"Занятия по классу гитары в системе дополнительного образования"
методическая разработка
Автор: Боровских Евгений Викторович, педагог дополнительного образования, МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи", г. Норильск, Красноярский край
В раздел дополнительное образование
Занятия по классу гитары в системе дополнительного образования
Поскольку при групповой работе внимание, уделяемое педагогом индивидуально каждому ученику, значительно сокращается, процесс обучения требует от ученика хорошо развитого навыка самоконтроля и высокого уровня мотивации. В связи с этим в группы по обучению игре на гитаре рекомендуется принимать учащихся возрастом не младше 12 лет. Поскольку гитара имеет ладовый гриф с фиксированной высотой звуков, то на обучение можно принимать независимо от слуховых данных. Однако особое внимание следует уделить ритмическим навыкам, наличие которых просто необходимо. Для качественной работы в группе необходимо провести диагностику ритмических способностей ребёнка. Учеников одинаковых способностей рекомендуется объединять в одну группу. Что касается слуховых навыков, то со временем они постепенно разовьются. На первом занятии следует познакомить учеников с устройством инструмента, объяснить правильную посадку, постановку левой руки. Даётся упражнение «хроматическая гамма». На начальном этапе упражнение выполняется большим пальцем правой руки, всё внимание уделяется развитию начальной подвижности пальцев левой руки. Учащиеся знакомятся с понятием «позиция». Необходимо добиваться от них неторопливого, качественного извлечения каждого звука и обязательного использования 4 пальца. Для этого надо следить за правильным положением кисти левой руки на грифе. После освоения учениками упражнения «хроматическая гамма» следует приступить к формированию навыков игры медиатором. На базе того же упражнения и мелодий на одной или двух смежных струнах четвертными и более крупными. Также следует объяснить нюансы звукоизвлечения правой рукой: основное положение у правого края розетки, положение «у грифа» и «у подставки». С первых занятий необходимо готовить учеников к умению самостоятельно настраивать гитару по тюнеру и на слух. В гитарной практике применяются тюнеры конструкции «прищепка». Среди них бывают хроматические, пригодные для любого инструмента, и исключительно гитарные. Первый вид отображает высоту звука в стандартных буквенных обозначениях. Второй же отображает не высоту звука, а имеет шкалу из шести ступеней, соответствующих шести струнам, и отображает ту из них, к которой ближе всего звук в данный момент. В связи с этим возникает то неудобство, что если на первой струне звучит «ре» вместо «ми», то тюнер отобразит четвёртую, которая как раз на «ре» и настраивается, несмотря на то, что эта «ре» будет уже в другой октаве. Такие же проблемы возникнут и при настройке второй струны, для которой тюнер может отобразить пятую, да и в других случаях. Естественно, что ученика, знающего расположение нот на грифе гитары, эта небольшая путаница с толку не собьёт. Но новички очень часто теряются и начинают крутить колки наугад, и в результате нередко рвут струны. Хроматические тюнера показывают именно высоту звука, но для того чтобы их использовать, ученик должен знать нотную шкалу, её буквенные обозначения и знаки альтерации, а также на какую ноту настраивать каждую струну. Для этого на начальном этапе параллельно с развитием аппарата ученики должны выучить последовательность названий нот, а также их буквенные обозначения. Хорошо работает приём называния нот не от «до» к «до», а от «ля» к «ля». После чего вводится простое мнемоническое правило: «ля-си-до-ре- ми-фа-соль» соответствуют «A-B-C-D-E-F-G». Следует заметить, что в условиях дополнительного образования подготовка профессиональных музыкантов не является задачей первостепенной важности. Поэтому не следует сразу же предлагать учащемуся исключительно нотный материал. В условиях групповой работы это
серьёзно тормозит процесс обучения, причём на его самой уязвимой стадии: до первых результатов ещё довольно далеко, а свежесть, новизна и энтузиазм постепенно начинают угасать. В особенности это заметно при работе с детьми среднего школьного возраста. Поэтому учебный материал желательно оформлять в виде двух строчек: нотный текст, а под ним – табулатура. Однако при этом следует в доступной форме объяснить и периодически напоминать учащимся, что умение самостоятельно работать с нотным материалом является одним из важнейших условий профессионального роста музыканта и открывает перед ним путь к изучению теоретических музыкальных дисциплин, знакомство с которыми, в свою очередь, значительно обогащает его творческие и выразительные возможности, и помогает познакомиться с более сложными музыкальными произведениями. Если умение прочесть обозначение звуков по высоте, благодаря использованию табулатуры, не является необходимым, то без умения прочитать ритм обучение подразумевает только подражательную игру, что совершенно сужает весь круг возможностей. Поэтому на первых занятиях познакомиться с таблицей длительностей и научиться тактировать их со счётом вслух. Очень полезны несложные ритмические диктанты, которые можно делать на двух-трёх звуках. Так учащиеся постепенно привыкают к тому, что в нотной записи нет ничего сложного, и освоить её не труднее, чем обычное письмо. Тогда в дальнейшем, когда ученик почувствует вкус к самостоятельным занятиям, задача изучения нотной грамоты решится намного быстрее и легче.
В раздел дополнительное образование