Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ

Автор: Перминова Наталья Анатольевна, преподаватель, Детская школа искусств Авиастроительного района, город Казань



В раздел дополнительное образование


Нравственно- эстетическая сторона в работе с учащимися младшего

школьного возраста и подростками в детской музыкальной школе
Н.А. Перминова, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств Авиастроительного района» г. Казань, perminova - nastya @ mail . ru Вопрос о важности нравственного воспитания подрастающего поколения очень важен и актуален в наше время. Чтобы школа могла сегодня стать для ребенка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в ее педагогическую канву должна быть заложена нравственно- эстетическая система, которая закрепляла бы ценностные основания школьной жизни: учебную деятельность, внеурочное время. Важно, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои образовательные функции, была нацелена и на реализацию воспитательного процесса учащихся. Во все века люди ценили нравственность, хорошее воспитание. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие сегодня, заставляют нас задуматься о будущем России, о ее молодом поколении. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, агрессивности. Но я считаю, что это не совсем так. Конечно, телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны и другие «блага цивилизации» делают свое дело, но с другой стороны, они же и ведут наше общество на более высокий уровень развития. Перед школой стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность. Наша задача, задача музыкальной школы и дополнительного образования в целом, научить ребенка творить прекрасное, научить его видеть мир , в котором он живет, несколько с другой стороны. Проработав в системе дополнительного образования уже несколько лет, хочется сказать о том, что работа педагога дополнительного образования имеет очень большое значение в жизни подрастающего поколения, в определении его жизненного пути, ведь иногда музыка стает смыслом жизни ( поступление в музыкальное училище, затем в консерваторию и работа по данному профилю) К нам в школу иногда приходят детки очень далекие от музыки, не умеющие правильно петь, чисто интонировать звуки и т.д., но тем не менее , они очень хотят заниматься музыкой. Здесь перед педагогом дополнительного образования стоит непростая задача - научить ребенка и слушать музыку, и
играть на инструменте и т.д. Еще Сухомлинский говорил, что « в каждом ребенке дремлют задатки каких – то способностей» и их нужно увидеть. Я считаю, что родители правильно делают, что всячески стараются организовать досуг ребенка. Тем более, что в настоящее время существует большое количество различных кружков, секций , школ эстетического направления, т.е. можно найти довольно много клубов по интересам, куда определить своего ребенка. Далее хочется затронуть очень актуальную тему, касающуюся работы с детьми младшего школьного возраста, особенностей их психологического и психического состояния, т.к. в музыкальной школе обучение начинается с первого класса- это возраст 7-8 лет. Это детки , только пришедшие в общеобразовательную и музыкальную школу из стен детского дошкольного учреждения. Ведущей в этом возрасте становиться учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в психике ребенка на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в начальных классах, начинает снижаться. То же самое я могу сказать и про обучение в музыкальной школе. Все мы знаем, что учиться в музыкальной школе довольно сложно и это требует как от ребенка, так и от родителей времени и определенных усилий, чтобы и успеваемость в общеобразовательной школе не снижалась, и с успехом шло обучение в музыкальной школе. Поэтому здесь просто необходима поддержка со стороны взрослых. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, от оценки его взрослым. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает интеллектуальные и нравственные знания, он познает окружающую его действительность. И чтобы становление личности шло благополучно , со стороны взрослых ребенку должно быть уделено большое внимание. Роль дополнительного образования также очень важна, т. к. ребенок большую часть времени проводит в музыкальной школе, либо на кружке и секции. Хочется отметить , что к нам приходят дети очень разные . Есть и спокойные, уравновешенные, есть замкнутые, есть, наоборот, очень разговорчивые. В этом случае очень важен педагогический подход к каждому ребенку, умение педагога найти общий язык с каждым ребенком. Младших школьников мы наблюдаем с самого начала их обучения в музыкальной школе и можем многое сказать о психологии данного ребенка. А вот с подростками и молодежью несколько иначе. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Увлечения- сильные, часто сменяющие друг друга, характерны для подросткового возраста. В этом возрасте они не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со своими сверстниками. Для подростка
характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и ласке, они испытывают сильное желание быть самостоятельным. То, как сложатся отношения в этот сложный период, зависит от стиля общения в семье, воспитания. Основные конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой и выбором его друзей. Роль педагога дополнительного образования здесь играет не маловажное место в жизни подростка, ведь для любого ребенка, пусть он даже и взрослый, очень важен момент общения. Они не всегда дома могут поговорить с родителями на важные для них темы, в связи с тем, что родители постоянно заняты, либо устали после работы. Подростку некуда обратиться в этот момент, вот он и тянется либо к компьютеру, либо, в худшем случае, в какую- то компанию. И вот тогда для родителей начинается очень трудный период, чтобы вытащить своего ребенка из этой компании. А ведь нужно было уделить своему ребенку всего лишь некоторое время для общения. И я еще раз подчеркну свою мысль о необходимости общения с друзьями, с преподавателями школы, с родителями, чтобы дети не замыкались в себе. Подводя итог вышесказанному, я еще раз скажу о необходимости взаимосвязи педагога, родителей и детей в становлении личности ребенка, о постоянном контакте сторон, о совместном решении проблемных вопросов. Нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя ему , что хорошо, а что плохо. Педагог должен стать не только учителем, но и мудрым другом и наставником ребенка. Хотелось бы закончить свою работу словами великого педагога В. Сухомлинского: « Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная непокорность, безмолвие». И когда его спросили, что самое главное было в его жизни, он ответил : « Любовь к детям» .


В раздел дополнительное образование