"ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДМШ"
Методическая разработка
Автор: Баянова Светлана Фаритовна, преподаватель по классу фортепиано, МАУ ДО Дюртюлинская детская музыкальная школа, город Дюртюли Республика башкортостан
В раздел дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЮРТЮЛИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
БАЯНОВА СВЕТЛАНА ФАРИТОВНА
ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДМШ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дюртюли – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Методические рекомендации к подготовке и проведению родительских
собраний в ДМШ
Выбор темы собрания Основные формы проведения родительских собраний Определение целей родительского собрания Изучение научно-методической литературы Проведение микроисследования Определение вида, формы и этапов родительского собрания Разработка решения родительского собрания Вступительная, основная и заключительная части собрания
ОТ АВТОРА
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых и обязательных форм работы с родителями. Для многих преподавателей эта область работы становится «камнем преткновения». Казалось бы, новое время требует новых форм. Отнюдь… Собрание продолжает оставаться наиболее актуальной формой работы преподавателя ДМШ с родителями учащихся. Однако некоторое обновление всё-таки необходимо, и оно выражается, прежде всего, в расширении тем, к которым обращаются преподаватели ДМШ, готовя родительские собрания. Всё чаще у преподавателей возникает желание уйти от констатации фактов, связанных с учёбой, с результатами академической успеваемости учащихся за четверть, полугодие, год. Родители, в свою очередь, высказывают пожелания больше узнать о проблемах, возникающих в процессе обучения, о взаимоотношениях их ребёнка с преподавателями. О том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения в музыкальной школе, в личностном самоопределении. «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание», - утверждал римский философ Л. А. Сенека. В связи с этим главную задачу родительского собрания автор разработки видит в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании музыкально-эстетической стороны личности ребёнка, тесном взаимодействии семьи и музыкальной школы в музыкально-эстетическом воспитании детей. Собрания требуют активного вовлечения родителей в совместные размышления и поиск решений. Думается, что только сотрудничество и сотворчество преподавателя с родителями может принести реальную пользу в деле музыкально-эстетического воспитания детей. Широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители учащихся детских музыкальных школ. Первые собрания посвящены знакомству родителей с новым преподавателем по специальности и проблемам адаптации первоклассников к новым
условиям обучения, а последние – подготовке к экзаменам семиклассников и выбору профессии музыканта. Надеюсь, что эта методика будет по-настоящему полезной и облегчит работу по подготовке родительских собраний в ДМШ, а также подвигнет преподавателя на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями учащихся ДМШ.
Методические рекомендации по подготовке и проведению
родительских собраний в ДМШ.
Основные формы проведения родительских собраний.
Поиском ответа на вопрос, как лучше подготовить и провести родительское собрание в ДМШ, занят не только преподаватель-новичок, но и опытный педагог, на счету которого десятки проведённых собраний. Если преподаватель работает добросовестно и творчески, то ему не хочется повторяться. Он стремится пополнить свой педагогический арсенал новыми формами, приёмами и методами. И ещё об одном профессиональном качестве, характерном для успешно работающего с родителями преподавателя, следует упомянуть. Такой преподаватель хорошо освоил «школу» родительского собрания и имеет отчётливые представления о сути, предназначении и методике его подготовки и проведения. Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам музыкально-эстетического воспитания учащихся в музыкальной школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий музыкальной школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой личности ребёнка. Нередко родительские собрания используются для того, чтобы повысить музыкально-педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности школы, инструментального класса. Классное родительское собрание (имеется ввиду инструментальный класс одного преподавателя), проводится, как правило, один раз в полугодие, но по необходимости может проводиться и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы преподавателя. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие: а) выбор темы собрания;
б) определение целей родительского собрания; в) изучение преподавателем и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме; г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников; е) приглашение родителей и других участников собрания; ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания; Рассмотрим каждый из перечисленных элементов подготовительной работы более подробно.
Выбор темы собрания.
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Её выбор обусловливается целевыми ориентирами учебно-воспитательной работы, закономерностями развития музыкальных способностей ученика, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования музыкально- педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений музыкальной школы и семьи. Опытные преподаватели хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных проблем учащихся, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно- нравственного развития детей. Нередко преподаватели определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с администрацией школы и родителями. Иногда составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается преподавателям в качестве методической подсказки. Предлагаю один из них.
Тема собрания
Форма проведения
Проводят
«Посвящение в первоклассники» (октябрь) «Давайте познакомимся!» (октябрь) «Адаптация первоклассников к новым условиям учёбы в ДМШ» (ноябрь) «Музыкальные способности ребёнка и их развитие»
Первый класс
Общешкольное родительское собрание первоклассников с концертом (по всем специальностям) Собрание - открытый урок для родителей первоклассников Собрание-консилиум
Второй класс
Собрание-практикум Директор школы, зам. директора по УВР, все преподаватели, участники концерта (старшеклассники), первоклассники Преподаватель по специальности (отдельно по каждому инструменту) Преподаватель по специальности, педагоги-предметники Преподаватель по специальности, приглашенный
«Музыкально- эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека» «Положительная адекватная самооценка учащегося в концертных выступлениях как условие успешного развития творческой личности» КВН «Мама, папа, я – музыкальная семья? Да!» «Колесо нашей
Третий класс
Собрание-дискуссия
Четвёртый класс
Собрание – психологический всеобуч
Пятый класс
Собрание – творческая игра
Шестой класс
Собрание – подведение итогов психолог Преподаватель по специальности Преподаватель по специальности Преподаватели по специальности всего отдела, учащиеся класса
музыкальной жизни» «Выпускные экзамены: как подготовится к ним, избежав стресса?» «Профессия – музыкант»
Седьмой класс
Собрание - час вопросов и ответов Собрание – круглый стол Преподаватель по специальности, учащиеся класса Преподаватели по специальности, администрация школы, педагоги-предметники Преподаватель по специальности, выпускники школы, ныне обучающиеся в музыкальных учебных заведениях или работающие музыкантами В составленный перечень тем собраний на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает преподавателю системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется преподавателем совместно с администрацией школы. При этом обязательно учитывается мнение родителей, иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.
Определение целей родительского собрания
целесообразно связать с выбором темы и вопросами для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы преподаватель отчётливо осознаёт, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие: способствовать повышению музыкально-педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу музыкального воспитания ребёнка в семье и в музыкальной школе; выработать коллективные решения и единые требования к классным и домашним занятиям детей, обеспечить интеграцию усилий педагогов в деятельности по музыкальному развитию ребёнка; пропагандировать опыт успешного семейного музыкального воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери; подвести итоги совместной деятельности преподавателей, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.
Изучение научно-методической литературы.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включённых в повестку родительского собрания, невозможны без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и преподавателей. Отсюда очевидна целесообразность обращения преподавателя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы её решения. Особой популярностью у преподавателей ДМШ и родителей пользуются такие периодические издания, как «Музыкальная жизнь», «Музыка в школе», газета «Культура», «Искусство и мы». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собрания могут дать библиотекарь музыкальной школы, психолог, заместитель директора по учебно-
воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Преподаватель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко из найденных статей, брошюр и книг, готовится выставка литературы для участников родительского собрания.
Проведение микроисследования.
Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь преподавателю в проведении микроисследования оказывает психолог (если есть в штате). Опытные преподаватели считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания,
способов и приёмов работы его участников.
Перечень видов родительских собраний можно кратко характеризовать следующим образом: а)
организационные
, на которых составляются и утверждаются планы работы, разрабатываются мероприятия с участием родителей; б)
собрания по плану музыкального всеобуча родителей
, являющиеся формой музыкально-педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в)
тематические
, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов музыкально воспитания и развития учащихся данного инструментального класса; г
) собрания-диспуты
, направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного музыкального воспитания детей, оказания помощи детям в деятельности по музыкальному самообразованию; д)
итоговые
, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство музыкального развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные аспекты этого развития. Данный перечень видов родительских собраний может быть использован преподавателем при их планировании и подготовке. Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих преподавателей используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приёмы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те преподаватели, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Приглашение родителей и других частников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: в первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать своё участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются ученикам в их дневниках, несколько реже используются открытки-приглашения (в основном на торжественные собрания – «Посвящение», «Выпускной», «Отчётно-творческий концерт») с текстом примерно такого содержания:
«Уважаемые Евгений Николаевич и Лариса Леонидовна! Приглашаем вас принять участие в общешкольном родительском собрании с концертом учащихся «Посвящение в первоклассники», которое состоится 25 октября в 19 часов в концертном зале школы. С уважением, преподаватель по специальности Лидия Ивановна и администрация школы.» Или в форме «Пригласительного билета»:
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
Уважаемые____________________________________________________ Администрация музыкальной школы, преподаватель по специальности, заинтересованные службы школы приглашают вас принять участие в родительском собрании, которое посвящено проблеме адаптации первоклассников к новым условиям обучения в ДМШ. Наши дети страдают и радуются, достигают успехов и терпят поражения. Всё это переживается гораздо проще, когда рядом добрый родной человек, понимающий все его проблемы. Надеемся на встречу, нам с вами есть о чём поговорить! Встреча состоится________________________________________. Преподаватель___________________________________________. Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нём могут принять участие представители администрации учебного заведения, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, психолог, работники учреждений культуры и др.
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток
родителям.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии преподаватели иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной музыкально-педагогической работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому преподаватель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только
«классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью психолога, библиотекаря и других работников музыкальной школы.
Оборудование и оформление места проведения родительского
собрания.
Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном классе. Об этом следует специально позаботиться преподавателю и его питомцам. В кабинете оформляются выставки рисунков младших учащихся (1-2 кл.), фотографии мероприятий, проведённых в классе, различных конкурсов и научно-методическая литература по обсуждаемой проблеме. На доске (собрание можно проводить в теоретическом классе) цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, по возможности изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведённого микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей.
В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и т. п. Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют преподавателю быть более уверенным в том, что собрание состоится, успешно пройдёт и окажется полезным для родителей и других его участников. Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную. Можно кратко описать их.
Вступительная часть
. При входе в кабинет преподаватель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками творческих работ учащихся. Затем родители занимают свои места.
Родительское собрание открывает и ведёт в дальнейшем преподаватель. В своём вступительном слове он объявляет повестку собрания, называет
его цель и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашённых на собрание, подчёркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчётливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нём.
Основная часть.
Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит её коллективное обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приёмы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако, в любом случае, необходимо сделать всё для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, за неудачи их детей в учёбе. Лучше обратить внимание пап и мам на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать письменное сообщение.
Заключительная часть.
Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесёнными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап
собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе преподавателя и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на более тесное сотрудничество с музыкальной школой происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых преподаватель благодарит родителей за успехи в музыкальном воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимает активное участие в концертной и конкурсной жизни школы, отмечает тех родителей, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился опытом семейного музыкального воспитания детей.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Советы психологов преподавателю:
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов. Самый приятный звук для человека – это его имя. Положите перед собой классный журнал или список с именами и отчествами родителей. Перед началом собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, и завершать разговор предложениями на будущее. Предупредите родителей, что не вся информация должна стать достоянием детей. Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов). Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться в музыкальной школе, совмещая её с
общеобразовательной. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен (на)!» В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он должен и может помочь своему ребёнку в его домашних занятиях на инструменте, направить его усилия в нужное русло, грамотно и рационально организовать его деятельность.
Не стоит:
- обсуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы; - сравнивать успехи отдельных учащихся между собой; - давать негативную оценку всему классу или классу другого преподавателя; - избирать для общения назидательный тон;
БАЯНОВА СВЕТЛАНА ФАРИТОВНА
ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДМШ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дюртюли – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Методические рекомендации к подготовке и проведению родительских
собраний в ДМШ
Выбор темы собрания Основные формы проведения родительских собраний Определение целей родительского собрания Изучение научно-методической литературы Проведение микроисследования Определение вида, формы и этапов родительского собрания Разработка решения родительского собрания Вступительная, основная и заключительная части собрания
ОТ АВТОРА
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых и обязательных форм работы с родителями. Для многих преподавателей эта область работы становится «камнем преткновения». Казалось бы, новое время требует новых форм. Отнюдь… Собрание продолжает оставаться наиболее актуальной формой работы преподавателя ДМШ с родителями учащихся. Однако некоторое обновление всё-таки необходимо, и оно выражается, прежде всего, в расширении тем, к которым обращаются преподаватели ДМШ, готовя родительские собрания. Всё чаще у преподавателей возникает желание уйти от констатации фактов, связанных с учёбой, с результатами академической успеваемости учащихся за четверть, полугодие, год. Родители, в свою очередь, высказывают пожелания больше узнать о проблемах, возникающих в процессе обучения, о взаимоотношениях их ребёнка с преподавателями. О том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения в музыкальной школе, в личностном самоопределении. «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание», - утверждал римский философ Л. А. Сенека. В связи с этим главную задачу родительского собрания автор разработки видит в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании музыкально-эстетической стороны личности ребёнка, тесном взаимодействии семьи и музыкальной школы в музыкально-эстетическом воспитании детей. Собрания требуют активного вовлечения родителей в совместные размышления и поиск решений. Думается, что только сотрудничество и сотворчество преподавателя с родителями может принести реальную пользу в деле музыкально-эстетического воспитания детей. Широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители учащихся детских музыкальных школ. Первые собрания посвящены знакомству родителей с новым преподавателем по специальности и проблемам адаптации первоклассников к новым
условиям обучения, а последние – подготовке к экзаменам семиклассников и выбору профессии музыканта. Надеюсь, что эта методика будет по-настоящему полезной и облегчит работу по подготовке родительских собраний в ДМШ, а также подвигнет преподавателя на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями учащихся ДМШ.
Методические рекомендации по подготовке и проведению
родительских собраний в ДМШ.
Основные формы проведения родительских собраний.
Поиском ответа на вопрос, как лучше подготовить и провести родительское собрание в ДМШ, занят не только преподаватель-новичок, но и опытный педагог, на счету которого десятки проведённых собраний. Если преподаватель работает добросовестно и творчески, то ему не хочется повторяться. Он стремится пополнить свой педагогический арсенал новыми формами, приёмами и методами. И ещё об одном профессиональном качестве, характерном для успешно работающего с родителями преподавателя, следует упомянуть. Такой преподаватель хорошо освоил «школу» родительского собрания и имеет отчётливые представления о сути, предназначении и методике его подготовки и проведения. Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам музыкально-эстетического воспитания учащихся в музыкальной школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий музыкальной школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой личности ребёнка. Нередко родительские собрания используются для того, чтобы повысить музыкально-педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности школы, инструментального класса. Классное родительское собрание (имеется ввиду инструментальный класс одного преподавателя), проводится, как правило, один раз в полугодие, но по необходимости может проводиться и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы преподавателя. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие: а) выбор темы собрания;
б) определение целей родительского собрания; в) изучение преподавателем и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме; г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников; е) приглашение родителей и других участников собрания; ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания; Рассмотрим каждый из перечисленных элементов подготовительной работы более подробно.
Выбор темы собрания.
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Её выбор обусловливается целевыми ориентирами учебно-воспитательной работы, закономерностями развития музыкальных способностей ученика, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования музыкально- педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений музыкальной школы и семьи. Опытные преподаватели хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных проблем учащихся, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно- нравственного развития детей. Нередко преподаватели определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с администрацией школы и родителями. Иногда составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается преподавателям в качестве методической подсказки. Предлагаю один из них.
Тема собрания
Форма проведения
Проводят
«Посвящение в первоклассники» (октябрь) «Давайте познакомимся!» (октябрь) «Адаптация первоклассников к новым условиям учёбы в ДМШ» (ноябрь) «Музыкальные способности ребёнка и их развитие»
Первый класс
Общешкольное родительское собрание первоклассников с концертом (по всем специальностям) Собрание - открытый урок для родителей первоклассников Собрание-консилиум
Второй класс
Собрание-практикум Директор школы, зам. директора по УВР, все преподаватели, участники концерта (старшеклассники), первоклассники Преподаватель по специальности (отдельно по каждому инструменту) Преподаватель по специальности, педагоги-предметники Преподаватель по специальности, приглашенный
«Музыкально- эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека» «Положительная адекватная самооценка учащегося в концертных выступлениях как условие успешного развития творческой личности» КВН «Мама, папа, я – музыкальная семья? Да!» «Колесо нашей
Третий класс
Собрание-дискуссия
Четвёртый класс
Собрание – психологический всеобуч
Пятый класс
Собрание – творческая игра
Шестой класс
Собрание – подведение итогов психолог Преподаватель по специальности Преподаватель по специальности Преподаватели по специальности всего отдела, учащиеся класса
музыкальной жизни» «Выпускные экзамены: как подготовится к ним, избежав стресса?» «Профессия – музыкант»
Седьмой класс
Собрание - час вопросов и ответов Собрание – круглый стол Преподаватель по специальности, учащиеся класса Преподаватели по специальности, администрация школы, педагоги-предметники Преподаватель по специальности, выпускники школы, ныне обучающиеся в музыкальных учебных заведениях или работающие музыкантами В составленный перечень тем собраний на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает преподавателю системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется преподавателем совместно с администрацией школы. При этом обязательно учитывается мнение родителей, иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.
Определение целей родительского собрания
целесообразно связать с выбором темы и вопросами для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы преподаватель отчётливо осознаёт, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие: способствовать повышению музыкально-педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу музыкального воспитания ребёнка в семье и в музыкальной школе; выработать коллективные решения и единые требования к классным и домашним занятиям детей, обеспечить интеграцию усилий педагогов в деятельности по музыкальному развитию ребёнка; пропагандировать опыт успешного семейного музыкального воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери; подвести итоги совместной деятельности преподавателей, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.
Изучение научно-методической литературы.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включённых в повестку родительского собрания, невозможны без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и преподавателей. Отсюда очевидна целесообразность обращения преподавателя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы её решения. Особой популярностью у преподавателей ДМШ и родителей пользуются такие периодические издания, как «Музыкальная жизнь», «Музыка в школе», газета «Культура», «Искусство и мы». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собрания могут дать библиотекарь музыкальной школы, психолог, заместитель директора по учебно-
воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Преподаватель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко из найденных статей, брошюр и книг, готовится выставка литературы для участников родительского собрания.
Проведение микроисследования.
Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь преподавателю в проведении микроисследования оказывает психолог (если есть в штате). Опытные преподаватели считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания,
способов и приёмов работы его участников.
Перечень видов родительских собраний можно кратко характеризовать следующим образом: а)
организационные
, на которых составляются и утверждаются планы работы, разрабатываются мероприятия с участием родителей; б)
собрания по плану музыкального всеобуча родителей
, являющиеся формой музыкально-педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в)
тематические
, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов музыкально воспитания и развития учащихся данного инструментального класса; г
) собрания-диспуты
, направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного музыкального воспитания детей, оказания помощи детям в деятельности по музыкальному самообразованию; д)
итоговые
, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство музыкального развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные аспекты этого развития. Данный перечень видов родительских собраний может быть использован преподавателем при их планировании и подготовке. Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих преподавателей используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приёмы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те преподаватели, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Приглашение родителей и других частников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: в первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать своё участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются ученикам в их дневниках, несколько реже используются открытки-приглашения (в основном на торжественные собрания – «Посвящение», «Выпускной», «Отчётно-творческий концерт») с текстом примерно такого содержания:
«Уважаемые Евгений Николаевич и Лариса Леонидовна! Приглашаем вас принять участие в общешкольном родительском собрании с концертом учащихся «Посвящение в первоклассники», которое состоится 25 октября в 19 часов в концертном зале школы. С уважением, преподаватель по специальности Лидия Ивановна и администрация школы.» Или в форме «Пригласительного билета»:
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
Уважаемые____________________________________________________ Администрация музыкальной школы, преподаватель по специальности, заинтересованные службы школы приглашают вас принять участие в родительском собрании, которое посвящено проблеме адаптации первоклассников к новым условиям обучения в ДМШ. Наши дети страдают и радуются, достигают успехов и терпят поражения. Всё это переживается гораздо проще, когда рядом добрый родной человек, понимающий все его проблемы. Надеемся на встречу, нам с вами есть о чём поговорить! Встреча состоится________________________________________. Преподаватель___________________________________________. Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нём могут принять участие представители администрации учебного заведения, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, психолог, работники учреждений культуры и др.
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток
родителям.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии преподаватели иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной музыкально-педагогической работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому преподаватель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только
«классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью психолога, библиотекаря и других работников музыкальной школы.
Оборудование и оформление места проведения родительского
собрания.
Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном классе. Об этом следует специально позаботиться преподавателю и его питомцам. В кабинете оформляются выставки рисунков младших учащихся (1-2 кл.), фотографии мероприятий, проведённых в классе, различных конкурсов и научно-методическая литература по обсуждаемой проблеме. На доске (собрание можно проводить в теоретическом классе) цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, по возможности изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведённого микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей.
В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и т. п. Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют преподавателю быть более уверенным в том, что собрание состоится, успешно пройдёт и окажется полезным для родителей и других его участников. Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную. Можно кратко описать их.
Вступительная часть
. При входе в кабинет преподаватель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками творческих работ учащихся. Затем родители занимают свои места.
Родительское собрание открывает и ведёт в дальнейшем преподаватель. В своём вступительном слове он объявляет повестку собрания, называет
его цель и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашённых на собрание, подчёркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчётливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нём.
Основная часть.
Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит её коллективное обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приёмы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако, в любом случае, необходимо сделать всё для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, за неудачи их детей в учёбе. Лучше обратить внимание пап и мам на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать письменное сообщение.
Заключительная часть.
Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесёнными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап
собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе преподавателя и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на более тесное сотрудничество с музыкальной школой происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых преподаватель благодарит родителей за успехи в музыкальном воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимает активное участие в концертной и конкурсной жизни школы, отмечает тех родителей, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился опытом семейного музыкального воспитания детей.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Советы психологов преподавателю:
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов. Самый приятный звук для человека – это его имя. Положите перед собой классный журнал или список с именами и отчествами родителей. Перед началом собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, и завершать разговор предложениями на будущее. Предупредите родителей, что не вся информация должна стать достоянием детей. Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов). Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться в музыкальной школе, совмещая её с
общеобразовательной. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен (на)!» В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он должен и может помочь своему ребёнку в его домашних занятиях на инструменте, направить его усилия в нужное русло, грамотно и рационально организовать его деятельность.
Не стоит:
- обсуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы; - сравнивать успехи отдельных учащихся между собой; - давать негативную оценку всему классу или классу другого преподавателя; - избирать для общения назидательный тон;
В раздел дополнительное образование