено исследованию творчества якутских композиторов. Большая доля работ относится к научно-методическим изданиям. В частности, в своей профессиональной деятельности Зоя Иннокентьевна применяет составленные ею учебные пособия, сборники упражнений, тесты и т.д. Являясь преподавателем-методистом, Зоя Кириллина рецензирует большое число дипломных работ, выпускных квалификационных работ, программы учебных предметов и дисциплин, научные и методические издания, нотные сборники, а также составляет отзывы на концертные выступления и деятельность ведущих музыкантов-исполнителей. Статьи и очерки Зои Иннокентьевны опубликованы во многих республиканских периодических изданиях, а также за пределами республики в отечественных научных изданиях. В частности, в Красноярске издана статья «Из истории музыкального искусства Якутии» в сборнике «Композиторы в современном мире». Зоя Кириллина – высококвалифицированный специалист, мастер своего дела. В течение более чем 40-летней профессиональной деятельности она успешно ведет ряд музыкально-теоретических дисциплин. Среди них – сольфеджио, ЭТМ, гармония, анализ музыкальных произведений, современная гармония, методика преподавания сольфеджио, якутская музыкальная литература, музыкальная педагогика, методика преподавания профессиональных дисциплин. Ею разработаны и успешно применяются большое число программ учебных дисциплин. Часть из них являются авторскими. Среди них можно назвать курсы лекций по современной гармонии, якутской музыкальной литературе и методике преподавания сольфеджио. Зоя Иннокентьевна является знатоком в области музыкальной педагогики и знает огромное количество разнообразных методик, форм работы на уроке, педагогических изданий. В своей работе она опирается на
различные педагогические технологии, применяемые в общем и музыкальном образовании. Среди них, в своем выступлении, мы выделим ряд общеобразовательных методик. К ним относится, в частности, методика, основанная на личностной ориентации педагогического процесса. Это так называемая педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология. Для активизации и интенсификации деятельности ученика Зоя Иннокентьевна применяет разнообразные игровые технологии (более подробно о них мы расскажем позже), проблемное обучение, схемные и знаковые модели учебного материала. Для повышения эффективности управления и организации учебного процесса использует перспективно-опережающее обучение, уровневую дифференциацию обучения, культуровоспитывающую технологию, направленную на индивидуализацию обучения. При изучении сложного теоретического материала Зоя Иннокентьевна умеет очень доходчиво, понятно, с разных сторон объяснить новые понятия, то есть владеет профессиональными навыками дидактического усовершенствования и реконструирования материала. У учащихся поэтапно формируется музыкальное мышление, вырабатывается внутренний план действий, знания выстраиваются в стройную логичную систему. В итоге они могут рассмотреть тему с разных точек зрения. Зоя Иннокентьевна учит учиться, применяя самые разные формы эффективных уроков, повышающих мотивацию учащихся к обучению. Зоя Кириллина в своей работе использует альтернативные, развивающие и адаптирующие педагогические технологии. Педагог умеет создать комфортную атмосферу на уроке. Каждый учащийся чувствует поддержку авторитетного наставника, его гуманное, уважительное отношение. Мнение ученика всегда учитывается, многое решает его личный выбор. Можно говорить о личностно-ориентированном, развивающем и саморазвивающем обучении.
В педагогической деятельности Зои Иннокентьевны Кириллиной можно наблюдать основные черты адаптированной системы обучения А.С. Границкой, применяемой в музыкальной педагогике. К ее характерным чертам относятся индивидуальное обучение, взаимоконтроль учащихся, обособленная самостоятельная работа и самоконтроль. Часто Зоя Иннокентьевна предлагает студенту проанализировать и оценить результаты своей работы, а так же деятельности однокурсников. Возвращаясь к игровым технологиям обучения, можно обратиться к методике А.А. Вербицкого и Н.В. Борисовой. Основными ее тезисами являются наличие игровой модели, возможности альтернативных решений и предполагаемых результатов, а также умение управлять эмоциональным напряжением на уроке. В своей работе Зоя Иннокентьевна применяет разнообразные игры: познавательные, занимательные, театрализованные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. В процессе обучения студентов-теоретиков, а также музыкантов- педагогов Зоя Иннокентьевна обращается к проблемно-развивающей методике, которая формирует критическое мышление и повышает интерес учащихся к предмету, учит их активному речевому общению. Кроме этого, активно применяется метод проектов, направленный на формирование научно-исследовательских навыков обучающихся. Зоя Иннокентьевна имеет редкий дар выявления и формулирования значимой исследовательской проблемы. Она умеет найти определенную, конкретную кандидатуру, способную решить поставленную перед ней задачу. Так, многие ученики Зои Иннокентьевны смогли определиться со сферой своих научных интересов, и некоторые из них на данный момент серьезно занимаются теоретическим музыкознанием. Творческая деятельность Зои Иннокентьевны неразрывно связана с музыкальным искусством Якутии. Якутская музыка, как область практически и теоретически значимая, и к тому же малоизведанная,– основополагающая
тема исследования Зои Кириллиной. Объемная, многоплановая научно- исследовательская работа требует системного подхода. Учащиеся под ее чутким и умелым руководством самостоятельно разрабатывают темы, связанные с якутской музыкой. Работа ведется по четко структурированному плану с указанием поэтапных результатов: составление планов от курсовых до диссертационных работ, изучение первоисточников, анализ музыкального материала, подведение итогов работы. Зоя Иннокентьевна активно применяет систему эффективных уроков: интегрированные уроки с межпредметными связями (например, сольфеджио- гармония - ЭТМ-анализ), соревнования, игры, конкурсы, олимпиады, урок- презентация, дискуссия, урок-исследование, урок-анализ и т.д. Она умеет разрядить обстановку во время учебного процесса и экзаменационной сессии. Во время напряженного экзамена любой студент может вытянуть пустой билет, получает отметку автоматом, и конечно же, запоминает этот момент на всю жизнь. Коллеги и ученики отмечают искрометный юмор педагога, умение пошутить в нужный момент. Не является секретом литературный дар Зои Иннокентьевны. Разнообразные очерки, заметки, многие тексты шуточных поздравлений и КВНовских сценариев вышли из под пера Зои Кириллиной. Зоя Иннокентьевна воспитала около 40 музыковедов. Из них четверо являются кандидатами наук, есть выпускники, обучающиеся в аспирантуре. В целом, она выпустила около 350 учеников, большой процент которых продолжил образование в профильных ВУЗах. Успехи учеников – успехи Учителя. Всем известны работы кандидата искусствоведения Татьяны Павловой-Борисовой, посвященные традиционно- музыкальному фольклору народов Севера и творчеству якутских композиторов. Наследию писателя Михаила Булгакова посвящены труды кандидата педагогических наук Ольги Шац. Гармония в якутской музыке впервые рассмотрена в диссертации кандидата искусствоведения Чаянды Скрыбыкиной. Проблемы современного оперного искусства республики
исследованы в работе кандидата искусствоведения Полины Павловой. Открытием в области изучения якутского музыкального фольклора может стать работа аспирантки Новосибирской государственной консерватории Александрой Татариновой. Как мы видим, труды учеников в большинстве своем посвящены якутской музыке и продолжают традиции, заложенные Зоей Кириллиной. Среди известных в республике молодых музыкантов можно назвать и учеников Зои Иннокентьевны, – выпускника Российской академии музыки им. Гнесиных Владимира Боярского, выпускника Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Александра Сироткина, солистку Государственного театра оперы и балета РС(Я) им. С. Омоллона Зинаиду Колодезникову и многих других. География учеников Зои Иннокентьевны обширна. Это и центральные города России – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа, Петрозаводск. Большое количество выпускников разных специализаций трудится в нашей республике. Несколько учеников Кириллиной живут и работают за рубежом. В 2011 году Зоя Иннокентьевна вошла в состав общественной организации «Союз композиторов РС(Я)». Ее кандидатура наравне с композитором Василием Алексеевичем Зыряновым была утверждена Союзом композиторов России. С этого времени Зоя Кириллина входит в Правление Союза. В заключении приведем несколько слов, сказанных о Зое Иннокентьевне первым якутским профессиональным композитором, Председателем Правления Союза композиторов РС(Я) Захаром Константиновичем Степановым: «Зоя Кириллина сделала для нас, композиторов, очень много. Мало кто из музыковедов так плотно работает с нами. У нее собран огромный фактологический материал о якутской музыке. Она всегда терпеливо, доходчиво, в доступной форме объясняет сложные музыкальные явления. Кроме высокого профессионализма хочется отметить ее
великолепные человеческие качества. Зоя Иннокентьевна является прекрасным педагогом и наставником».


В раздел дополнительное образование