Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Возрастная составляющая в мотивационном аспекте у учащихся художественных классов".

Методическое сообщение

Автор: Христофорова Яна Кимовна, преподаватель художественного класса, МБОУ ДОД "Намская детская школа искусств им. З.П.Винокурова", Республика Саха (Якутия), Намский улус, с.Намцы,



В раздел дополнительное образование

МБОУ ДОД «Намская детская школа искусств им.З.П.Винокурова»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Возрастная составляющая в мотивационном аспекте у учащихся художественных

классов.
Преподаватель художественного класса Христофорова Яна Кимовна Намцы, 2016г.
В любом деле человеком движет определенная сила, побуждающая его на совершение тех или иных действий. Эта сила и является мотивацией. От того, с какой степенью выражена мотивация, зависит и процесс выполнения поставленных задач, и конечный результат работы. В школьном обучении, как и в любом другом виде деятельности, основным фактором успеха является формирование учебно-познавательных мотивов. Ведь мотивация – это основной источник деятельности, та сила, благодаря которой учащийся будет выполнять определенные действия для достижения учебных целей. Следовательно, перед педагогом стоит одна из наиболее важных задач – определить характеристику мотива и степень интенсивности его проявления. Формирование учебно-познавательных мотивов складывается из трех факторов: 1. Заложенные в ребенке способности; 2. Те эмоции и сила воли, которые помогают ребенку в преодолении определенных трудностей; 3. Окружающая ребенка среда, в которой он взаимодействует с окружающими и с педагогом. В каждом ребенке изначально заложены разные способности, равно как и проявление задатков в конечном итоге может быть разным. Потому еще одной из задач педагога является создание таких условий в обучении, при которых все дети изначально имели бы равные возможности в реализации своих способностей. По мере продвижения образовательного процесса педагог должен уметь корректировать способы и методы обучения применительно к каждому ученику индивидуально. Коррекция методов и способов обучения зависит от многих факторов, среди которых наиболее важным является возрастной, так как каждому возрасту соответствуют свои особенности. У младших школьников очень сильно развиты личностные мотивы. Познание ведется через получение положительных эмоций от выполнения заданий. Педагогу, обучающему детей младшего школьного возраста, следует особое внимание уделять стимуляции положительных эмоций. В подростковом возрасте на ребенка оказывает сильное слияние социальная среда. Именно от среды зависят и эмоции, и потребности подростка, из которых, собственно, и складывается мотивация. Социальный статус подростка – основная составляющая его успешности в обучении. Поэтому применительно к данному возрасту педагогу необходимо использовать такие методы и формы образовательного процесса, которые смогут привести к успешному достижению целей. Следует учитывать, что подростками не воспринимается роль руководителя, познавательная активность в этом возрасте снижается, поведение подростка нестабильно, эмоциональное состояние неустойчиво в силу происходящих физиологических и иных изменений. В старшем школьном возрасте познавательная активность вновь возрастает и базируется на личностно-ориентированных мотивах. Старшеклассник уже в состоянии определить свое «я», у него более четко очерчены желания, ярче и понятнее становится его индивидуальность. Отдельно хотелось бы выделить игровую форму как средство стимулирования мотивации. Ошибочно считается, что игровая форма эффективна только при работе с младшими школьниками. Как показывает практика, игровая форма эффективна и при работе со средним школьным возрастом, так как именно в этом возрасте ребенка необходимо мотивировать чем-то азартным, вдохновляющим. Игровая форма занятий тоже имеет свои особенности с учетом возраста обучаемых детей. К примеру, игры для младшего школьного возраста имеют более линейный характер, в среднем возрасте оптимальны командные игры, а в старшем – реконструкция необычных, незнакомых моделей действительности. Использование педагогом игровых
форм с учетом возрастных особенностей на занятиях является мощным стимулом для формирования мотивации детей и стимулирует личностное развитие каждого ребенка. Но определяющим фактором в обучении детей любого возраста является личность самого педагога. Именно от его характера и отношения к работе и к детям складывается мотивационный фон учеников и зависит конечный результат образовательного процесса. По опыту проведения совместно с Намским ОГПС №23 МО «Намский улус» тематических конкурсов детского творчества, традиционно на протяжении вот уже 3 лет (начиная с 2013 года) проводится конкурс на противопожарную тематику. Участие в нем принимают не только учащиеся художественных классов и изо студий, но и учащиеся СОШ. Помимо рисунков, плакатов дети делают различные макеты из бумаги, из глины, бисера, кожи, есть работы, связанные из пряжи и т.д. Конкурсные работы очень разнообразны по видам декоративно-прикладного искусства. Увлекательно и широко представлены работы также и на республиканском конкурсе «Неопалимая купина», проводимом Якутским республиканским отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», куда отбираются лучшие по мнению жюри работы улусного этапа конкурса. Среди призеров нужно отметить учащихся Намской детской школы искусств им.Захара Винокурова: Зелехова Злата, Христофоров Денис, Сидорова Милена, Местникова Розанна, Фокинова Малена, Петрова Сахая (преп. Павлов Иван Степанович), Москвитина Наташа, Матаннанова Алина (преп. Колодезникова Ксения Ивановна), Костромина Настя, Новгородова Вика (преп. Христофорова Яна Кимовна). По итогам конкурса призеры получают возможность посетить выставку мастеров в доме культуры П.Кулаковского, посетить Якутское художественное училище им.П.Романова, побывать на выставке дипломных работ. Также призеры конкурса посетили санаторий «Сосновый бор», где познакомились с учащимися разных улусов республики, получивших возможность участвовать на конкурсе юных дружинников, проводимом Якутским республиканским отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» под руководством Людмилы Николаевны Петровой – начальника отдела организации массовых мероприятий. Помимо конкурса детского творчества, в 2015 году в Намской детской школе искусства прошел улусный фестиваль детско-юношеского творчества «Юные таланты за безопасность» по номинациям «вокальное искусство», «хореография» и «театральное искусство», включающие в себе агитбригаду и художественное чтение. Программа выступлений должна была соответствовать противопожарной теме. Ярким номером было выступление команды Намской СОШ№2 3 «а» класса «Приключения Лунтика», занявшее 1 место и получившее возможность участия на республиканском уровне. Также активное участие приняли команды Намской ДШИ, Едейской СОШ, Хамамгаттинского лицея, Хамагаттинской СОШ, Модутской СОШ и фольклорный ансамбль Намской СОШ№1. Команда Намской СОШ№2 на республиканском фестивале заняла третье призовое место среди команд г.Якутска, г.Покровска и пригородных школ. Участие в интересных конкурсах и фестивалях очень стимулирует учащихся, которые с удовольствием принимают активное участие, ждут следующих конкурсов, но не менее интересен и сам процесс конкурса, во время которого дети очень хорошо раскрываются, узнают себя с новых сторон, знакомятся со сверстниками. Можно сделать вывод, что наиболее сильным мотивом в обучении для детей художественных классов является возможность участия в таких конкурсах, а также возможность победы в них, получение удовлетворения – как материального, так и морального – от участия в конкурсах. Следовательно, в формировании мотивации обучения для учащихся художественных классов самую существенную роль играет поощрение. Не обязательно материальное – это
может быть и похвала со стороны педагога, и восхищение со стороны одноклассников, и гордость за ребенка со стороны родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.- 509с.: ил. – (серия «Мастера психологии»). 2. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования// Народное образование - 2001 - №8, стр. 77-89. 3. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М., 1983. 4.Немов Р. С. Психология. Книга 1.Владос. Москва. 1998 год. 5. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002 – 148с. 6. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.


В раздел дополнительное образование