"Отработка концертного исполнения. Характер и настроение в музыке".
Технологическая карта открытого занятия
Автор: Воронцова Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования, МАУДО "Центр детского творчества", город Нижневартовск, Тюменская область
В раздел дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Технологическая карта открытого занятия
по программе «Синтезатор», 1 год обучения
Тема: «Концертная деятельность» (всего: 4 часа)
Разработчик: Воронцова В.Н.,
педагог дополнительного
образования
(высшая квалификационная категория)
г.Нижневартовск
Занятие № 1
Отработка концертного исполнения. Характер и настроение в музыке.
Тип занятия
Закрепление исполнительских умений и навыков.
Цель
Целостное исполнение произведений, раскрыть характер и настроение произведений, через средства музыкальной выразительности.
Задачи
- научить обучающегося исполнять произведение на "одном дыхании" без остановок с развитием художественного образа; - вовлечь обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность; - развивать осмысленное воспроизведение произведений на инструменте, слуховой контроль; - воспитывать интерес к музыке и личностные качества обучающихся: настойчивость, внимание, сценическую выдержку.
Методы, приёмы и
формы работы на
занятии
- словесный, наглядный, частично-поисковый; - индивидуальная.
Используемые
педагогические
технологии
ИКТ, музыкальные фонограммы, видео клип.
Межпредметные связи
ИЗО, история, культурология, литература.
Оборудование
компьютер, нотные сборники, музыкальный инструмент, рисунки.
Планируемый результат
Предметные результаты:
- произведение исполняется без остановок, с развитием художественного образа, используются средства музыкальной выразительности;
-
закреплены исполнительские умения и навыки
;
Универсальные учебные действия:
познавательные
– характеризует исполняемые произведения; находит ответы на поставленные вопросы, делает выводы на основании полученных результатов; умеет определять тему занятия;
коммуникативные:
строит монологические высказывания, проявляет активность во взаимодействии;
регулятивные:
определяет и формулирует цель занятия, сохраняет мотивацию на протяжении всего занятия, умеет достигать поставленную цель, самостоятельно выполнять все этапы занятия;
личностные:
осуществляет итоговый контроль, проводит самоанализ своей деятельности, формируется потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшее обогащение.
Этапы занятия
Деятельность педагога
Методы и
формы
Деятельность
обучающегося
УУД
1.организационный
Цель: установление положительного контакта Приветствие, определение настроения беседа ответы на вопросы педагога
2. подготовка к
занятию
Цель: мотивация на Проверка готовности к занятию. Сегодня у нас будет Наблюдение за обучающимся
дальнейшую деятельность обучающегося интересная встреча с музыкой. Я предлагаю тебе посмотреть видео клип. Показ видео клипа «Новогодняя сказка».
3. актуализация знаний
Цель: подведение к теме и цели учебного занятия. Ты посмотрел видеоролик. - что понравилось тебе в этом видеоролике? - о чём он? - как ты это определил? - какой это праздник? - как мы поздравляем родителей с праздником? Беседа, частично- поисковый Рассуждения обучающегося
4. объяснение учебного
материала
Цель: повторение изученного материала, подтверждение темы занятия, выход на проблему через определение темы занятия; межпредметные связи. Прослушивание отрывков музыкальных произведений. Педагог задает вопросы: -Что ты можешь рассказать об услышанной музыке, какое у неё настроение? - Как можно объяснить понятия «характер» и «настроение» в музыке? -Сегодня мы применим эти понятия к тем произведениям, которые ты исполняешь. - Итак, как ты назовёшь тему нашего занятия? «Характер и настроение в музыке». - Опираясь на тему занятия, постараемся сформулировать цель занятия: закрепить, что такое характер и настроение в музыке, какими средствами выразительностями мы показываем характер и Проблемно- поисковый Блиц-опрос Рассуждает, отвечает. Анализирует, выходит на проблему. Ответы: Настроение-веселое, радостное, праздничное. 1)Джазовое, инструментальное исполнение. 2) Вокальное исполнение. Характер легкий, звенящий, Тема занятия: «Характер и настроение в музыке». Ответ обучающегося. С помощью средств музыкальной Решение проблемной ситуации: (познавательные УУД) обучающийся анализирует, выделяет главное, находит ответ на вопрос педагога, делает выводы. Распознаёт существенных признаков с помощью сравнения, анализа. (коммуникативные УУД) коммуникабельность, потребность высказать свое мнение, умение слушать и воспринимать мнение педагога. Взаимодействие в процессе этого поиска с педагогом. (регулятивные УУД) оценивает предлагаемые для анализа музыкальные произведения, принимает и сохраняет поставленную на занятии цель.
настроение в музыкальном произведении. Педагог подводит обучающегося к пониманию того, что мало выучить ноты и научиться их воспроизводить на инструменте(синтезатор) или другом инструменте. Нужно наполнить исполняемое произведение своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Итак, поговорим о средствах выразительности музыки, которые помогают создавать необходимый характер. О чем может рассказать музыка?» Музыка может рассказать о настроении, о смене характера, о чувствах… Настроение в музыке может постоянно меняться К любой музыке можно подобрать литературное произведение, картину. Предлагается обучающемуся выбрать рисунки к услышанным произведениям. Педагог исполняет небольшой отрывок произведения в двух выразительности- штрихи, темп, динамические оттенки. Рассуждения обучающегося Работа с рисунками и с объяснением выбора того или иного варианта.
вариантах с использованием средств выразительности и без них.
5. самостоятельная
работа
Цель: умение работать самостоятельно, высказывать свои суждения Работа над произведениями «Новогодняя »." ДедМороз" Вопросы педагога: - Какое музыкальное произведение, исполняемое тобой, нравится больше всего, почему? - Какие произведения по характеру и по настроению ты любишь больше всего? Больше всего мне понравилось на занятии? - Я понял, что музыка которая исполняется без эмоций , без настроения и характера она..... Индивидуальная. Выполнение задания на инструменте в соответствии с текстом; - Передать характер и настроение произведение средствами выразительности (штрихи, динамические оттенки, темпы). - Игра произведений без остановок и ошибок на "одном дыхании".Концертный вариант исполнения. Беседа, размышления обучающегося Планирование способов и приемов деятельности. Оценивание собственной деятельности, во время различных этапов занятия. Корректировка своей деятельности на основе её анализа
6. рефлексия
Цель: подведение итога, осознание обучающимся своей учебной деятельности, самооценка своих результатов. Рефлексия содержания учебного материала: - предлагает дать самооценку своей деятельности через определение цвета настроения в виде двух рисунков (цветной и черно- белый.) -для новогоднего настроения и самостоятельной творческой работы, ребенку предлагается дома раскрасить новогоднюю елочку. -комментирует работу обучающегося и даёт оценку его деятельности. «пять пальцев» рефлексия
Итоги рефлексии.
познавательные
– характеризует исполняемые произведения; находит ответы на поставленные вопросы, делает выводы на основании полученных результатов; умеет определять тему занятия;
коммуникативные:
строит монологические высказывания, проявляет активность во взаимодействии;
регулятивные:
определяет и формулирует цель занятия, сохраняет мотивацию на протяжении всего занятия, умеет достигать поставленную цель, самостоятельно
выполнять все этапы занятия;
личностные:
осуществляет итоговый контроль, проводит самоанализ своей деятельности, формируется потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшее обогащение.
7.Домашнее задание
Педагог комментирует домашнее задание, с помощью обучающегося, благодарит за работу на занятии. Завершение занятия Приложение: 1. Видео клип(1) 2. Аудио записи(2) 3. Рисунок.
В раздел дополнительное образование