Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса культурно-исторического развития"

Статья

Автор: Кадырова Эльвира Фаритовна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО "ДШИ с. Федоровка", с. Федоровка, Федоровский район. Республика Башкортостан



В раздел дополнительное образование


Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса

культурно-исторического развития.
Современное фортепианное искусство Башкортостана является одним из интереснейших явлений в музыкальной культуре России. Оно неоднородно и многосоставно: с одной стороны, процесс его формирования происходил в зависимости от специфических для развития культуры исторических условий, с другой - в результате взаимодействия западноевропейской, русской и традиционной национальной музыкальных культур. Уникальность становления фортепианного искусства в мировом музыкальном пространстве при множестве причин и обстоятельств все же определяется одним из важнейших его факторов – сложившимся в течение многих столетий развитым инструментальным музицированием. Характерно, что к XVIII веку в Европе уже функционировало более двух десятков консерваторий, и базовым для профессиональных музыкантов последующих поколений стало в подавляющем случае пианистическое образование. Иная картина складывалась в национальных республиках советского периода, в том числе в Башкирии. Первые башкирские композиторы были самоучками- кураистами, совершенно не знакомые с профессиональным, в том числе, фортепианным западноевропейским искусством. Вследствие этого для развития башкирской профессиональной фортепианной музыки определяющей стала городская культурная среда, создавшая почву для произрастания на ней впоследствии башкирской профессиональной исполнительской и композиторской школ. Стремительное распространение и развитие в последние два столетия фортепианного искусства способствовало значительному обогащению его интонационной сферы, исполнительской технологии и методов композиторского творчества. Важную роль в этом процессе сыграли национальные композиторские и исполнительские школы. В связи с изменением статуса народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза, и стратегией развития национальных культур, с 20-х годов XX века начинается масштабный процесс их формирования. Развитие национального искусства значительно видоизменило облик фортепианного творчества – исполнительского и композиторского – и привнесло в него новые традиции, обогатив мировое фортепианное искусство ярким и оригинальным интонационным содержанием. Неординарное и интенсивное развитие получило фортепианное искусство Средней Азии, Востока, опирающееся, с одной стороны, на несвойственную клавишному
инструменту монодийную музыкальную национальную культуру, с другой – на богатые традиции европейского профессионализма. К настоящему времени процесс освоения западноевропейской традиции для ряда национальных культур оказался практически завершенным. В результате большинство композиторских школ прошло этапы становления и осмысления композиторских технологий. Изучение башкирского фортепианного искусства позволяет оценить его как феномен музыкальной культуры, органично включившийся в мировой художественный процесс и одновременно имеющий индивидуальный облик в общей картине национальных культурных процессов. Три составляющих явления башкирского фортепианного искусства – исполнительство, образование и композиторское творчество – до сих пор не рассматривались в едином процессе культурно-исторического развития и не получили соответствующей научной и художественной оценки. Отдельные страницы истории фортепианного искусства Башкортостана, хотя и описывались неоднократно, все же не обнаружили обоснованных логических связей в контексте культурно—исторического развития. Вместе с тем, имеется богатый архивный и документальный материал, а также яркие результаты многогранной композиторской и исполнительской деятельности в области фортепианного искусства, что позволяет говорить не только о фортепианной музыки в Республике Башкортостан, но и о самом феномене башкирского фортепианного искусства. В последнее время среди российских исследователей внимание к становлению и развитию национальных фортепианных исполнительских и композиторских школ заметно возрастает. На фоне этого обстоятельства проблемы разработанности башкирского фортепианного исполнительства и образования выглядят намного скромнее. Тем не менее, архивные документы, нотный материал, богатая композиторская и исполнительская концертная практика несут много интересной и полезной информации, проливающей свет на эту малоизученную область музыкальной культуры.


В раздел дополнительное образование