Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДМШ"

Методическая разработка

Автор: Баянова Светлана Фаритовна, преподаватель по классу фортепиано, МАУ ДО Дюртюлинская детская музыкальная школа, город Дюртюли Республика башкортостан



В раздел дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЮРТЮЛИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
БАЯНОВА СВЕТЛАНА ФАРИТОВНА

ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДМШ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дюртюли – 2016

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Методические рекомендации к подготовке и проведению родительских

собраний в ДМШ
 Выбор темы собрания  Основные формы проведения родительских собраний  Определение целей родительского собрания  Изучение научно-методической литературы  Проведение микроисследования  Определение вида, формы и этапов родительского собрания  Разработка решения родительского собрания  Вступительная, основная и заключительная части собрания

ОТ АВТОРА


Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых и обязательных форм работы с родителями. Для многих преподавателей эта область работы становится «камнем преткновения». Казалось бы, новое время требует новых форм. Отнюдь… Собрание продолжает оставаться наиболее актуальной формой работы преподавателя ДМШ с родителями учащихся. Однако некоторое обновление всё-таки необходимо, и оно выражается, прежде всего, в расширении тем, к которым обращаются преподаватели ДМШ, готовя родительские собрания. Всё чаще у преподавателей возникает желание уйти от констатации фактов, связанных с учёбой, с результатами академической успеваемости учащихся за четверть, полугодие, год. Родители, в свою очередь, высказывают пожелания больше узнать о проблемах, возникающих в процессе обучения, о взаимоотношениях их ребёнка с преподавателями. О том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения в музыкальной школе, в личностном самоопределении. «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание», - утверждал римский философ Л. А. Сенека. В связи с этим главную задачу родительского собрания автор разработки видит в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании музыкально-эстетической стороны личности ребёнка, тесном взаимодействии семьи и музыкальной школы в музыкально-эстетическом воспитании детей. Собрания требуют активного вовлечения родителей в совместные размышления и поиск решений. Думается, что только сотрудничество и сотворчество преподавателя с родителями может принести реальную пользу в деле музыкально-эстетического воспитания детей. Широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители учащихся детских музыкальных школ. Первые собрания посвящены знакомству родителей с новым преподавателем по специальности и проблемам адаптации первоклассников к новым
условиям обучения, а последние – подготовке к экзаменам семиклассников и выбору профессии музыканта. Надеюсь, что эта методика будет по-настоящему полезной и облегчит работу по подготовке родительских собраний в ДМШ, а также подвигнет преподавателя на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями учащихся ДМШ.

Методические рекомендации по подготовке и проведению

родительских собраний в ДМШ.

Основные формы проведения родительских собраний.
Поиском ответа на вопрос, как лучше подготовить и провести родительское собрание в ДМШ, занят не только преподаватель-новичок, но и опытный педагог, на счету которого десятки проведённых собраний. Если преподаватель работает добросовестно и творчески, то ему не хочется повторяться. Он стремится пополнить свой педагогический арсенал новыми формами, приёмами и методами. И ещё об одном профессиональном качестве, характерном для успешно работающего с родителями преподавателя, следует упомянуть. Такой преподаватель хорошо освоил «школу» родительского собрания и имеет отчётливые представления о сути, предназначении и методике его подготовки и проведения. Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам музыкально-эстетического воспитания учащихся в музыкальной школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий музыкальной школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой личности ребёнка. Нередко родительские собрания используются для того, чтобы повысить музыкально-педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности школы, инструментального класса. Классное родительское собрание (имеется ввиду инструментальный класс одного преподавателя), проводится, как правило, один раз в полугодие, но по необходимости может проводиться и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы преподавателя. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие: а) выбор темы собрания;
б) определение целей родительского собрания; в) изучение преподавателем и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме; г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников; е) приглашение родителей и других участников собрания; ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания; Рассмотрим каждый из перечисленных элементов подготовительной работы более подробно.
Выбор темы собрания.
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Её выбор обусловливается целевыми ориентирами учебно-воспитательной работы, закономерностями развития музыкальных способностей ученика, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования музыкально- педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений музыкальной школы и семьи. Опытные преподаватели хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных проблем учащихся, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно- нравственного развития детей. Нередко преподаватели определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с администрацией школы и родителями. Иногда составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается преподавателям в качестве методической подсказки. Предлагаю один из них.

Тема собрания

Форма проведения

Проводят
«Посвящение в первоклассники» (октябрь) «Давайте познакомимся!» (октябрь) «Адаптация первоклассников к новым условиям учёбы в ДМШ» (ноябрь) «Музыкальные способности ребёнка и их развитие»
Первый класс
Общешкольное родительское собрание первоклассников с концертом (по всем специальностям) Собрание - открытый урок для родителей первоклассников Собрание-консилиум
Второй класс
Собрание-практикум Директор школы, зам. директора по УВР, все преподаватели, участники концерта (старшеклассники), первоклассники Преподаватель по специальности (отдельно по каждому инструменту) Преподаватель по специальности, педагоги-предметники Преподаватель по специальности, приглашенный
«Музыкально- эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека» «Положительная адекватная самооценка учащегося в концертных выступлениях как условие успешного развития творческой личности» КВН «Мама, папа, я – музыкальная семья? Да!» «Колесо нашей
Третий класс
Собрание-дискуссия
Четвёртый класс
Собрание – психологический всеобуч
Пятый класс
Собрание – творческая игра
Шестой класс
Собрание – подведение итогов психолог Преподаватель по специальности Преподаватель по специальности Преподаватели по специальности всего отдела, учащиеся класса
музыкальной жизни» «Выпускные экзамены: как подготовится к ним, избежав стресса?» «Профессия – музыкант»
Седьмой класс
Собрание - час вопросов и ответов Собрание – круглый стол Преподаватель по специальности, учащиеся класса Преподаватели по специальности, администрация школы, педагоги-предметники Преподаватель по специальности, выпускники школы, ныне обучающиеся в музыкальных учебных заведениях или работающие музыкантами В составленный перечень тем собраний на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает преподавателю системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется преподавателем совместно с администрацией школы. При этом обязательно учитывается мнение родителей, иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.

Определение целей родительского собрания
целесообразно связать с выбором темы и вопросами для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы преподаватель отчётливо осознаёт, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:  способствовать повышению музыкально-педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу музыкального воспитания ребёнка в семье и в музыкальной школе;  выработать коллективные решения и единые требования к классным и домашним занятиям детей, обеспечить интеграцию усилий педагогов в деятельности по музыкальному развитию ребёнка;  пропагандировать опыт успешного семейного музыкального воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;  подвести итоги совместной деятельности преподавателей, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.
Изучение научно-методической литературы.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включённых в повестку родительского собрания, невозможны без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и преподавателей. Отсюда очевидна целесообразность обращения преподавателя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы её решения. Особой популярностью у преподавателей ДМШ и родителей пользуются такие периодические издания, как «Музыкальная жизнь», «Музыка в школе», газета «Культура», «Искусство и мы». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собрания могут дать библиотекарь музыкальной школы, психолог, заместитель директора по учебно-
воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Преподаватель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко из найденных статей, брошюр и книг, готовится выставка литературы для участников родительского собрания.
Проведение микроисследования.
Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь преподавателю в проведении микроисследования оказывает психолог (если есть в штате). Опытные преподаватели считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания,

способов и приёмов работы его участников.
Перечень видов родительских собраний можно кратко характеризовать следующим образом: а)
организационные
, на которых составляются и утверждаются планы работы, разрабатываются мероприятия с участием родителей; б)
собрания по плану музыкального всеобуча родителей
, являющиеся формой музыкально-педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в)
тематические
, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов музыкально воспитания и развития учащихся данного инструментального класса; г
) собрания-диспуты
, направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного музыкального воспитания детей, оказания помощи детям в деятельности по музыкальному самообразованию; д)
итоговые
, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство музыкального развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные аспекты этого развития. Данный перечень видов родительских собраний может быть использован преподавателем при их планировании и подготовке. Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих преподавателей используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приёмы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те преподаватели, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Приглашение родителей и других частников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: в первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать своё участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются ученикам в их дневниках, несколько реже используются открытки-приглашения (в основном на торжественные собрания – «Посвящение», «Выпускной», «Отчётно-творческий концерт») с текстом примерно такого содержания:
«Уважаемые Евгений Николаевич и Лариса Леонидовна! Приглашаем вас принять участие в общешкольном родительском собрании с концертом учащихся «Посвящение в первоклассники», которое состоится 25 октября в 19 часов в концертном зале школы. С уважением, преподаватель по специальности Лидия Ивановна и администрация школы.» Или в форме «Пригласительного билета»:
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
Уважаемые____________________________________________________ Администрация музыкальной школы, преподаватель по специальности, заинтересованные службы школы приглашают вас принять участие в родительском собрании, которое посвящено проблеме адаптации первоклассников к новым условиям обучения в ДМШ. Наши дети страдают и радуются, достигают успехов и терпят поражения. Всё это переживается гораздо проще, когда рядом добрый родной человек, понимающий все его проблемы. Надеемся на встречу, нам с вами есть о чём поговорить! Встреча состоится________________________________________. Преподаватель___________________________________________. Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нём могут принять участие представители администрации учебного заведения, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, психолог, работники учреждений культуры и др.
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток

родителям.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии преподаватели иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной музыкально-педагогической работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому преподаватель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только
«классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью психолога, библиотекаря и других работников музыкальной школы.
Оборудование и оформление места проведения родительского

собрания.
Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном классе. Об этом следует специально позаботиться преподавателю и его питомцам. В кабинете оформляются выставки рисунков младших учащихся (1-2 кл.), фотографии мероприятий, проведённых в классе, различных конкурсов и научно-методическая литература по обсуждаемой проблеме. На доске (собрание можно проводить в теоретическом классе) цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, по возможности изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведённого микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей.

В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и т. п. Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют преподавателю быть более уверенным в том, что собрание состоится, успешно пройдёт и окажется полезным для родителей и других его участников. Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную. Можно кратко описать их.
Вступительная часть
. При входе в кабинет преподаватель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками творческих работ учащихся. Затем родители занимают свои места.

Родительское собрание открывает и ведёт в дальнейшем преподаватель. В своём вступительном слове он объявляет повестку собрания, называет
его цель и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашённых на собрание, подчёркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчётливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нём.
Основная часть.
Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит её коллективное обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приёмы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако, в любом случае, необходимо сделать всё для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, за неудачи их детей в учёбе. Лучше обратить внимание пап и мам на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать письменное сообщение.
Заключительная часть.
Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесёнными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап
собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе преподавателя и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на более тесное сотрудничество с музыкальной школой происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых преподаватель благодарит родителей за успехи в музыкальном воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимает активное участие в концертной и конкурсной жизни школы, отмечает тех родителей, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился опытом семейного музыкального воспитания детей.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Советы психологов преподавателю:
 Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.  Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.  Самый приятный звук для человека – это его имя. Положите перед собой классный журнал или список с именами и отчествами родителей.  Перед началом собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.  Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, и завершать разговор предложениями на будущее.  Предупредите родителей, что не вся информация должна стать достоянием детей.  Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов).  Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться в музыкальной школе, совмещая её с
общеобразовательной. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен (на)!»  В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.  Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он должен и может помочь своему ребёнку в его домашних занятиях на инструменте, направить его усилия в нужное русло, грамотно и рационально организовать его деятельность.
Не стоит:
- обсуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы; - сравнивать успехи отдельных учащихся между собой; - давать негативную оценку всему классу или классу другого преподавателя; - избирать для общения назидательный тон;


В раздел дополнительное образование