Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Транспонирование по слуху в классе фортепиано"

методическая работа

Автор: Федченко Людмила Николаевна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО " Детская музыкальная школа №1", п. Никель, Мурманская область



В раздел дополнительное образование

ТРАНСПОНИРОВАНИЕ ПО СЛУХУ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО По материалам методической разработки Рафалович О.В. Преподаватедь фортепиано Федченко Людмила Николаевна МБУ ДО «Детская музыкальная школа №1» п. Никель, Мурманская область 0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Работа выполнена на основе методических рекомендаций известного педагога Рафалович О.В. Метод этот дал поистине блестящие результаты: дети 7- 8 лет свободно транспонируют музыкальные пьесы средней трудности в любую предложенную им тональность, причем делают это не только индивидуально, но и в ансамбле – в 4, 6,8 рук. Система занятий транспонированием, предложенная Рафалович О.В., базируется на развитии музыкального слуха, развивает музыкальное мышление учащихся, а также включает в себя чисто технологические приемы. Свой метод транспонирования Рафалович разрабатывала 18 лет и убедилась, что он способствует многостороннему развитию ученика. Ученик, занимающийся транспонированием, продвигается быстрее других и проявляет при подготовке домашних занятий большую музыкальную грамоту. По рекомендации Рафалович О.В., занятия по этому методу необходимо проводить (как с начинающими, так и с играющими учениками) дважды в неделю, по одному часу. Занятия должны проводиться в течение двух лет. За это время закладывается основа общего музыкального развития учащихся и достигается умение транспонировать. Навыки транспонирования следует развивать двумя способами: по слуху и по нотам. Данная работа посвящена начальному этапу обучения транспонированию – транспонирование по слуху. На начальном этапе обучения игре на фортепиано такая работа поможет учащимся лучше овладеть не только теоретическими знаниями: связи устоев и неустоев, знанием различных тональностей, но и способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, а также и развитию техники – т. к. рука пианиста привыкает играть с любой клавиши, благодаря этому ученик свободно овладевает переходами и пассажными движениями. 1
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ ПО СЛУХУ Транспонирование по слуху представляет собой воспроизведение знакомых или впервые услышанных мелодий в разных тональностях без помощи нот. Не объясняя это ученику, просто следует просить его подбирать мелодию от разных клавиш. Наблюдение показало, что большинство учеников, легко транспонирующих мелодию по слуху, подбирают ее без активного сознания. Ученики не отдают себе ясного отчета ни в направлении мелодии, ни в соотношении ее интервалов. Это мешает им успешно разучивать пьесы, заданные педагогом по специальности: обращаясь к нотному тексту, они сталкиваются с множеством трудностей. Ученики, которые проводят всю работу через контроль сознания (направление мелодии, соотношение интервалов, из которых состоит мелодия), легче и точнее усваивают нотный текст. Поэтому на первом этапе обучения транспонированию главная задача педагога состоит в том, чтобы направить внимание ученика на осознанное отношение к работе, Педагог должен подробно разъяснять ученику, что от него требуется. Все объяснения должны быть доступными и, по возможности, наглядными. Сознательный процесс работы ученика способствует развитию слуха даже у тех, кто от природы хорошими слуховыми данными не обладает. До начала подбора мелодий по слуху необходимо выяснить, слышат ли ученики высотное соотношение звуков, направление мелодии, регистры. Начинающие ученики хорошо слышат мелодию в крайних регистрах (высокий и низкий), но часто с трудом воспринимают сдвиг мелодии в пределах среднего регистра. Для преодоления этого недостатка необходимо проиграть или пропеть одну и ту же мелодию (без аккомпанемента) в разных регистрах и постепенно сближать их; затем играть мелодию в рамках одного регистра, но в разных тональностях, постепенно включать аккомпанемент. 2
Постепенно нужно усложнять задачу. Проиграв мелодию с аккомпанементом и пропев ее, предложить ученику пропеть мелодию в разных тональностях при поддержке аккомпанемента (аккордами). Играть ее и спрашивать, когда мелодия звучит выше и когда ниже. В песнях с куплетным строением играть в новой тональности каждый куплет, стараясь делать это незаметно для учеников: настройку в новую тональность давать как бы между прочим, во время чтения слов следующего куплета. По окончании песни спросить: « Сколько тональностей мы сменили?» Чрезвычайно важно выяснить, слышат ли дети путь мелодии (находится ли она на одной высоте, двигается вверх или вниз, плавно или скачками, начинается сверху или снизу); чувствуют ли они ее ритмические особенности (движение ровное или с остановками. Чтобы научить их этому, следует, играя одной рукой, другой направление движения мелодии и предложить ученика делать то же (с закрытыми глазами, на концентрации внимания на внутреннем слуховом представлении). Нужно следить, чтобы движение руки ученика соответствовало движению мелодии. Для тех учеников, которым не удается выполнить упражнение, можно разбить мелодию на части и попросить их показать рукой движение отдельных интервалов, затем – отдельных мелодических ячеек, и, наконец, все мелодии в целом. Как правило, легче всего детям удается услышать и показать рукой большие интервалы. Наиболее трудно усваиваются и показываются небольшие интервалы (секунда, терция, и особенно малая секунда). После проведенных упражнений можно перейти к подбору мелодии на инструменте. Подбор по слуху логичнее всего начинать с легчайшего материала – с мелодий на одном звуке, типа скороговорки. Трудность здесь заключается только в овладении ритмической стороной мелодии. После того, как песенки на одном звуке освоены, можно перейти к подбору мелодий, состоящих из двух соседних звуков. Затем совершается переход к мелодиям в объеме терции, и т. д. (в объеме кварты, квинты, сексты и т.д.) 3
Подбор по слуху лучше начинать с мелодий, которые могут быть сыграны на белых клавишах. Первоначально следует давать мелодии в поступенном движении и с ходами на терцию, а затем кварту . и т. д.(«Ой, лопнул обруч» , «Под яблонью зеленою», «На зеленом лугу» и др.). Если песенка подбирается небольшими фрагментами, то каждый из фрагментов должен обязательно оканчиваться на устоях. Если фрагмент мелодии оканчивается на неустое, педагог должен продолжить песню и закончить ее на устойчивых звуках (голосом или аккомпанементом), обратив внимание ученика на лад (минор или мажор). Ученики вторых и третьих классов, как правило, уже теоретически знакомы с построением трезвучия I ступени, т. е. с устоями, однако применить свои знания при подборе песни по слуху они не умеют. Им еще неясна связь между различными элементами мелодии – ее устоями и неустоями. Связи должны быть объяснены учителем и восприняты слухом учеников. Добиться этого легко следующим способом: предложить детям спеть знакомую мелодию всем вместе (без предварительной настройки слуха). Дети начинают петь с разных нот, получается фальшиво, и они смеются. Теперь они понимают, что прежде чем петь, надо настроить слух. Далее объяснить, что настраивать слух лучше всего звуками, входящими в состав тонического трезвучия. Они называются опорными, или устойчивыми. Дать им условное название – нижнего, среднего и верхнего устоев. Пояснить, что устойчивые звуки «держат» строй, а остальные – неустойчивы и тянутся к устоям. (« Как на тоненький ледок», « Пойду ль, да выйду ль, я », « Я на камушке сижу»). Для закрепления понятий об устоях и неустоях, полезно дать задание на дом – найти в детских сборниках аналогичные песни. Как же научить детей правильно подобрать мелодию? На примере знакомой мелодии , в знакомой тональности, выделить в ней устои, начальный звук и указать направление движения мелодии. Так составляется схема мелодии. Как правило, дети довольно быстро сами начинают анализировать мелодии песен и транспонируют их в знакомые тональности почти без ошибок. 4

Литература
1. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано, под ред. Л.Н. Раабена. Ленинград.: Государственное музыкальное издательство, 1963.31с. 5


В раздел дополнительное образование