Проектная работа "Игровые технологии"
методическая разработка
Автор: Кумушкулова Ляля Абделхаевна, педагог дополнительного образования, Центр детского творчества, объединение "Юный чертежник", город Сибай, республика Башкортостан
В раздел дополнительное образование
Тема
«Игровые технологии»
Цель
: обучение учащихся мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам приемам ориентирования в нестандартных ситуациях; изучение и распространение опытно- экспериментальной работы и внедрение педагогических инновационных программ и технологий, ориентированных на развитие обучающихся.
Задачи:
формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию технических чертежей с помощью графических изображений; развитие у учащихся изобразительных и творческих способностей; развитие мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся; помогать обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.
План
1.
Игровые технологии.
1.1 Пояснительная записка.
Инновационные технологии.
1.2 Игровые технологии – образовательные технологии.
1.3 Игровые методы
2.
Учебные разработки.
2.1 Приложения.
2.2 Литература.
1.
Пояснительная записка.
Инновационные технологии.
Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Таким образом
, актуальность данного проекта
заключается в том, что все разрабатываемые и внедряемые образовательные проекты отвечают законам современности. Инновации в образовании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. А что же инновации?
Это некоторые элементы парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так», не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. Основная задача – чтоб было интересно и мне и ребятам, чтоб «будоражило кровь» и питало голову. Инновационная технология предполагает организацию занятия в форме самостоятельного проектирования учебного материала: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
1.2 Игровые технологии – образовательные технологии.
Игровые технологии – образовательные технологии, основанные на следующих видах педагогических игр: обучающих, тренировочных, контролирующих и обобщающих, познавательных, воспитательных, развивающих, репродуктивных, продуктивных, творческих, коммуникативных, диагностических, профориентационных, психотехнических и т.д. Педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, а также ход учебно – игрового взаимодействия. Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на занятиях черчения являются решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения.
1.3 Игровые методы.
Мною не первый год ведется поиск нестандартных (нетрадиционных) форм обучения, с целью оптимизации обучения. Использование игровых
методов на занятиях по черчению показало, что они не только развивают интерес к предмету, к профессии, но и способствуют прочному усвоению теоретических знаний. Например, составление и решение кроссвордов: «Черчение и специальность», «Чертежные инструменты», «Пирамида». Применение эффективных методик в проведении игровых занятий дает возможность за короткое время проконтролировать большой объем теоретических знаний. Игровая форма занятий позволяет увлечь учащихся, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету. Введение игровых ситуаций на занятиях создает положительный эмоциональный настрой. Используя игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, решается ряд задач: привлечение учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявлять уровень их знаний и умений, формируется потребность реализовать свои возможности в практической деятельности. Игровые занятия дают прекрасные результаты. Игра - это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Йохан Хейзинг). Игра вызывает чувство соревнования, желания победить, учит сопереживнию, содействует эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это в свою очередь требует самостоятельности в принятии решения, инициативы и развитого мышления. Вызвать интерес у учащихся к черчению можно избегая шаблонности, применяя различные формы игры, методы, приемы и принципы организации творческой деятельности. Например, тема «Работа с конструктором из спичечных коробков».
2.
Учебные разработки.
Разработка 1.
Тема: «Поле чудес» - «Поле терминов»
Цель:
закрепить у учащихся знания терминов и чертёжных инструментов по черчению; развивать логическое мышление; воспитывать точность.
Оборудование:
барабан, призы, подарки.
План
I.
Организация группы
II.
Игра «Поле чудес»
1)
Знакомство
2)
I тур
3)
II тур
4)
III тур
5)
Игра со зрителями
6)
Финал
7)
Супер-игра
III.
Итог занятия. I. Организация группы. II. Игра «Поле чудес» 1. Знакомство. 2. I тур. Траектория точки окружности. (Циклоида) 3. III тур. Чертёжный прибор на производстве. (Кульман) 4. III тур. Инструмент для проведения окружностей диаметром от 0,6 до 12 мм. (Кронциркуль) 5. Игра со зрителями. Заглавная русская буква «А» является выраженным изображением быка - … (Алефа) 6. Финал. Графическое изображение. (Номограмма) 7. Супер-игра. Первоначальный вариант латинского шрифта. (Маюскул) III
.
Итог занятия.
Разработка 2.
ТЕМА:
«Семейное древо» - сколько поколений мы знаем (рисунки с геометрическими фигурами).
ЦЕЛЬ:
продолжать учить учащихся создавать свое шэжэрэ, как на уроках КБ, но используя так же знания по черчению; развивать мышление, кругозор; воспитывать аккуратность, точность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
тетради, инструменты.
ПЛАН
I. Организация группы. II. «Год семьи – семейное древо» 1. Семейное древо геометрическими фигурами. 2. Заполнение геометрических фигур именами. III. Итог занятия. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организация группы. II. «Семейное древо – сколько поколений мы знаем» 1. Моя семья – рассказы самих учащихся. 2. Семейное древо - геометрическими фигурами. Практическая работа.
3. Заполнение геометрических фигур именами. III. Итог занятия. Подведение итогов. Выставка работ.
Разработка 3.
Тема: «Оптические иллюзии»
Цель:
дать учащимся понять, что имеются оптические иллюзии, встречающиеся в черчении; развивать кругозор, мышление; воспитывать аккуратность, точность;
Оборудование:
рисунки-плакаты, форматы, тетради, ножницы. ПЛАН I. Организация группы. II. Оптические иллюзии. 1. Повторение 2. Новая тема а) оптические иллюзии б) случаи “обмана зрения” в) практическая работа - “обман зрения” I. Организация группы. II. Повторение Игра “Веселый художник”: Художники любят играть в эту игру. Каждый берет карандаш и лист бумаги, расчерчивает лист на 20 клеток. Ведущий игру заранее составляет список в 20 слов. Все на готове, с карандашами в руках. Ведущий выкликает слова, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все играющие должны успеть каким угодно рисунком в одной из клеток для памяти зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других - лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия. Кто больше успеет запомнить, тот выиграл и ведет следующую игру. Иногда одного штриха достаточно, чтобы запомнить слово. Вот примерный список: окно, пожар, лампа. заяц, человек, солнце, дыхание, решетка, свет, книга, дождь, дым, кролик, класс, огонь, шутка, лодка, магнит, пар, молния. Это трудный список. Можно придумать полегче. II. Изучение новой темы: “Оптические иллюзии” При выполнении чертежей, технических рисунков, надписей вам полезно знать об оптических иллюзиях и о зависимости восприятия определенного сочетания линий от нашего психологического настроя. Здесь можно выделить следующие случаи изображений: неоднозначные, парадоксальные, неопределенные, кажущиеся искаженными. Рассмотрим пример с “Кубиками”. Куб, окрашенный со всех сторон, распилили на маленькие кубики, как показано на рисунке.
1. Сколько получится кубиков совсем неокрашенных? 2. У скольких кубиков окрашенной будет одна грань? 3. У скольких кубиков будут окрашены две грани? 4. У скольких кубиков окрашенными будут три грани? 5. У скольких кубиков окрашенными будут четыре грани? На следующем рисунке дан другой пример. Здесь также возможны два решения: раскрытая книга обращена к нам то внутренней, то внешней стороной.
Фигуры, содержащие кажущиеся искажения.
Мы воспринимаем видимые нами на изображении фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с другими окружающими их фигурами, с некоторым фоном. Этот фон влияет на наше восприятие предмета. Простой пример
.
Добавьте к горизонтальным линиям одинаковой длины, в одном случае наконечники, а в другом - оперения стрел. Длина отрезков зрительно изменится: первая станет меньше, вторая - больше. Квадрат после присоединения к нему двух полуокружностей кажется прямоугольником. Каким же образом такие простые и понятные фигуры “обманывают” наш глаз? Сравнивая две фигуры, из которых одна действительно меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры - большими. Мы как бы говорим себе: “Целое больше, - значит, больше и его части”. Вот некоторые случаи " обмана зрения ", встречающиеся в черчении. Высота треугольников разделена пополам, хотя кажется , что части, прилегающие к вершине, короче. Равные расстояния АВ, ФЕ, СД кажутся неравными. Сторона треугольника кажется меньше стороны квадрата, а сторона квадрата меньше стороны пятиугольника. Окружности, изображенные сплошными линиями, имеют одинаковые диаметры, но на чертеже они кажутся разными. Две одинаковые дуги кажутся неравными из - за того, что штриховка верхней дуги дана с внешней стороны, а штриховка нижней дуги - с внутренней.
Ширина букв Н и М одинакова, но создается впечатление, что они разные. Чтобы хорошо читать чертежи и разбираться в них, надо научиться представлять по заданным проекциям спроецированный предмет. Решение занимательных задач. 1. На чертеже изображено 4 чашки, 4 блюдца. Как изменится чертеж, если блюдца поставить под чашки? 2. Обман зрения при рассматривании рисунков представляет большой интерес для художников, конструкторов. Рассмотрим несколько примеров. 1) Что перед вами : ваза или 2 силуэта в окне . 2) Высота цилиндра и диаметр. Они какие? 3) Дано изображение двух женщин: старой и молодой. Найдите их. 4) Одинаковы ли расстояния АВ и ВС ? 5) Одинаковы ли верхняя и нижняя фигуры ? 6) Одинаковы ли эти круги ? 7) Расположите плоскость листа на уровне глаз. Все ли буквы кажутся одинаково черными. Поверни ее надпись на 45 и 90. 8) Как устроены крыши в зданиях на рисунке? Решение задач по карточкам - заданиям . 1. Итог занятия.
Приложение 1
«Пирамида»
(прямоугольные и аксонометрические проекции)
5 4 6 3 7 2 8 1 9 1. Точка, из которой исходит проецирующие лучи при центральном проецировании. 2. То, что получается в результате моделирования. 3. Название оси Х. 4. Изображение, получаемое при проецировании. 5. У этой аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120 ° друг к другу. 6. По-гречески это слово означает «двойное измерение». 7. Вид сбоку лица, предмета. 8. Кривая, изометрическая проекция окружности. 9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…
Приложение 2
«Чертежные инструменты и принадлежности»
15 16 17 1 2 18 3 4 19 20 21 5 6 22 7 23 8 10 24 9 25 11 12 13 14
По горизонтали:
1. Циркуль для переноса размеров. 2. Инструмент для измерения углов. 3. Фасонная линейка для проведения кривых линий. 4. Инструмент для измерения размеров. 5. Принадлежность для удаления линий, проведенных карандашом. 6. Инструмент для выполнения наброска. 7. Общепринятая норма. 8. Плотная белая для черчения. 9. Устойчивая краска для начертания, рисования, письма. 10. Предварительный чертеж. 11. Инструмент для проведения прямых линий. 12. Мягкий белый известняк, употребляемый для писания на доске. 13. Каким карандашом выполняют эскизы, рисунки? 14. Инструмент для проведения окружностей диаметром от 0,6 до 12 мм.
По вертикали:
15. Черновой рисунок. 16. Инструмент для проведения линий тушью. 17. Комплект, упаковка чертежных инструментов. 18. Тонкая пластинка, в которой прорезаны знаки, подлежащие воспроизведению. 19. Узкое отверстие, через которое можно пролезть. 20. Форма письменных или печатных знаков. 21. Прозрачная бумага. 22. Отношение длины линий на чертеже к действительной длине на местности. 23. Чертежный инструмент в виде треугольника для вычерчивания углов. 24. Чертежный прибор на производстве. 25. Учебная дисциплина, на которой изучают правила выполнения и чтения чертежей.
Приложение 3
Работа с конструктором из спичечных коробков.
2.2.
Литература.
1. Интернет-ресурсы; 2. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский «Черчение»: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений; 3. И.А.Воротников «Занимательное черчение»; 4. Журнал. Школа и производство. 1987, №7
«Игровые технологии»
Цель
: обучение учащихся мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам приемам ориентирования в нестандартных ситуациях; изучение и распространение опытно- экспериментальной работы и внедрение педагогических инновационных программ и технологий, ориентированных на развитие обучающихся.
Задачи:
формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию технических чертежей с помощью графических изображений; развитие у учащихся изобразительных и творческих способностей; развитие мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся; помогать обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.
План
1.
Игровые технологии.
1.1 Пояснительная записка.
Инновационные технологии.
1.2 Игровые технологии – образовательные технологии.
1.3 Игровые методы
2.
Учебные разработки.
2.1 Приложения.
2.2 Литература.
1.
Пояснительная записка.
Инновационные технологии.
Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Таким образом
, актуальность данного проекта
заключается в том, что все разрабатываемые и внедряемые образовательные проекты отвечают законам современности. Инновации в образовании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. А что же инновации?
Это некоторые элементы парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так», не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. Основная задача – чтоб было интересно и мне и ребятам, чтоб «будоражило кровь» и питало голову. Инновационная технология предполагает организацию занятия в форме самостоятельного проектирования учебного материала: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
1.2 Игровые технологии – образовательные технологии.
Игровые технологии – образовательные технологии, основанные на следующих видах педагогических игр: обучающих, тренировочных, контролирующих и обобщающих, познавательных, воспитательных, развивающих, репродуктивных, продуктивных, творческих, коммуникативных, диагностических, профориентационных, психотехнических и т.д. Педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, а также ход учебно – игрового взаимодействия. Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на занятиях черчения являются решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения.
1.3 Игровые методы.
Мною не первый год ведется поиск нестандартных (нетрадиционных) форм обучения, с целью оптимизации обучения. Использование игровых
методов на занятиях по черчению показало, что они не только развивают интерес к предмету, к профессии, но и способствуют прочному усвоению теоретических знаний. Например, составление и решение кроссвордов: «Черчение и специальность», «Чертежные инструменты», «Пирамида». Применение эффективных методик в проведении игровых занятий дает возможность за короткое время проконтролировать большой объем теоретических знаний. Игровая форма занятий позволяет увлечь учащихся, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету. Введение игровых ситуаций на занятиях создает положительный эмоциональный настрой. Используя игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, решается ряд задач: привлечение учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявлять уровень их знаний и умений, формируется потребность реализовать свои возможности в практической деятельности. Игровые занятия дают прекрасные результаты. Игра - это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Йохан Хейзинг). Игра вызывает чувство соревнования, желания победить, учит сопереживнию, содействует эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это в свою очередь требует самостоятельности в принятии решения, инициативы и развитого мышления. Вызвать интерес у учащихся к черчению можно избегая шаблонности, применяя различные формы игры, методы, приемы и принципы организации творческой деятельности. Например, тема «Работа с конструктором из спичечных коробков».
2.
Учебные разработки.
Разработка 1.
Тема: «Поле чудес» - «Поле терминов»
Цель:
закрепить у учащихся знания терминов и чертёжных инструментов по черчению; развивать логическое мышление; воспитывать точность.
Оборудование:
барабан, призы, подарки.
План
I.
Организация группы
II.
Игра «Поле чудес»
1)
Знакомство
2)
I тур
3)
II тур
4)
III тур
5)
Игра со зрителями
6)
Финал
7)
Супер-игра
III.
Итог занятия. I. Организация группы. II. Игра «Поле чудес» 1. Знакомство. 2. I тур. Траектория точки окружности. (Циклоида) 3. III тур. Чертёжный прибор на производстве. (Кульман) 4. III тур. Инструмент для проведения окружностей диаметром от 0,6 до 12 мм. (Кронциркуль) 5. Игра со зрителями. Заглавная русская буква «А» является выраженным изображением быка - … (Алефа) 6. Финал. Графическое изображение. (Номограмма) 7. Супер-игра. Первоначальный вариант латинского шрифта. (Маюскул) III
.
Итог занятия.
Разработка 2.
ТЕМА:
«Семейное древо» - сколько поколений мы знаем (рисунки с геометрическими фигурами).
ЦЕЛЬ:
продолжать учить учащихся создавать свое шэжэрэ, как на уроках КБ, но используя так же знания по черчению; развивать мышление, кругозор; воспитывать аккуратность, точность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
тетради, инструменты.
ПЛАН
I. Организация группы. II. «Год семьи – семейное древо» 1. Семейное древо геометрическими фигурами. 2. Заполнение геометрических фигур именами. III. Итог занятия. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организация группы. II. «Семейное древо – сколько поколений мы знаем» 1. Моя семья – рассказы самих учащихся. 2. Семейное древо - геометрическими фигурами. Практическая работа.
3. Заполнение геометрических фигур именами. III. Итог занятия. Подведение итогов. Выставка работ.
Разработка 3.
Тема: «Оптические иллюзии»
Цель:
дать учащимся понять, что имеются оптические иллюзии, встречающиеся в черчении; развивать кругозор, мышление; воспитывать аккуратность, точность;
Оборудование:
рисунки-плакаты, форматы, тетради, ножницы. ПЛАН I. Организация группы. II. Оптические иллюзии. 1. Повторение 2. Новая тема а) оптические иллюзии б) случаи “обмана зрения” в) практическая работа - “обман зрения” I. Организация группы. II. Повторение Игра “Веселый художник”: Художники любят играть в эту игру. Каждый берет карандаш и лист бумаги, расчерчивает лист на 20 клеток. Ведущий игру заранее составляет список в 20 слов. Все на готове, с карандашами в руках. Ведущий выкликает слова, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все играющие должны успеть каким угодно рисунком в одной из клеток для памяти зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других - лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия. Кто больше успеет запомнить, тот выиграл и ведет следующую игру. Иногда одного штриха достаточно, чтобы запомнить слово. Вот примерный список: окно, пожар, лампа. заяц, человек, солнце, дыхание, решетка, свет, книга, дождь, дым, кролик, класс, огонь, шутка, лодка, магнит, пар, молния. Это трудный список. Можно придумать полегче. II. Изучение новой темы: “Оптические иллюзии” При выполнении чертежей, технических рисунков, надписей вам полезно знать об оптических иллюзиях и о зависимости восприятия определенного сочетания линий от нашего психологического настроя. Здесь можно выделить следующие случаи изображений: неоднозначные, парадоксальные, неопределенные, кажущиеся искаженными. Рассмотрим пример с “Кубиками”. Куб, окрашенный со всех сторон, распилили на маленькие кубики, как показано на рисунке.
1. Сколько получится кубиков совсем неокрашенных? 2. У скольких кубиков окрашенной будет одна грань? 3. У скольких кубиков будут окрашены две грани? 4. У скольких кубиков окрашенными будут три грани? 5. У скольких кубиков окрашенными будут четыре грани? На следующем рисунке дан другой пример. Здесь также возможны два решения: раскрытая книга обращена к нам то внутренней, то внешней стороной.
Фигуры, содержащие кажущиеся искажения.
Мы воспринимаем видимые нами на изображении фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с другими окружающими их фигурами, с некоторым фоном. Этот фон влияет на наше восприятие предмета. Простой пример
.
Добавьте к горизонтальным линиям одинаковой длины, в одном случае наконечники, а в другом - оперения стрел. Длина отрезков зрительно изменится: первая станет меньше, вторая - больше. Квадрат после присоединения к нему двух полуокружностей кажется прямоугольником. Каким же образом такие простые и понятные фигуры “обманывают” наш глаз? Сравнивая две фигуры, из которых одна действительно меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры - большими. Мы как бы говорим себе: “Целое больше, - значит, больше и его части”. Вот некоторые случаи " обмана зрения ", встречающиеся в черчении. Высота треугольников разделена пополам, хотя кажется , что части, прилегающие к вершине, короче. Равные расстояния АВ, ФЕ, СД кажутся неравными. Сторона треугольника кажется меньше стороны квадрата, а сторона квадрата меньше стороны пятиугольника. Окружности, изображенные сплошными линиями, имеют одинаковые диаметры, но на чертеже они кажутся разными. Две одинаковые дуги кажутся неравными из - за того, что штриховка верхней дуги дана с внешней стороны, а штриховка нижней дуги - с внутренней.
Ширина букв Н и М одинакова, но создается впечатление, что они разные. Чтобы хорошо читать чертежи и разбираться в них, надо научиться представлять по заданным проекциям спроецированный предмет. Решение занимательных задач. 1. На чертеже изображено 4 чашки, 4 блюдца. Как изменится чертеж, если блюдца поставить под чашки? 2. Обман зрения при рассматривании рисунков представляет большой интерес для художников, конструкторов. Рассмотрим несколько примеров. 1) Что перед вами : ваза или 2 силуэта в окне . 2) Высота цилиндра и диаметр. Они какие? 3) Дано изображение двух женщин: старой и молодой. Найдите их. 4) Одинаковы ли расстояния АВ и ВС ? 5) Одинаковы ли верхняя и нижняя фигуры ? 6) Одинаковы ли эти круги ? 7) Расположите плоскость листа на уровне глаз. Все ли буквы кажутся одинаково черными. Поверни ее надпись на 45 и 90. 8) Как устроены крыши в зданиях на рисунке? Решение задач по карточкам - заданиям . 1. Итог занятия.
Приложение 1
«Пирамида»
(прямоугольные и аксонометрические проекции)
5 4 6 3 7 2 8 1 9 1. Точка, из которой исходит проецирующие лучи при центральном проецировании. 2. То, что получается в результате моделирования. 3. Название оси Х. 4. Изображение, получаемое при проецировании. 5. У этой аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120 ° друг к другу. 6. По-гречески это слово означает «двойное измерение». 7. Вид сбоку лица, предмета. 8. Кривая, изометрическая проекция окружности. 9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…
Приложение 2
«Чертежные инструменты и принадлежности»
15 16 17 1 2 18 3 4 19 20 21 5 6 22 7 23 8 10 24 9 25 11 12 13 14
По горизонтали:
1. Циркуль для переноса размеров. 2. Инструмент для измерения углов. 3. Фасонная линейка для проведения кривых линий. 4. Инструмент для измерения размеров. 5. Принадлежность для удаления линий, проведенных карандашом. 6. Инструмент для выполнения наброска. 7. Общепринятая норма. 8. Плотная белая для черчения. 9. Устойчивая краска для начертания, рисования, письма. 10. Предварительный чертеж. 11. Инструмент для проведения прямых линий. 12. Мягкий белый известняк, употребляемый для писания на доске. 13. Каким карандашом выполняют эскизы, рисунки? 14. Инструмент для проведения окружностей диаметром от 0,6 до 12 мм.
По вертикали:
15. Черновой рисунок. 16. Инструмент для проведения линий тушью. 17. Комплект, упаковка чертежных инструментов. 18. Тонкая пластинка, в которой прорезаны знаки, подлежащие воспроизведению. 19. Узкое отверстие, через которое можно пролезть. 20. Форма письменных или печатных знаков. 21. Прозрачная бумага. 22. Отношение длины линий на чертеже к действительной длине на местности. 23. Чертежный инструмент в виде треугольника для вычерчивания углов. 24. Чертежный прибор на производстве. 25. Учебная дисциплина, на которой изучают правила выполнения и чтения чертежей.
Приложение 3
Работа с конструктором из спичечных коробков.
2.2.
Литература.
1. Интернет-ресурсы; 2. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский «Черчение»: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений; 3. И.А.Воротников «Занимательное черчение»; 4. Журнал. Школа и производство. 1987, №7
В раздел дополнительное образование