"Роль семьи в жизни человека"
Конспект занятия
Автор: Емелева Олеся Сергеевна, педагог - психолог учебного отдела, ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище", г. Тюмень
В раздел дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГКОУ «ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
КОНСПЕКТ
ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Выполнила: педагог –
психолог
учебного отдела Емелева
Олеся Сергеевна
Тюмень, 2016
КОНСПЕКТ
ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Продолжительность занятия:
45-50 мин.
Ход занятия.
1.Вступительная часть. Приветствие. Знакомство с понятием – семья. Здравствуйте уважаемые кадеты, гости, мне очень приятно видеть Вас. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с прочтения притчи, которая называется «Волшебная копейка» Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что-кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
Как вы думаете, о чем эта притча? Как будет звучать тема нашего занятия? Правильно ребята, говорить мы будет не только о семье, а о том какую роль играет семья в жизни человека. Ребята подумайте и скажите, что такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. 2. Основная часть. Воспитание уважительного отношения к семье, воспитание культуры семейной жизни. Для того, чтобы определить какое место в вашей жизни занимает семья, я предлагаю Вам выполнить упражнение
«Значимость семьи».
Ребята, Вам необходимо проранжировать список жизненных ценностей. Более значимую ценность Вы отметите цифрой 1, цифрой 8 соответственно – менее значимую ценность. Список жизненных ценностей. - здоровье; - благополучие семьи и близких; - материальная обеспеченность; - хорошая работа; - карьера; - слава; -отдых; - образование. Обсуждение: Скажите пожалуйста, каком место в вашей жизни занимает семья?
Упражнение «Ассоциации»
Ребята какие ассоциации у Вас возникают со словом «семья»? Молодцы, правильно. А каждому ли человеку нужна семья? Чтобы понять каждый ли человек нуждается в семья, я предлагаю Вам выполнить
Упражнение «Семья или…».
В данном упражнении мы будем разыгрывать ситуации, для этого нам необходимо разделиться на 2
подгруппы. Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить окружающих в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления и т.д. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа – сторонники одиноко образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их смогли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными. Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, она дает ему ощущение любви, тепла, защищенности и надежности. Ребята, как вам известно все семьи разные, есть семьи счастливые, дружные, крепкие, надежные, а есть семьи несчастливые, где люди постоянно ссорятся, обижаются друг на друга. Подумайте и скажите, от чего это зависит? Ребята, сейчас я предлагаю Вам послушать
«Легенду о семье»
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ) Вывод. Только терпение и умение владеть своими эмоциями поможет вам сохранить семью и выстроить надежные и крепкие отношения.
Упражнение «Семейные истории».
В жизни каждой семьи случаются радостные и печальные события. Сейчас я предлагаю Вам вспомнить эти события. Для этого разделите лист бумаги пополам линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит в семье. Нарисуйте на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное со
своей семьей, а на другой — несчастливое воспоминание. Затем каждый участник по кругу представит свою историю, изображенную на картинке. Ребята, подумайте и скажите, помогает ли Вам ваша семья переживать неприятности и если да, то как это происходит?
Пословицы «О семье».
Ребята какие пословицы Вы знаете о семье? Хорошо, молодцы. Сейчас я буду зачитывать начало пословицы, а Ваша задача ее продолжить. 1. Вся семья вместе, … (так и душа на месте). 2. Семья без детей, что… (часы без гирьки). 3. Где любовь да совет,… (там и горя нет). 4. Муж без жены - … (что гусь без воды). 5. На что и клад, коли… (в семье лад). 6. В гостях хорошо, …( а дома лучше). 7. В каждой избушке…(свои погремушки). 8. Семья сильна, когда… (над ней крыша одна). 9. Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается). 10. Семейный горшок… (всегда кипит). Молодцы ребята, Вы хорошо знаете поговорки о семье. Сегодня на занятии Вы освежили и пополнили свои знания о семье. 3. Заключительная часть. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Сейчас я предлагаю Вам подумать, о том какие семейные ценности существуют, после того, как Вы подумаете, Вам нужно будет по очереди подходить к плакату и на листьях дерева написать ту ценность, которая для вашей семьи является самой важной. Молодцы ребята мы с Вами составили дерево семейных ценностей. Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте подведем итог.
Рефлексия.
Что нового Вы узнали на занятии? Измените ли Вы свое отношение к родителям и если да, то что этому поспособствовало? Что из сказанного запомните на всю жизнь? Ребята, большое спасибо за работу.
Тюмень, 2016
КОНСПЕКТ
ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Продолжительность занятия:
45-50 мин.
Ход занятия.
1.Вступительная часть. Приветствие. Знакомство с понятием – семья. Здравствуйте уважаемые кадеты, гости, мне очень приятно видеть Вас. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с прочтения притчи, которая называется «Волшебная копейка» Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что-кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
Как вы думаете, о чем эта притча? Как будет звучать тема нашего занятия? Правильно ребята, говорить мы будет не только о семье, а о том какую роль играет семья в жизни человека. Ребята подумайте и скажите, что такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. 2. Основная часть. Воспитание уважительного отношения к семье, воспитание культуры семейной жизни. Для того, чтобы определить какое место в вашей жизни занимает семья, я предлагаю Вам выполнить упражнение
«Значимость семьи».
Ребята, Вам необходимо проранжировать список жизненных ценностей. Более значимую ценность Вы отметите цифрой 1, цифрой 8 соответственно – менее значимую ценность. Список жизненных ценностей. - здоровье; - благополучие семьи и близких; - материальная обеспеченность; - хорошая работа; - карьера; - слава; -отдых; - образование. Обсуждение: Скажите пожалуйста, каком место в вашей жизни занимает семья?
Упражнение «Ассоциации»
Ребята какие ассоциации у Вас возникают со словом «семья»? Молодцы, правильно. А каждому ли человеку нужна семья? Чтобы понять каждый ли человек нуждается в семья, я предлагаю Вам выполнить
Упражнение «Семья или…».
В данном упражнении мы будем разыгрывать ситуации, для этого нам необходимо разделиться на 2
подгруппы. Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить окружающих в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления и т.д. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа – сторонники одиноко образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их смогли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными. Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, она дает ему ощущение любви, тепла, защищенности и надежности. Ребята, как вам известно все семьи разные, есть семьи счастливые, дружные, крепкие, надежные, а есть семьи несчастливые, где люди постоянно ссорятся, обижаются друг на друга. Подумайте и скажите, от чего это зависит? Ребята, сейчас я предлагаю Вам послушать
«Легенду о семье»
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ) Вывод. Только терпение и умение владеть своими эмоциями поможет вам сохранить семью и выстроить надежные и крепкие отношения.
Упражнение «Семейные истории».
В жизни каждой семьи случаются радостные и печальные события. Сейчас я предлагаю Вам вспомнить эти события. Для этого разделите лист бумаги пополам линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит в семье. Нарисуйте на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное со
своей семьей, а на другой — несчастливое воспоминание. Затем каждый участник по кругу представит свою историю, изображенную на картинке. Ребята, подумайте и скажите, помогает ли Вам ваша семья переживать неприятности и если да, то как это происходит?
Пословицы «О семье».
Ребята какие пословицы Вы знаете о семье? Хорошо, молодцы. Сейчас я буду зачитывать начало пословицы, а Ваша задача ее продолжить. 1. Вся семья вместе, … (так и душа на месте). 2. Семья без детей, что… (часы без гирьки). 3. Где любовь да совет,… (там и горя нет). 4. Муж без жены - … (что гусь без воды). 5. На что и клад, коли… (в семье лад). 6. В гостях хорошо, …( а дома лучше). 7. В каждой избушке…(свои погремушки). 8. Семья сильна, когда… (над ней крыша одна). 9. Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается). 10. Семейный горшок… (всегда кипит). Молодцы ребята, Вы хорошо знаете поговорки о семье. Сегодня на занятии Вы освежили и пополнили свои знания о семье. 3. Заключительная часть. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Сейчас я предлагаю Вам подумать, о том какие семейные ценности существуют, после того, как Вы подумаете, Вам нужно будет по очереди подходить к плакату и на листьях дерева написать ту ценность, которая для вашей семьи является самой важной. Молодцы ребята мы с Вами составили дерево семейных ценностей. Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте подведем итог.
Рефлексия.
Что нового Вы узнали на занятии? Измените ли Вы свое отношение к родителям и если да, то что этому поспособствовало? Что из сказанного запомните на всю жизнь? Ребята, большое спасибо за работу.
В раздел дополнительное образование