Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Играем, танцуем, поём" (Ритмика и танец для дошкольников)

образовательная программа

Автор: Колосовская Ольга Васильевна, педагог-психолог, МАОУ ДО "Центр детского творчества", город Лабытнанги, ЯНАО



В раздел дополнительное образование


разовательное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОГРАММА

«Играем, танцуем, поём»
(Ритмика и танец для дошкольников) АВТОР:
Колосовская О.В.
– педагог дополнительного образования МОУ ДО ЦДТ г. Лабытнанги 2003 г. 2009 г. 2014г.
УТВЕРЖДЕНА РЕКОМЕНДОВАНА

Педагогическим советом Городским экспертным советом МОУ ДОД «Центр детского творчества» МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» Протокол № 3 от 3 марта 2009 г. Протокол № 2от 24 апреля 2009 г.
РЕКОМЕНДОВАНА РЕКОМЕНДОВАНА
Городским экспертным советом Городским экспертным советом Управления образования Управления образования Протокол №_2_от 27 сентября 2003 г. Протокол №_5_от 10 сентября 2014 г
ПРОГРАММА

«Играем, танцуем, поём»

Вид программы адаптированная

Направленность художественно-эстетическая

Возраст обучающихся 4 - 7 лет

Уровень освоения общекультурный

Объем курса 108 (216, 436) часов

Срок освоения 3 года
Автор
КОЛОСОВСКАЯ ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА -
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ, II квалификационная категория по должности «педагог ДО» Рецензент
ПТАШНИК ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА -
Зам. директора по УР МОУ ДОД ЦДТ
СОБОЛЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА -
педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 8

I. Пояснительная записка
Адаптированная программа дополнительного образования «Играем, танцуем, поем» составлена на основе программы «Танцевальная азбука»- автор Куливацкая Т. В. Г. Тамбов Вся вселенная - единый механизм, работающий по закону ритма; поднятие и опускание волн, приливы и отливы, рост и убывание луны, восходы и закаты, смена времен года, движение Земли и других планет – вся космическая система работает под действием закона ритма. В линии, в цвете, в течение реки, в ветре, в буре, во всей красоте природы существует постоянное движение. Именно это движение вызывает день и ночь, смену времен года, и это движение дает нам понимание того, что мы называем временем. Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм – это жизнь, переодетая в движение. Младенец начинает свою жизнь на земле движениями ручек и ножек, тем самым, показывая ритм своей природы и иллюстрируя философию, которая учит, что ритм есть признак жизни. Ритм есть в музыке, поэзии, живописи, архитектуре…. Но именно танец соединяет воедино движение и ритм, душу и тело, человека и окружающий мир. Танцы многих диких племен в различных частях света обладают резко выраженным ритмом, и это доказывает, что ритм происходит не от культуры, но от природы. Предрасположенность к танцу, присущая каждому человеку, также подтверждает эту врожденную природу красоты, которая выбирает ритм для своего выражения. Искусство танца является одним из ранних проявлений творчества человека. Именно в ритуальных танцах древний человек отражал своё отношение к окружающей его действительности, общался с «духом» природы. Истинный танец это не сумма различных поз и па. Танцующий должен присушиваться к своему сердцу, его танец опирается на ритмы глубоких эмоций. Очень важно именно в детстве привить ребёнку любовь к движению, к танцу, поскольку это раннее выражение его творчества может быть использовано для развития и сохранения его творческих импульсов, чтобы они в более зрелом возрасте проявились с ещё большей силой. Занятия ритмикой и танцем являются частью образовательной программы Школы раннего развития «Гармония»,
приоритетными направлениями
которой являются:  творческое и интеллектуальное развитие ребенка;  развитие эмоционально-волевой сферы;  физическое развитие. Одной из главных задач, стоящей перед Школой раннего развития, является подготовка дошкольников к обучению в общеобразовательной школе. Занятия ритмикой и танцем как нельзя более помогают решению этой задачи, так как с одной стороны способствуют эмоциональному раскрепощению, дают ребёнку возможность самовыражения через движение и пластику, с другой стороны развивают произвольное внимание, память, формируют внутреннюю дисциплину. Большое значение имеет и оздоровительный эффект занятий ритмикой. Практический опыт показывает, что музыкальная терапия, особенно песнетерапия и танцетерапия, оказывают эффективное целебное воздействие на все функциональные сферы индивидуума. Есть много научных исследований, подтверждающих благотворное влияние ритма, музыки и движения на организм. Так как музыкальные ритмы созвучны ритмам нашего организма и способны вызывать положительный резонанс. Каждый человек сам убеждался в этом многократно. Занятия ритмикой и танцами способствуют не только физическому оздоровлению (гармонизации работы внутренних органов, раскрепощению мышц, укреплению и развитию гибкости позвоночника), но и снятию эмоционального напряжения, избавлению от комплексов, поднятию настроения. Поэтому
занятия ритмикой можно смело отнести к здоровьесберегающим технологиям в педагогической практике.
Цель -
создание условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала личности ребёнка посредством занятий ритмикой и танцем. Занятия по программе позволяют решать следующие
задачи:

1.

творческое и эстетическое развитие
ребёнка: умение видеть и чувствовать красоту движения, понимать настроение музыки, выражать себя в танце, пластике, проявлять фантазию, развитие музыкального слуха, чувства ритма.
2. интеллектуальное развитие, формирование познавательных психических

процессов, развитие познавательной сферы
: развитие произвольного внимания, памяти, воображения, расширение кругозора, приобщение к культурным ценностям.
3. физическое развитие и здоровьесбережение:
развитие гибкости, пластичности, физической выносливости, формирование осанки, умение владеть своим телом, создание эмоционально-благоприятной среды.
4. развитие эмоционально-волевой сферы:
эмоциональное раскрепощение, снятие эмоциональных зажимов, умение контролировать свои эмоции, формирование внутренней дисциплины.
5. формирование навыков социального взаимодействия:
развитие коммуникативных навыков, умение работать в группе, умение взаимодействовать с партнёром, развитие чувства коллективизма, формирование адекватной самооценки.
Методы:

словесные методы:
беседа, объяснение, использование метафор, сказок. 
наглядные методы:
показ движений, видеоматериала. 
метод упражнения:
танцевальные и гимнастические движения, музыкально-ритмические упражнения, классический экзерсис, образные движения (игровой стретчинг). 
психогимнастика:
упражнения на релаксацию, эмоциональный настрой на занятие, психологические этюды. 
подвижные игры:
игры с мячом, эстафеты, игры на внимание
.

метод импровизации:
самостоятельное придумывание танца под музыку различного характера.
Факторы, влияющие на высокую эффективность образовательной деятельности.

Игра
является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому занятие по ритмике включает много игровых моментов. Игра поддерживает положительную мотивацию, позволяет снять эмоциональное напряжение, избежать ситуации неудачи. Даже сложные, требующие усилий элементы выполняются легко и с интересом, если они включены в сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-театрализации. Использование на занятиях элементов
игрового стретчинга
способствует формированию правильной осанки, навыков владения своим телом, развивает мышечное чувство, повышает жизненный тонус.
Соединение элементов стретчинга со сказочным

сюжетом,
(в котором каждая поза или движение связано с определённым образом или
героем), превращает трудные физические упражнения, требующие хорошей растяжки, мышечного напряжения, в увлекательное действо.
Классический танец
– азбука хореографии. Обучение танцу невозможно без занятий классическим экзерсисом. Классика – это фундамент для постановки корпуса, позиции рук и ног, база для хореографических понятий и названий, применяемых в любом танцевальном направлении, а также основная лексика хореографии.
Фольклорная музыка, народные танцы
являются неотъемлемой частью нашей культуры. Приобщение к искусству танца невозможно без знакомства с культурным наследием той страны, в которой мы живём и культурным наследием других стран. Ритмы народной музыки живут столетиями, передаются из поколения в поколение именно потому, что созвучны природе человека, его внутренним импульсам. Народная музыка оказывает благотворное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека, обращается к самым глубоким пластам его души. Для маленьких детей язык народной музыки прост и понятен, они с удовольствием разучивают русские народные песни, танцы, хороводы, знакомятся с ритмами и танцевальными движениями народов севера. На занятиях мы часто используем народные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы), это позволяет увеличить эффективность занятия и создать атмосферу праздника.
Музыкально-ритмические композиции
представляют собой соединение вокального исполнения с простыми танцевальными, ритмическими, и пантомимическими движениями. Когда дети не только поют, но и «протанцовывают» песню, они намного быстрее её запоминают, более эмоционально её воспринимают и получают гораздо большее удовольствие от её исполнения. С помощью таких музыкально-ритмических композиций дети являются активными участниками любого праздника или игровой программы. Для музыкально-ритмических композиций используются детские песни, народные в современной обработке, популярные эстрадные песни.
Психогимнастические упражнения
помогают настроиться на занятие после перемены, расслабиться и отдохнуть после интенсивных упражнений, активизировать внимание, «раскрыть» каналы восприятия, учат навыкам саморегуляции, развивают воображение.
Танцевальные постановки,
в которых участвуют дети, способствуют развитию артистизма, учат умению держаться на публике, создают ситуацию успеха для участников выступления, формируют чувство коллективизма и ответственности за общий успех, приучают детей бережно относиться к сценическим костюмам. Дети готовят танцевальные постановки к различным праздникам (Новый год, Начало учебного года, Выпускной бал и др.), концертам, игровым программам. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, 36 (72 часа) в год. Количество занятий в неделю определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, входящих в состав группы. Для детей, входящих в состав танцевального коллектива «Лучик» объем программы составляет 144 часа в год. Увеличено количество часов на танцевальные постановки. Продолжительность образовательного процесса – 3 года.
Оценка эффективности реализации программы.
Для оценки эффективности реализации программы используются:  Уровень ЗУН, разработанный для каждого года обучения  Критерии, по которым ведётся наблюдение за каждым ребёнком  Репертуар танцевальных постановок
 Количество выпускников ШРР, продолживших занятия танцем в других хореографических коллективах. ЗУН включают теоретические понятия, термины, используемые на занятиях, умения и навыки, полученные детьми и умение их применить.
Знания, умения, навыки
К концу первого года обучения дети должны:  знать термины: громко – тихо, высоко – низко, характер музыки (бодрый, весёлый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);  знать название простых общеразвивающих упражнений (шаг «лошадки», «лёгкий бег», ходьба на носках, пятках);  уметь выполнять упражнения и танцевальные движения под музыку, размер 2/4, 4/4;  уметь слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;  уметь повторить простейший ритмический рисунок;  выполнять простейшие подражающие движения;  участвовать в танцевальных композициях. К концу второго года обучения дети должны:  знать термины, связанные с различными композиционными перестроениями («змейкой», «круг», «карусель», «звёздочка»);  знать названия и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, пропадание, тройной шаг с притопом, ковырялочка;  уметь начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;  передавать движением сильную и слабую долю такта;  свободно двигаться под музыку различного характера;  участвовать в танцевальных композициях. К концу третьего года обучения дети должны:  знать термины классического танца и их значение, уметь их выполнять (Demi plie, Battman tendu, Releve);  знать названия и уметь исполнять танцевальные движения: упрощенный вариант вальсовой дорожки, «окошечко», «лодочка», ковырялочка;  уметь самостоятельно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;  передавать движением сильную и слабую долю такта;  свободно двигаться под музыку различного характера;  участвовать в танцевальных композициях В качестве
критериев
для наблюдения выбраны :
- способность владеть своим телом
(высокий уровень: самостоятельный контроль над осанкой, способность быстро и точно запоминать и воспроизводить движения; устойчивость, равновесие, координация движений; средний уровень: внешний контроль над осанкой, запоминание и воспроизведение движений после нескольких повторений;
низкий уровень: постоянный внешний контроль над осанкой; неточное воспроизведение движений, запоминание движения только после многократных повторений, быстрое забывание.
- музыкально-ритмическая координация
(высокий уровень: полное соответствие танцевального движения музыкальному ритму независимо от темпа; умение различать на слух музыкальный размер (2/4, 4/4, ¾). средний уровень: соответствие танцевального движения простым музыкальным ритмам, умение различать на слух один из музыкальных размеров (2/4, 4/4, ¾). низкий уровень: несоответствие танцевальных движений музыкальным ритмам, неумение различать на слух музыкальные размеры.
- развитие художественно - творческих способностей
высокий уровень: постоянное проявление творческой инициативы, богатая фантазия, артистизм, способность к импровизации. средний уровень: проявление творческой инициативы в отдельных случаях. низкий уровень: действие по образцу, неспособность к импровизации.
Общие теоретические понятия
В течение всего обучения дети знакомятся со следующими понятиями:  позиции рук;  позиции ног;  линия танца;  точка зала;  направление движения;  опорная, рабочая нога;  сильная доля такта;  характер музыки.
Общеразвивающие упражнения
Движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики,
движения по

линии танца
:  ходьба на носках;  ходьба, высоко поднимая колени;  ходьба лицом и спиной;  бег с подскоками;  галоп спиной и лицом в центр круга;  лёгкий (танцевальный) бег. Задача данных упражнений: обогатить набор движений, развить координацию движений детей, разработать мышцы спины, научить ориентироваться в зале, выполнять команды. Количество каждого вида упражнений 4 -8 раз, на счёт 4, 16, 32. Общая продолжительность – 3-5 минут. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста детей, степени их подготовки, психического и физического развития.
Разминка
Разминка проводится на каждом занятии в виде гимнастических и образных упражнений.
Гимнастические упражнения
включаются в каждое занятие под музыку (она придаёт занятиям большую эмоциональность, поднимает у детей тонус, помогает воспитанию у них ритмичности и точности движений). Занятия направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладению навыками совершенного управления своим телом, развитию оздоровительных возможностей.
Образные упражнения (игровой стретчинг)
являются наиболее интенсивным для детей видом музыкально – ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно – творческих способностей детей – проявление фантазии,
выдумки, активности. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных героев. Отражают движениями повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, передают «бег» автомобиля, поезда, и д.т. Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. Количество повторений каждого вида упражнений 4 -8 раз, на счёт 4, 16, 32. Общая продолжительность – 3-5 минут. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста детей, степени их подготовки, психического и физического развития.  выработка устойчивой правильной осанки, навыков совершенного владения своим телом, свободы, раскованности, грациозности движений;  развитие мышечного чувства (спины, рук, ног, шеи);  формирование вестибулярных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия), ориентировка в пространстве, координации движений;  активизация защитных сил организма; ритмизация двигательной деятельности (совмещение звука, ритма и движений);  управление эмоциональной сферой детей, развитие их волевых качеств в процессе специальных упражнений;  развитие художественно – творческих способностей;  воспитание уверенности в себе, в своих силах, возможностях своего организма.
Танцевальные элементы и танцы
Большое влияние на занятиях уделяется изучению элементов танца. Движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Благодаря танцевальной форме упражнения дают детям свободно двигаться, выбирать танцевальные элементы по своему желанию и характеру музыки. Задачи этого раздела: научить двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно: составлять композиции, придумывать несложные пляски, танцы с помощью педагога, овладеть танцевальными элементами. В течение трёх лет дети участвуют в нескольких танцевальных постановках, которые представляют на праздниках, игровых программах, концертах.

II. Тематический план

1 год обучения

(1 час в неделю, 36 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет
2

1

1

2.
Здравствуй музыка!
2

1

1

3.
Танцы – это серьёзно!
2

2

-

4.
Общеразвивающие упражнения.
5

2

3

5.
Физкультминутки
3

1

2

6.
Музыкально – ритмические игры
4

1

3

7.
Упражнения с предметами
4

1

3

8.
Упражнения без предметов
4

1

3

9.
Подвижные игры
4

-

4

10

.
Психогимнастика
4

1

3

11

.
Танцевальные движения и построение композиций
4

1

3


12

.
Итоговое занятие
2

-

2

Итого:

36 часов

Тематический план

1 год обучения

(2 часа в неделю, 72 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет
2

1

1

2.
Здравствуй музыка!
2

1

1

3.
Танцы – это серьёзно!
2

2

-

4.
Общеразвивающие упражнения.
10

2

8

5.
Физкультминутки
6

1

5

6.
Музыкально – ритмические игры
8

1

7

7.
Упражнения с предметами
8

1

7

8.
Упражнения без предметов
8

1

7

9.
Подвижные игры
8

-

8

10

.
Психогимнастика
8

1

7

11

.
Танцевальные движения и построение композиций
8

1

7


12

.
Итоговое занятие
2

-

2

Итого:

72 часа

Тематический план

1 год обучения

(4 часа в неделю, 144 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет
2

1

1

2.
Здравствуй музыка!
2

1

1

3.
Танцы – это серьёзно!
2

2

-

4.
Общеразвивающие упражнения.
20

2

18

5.
Физкультминутки
12

1

11

6.
Музыкально – ритмические игры
16

1

15

7.
Упражнения с предметами
16

1

15

8.
Упражнения без предметов
16

1

15

9.
Подвижные игры
16

-

16

10

.
Психогимнастика
16

1

15

11

.
Танцевальные движения и построение композиций
24

1

23


12

.
Итоговое занятие
2

-

2

Итого:

144 часа

III. Содержание программы

1 год обучения

1. Введение в предмет:
инструктаж по технике безопасности и санитарно – гигиенические требования на занятиях ритмики. Цели и задачи общеразвивающих упражнений и разминки: познакомить с теоретическими понятиями классического образца: позиции рук, ног.
2. Здравствуй музыка!
(Познакомить детей с характером музыки(бодрый, весёлый, печальный, грустный), метроритмом (громко – тихо, высоко - низко), темпом музыки и движения (быстро, медленно, умеренно). Научить придумывать движения в соответствии с характером, темпом музыки.).
3. Танцы – это серьёзно!
(Познакомить детей с историей возникновения танца. Темы: «Кто придумал первый танец?», «Первые маскарады», «Круг – символ солнце», «Круг становится квадратом», «Короли на пуантах», «Скоморохи – весёлые молодцы», «Танцы вместо школы».).
4. Общеразвивающие упражнения.
(Познакомить и научить детей выполнять фигурную маршеровку: «Змейка», «Улитка», по линии танца; научить выполнять построение по кругу, в шеренгу, в колонну; научить выполнять упражнения для выработки правильной и красивой осанки (рук, ног, плечевого пояса, туловища); дать понятия: «Точка зала», «Исходное положение», «Рабочая нога», «Опорная нога».).
5. Физкультминутки.
(Разучить стихотворения и соответствующие к ним движения; добиваться выразительного исполнения движений; дети должны уметь самостоятельно исполнять физкультминутки.).
6. Музыкально – ритмические упражнения.
(Разучить с детьми музыкальные игры: «Зверобика», «Хоровод дружбы», «Буги - Вуги», «Мы пойдём сначала вправо…», «Барыня» и т.д.).
7. Упражнения с предметами.
(Познакомить детей со спортивными атрибутами: мячами, обручами, скакалками и т.д. Научить детей выполнять упражнения с этими предметами.).
8. Упражнения без предметов.
(Научить детей выполнять упражнения на гибкость, ловкость, равновесия, и выполнять их в парах.).
9. Подвижные игры.
(Познакомить детей с играми: «Сова», «Кошки - мышки», «Море волнуется…» и т.д.).

10. Психогимнастика.
(Познакомить детей с игровой психопластикой (игровой стретчинг), рассказать о её значении, научить расслаблять своё тело и отдыхать).
11. Танцевальные движения и построение композиций.
(Познакомить детей с элементами русского народного, историко – бытового, бального танцев, с их историей, характерными особенностями, стилями; научить выполнять композиционные перестроения: «парами», «парами по кругу», «парами в шеренгу».).
12. Итоговое занятие.

IV. Методическое обеспечение

1 год обучения



Тема

Формы занятий,

используемые приёмы и

методы

Дидактический

материал, техническое

обеспечение занятий

Формы

подведения

итогов

1.
Введение в предмет. Словесные методы обучение, беседа. компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски. Собеседование.
2.
Здравствуй музыка! Урок – игра. Словесные методы обучение: беседа, рассказ, разъяснение, игра, показ действиями. компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Собеседование.
3.
Танцы – это серьёзно! Урок – игра. Словесные методы обучение: беседа, рассказ, разъяснение, игра, показ действиями. компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Собеседование.
4.
Общеразвивающи е упражнения. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа, рассказ, объяснение; наглядный метод: показ действия. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение упражнений.
5.
Физкультминутки. Урок – игра. Словесные методы обучение: беседа, рассказ, разъяснение, игра, показ действиями. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Игровой конкурс.
6.
Музыкально – ритмические игры. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Игровой конкурс.
7.
Упражнения с предметами. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия; игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Устный опрос.
8.
Упражнения без предметов. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия; игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение упражнений.
9.
Подвижные игры. Урок – игра. Создание ситуации успеха. Словесные методы обучение: беседа, рассказ, разъяснение, игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). -

10

.
Психогимнастика. Урок – игра. Психологические этюды. Словесные методы обучение: рассказ, беседа. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Беседа.
11

.
Танцевальные движения и построение композиций. Комбинированные занятия: Урок – игра. Урок – конкурс. Словесный метод: беседа, рассказ; наглядный метод: показ действия, игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение творческих заданий.
12

.
Итоговое занятие. Беседа. Музыкальное сопровождение (фортепиано). Собеседование.
V. Тематический план

2 год обучения

(1 час в неделю, 36 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет.
2

1

1

2.
Музыкально – ритмические игры.
3

1

2

3.
Общеразвивающие упражнения.
3

1

2

4.
Физкультминутки.
3

1

2

5.
Комплекс упражнений с предметами.
3

1

2

6.
Комплекс упражнений без предметов
3

1

2

7.
Основы классического танца
5

1

4

8.
Подвижные игры
3

-

3


9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
3

1

2

10

.
Танцевальные движения и построение композиций
6

1

5

11

.
Итоговое занятие
2

-

2

Итого:

36 часа

Тематический план

2 год обучения

(2 часа в неделю, 72 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет.
4

2

2

2.
Музыкально – ритмические игры.
6

1

5

3.
Общеразвивающие упражнения.
7

2

5

4.
Физкультминутки.
6

1

5

5.
Комплекс упражнений с предметами.
6

2

4

6.
Комплекс упражнений без предметов
6

2

4

7.
Основы классического танца
12

2

10

8.
Подвижные игры
6

-

6


9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
6

1

5

10

.
Танцевальные движения и построение композиций
11

2

9

11

.
Итоговое занятие
2

1

1

Итого:

72 часа

Тематический план

2 год обучения

(4 часа в неделю, 144 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет.
4

2

2

2.
Музыкально – ритмические игры.
12

1

11

3.
Общеразвивающие упражнения.
14

2

12

4.
Физкультминутки.
12

1

11

5.
Комплекс упражнений с предметами.
12

2

10

6.
Комплекс упражнений без предметов
12

2

10

7.
Основы классического танца
24

2

22

8.
Подвижные игры
12

-

12


9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
12

1

11

10

.
Танцевальные движения и построение композиций
28

2

26

11

.
Итоговое занятие
2

1

1

Итого:

144 часа

VI. Содержание программы

2 год обучения

1. Введение в предмет:
инструктаж по технике безопасности и санитарно – гигиенические требования на занятиях ритмики. Цели и задачи общеразвивающих упражнений и разминки: познакомить с теоретическими понятиями классического образца: позиции рук, ног.
2. Общеразвивающие упражнения.
(Продолжать знакомить детей с упражнениями для выработки правильной и красивой осанки (рук, ног, плечевого пояса, туловища), на развитие силы ловкости и т.д.).
3. Физкультминутки. (
Продолжать разучивать физкультминутки, дети должны уметь самостоятельно исполнять физкультминутки.).
4. Музыкально – ритмические упражнения.
(Разучить с детьми музыкальные игры: «Если весело живётся, делай так…», «Буратино», «Ежик», «Карусель», «Сороконожки» и т.д.).
5. Комплекс упражнений с предметами.
(Разучить комплекс упражнений со спортивной атрибутикой: мячами, шарами, гимнастическими палками, скакалками и уметь их показывать.).
6. Комплекс упражнений без предметов.
(Разучить комплекс упражнений на развитие гибкости, ловкости, упражнения в парах и уметь их показывать.).
7. Основы классического танца.
(познакомить с элементами классического тренажа, их названием, разъяснить их значение; познакомить с позициями ног: 3,5, рук: подготовительная, 1, 2, 3.).

8. Подвижные игры.
(Продолжать знакомить детей с подвижными играми «Нос – ухо – нос», «запрещённое движение» и т.д.).
9. Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
(Продолжать знакомить детей с упражнениями на расслабление, этюдами.).
10. Танцевальные движения и построение композиций.
(Совершенствовать элементы различных танцев, уметь выполнять танцевальные движения этих танцев, передавать их характер, стиль.).
11. Итоговое занятие.

VII. Методическое обеспечение

2 год обучения



Тема

Формы занятий,

используемые приёмы и

методы

Дидактический

материал, техническое

обеспечение занятий

Формы

подведения

итогов

1.
Введение в предмет. Словесные методы обучение, беседа. Компьютер, СD MP диски. Собеседование.
2.
Общеразвивающи е упражнения. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа, рассказ, объяснение; наглядный метод: показ действия, игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение упражнений.
3.
Физкультминутки. Урок – игра. Словесные методы обучение: беседа, рассказ, разъяснение, игра; наглядный метод: показ действиями, спортивные композиции. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Игровой конкурс.
4.
Музыкально – ритмические игры. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; игра. Компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Игровой конкурс.
5.
Комплекс упражнений с предметами. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия; игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение комплекса упражнений.
6.
Комплекс Комбинированные Магнитофон, компьютер, Самостоятельно
упражнений без предметов. занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия; игра, пальчиковая гимнастика. СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). е выполнение комплекса упражнений.
7.
Основы классического танца. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия. Компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Практическое выполнение заданий.
8.
Подвижные игры. Игры (групповые, спортивные). Создание ситуации успеха. Словесные методы обучение: беседа, разъяснение. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). -
9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию. Игра. Психологические этюды. Выразительная пантомима, пластические упражнения (стретчинг). Словесные методы обучение: рассказ, беседа; наглядный метод: показ действия. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Беседа.
10

.
Танцевальные движения и построение композиций. Комбинированные занятия: Урок – игра. Урок – конкурс. Словесный метод: беседа, рассказ; наглядный метод: показ действия, народные игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение творческих заданий.
11

.
Итоговое занятие. Беседа. Музыкальное сопровождение (фортепиано). Показательное выступление.
VIII. Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю, 36 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет.
4

2

2

2.
Музыкально – ритмические игры.
3

1

2

3.
Общеразвивающие упражнения.
3

1

2

4.
Физкультминутки.
3

1

2

5.
Комплекс упражнений с предметами.
3

1

2


6.
Комплекс упражнений без предметов
3

1

2

7.
Основы классического танца
4

1

3

8.
Подвижные игры
3

-

3

9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
3

1

2

10

.
Танцевальные движения и построение композиций
5

1

4

11

.
Итоговое занятие
2

1

1

Итого:

36 часа

Тематический план

3 год обучения

(2 часа в неделю, 72 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет.
4

2

2

2.
Музыкально – ритмические игры.
6

1

5

3.
Общеразвивающие упражнения.
6

1

5

4.
Физкультминутки.
6

1

5


5.
Комплекс упражнений с предметами.
6

1

5

6.
Комплекс упражнений без предметов
6

1

5

7.
Основы классического танца
10

2

8

8.
Подвижные игры
6

-

6

9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
6

1

5

10

.
Танцевальные движения и построение композиций
14

2

12

11

.
Итоговое занятие
2

1

1

Итого:

72 часа

Тематический план

3 год обучения

(4 часа в неделю, 144 часа в год)



Тема занятий.

Общее

кол – во

часов

Теоретич.

Практич.

1.
Введение в предмет.
4

2

2

2.
Музыкально – ритмические игры.
12

1

11

3.
Общеразвивающие упражнения.
14

2

12

4.
Физкультминутки.
12

1

11


5.
Комплекс упражнений с предметами.
12

2

10

6.
Комплекс упражнений без предметов
12

2

10

7.
Основы классического танца
24

2

22

8.
Подвижные игры
12

-

12

9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
12

1

11

10

.
Танцевальные движения и построение композиций
28

2

26

11

.
Итоговое занятие
2

1

1

Итого:

144 часа

IX. Содержание программы

3 год обучения

1. Введение в предмет:
инструктаж по технике безопасности и санитарно – гигиенические требования на занятиях ритмики. Цели и задачи общеразвивающих упражнений и разминки: познакомить с теоретическими понятиями классического образца: позиции рук, ног.
2. Общеразвивающие упражнения.
(Продолжать знакомить детей с упражнениями для выработки правильной и красивой осанки (рук, ног, плечевого пояса, туловища), на развитие силы ловкости и т.д.).
3. Физкультминутки. (
Продолжать разучивать физкультминутки, дети должны уметь самостоятельно исполнять физкультминутки.).
4. Музыкально – ритмические упражнения.
(Разучить с детьми музыкальные игры: «Если весело живётся, делай так…», «Буратино», «Ежик», «Карусель», «Сороконожки» и т.д.).

5. Комплекс упражнений с предметами.
(Разучить комплекс упражнений с музыкальными инструментами и спортивной атрибутикой: мячами, шарами, гимнастическими палками, скакалками, и уметь их показывать.).
6. Комплекс упражнений без предметов.
(Разучить комплекс упражнений на развитие гибкости, ловкости, упражнения в парах и уметь их показывать.).
7. Основы классического танца.
(познакомить с элементами классического тренажа, их названием, разъяснить их значение; познакомить с позициями ног: 3,5, рук: подготовительная, 1, 2, 3.).
8. Подвижные игры.
(Продолжать знакомить детей с подвижными играми «Нос – ухо – нос», «запрещённое движение» и т.д.).
9. Психогимнастика. Упражнения на релаксацию.
(Продолжать знакомить детей с упражнениями на расслабление, этюдами.).
10. Танцевальные движения и построение композиций.
(Совершенствовать элементы различных танцев, уметь выполнять танцевальные движения этих танцев, передавать их характер, стиль.).
11. Итоговое занятие.

X. Методическое обеспечение

3 год обучения



Тема

Формы занятий,

используемые приёмы и

методы

Дидактический

материал, техническое

обеспечение занятий

Формы

подведения

итогов

1.
Введение в предмет. Словесные методы обучение, беседа. Компьютер, СD MP диски. Собеседование.
2.
Общеразвивающи е упражнения. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа, рассказ, объяснение; наглядный метод: показ действия, игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение упражнений.
3.
Физкультминутки. Урок – игра. Словесные методы обучение: беседа, рассказ, разъяснение, игра; наглядный метод: Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение Игровой конкурс.
показ действиями, спортивные композиции. (фортепиано).
4.
Музыкально – ритмические игры. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; игра. Компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Игровой конкурс.
5.
Комплекс упражнений с предметами. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия; игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение комплекса упражнений.
6.
Комплекс упражнений без предметов. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия; игра, пальчиковая гимнастика. Магнитофон, компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение комплекса упражнений.
7.
Основы классического танца. Комбинированные занятия: словесный метод: беседа; наглядный метод: показ действия. Компьютер, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Практическое выполнение заданий.
8.
Подвижные игры. Игры (групповые, спортивные). Создание ситуации успеха. Словесные методы обучение: беседа, разъяснение. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). -
9.
Психогимнастика. Упражнения на релаксацию. Игра. Психологические этюды. Выразительная пантомима, пластические упражнения (стретчинг). Словесные методы обучение: рассказ, беседа; наглядный метод: показ действия. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Беседа.
10

.
Танцевальные движения и построение композиций. Комбинированные занятия: Урок – игра. Урок – конкурс. Словесный метод: беседа, рассказ; наглядный метод: показ действия, народные игра. Магнитофон, компьютер, аудио – кассеты, СD MP диски, музыкальное сопровождение (фортепиано). Самостоятельно е выполнение творческих заданий.
11

.
Итоговое занятие. Беседа. Музыкальное сопровождение (фортепиано). Показательное выступление.
XI. Список литературы

1.
Арсентьев Ж. Ритмика / «Начальная школа» №3, 1994
2.
Барышникова Т. Азбука хореографии.- М.: 2000
3.
Бекина С., Т. Ломова, Соковнина Музыка в движении (3 – 5 лет).- М.: «Просвещение», 1984
4.
Бекина С., Т. Ломова, Соковнина Музыка в движении (6 – 7 лет).-М.: «Просвещение», 1984
5.
Василенко Е. Танец.- М.: «Искусство», 1968
6.
Воронина И. Историко – бытовой танец.- М.: «Искусство», 1980

7.
Константинова А. Психогимнастика.- С-Пб.: 1996
8.
Константинова А. Сюжетно – ролевые игры для дошкольников (приложение к методике игрового стретчинга).- С-Пб.: 1994
9.
Константинова А. Игровой стретчинг.-С –Пб.: 1993
10.
Константинова А. Сюжетно – ролевые игры для дошкольников (приложение к методике психогимнастики и игротренинга).- С-Пб.: 1996
11.
Константинова А., Е. Макарова Ритмическая гимнастика и игровой танец на занятиях стретчингом).- С-Пб.: 1993
12.
Коренева Т. Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / 2 часть Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003
13.
Коренева Т. Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ 1 часть Гуманитарный издательский центр «Владос»,2003
14.
Костравицкая В., Писарев А. Школа классического танца.- Ленинград «Искусство», 1968
15.
Лифиц И. Ритмика.- М.: 1992
16.
Руднева С., Э. Фиш Ритмика – музыкальное движение.- М.: «Просвещение», 1972
17.
Ткаченко Т. «Народный танец» Москва «Искусство» 1967г.
18.
Устинова Т. «Русский народный танец» Москва «Искусство» 1967г.
19.
Франке Г ., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике.- М.: «Музыка» 1987
20.
Чибрикова – Луговская А. Ритмика.- «Дрофа», 1998


В раздел дополнительное образование