"Мотивационный ресурс профессионального становления педагога"
статья
Автор: Малинина Маргарита Эриковна, педагог-психолог, МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда", с. Ныда Надымский район ЯНАО
В раздел дополнительное образование
Малинина М. Э., заместитель директора по УВР
МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»
Мотивационный ресурс профессионального становления педагога
Смена образовательной парадигмы ведёт за собой необходимость смены и целей педагогической деятельности и педагогической позиции, вместе с тем формирует новые образовательные потребности педагогов. Сегодня педагог должен быть и хорошо обученным специалистом, и учителем- профессионалом, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности. Перед администрацией Школы-интерната стоит важная задача анализа внутренней среды – выявление и изучение проблем ее жизнедеятельности с целью создания условий для профессионального развития педагога. Внутренняя среда Школы-интерната, учитывая её территориальную обособленность является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность Школе-интернату функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда также является и источником проблем, если она не обеспечивает необходимого функционирования. Внутренняя среда состоит из внутренних факторов, которые являются результатом управленческих решений – это цели, структура, задачи, технологии и сами участники образовательного процесса. Информация о внутренней среде необходима, чтобы определить внутренние резервы, потенциал, на который Школа-интернат может рассчитывать при достижении поставленных целей. Важно то, что помимо оказания услуг Школа-интернат создает определенные социальные условия для жизнедеятельности работников. Для создания среды Школы-интерната нами определены условия, при которых результаты профессионального развития учителя-воспитателя будут более эффективны: готовность педагога к непрерывному образованию; самостоятельность в выстраивании траектории самообразования; готовность педагога к обобщению и распространению собственного опыта; доверие педагога к коллегам и администрации. В быстро меняющемся мире необходимо иметь быстро подстраивающееся под изменения экономики образование, а это возможно только при условии создания среды, в которой педагоги мотивированы на профессиональное развитие и саморазвитие [1, 59]. Мотивы профессионального развития педагогов Школы-интерната имеют ряд особенностей. К ним относятся такие мотивы как: мотив самостоятельности, реализации себя в творческой профессиональной деятельности личности; мотив личного развития, приобретения новой информации; мотив самоутверждения социального успеха; мотив принадлежности, общения, потребности быть в коллективе; мотив стабильности, защищенности, комфорта; мотив состязательности. Для развития таких мотивов в Школе-интернате применяются следующие методы и приемы мотивации педагогов: административные (разработка и утверждение должностных инструкций и других регламентных документов, аттестация педагогов, предоставление дополнительных отпусков и др.), экономические (премирование, предоставление возможности с 2016 г. проведения платных дополнительных услуг и др.),
социально – психологические (благодарственные письма, грамоты, включение в состав творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов, направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности и т.д.) Анализируя факторы, мотивирующие и демотивирующие педагогов к эффективной работе и их профессионального развития, можно выделить и препятствующие профессиональному развитию. Такими факторами являются, прежде всего, личностные (ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства, собственная инерция, иногда состояние здоровья). Недостаток времени так же отмечается как один из наиболее значимых препятствующих факторов [2, 5]. Однако, по справедливому замечанию В.В. Серикова, «долгое время нам казалось, что с учителем «всё ясно», что его «идейная закалённость» позволит реализовать любые идущие сверху «предначертания». Беда только в том, что ученик плохо поддаётся воспитанию, сопротивляется так хорошо продуманным методикам образования. Именно работа с мотивацией учителя позволяет нам выделить смысл профессиональной деятельности, актуальные проблемы, осознать необходимость её изменения в условиях социокультурной динамики [3, 35]. Модернизация системы внутришкольного повышения квалификации Школы- интерната также является мотивирующим фактором учителя - меняется предназначение, а следовательно, и содержание образования, позволяющее разрешать кризисные моменты профессиональной деятельности педагога. (Справка: 100% педагогов - имеют КПК по ФГОС, 96% - имеют курсы по предмету). Задачи методического сопровождения педагогических работников Школы- интерната: выявление основных конструктов мотивации профессионального развития педагога; совершенствование систем повышения квалификации в развитии мотивации профессионального роста учителя-воспитателя; подбор комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам обучения; конструирование комплексной модели формирования мотивации профессионального развития; совершенствование алгоритмов реализации формирования мотивации профессионального развития [4, 45]. Мотивация профессионального роста педагогов представляет собой, сложно структурированное мотивационное образование, формирующееся в ходе взаимодействия «педагог - профессия» и образующее субъектную направленность на реализацию аутопсихологической компетентности (это готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных качеств). В качестве индикаторов развития мотивации профессионального роста педагогических работников в Школе-интернате выступают показатели ряда содержательных конструктов системы мотивации: ценностные и смысложизненные ориентации, профессиональная направленность, содержание профессиональных мотивов, мотив достижения успеха и избегания неудач, личностная значимость профессиональной деятельности; представления о мотивации профессионального роста, представления о значимости и роли психологической компетентности как фактора успешного профессионального продвижения. В состав мотивации профессионального развития входят внешние и внутренние мотивы и побуждения, отражающие личностно-значимые приоритеты педагогов.
Новая парадигма образования приводит нас к иному видению позиции учителя - воспитателя как источника целевых, содержательных и процессуальных характеристик обучения, а совершенствование содержания мотивационного ресурса профессионального развития педагога будет способствовать изменению отношения к инновациям и направлениям профессионального развития. Список литературы: 1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология М.: Изд-во УРАО, 1998. 576 с. 2. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 363 с. 3. Кагермазова Л.Ц. Опосредующие механизмы стилеобразования педагогического общения будущих учителей// Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 35–41. 4. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44–47.
В раздел дополнительное образование