"Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в условиях учреждения дополнительного образования"
статья
Автор: Эдокова Ольга Юрьевна, Кожедуб Татьяна Михайловна, методист, педагог доп. образования; методист, МБОУ ДО "Дворец творчества", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
В раздел дополнительное образование
Социально-педагогические условия становления активной гражданской
позиции подростков в условиях учреждения дополнительного образования
Эдокова Ольга Юрьевна,
методист, педагог дополнительного образования,
Кожедуб Татьяна Михайловна, методист
МБОУ ДО «Дворец творчества»,
город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Становление гражданского общества и правового государства в нашей
стране
во
многом
зависит
от
уровня
гражданского
образования
и
патриотического
воспитания.
Сегодня
коренным
образом
меняются
отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил
большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в
различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою
судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится
важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-
нравственный,
идеологический,
культурно-исторический,
военно-
патриотический и другие аспекты.
В
условиях
становления
гражданского
общества
и
правового
государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению
собственной
жизнью
и
деятельностью,
делами
общества,
готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Но
все-таки
учреждения
дополнительного
образования
играют
уникальную роль в системе образования в современных условиях. Они
служат
задачам
обеспечения
необходимых
условий
для
личностного
развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения,
творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать
детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют
организовать содержательный досуг.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным
организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в
значительной
степени
благодаря
своему
воспитательному
потенциалу
определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию
личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического
воспитания,
так
как
это
период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с
помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от
учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и
методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Сегодня воспитательная система утверждается как социокультурный феномен, обеспечивающий «интеллектуальное и духовное» развитие человека. На общем фоне социальных перемен является более очевидным и особо значимым с позиции общей логики причинно-следственных связей социального развития рассмотрение проблемы становления активной гражданской позиции современных подростков. Возникает проблема определения условий, способствующих развитию гражданской активности и гражданской позиции молодого человека. Это позволит удовлетворить потребности подростка в самореализации на благо государства и потребность общества в поколении с активной гражданской позицией. Работа в образовательных учреждениях ведется не первый год, по этим вопросам накоплен педагогический опыт, который распространяется. Но эта деятельность не имеет научных оснований, экспериментальной обработки, апробированных результатов. В связи с этим необходимо очертить круг вопросов и дать научное обоснование исследования и внедрения в практику проблемы выбора таких социально-педагогических условий, которые будут способствовать становлению активной гражданской позиции подростков в современной образовательной системе. Главный акцент необходимо сделать именно на совокупности социально- педагогических условий, поскольку социально-педагогические условия, кроме того, что организуются в образовательном учреждении, способствуют накоплению и актуализации позитивного социального опыта каждого учащегося, складывающегося под влиянием внешних воздействий на личность подростка. Эти условия являются нерегламентированными, спонтанными, естественными. Нельзя и не учитывать естественный социальный опыт каждого учащегося. К моменту окончания школы у молодых людей должны быть сформированы основные личностные качества, а в регуляции поведения действовать социально одобряемые нормы. Эти качества личности формируются у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка приходится на средний и старший школьный возраст. Для того, чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо, начиная со средних классов школы, изменить соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Таким образом, время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в средних и старших классах по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а
воспитание отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. Вот здесь и должно учреждение дополнительного образования сыграть свою роль. Дополнительное образование имеет цель – развитие и воспитание учащегося. В современных условиях организация процесса формирования гражданской позиции подростка требует использования технологии социального проектирования. Суть социального проектирования заключается во включении учащихся в самостоятельную, координируемую педагогом деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами. Формирование гражданской позиции подростков должно быть основано на внедрении специальной программы, которая, обеспечивая учащимся приобретение личного социального опыта, позволит сформировать интерес к политической, правовой, общественной сферам; потребность в гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; устойчивые навыки гражданской деятельности. Важно, чтобы учащиеся, овладевая социальным опытом, осознавали собственную эффективность, испытывали чувство удовлетворенности от приобщения к жизни общества. Во «Дворце творчества» города Ленинска-Кузнецкого имеется образовательная программа дополнительного образования детей «Я - гражданин России». Ведущая идея программы - воспитание общей культуры личности, формирование национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации. Программа создает единое пространство для обучения и воспитания. Новизна данной программы состоит в том, что развитие творческих способностей, формирование духовно-нравственных качеств личности, формирование активной гражданской позиции, формирование мотивов социальной деятельности осуществляется в интеграции учебного процесса и на занятиях детского объединения, в создании единой урочно-воспитательной системы и такой образовательной среды, в которой каждый участник (ребенок, родители, педагоги) чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой саморегуляции на пользу себе и другим, обретал бы опыт жизненного созидательного успеха. Деятельность педагога дополнительного образования по формированию гражданской позиции учащихся будет эффективной, если приобретение учащимися личностного опыта решения актуальных социальных проблем осуществляется в целенаправленно создаваемых педагогом ситуациях эмпатической направленности, позволяющих каждому проявлять гуманное отношение к отдельным людям и социальным группам; если используется способность учащихся к рефлексии нового опыта в отношении к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину и реализуется такое педагогическое и социальное взаимодействие педагога и учащегося, в рамках которого подросток
проявляется как самостоятельный, инициативный, активный гражданин, а педагог становится равноправным участником проектной деятельности. Именно поэтому для реализации данной программы широко используются: -групповая работа по изучению новой темы (например: «Роль права в жизни человека, общества и государства»), где каждая группа изучает определенный материал, а после изучения выступают друг перед другом. После выполнения групповой работы по изучению темы осуществляется закрепление изученного материала, опять же по группам; -проигрывание и разбор ситуаций (например: по темам «Правовая ответственность», «Права человека»); - работа по анализу документальных источников и законодательных документов (Аристотель «Политика»; Декларация прав человека и гражданина; Конституция России); -поэтапная игра: 1 этап - «Я знаю» (даются ответы «да» или «нет») 2 этап - «Я мыслю - следовательно, я существую», где учащиеся высказывают свою точку зрения 3 этап - «Работа с документами» 4 этап - «Анализ документов», где необходимо подобрать статьи предоставленных источников документов, имеющие одинаковый смысл 5 этап - игра «Ступеньки» - разбор новых слов, встречающихся в документах 6 этап - агитплакат «Защити себя» (нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав) 7 этап - «Творческое перо» (написать сочинение-эссе) 8 этап - «Пишу письмо-обращение» 9 этап - «Коллаж» (предлагаются газеты, журналы. Необходимо составить коллаж по теме «Мир моих прав»); -устный журнал (например: «Международное гуманитарное право»); -деловые и ролевые игры (например: «Семейный бюджет», «Все на выборы!»). Нередко используется прием «мозгового штурма», например, по теме «Частная и публичная жизнь гражданина», где предлагается записать слова- ассоциации к словосочетанию «публичная жизнь», затем дать определение данного понятия. В итоге выявить варианты и механизм взаимодействия. Удачной для проведения занятий является техника проведения диспута или дискуссии, например, «Что значит быть духовно богатым человеком?», где развиваются навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументированное свое мнение. Хотелось бы отметить, что большую роль в становлении гражданской позиции обучающихся играют и воспитательные мероприятия. Стали уже традиционными: праздник «Пою мое Отечество», посвященный Дню Единства и Согласия с вручением паспортов юным горожанам; литературно-
музыкальная композиция «Недаром помнит вся Россия…», посвященная Отечественной войне 1812 года; литературно-музыкальная композиция «Подвиг ради жизни»; познавательно-игровая программа «Я – гражданин России»; фестиваль Победы. Использование учебного сотрудничества позволяет подросткам легче и проще общаться, не бояться ошибиться. Подросток не зажат в рамках оценки, которую он мог бы получить в школе. В процессе общения происходит развитие взаимодействия, взаимодополнения, стремления к общим, групповым переживаниям. Педагог организует совместную деятельность учащихся как пространство для общения, выработки совместных решений, ответственности за принимаемые решения. Страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Развитие коммуникативных способностей, творческого отношения к себе, к людям, к миру происходит лишь в творческой образовательной среде, где каждый субъект свободен и активен. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовать лучшие личностные качества. Список литературы: 1. Балобанова, Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы [Текст] / Т.Н. Балобанова // Автореф. дисс. канд. пед. наук: СПб. -2007. 2. Бехтерев, В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся [Текст] / В.Ф. Бехтерев. - Красноярск,1985. 3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издат. Российского педагогического университета, 2000. - 351с. 4. Вертягин, С.Н. Проблемы воспитания патриотизма [Текст] / С.Н. Вертягин // Педагогика. - 2008. - №7.
методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Сегодня воспитательная система утверждается как социокультурный феномен, обеспечивающий «интеллектуальное и духовное» развитие человека. На общем фоне социальных перемен является более очевидным и особо значимым с позиции общей логики причинно-следственных связей социального развития рассмотрение проблемы становления активной гражданской позиции современных подростков. Возникает проблема определения условий, способствующих развитию гражданской активности и гражданской позиции молодого человека. Это позволит удовлетворить потребности подростка в самореализации на благо государства и потребность общества в поколении с активной гражданской позицией. Работа в образовательных учреждениях ведется не первый год, по этим вопросам накоплен педагогический опыт, который распространяется. Но эта деятельность не имеет научных оснований, экспериментальной обработки, апробированных результатов. В связи с этим необходимо очертить круг вопросов и дать научное обоснование исследования и внедрения в практику проблемы выбора таких социально-педагогических условий, которые будут способствовать становлению активной гражданской позиции подростков в современной образовательной системе. Главный акцент необходимо сделать именно на совокупности социально- педагогических условий, поскольку социально-педагогические условия, кроме того, что организуются в образовательном учреждении, способствуют накоплению и актуализации позитивного социального опыта каждого учащегося, складывающегося под влиянием внешних воздействий на личность подростка. Эти условия являются нерегламентированными, спонтанными, естественными. Нельзя и не учитывать естественный социальный опыт каждого учащегося. К моменту окончания школы у молодых людей должны быть сформированы основные личностные качества, а в регуляции поведения действовать социально одобряемые нормы. Эти качества личности формируются у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка приходится на средний и старший школьный возраст. Для того, чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо, начиная со средних классов школы, изменить соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Таким образом, время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в средних и старших классах по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а
воспитание отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. Вот здесь и должно учреждение дополнительного образования сыграть свою роль. Дополнительное образование имеет цель – развитие и воспитание учащегося. В современных условиях организация процесса формирования гражданской позиции подростка требует использования технологии социального проектирования. Суть социального проектирования заключается во включении учащихся в самостоятельную, координируемую педагогом деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами. Формирование гражданской позиции подростков должно быть основано на внедрении специальной программы, которая, обеспечивая учащимся приобретение личного социального опыта, позволит сформировать интерес к политической, правовой, общественной сферам; потребность в гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; устойчивые навыки гражданской деятельности. Важно, чтобы учащиеся, овладевая социальным опытом, осознавали собственную эффективность, испытывали чувство удовлетворенности от приобщения к жизни общества. Во «Дворце творчества» города Ленинска-Кузнецкого имеется образовательная программа дополнительного образования детей «Я - гражданин России». Ведущая идея программы - воспитание общей культуры личности, формирование национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации. Программа создает единое пространство для обучения и воспитания. Новизна данной программы состоит в том, что развитие творческих способностей, формирование духовно-нравственных качеств личности, формирование активной гражданской позиции, формирование мотивов социальной деятельности осуществляется в интеграции учебного процесса и на занятиях детского объединения, в создании единой урочно-воспитательной системы и такой образовательной среды, в которой каждый участник (ребенок, родители, педагоги) чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой саморегуляции на пользу себе и другим, обретал бы опыт жизненного созидательного успеха. Деятельность педагога дополнительного образования по формированию гражданской позиции учащихся будет эффективной, если приобретение учащимися личностного опыта решения актуальных социальных проблем осуществляется в целенаправленно создаваемых педагогом ситуациях эмпатической направленности, позволяющих каждому проявлять гуманное отношение к отдельным людям и социальным группам; если используется способность учащихся к рефлексии нового опыта в отношении к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину и реализуется такое педагогическое и социальное взаимодействие педагога и учащегося, в рамках которого подросток
проявляется как самостоятельный, инициативный, активный гражданин, а педагог становится равноправным участником проектной деятельности. Именно поэтому для реализации данной программы широко используются: -групповая работа по изучению новой темы (например: «Роль права в жизни человека, общества и государства»), где каждая группа изучает определенный материал, а после изучения выступают друг перед другом. После выполнения групповой работы по изучению темы осуществляется закрепление изученного материала, опять же по группам; -проигрывание и разбор ситуаций (например: по темам «Правовая ответственность», «Права человека»); - работа по анализу документальных источников и законодательных документов (Аристотель «Политика»; Декларация прав человека и гражданина; Конституция России); -поэтапная игра: 1 этап - «Я знаю» (даются ответы «да» или «нет») 2 этап - «Я мыслю - следовательно, я существую», где учащиеся высказывают свою точку зрения 3 этап - «Работа с документами» 4 этап - «Анализ документов», где необходимо подобрать статьи предоставленных источников документов, имеющие одинаковый смысл 5 этап - игра «Ступеньки» - разбор новых слов, встречающихся в документах 6 этап - агитплакат «Защити себя» (нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав) 7 этап - «Творческое перо» (написать сочинение-эссе) 8 этап - «Пишу письмо-обращение» 9 этап - «Коллаж» (предлагаются газеты, журналы. Необходимо составить коллаж по теме «Мир моих прав»); -устный журнал (например: «Международное гуманитарное право»); -деловые и ролевые игры (например: «Семейный бюджет», «Все на выборы!»). Нередко используется прием «мозгового штурма», например, по теме «Частная и публичная жизнь гражданина», где предлагается записать слова- ассоциации к словосочетанию «публичная жизнь», затем дать определение данного понятия. В итоге выявить варианты и механизм взаимодействия. Удачной для проведения занятий является техника проведения диспута или дискуссии, например, «Что значит быть духовно богатым человеком?», где развиваются навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументированное свое мнение. Хотелось бы отметить, что большую роль в становлении гражданской позиции обучающихся играют и воспитательные мероприятия. Стали уже традиционными: праздник «Пою мое Отечество», посвященный Дню Единства и Согласия с вручением паспортов юным горожанам; литературно-
музыкальная композиция «Недаром помнит вся Россия…», посвященная Отечественной войне 1812 года; литературно-музыкальная композиция «Подвиг ради жизни»; познавательно-игровая программа «Я – гражданин России»; фестиваль Победы. Использование учебного сотрудничества позволяет подросткам легче и проще общаться, не бояться ошибиться. Подросток не зажат в рамках оценки, которую он мог бы получить в школе. В процессе общения происходит развитие взаимодействия, взаимодополнения, стремления к общим, групповым переживаниям. Педагог организует совместную деятельность учащихся как пространство для общения, выработки совместных решений, ответственности за принимаемые решения. Страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Развитие коммуникативных способностей, творческого отношения к себе, к людям, к миру происходит лишь в творческой образовательной среде, где каждый субъект свободен и активен. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовать лучшие личностные качества. Список литературы: 1. Балобанова, Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы [Текст] / Т.Н. Балобанова // Автореф. дисс. канд. пед. наук: СПб. -2007. 2. Бехтерев, В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся [Текст] / В.Ф. Бехтерев. - Красноярск,1985. 3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издат. Российского педагогического университета, 2000. - 351с. 4. Вертягин, С.Н. Проблемы воспитания патриотизма [Текст] / С.Н. Вертягин // Педагогика. - 2008. - №7.
В раздел дополнительное образование