Методическая разработка учебного занятия изготовление в технике оригами солдатского головного убора "Пилотка"
Методическая разработка занятия
Автор: Исламова Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "ЦТТ "Гефест", г. Уфа
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр технического творчества «Гефест»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Разработал педагог ДО Исламова И.В.
Объединение НТМ «Ассоль»
1
Методическая разработка учебного занятия изготовление в технике оригами солдатского головного убора «Пилотка» - УФА: «ЦТТ «Гефест», 2015г. Печатается по решению методического совета МБОУ ДО «ЦТТ «Гефест», протокол № 5 от 29.05.2013г. Автор: Исламова Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования «ЦТТ «Гефест» Компьютерная верстка: В.Н. Сатыева 2
Пояснительная записка:
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. В процессе освоения техники «оригами» происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению, развивается мелкая моторика, ориентирование детей в пространстве, воображение . Занятия направлены на повышение интеллекта и престижа духовных ценностей.
Цель:
Научить детей изготавливать солдатский головной убор в технике оригами.
Задачи:
1
.
Обучающие:
Познакомить детей с техникой оригами. Научить читать схемы складывания. Научить следовать устным инструкциям и последовательности действий.
2
.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, внимание. Развивать способность работать руками.
3
.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, Воспитывать духовно - нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны; Пробуждение и укрепление чувства уважения и признательности к защитникам нашей Родины; формирование у учащихся интереса к изучению истории.
Ожидаемые результаты занятия:
Должны знать:
1.Технику оригами. 2.Схемы складывания. 3.Последовательность выполнения изделия.
Должны уметь:
1.Читать схемы складывания. 2.Применять устную инструкцию педагога. 3.Изготавливать военный головной убор «Пилотка» в технике оригами. 3
Возраст участников –
10-11 лет
Место проведения
– ЦД(Ю)ТТ «Гефест»
Форма проведения:
групповая
Тип урока:
комбинированный – соединение теоретических и практических знаний
Методические рекомендации по организации и проведению:
Данное занятие разработано в рамках личностно-ориентированного обучения. На занятии применяется индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос детей. Проводится большая работа по обогащению словаря детей, используется наглядный материал. Применяются здоровье- сберегающие технологии, 2 минутки отдыха. На этапе сообщения нового материала целесообразно устное объяснение, показ готового образца по теме, наглядное действие (складывание и склеивание деталей). При выполнении работы необходимо научить детей читать схемы, работать творчески: изменять цвет, размер.
Оборудование для детей:
цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, шаблон.
Оборудование для педагога:
образец солдатского головного убора «Пилотки», схемы складывания.
План
занятия. 1 Начальный этап - 2 мин. 2 Сообщение нового материала - беседа - 15мин. 3 Практический этап - 23 мин. 4 Подведение итогов – 5 мин. Ход занятия
.
1.
Начальный этап: а) организационный момент, б) проверка готовности детей к занятию.
2.
Сообщение нового материала по теме: «Пилотка».
3.
Практическая работа: а) проведение инструктажа по ТБ, б) складывание в технике оригами головного убора «Пилотка», в) физкультминутка, г) проверка работ и исправление недоделок.
4.
Подведение итогов: выставка готовых изделий.
Сценарий занятия
I . Начальный этап.
Педагог здоровается с детьми и отмечает отсутствующих и предлагает проверить, все ли готово у них к занятию. Начинают вместе перечислять материалы и инструменты для работы: два листа бумаги в формате А-4 зеленого цвета, и один лист красного цвета, шаблон звезды, клей, ножницы, карандаш. Рис. № 1
II этап: Сообщение нового материала.
Педагог: Прежде чем, приступить к нашему занятию я вам расскажу о детях-героях в годы Великой Отечественной войны и о солдатском головном уборе «Пилотка», который мы сегодня будем изготавливать.
Ход беседы:
4
Сегодня у нас будет необычное занятие. Скажите, пожалуйста, какой праздник в нашей стране скоро будет отмечаться? (Дети отвечают: «День Победы!» ) Молодцы, правильно! Педагог: - 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Расскажу вам о подвигах таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях. Рассказ педагога о детях-героях в годы Великой Отечественной войны. Педагог:с
ВасямКоробко
, вместе с партизанами уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "ПартизанумОтечественнойсвойны"м1чстепени.
Портнова Зина
, юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители».
Голиков Леонид
, юный герой-партизан, участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза. Педагог: - Вот такие были дети-герои, когда вся страна встала на защиту своей земли. И их было очень, очень много! Они недаром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. Во многих городах и поселках нашей Родины зажжен Вечный Огонь в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. Давайте встанем и помолчим. (Минута молчания).
III этап. Практическая работа.
Педагог:
Повторим правила техники безопасности: Класть ножницы справа от себя, закрытыми. Передавать ножницы колечками вперед. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Осторожно обращаться с клеем.
Педагог:
- Итак, давайте начнём. (Демонстрация готового головного убора «Пилотка»). Вот такую солдатскую пилотку – головной убор, защитного цвета сплюснута с боков, впереди её украшает красная звёздочка, носили мужчины, женщины и дети. Во времена Советского Союза солдатская пилотка защитного цвета была мечтой многих мальчишек и девчонок. Все дети и подростки хотели иметь такие пилотки, что многие дети и родители их шили вручную и на швейной машинке, делали из газет. В качестве головного убора для пионеров была выбрана именно пилотка. Имея солдатскую пилотку, дети в мирное время играли в «Зарницу», и в «войнушку». 5
В канун праздника Дня Победы солдатская пилотка может стать хорошим подарком к празднику.
Педагог:
- Итак, давайте начнём. Приложение №2. 1. Берем два листа бумаги и склеиваем их между собой, накладывая один лист на другой примерно на 0,5-1 см. Получился прямоугольник из него мы сложим солдатскийоголовнойнуборт–шпилотку.кПолученныйшразмерщлиста подходитвпотразмеруьдлятголовыивашегоьвозраста..Рис.№2 2. Складываем прямоугольный лист бумаги пополам, з агибаем верхние углы к середине. Рис.№3 3. Нижние края с двух сторон отгибаем (каждый в свою сторону) и подгибаем внутрь боковые уголки. Рис. №4, №4.1, №4.2 4. Склеиваем углы пилотки. Рис.№5
Физкультминутка:
Как солдаты на параде Мы шагаем ряд за рядом Левой – раз, правой – два, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки – Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! (Ходьба на месте) 5. Верхний угол пилотки загибаем во внутрь, и желательно подклеиваем чтобы не мешал при надевании на голову. Рис.№6 6.сБерем красный лист бумаги, шаблон звезды, карандаш, обводим, вырезаем, и приклеиваем красную звезду на «пилотку» посередине. Рис.№7 ,№7.1 В ходе работы помогаю детям индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы. 8. Солдатский головной уборс«Пилотка» готов. Теперь можно ее примерить.
Педагог:
Убираем рабочее место.
IV этап. Подведение итогов.
Педагог:
Как называется головной убор,
который мы сегодня сделали? ( Ответы детей) Пилотка. Какую технику изготовления мы применили? (Ответы детей) Оригами. Проводим выставку работ, фотографируемся. Педагог объясняет детям, что этот головной убор они могут сделать дома сами и использовать летом для защиты от солнца. Педагог хвалит детей за выполненные работы и прощается. До свидания! Жду вас на следующем занятии.
Список литературы
Для педагога:
6
- «Азбука оригами» Соколова С., - М.: Эксимо; СПб.: Домино, 2004 г., 432 с. - Волшебный квадрат. Афонькин С.Ю,. Афонькина Е, Ю., СПб.: Литера, 2002 г., 192 с. - Военно-патриотическое воспитание. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – М: 2010.94с. - Косенко А. Я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2014, - с. 73.
Для детей:
- Энциклопедия оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2000 г.272 с. Оригами. Приложение №1 7
Приложение №2 8
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 4.1 Рисунок 4.2 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7 9
10
Методическая разработка учебного занятия изготовление в технике оригами солдатского головного убора «Пилотка» - УФА: «ЦТТ «Гефест», 2015г. Печатается по решению методического совета МБОУ ДО «ЦТТ «Гефест», протокол № 5 от 29.05.2013г. Автор: Исламова Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования «ЦТТ «Гефест» Компьютерная верстка: В.Н. Сатыева 2
Пояснительная записка:
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. В процессе освоения техники «оригами» происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению, развивается мелкая моторика, ориентирование детей в пространстве, воображение . Занятия направлены на повышение интеллекта и престижа духовных ценностей.
Цель:
Научить детей изготавливать солдатский головной убор в технике оригами.
Задачи:
1
.
Обучающие:
Познакомить детей с техникой оригами. Научить читать схемы складывания. Научить следовать устным инструкциям и последовательности действий.
2
.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, внимание. Развивать способность работать руками.
3
.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, Воспитывать духовно - нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны; Пробуждение и укрепление чувства уважения и признательности к защитникам нашей Родины; формирование у учащихся интереса к изучению истории.
Ожидаемые результаты занятия:
Должны знать:
1.Технику оригами. 2.Схемы складывания. 3.Последовательность выполнения изделия.
Должны уметь:
1.Читать схемы складывания. 2.Применять устную инструкцию педагога. 3.Изготавливать военный головной убор «Пилотка» в технике оригами. 3
Возраст участников –
10-11 лет
Место проведения
– ЦД(Ю)ТТ «Гефест»
Форма проведения:
групповая
Тип урока:
комбинированный – соединение теоретических и практических знаний
Методические рекомендации по организации и проведению:
Данное занятие разработано в рамках личностно-ориентированного обучения. На занятии применяется индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос детей. Проводится большая работа по обогащению словаря детей, используется наглядный материал. Применяются здоровье- сберегающие технологии, 2 минутки отдыха. На этапе сообщения нового материала целесообразно устное объяснение, показ готового образца по теме, наглядное действие (складывание и склеивание деталей). При выполнении работы необходимо научить детей читать схемы, работать творчески: изменять цвет, размер.
Оборудование для детей:
цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, шаблон.
Оборудование для педагога:
образец солдатского головного убора «Пилотки», схемы складывания.
План
занятия. 1 Начальный этап - 2 мин. 2 Сообщение нового материала - беседа - 15мин. 3 Практический этап - 23 мин. 4 Подведение итогов – 5 мин. Ход занятия
.
1.
Начальный этап: а) организационный момент, б) проверка готовности детей к занятию.
2.
Сообщение нового материала по теме: «Пилотка».
3.
Практическая работа: а) проведение инструктажа по ТБ, б) складывание в технике оригами головного убора «Пилотка», в) физкультминутка, г) проверка работ и исправление недоделок.
4.
Подведение итогов: выставка готовых изделий.
Сценарий занятия
I . Начальный этап.
Педагог здоровается с детьми и отмечает отсутствующих и предлагает проверить, все ли готово у них к занятию. Начинают вместе перечислять материалы и инструменты для работы: два листа бумаги в формате А-4 зеленого цвета, и один лист красного цвета, шаблон звезды, клей, ножницы, карандаш. Рис. № 1
II этап: Сообщение нового материала.
Педагог: Прежде чем, приступить к нашему занятию я вам расскажу о детях-героях в годы Великой Отечественной войны и о солдатском головном уборе «Пилотка», который мы сегодня будем изготавливать.
Ход беседы:
4
Сегодня у нас будет необычное занятие. Скажите, пожалуйста, какой праздник в нашей стране скоро будет отмечаться? (Дети отвечают: «День Победы!» ) Молодцы, правильно! Педагог: - 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Расскажу вам о подвигах таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях. Рассказ педагога о детях-героях в годы Великой Отечественной войны. Педагог:с
ВасямКоробко
, вместе с партизанами уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "ПартизанумОтечественнойсвойны"м1чстепени.
Портнова Зина
, юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители».
Голиков Леонид
, юный герой-партизан, участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза. Педагог: - Вот такие были дети-герои, когда вся страна встала на защиту своей земли. И их было очень, очень много! Они недаром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. Во многих городах и поселках нашей Родины зажжен Вечный Огонь в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. Давайте встанем и помолчим. (Минута молчания).
III этап. Практическая работа.
Педагог:
Повторим правила техники безопасности: Класть ножницы справа от себя, закрытыми. Передавать ножницы колечками вперед. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Осторожно обращаться с клеем.
Педагог:
- Итак, давайте начнём. (Демонстрация готового головного убора «Пилотка»). Вот такую солдатскую пилотку – головной убор, защитного цвета сплюснута с боков, впереди её украшает красная звёздочка, носили мужчины, женщины и дети. Во времена Советского Союза солдатская пилотка защитного цвета была мечтой многих мальчишек и девчонок. Все дети и подростки хотели иметь такие пилотки, что многие дети и родители их шили вручную и на швейной машинке, делали из газет. В качестве головного убора для пионеров была выбрана именно пилотка. Имея солдатскую пилотку, дети в мирное время играли в «Зарницу», и в «войнушку». 5
В канун праздника Дня Победы солдатская пилотка может стать хорошим подарком к празднику.
Педагог:
- Итак, давайте начнём. Приложение №2. 1. Берем два листа бумаги и склеиваем их между собой, накладывая один лист на другой примерно на 0,5-1 см. Получился прямоугольник из него мы сложим солдатскийоголовнойнуборт–шпилотку.кПолученныйшразмерщлиста подходитвпотразмеруьдлятголовыивашегоьвозраста..Рис.№2 2. Складываем прямоугольный лист бумаги пополам, з агибаем верхние углы к середине. Рис.№3 3. Нижние края с двух сторон отгибаем (каждый в свою сторону) и подгибаем внутрь боковые уголки. Рис. №4, №4.1, №4.2 4. Склеиваем углы пилотки. Рис.№5
Физкультминутка:
Как солдаты на параде Мы шагаем ряд за рядом Левой – раз, правой – два, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки – Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! (Ходьба на месте) 5. Верхний угол пилотки загибаем во внутрь, и желательно подклеиваем чтобы не мешал при надевании на голову. Рис.№6 6.сБерем красный лист бумаги, шаблон звезды, карандаш, обводим, вырезаем, и приклеиваем красную звезду на «пилотку» посередине. Рис.№7 ,№7.1 В ходе работы помогаю детям индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы. 8. Солдатский головной уборс«Пилотка» готов. Теперь можно ее примерить.
Педагог:
Убираем рабочее место.
IV этап. Подведение итогов.
Педагог:
Как называется головной убор,
который мы сегодня сделали? ( Ответы детей) Пилотка. Какую технику изготовления мы применили? (Ответы детей) Оригами. Проводим выставку работ, фотографируемся. Педагог объясняет детям, что этот головной убор они могут сделать дома сами и использовать летом для защиты от солнца. Педагог хвалит детей за выполненные работы и прощается. До свидания! Жду вас на следующем занятии.
Список литературы
Для педагога:
6
- «Азбука оригами» Соколова С., - М.: Эксимо; СПб.: Домино, 2004 г., 432 с. - Волшебный квадрат. Афонькин С.Ю,. Афонькина Е, Ю., СПб.: Литера, 2002 г., 192 с. - Военно-патриотическое воспитание. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – М: 2010.94с. - Косенко А. Я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2014, - с. 73.
Для детей:
- Энциклопедия оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2000 г.272 с. Оригами. Приложение №1 7
Приложение №2 8
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 4.1 Рисунок 4.2 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7 9
10
В раздел дополнительное образование