"Нетрадиционные способы рисования на этапе подготовки детей к занятиям в доме творчества "
методическая разработка
Автор: Иванова Елена Леонидовна, педагог дополнительного образования, МБУДО "Баргузинский дом детского творчества", Республика Бурятия, Баргузинский район, село Баргузин
В раздел дополнительное образование
«Нетрадиционные способы рисования
на этапе подготовки детей к
занятиям в детской школе искусств»
Подготовила: педагог дополнительного образования МБУДО «Баргузинский ДДТ Иванова Е.Л с. Баргузин 2015г. «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (Роден.) Все мы в детстве были художниками. Каждый ребёнок с двух - трёх лет и до подросткового возраста рисуют грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисуют вообще всё, что слышит и знает, даже запахи. Правда, увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одарённые люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», их фантазия удивительно схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Сначала это плоскостное виденье, затем ребенок учится видеть и изображать объемность предметов или объектов. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме
выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Каждый ребёнок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.» утверждал В.А. Сухомлинский. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе, тренируют память. Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удаётся взрослым. И мне нравится, что на моих занятиях дети с удовольствием учатся изобразительному творчеству посредством нетрадиционного рисования, они замечают оттенки цветов (лист не просто жёлтый, а красно—жёлтый, жёлто—оранжевый), строят свою диалогическую и
монологическую речь. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово. В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Младший школьный возраст, я повторюсь, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества, эстетическое развитие ребенка - одна из главных задач воспитания подрастающего поколения. Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка со взрослыми, с педагогом в частности. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Желательно в этом возрасте, используя новые и довольно интересные педагогические технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Этим требованиям соответствуют нетрадиционные способы рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их
использования. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами. На сегодняшний день нетрадиционных способов рисования насчитывается огромное количество. Как из множества интересных способов выбрать тот правильный, который бы соответствовал возрасту детей? Дети 5-7 лет могут освоить различные нетрадиционные способы рисования как рисование пальчиками и ладошками, ватной палочкой, печатками мятой бумаги, рисование по мятому листу, с применением соли, рисование различными оттисками и т.д. Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник и ребята всегда с нетерпением ждут нового занятия. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги («Разноцветный дождь», «Цыплята», «Цветы», «Деревья»). Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку, при этом очень хорошо ребята запоминают основные и составные цвета, цветовые сочетания и колорит. Учащиеся очень легко осваивают нетрадиционный метод рисования, как оттиск поролоном, печатки из ластика и листьев, сочетание восковых мелков с акварелью, рисование акварелью «по свече», рисование мятой бумагой и монотипия предметная. При «Печатке из листьев» ребенок покрывает лист, упавший с дерева, красками, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кисточкой. Работа становится интересней, если в ней совмещаются различные техники. При «Рисовании мятой бумагой» ребенок мнет кусочек бумаги в ладошке, затем прикладывает смятую бумагу к палитре, и наносит оттиск на бумагу. Для
изменения цвета берутся другие краски и бумага. Замечательные плавные переходы получаются у ребят, таким образом, очень легко можно добиться объема. Есть еще один очень интересный и необычный способ рисования. Он называется “Монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Например, как мы будем рисовать бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками. Есть еще второй способ “Монотипии”. Особенно удачным и целесообразным мы считаем использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, может порисовать на нем в свободное время, а также дома. Для детей на занятиях изобразительным творчеством доступны такие нетрадиционные техники, как монотипия пейзажная, дорисовывание, расчесывание краски, набрызг, воздушные фломастеры, кляксография с трубочкой, фотокопия-рисование свечой, граттаж, рисование нитками (ниткография, рисование солью, рисование песком, а также сочетание техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры, контур). Рассмотрим подробнее некоторые из них. При «Дорисовывании» ребенку предлагают лист бумаги с нарисованными линиями. Но рисунок не закончен. Ребенок смотрит и представляет, от каких вещей или живых существ могут быть
эти линии, и дорисовывает. Такие методы и приемы рисования очень хорошо развивают фантазию и воображение. Рисование нитками» или «Ниткография» - это обычно сочетание техник. Ребенок выбирает, что на рисунке он будет рисовать нитками, намазывает контур клеем, раскладывает нить нужного цвета и длины, и, при необходимости, использует другие известные ему техники рисования. Очень интересные рисунки получаются при сочетании техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры. Дети могут рисовать и кисточкой, и руками: и правой и левой, сочетая гуашь, краски акварельные, мелки и фломастеры. После работы руки вытираются влажной салфеткой, потом сухой. Очень красивые и необычные работы получаются при «Рисовании по мокрой бумаге». Для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом. Интересен метод «Мыльной пены», которую добавляют в краски, разводят на стекле цветовые пятна и отпечатывают фон на лист бумаги. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник: 1. Способствует снятию детских страхов; 2. Развивает уверенность в своих силах; 3. Развивает пространственное мышление; 4. Учит детей свободно выражать свой замысел; 5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям; 6. Учит детей работать с разнообразным материалом; 7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; 8. Развивает чувство фактурности и объёмности; 9. Развивает мелкую моторику рук; 10. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; 11. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Работаю по этой методике в течение года, хочу сказать, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, они с удовольствием посещают занятия,
пропуски без уважительной причины отсутствуют. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития ребенка во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования и к занятиям изобразительного искусства вообще. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Методы нетрадиционного рисования включены в мою общеобразовательную общеразвивающую программу. Список литературы 1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996. 2. Грибовсская А. А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2006 3. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» Творческий центр, М., 2008 4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» 5. Интернет ресурсы.
В раздел дополнительное образование