Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль хороводов в обрядовой культуре Белгородчины"

Лекция

Автор: Шорстова Татьяна Ивановна, преподаватель фольклора, МБУ ДО Красненская ДШИ, село Новоуколово, Белгородская область



В раздел дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Красненская ДШИ лекция «РОЛЬ ХОРОВОДОВ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛГОРОДЧИНЫ» Преподаватель музыкального фольклора Шорстова Т.И. Хороводы появились на Руси давно, когда не было разделения на песню, танец и игру. Самым древним видом являются хороводы магические. Люди в те далей времена верили в бога - Солнце, и, вставая в круг, они тем самым показывали божеству свое преклонение. Кроме того, важно было совершить подобный обряд перед охотой, перед сбором урожая. Из названий хороводов понятно, что, стоя в кругу, люди изображали предстоящий процесс сева («Мак», «Горох», «Уж я сеяла ленок», «Я посею конопельку» и т. д.), веря в то, что добрые силы природы помогут им в удачной охоте и дадут хороший урожай. Позднее появились другие виды хороводов: зимние и летние - те, которые можно было исполнять в избе, и те, которые водились «во зеленых во лужках». В орнаментальных (от слова «орнамент» - рисунок) хороводах главным был узор, которым затейница-хороводница вела своих подруг. Это могли быть «змейка», «капустка», «плетень» или другой затейливый рисунок, подсмотренный ею зимой на морозном окне. Но самыми любимыми были хороводы, в которых разыгрывалось действие, хороводы, в которых стоящие в кругу девицы и молодцы становились то «тещей и зятем», то «попом и знахаркой», приезжавшими вылечить ленивого воробья. Но чаще всего смысл их был в вечном стремлении соединения понравившихся друг другу доброго молодца красной девицы. Символом любви становился веночек. Это, например, такие известные хороводы, как «Во саду ли, в огороде». «По-за городу гуляет царевич-королевич». Добрый молодец в таком хороводе мог подарить девице шаль или бусы, а красна девица дарила венок, как, например, в хороводе «Со вьюном я хожу». Итак, хоровод - один из видов общения крестьянской молодежи в свободное от работы время под открытым небом: на деревенской улице, в поле, на лугу. Это не только движение по кругу или иными фигурными песнями и плясками, а иногда и разыгрывания сценок, но и участие всех собравшихся. В широком смысле хоровод совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод) и означает все весенне-летние времяпрепровождения деревенской молодежи в разных ее видах. Хоровод (карагод, танок, круг) начинался так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним присоединялись постепенно многие молодые девушки и женщины. Затем, так же постепенно, подходили молодые
мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармошками, бубнами, скрипками. Основу хоровода составляли девушки, которые начинали ходить в них с 12-13 лет, но полноправными его участниками считались только с 16 лет. Если в семье было несколько дочерей, то в хоровод ходила старшая, а для младших был целый ряд ограничений: они одевались хуже, не могли разговаривать с парнями. Так поступали для того, чтобы замуж выходили по старшинству. Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы, но их выход зависел от отношения семьи. Парни принимались в летнюю «улицу» местами с 13, местами с 17-18 лет. Могли участвовать женатые молодые мужчины. Крестьяне старшего поколения присутствовали возле, вокруг хоровода в качестве зрителей. У дворов или дома остаются только престарелые. Около хоровода все ведут себя чинно, благородно, грубого слова не слышно. Обычно хороводы начинались после Пасхи в свободные от работы вечера, в некоторых местах хороводы водили непрерывно от Красной Горки до Петрова дня. Но наиболее распространены были праздничные хороводы - на Святой, на Троицу, Духов и Петров дни. Иногда в этом ряду больше выделялись пляской и игрой на дудках. Сначала молодежь, взявшись за руки, проходила с песнями под специально натянутыми поясами, затем образовывался карагод (круг), в середине которого становились парни, девушки, женщины, играющие на специальных дудках. Вокруг музыкантов внутри «карагода» возникал кружок пляшущих, «девушки и молодайки, взявшись за руки, поджав губы и стараясь не шелохнуться, вытоптывают ногами в такт музыке, а один или несколько мужчин выплясывают перед ними, поводя платочком и покрикивая: «Ну, што, а ну-ну!». Иные пронзительно свистели при этом. По домам расходились с песнями. Хоровод (в самом широком значении этого понятия) диктовал свои законы, свои нормы поведения. Ими владели каждый молодой крестьянин и каждая молодая крестьянка. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянства в целом, взгляды отдельных его групп и, наконец, местные особенности, наиболее заметные в конкретных, мелких, детализированных правилах поведения, связанных с определенным календарным праздником, отдельным развлечением. Община, семья, общности самой молодежи следили за соблюдением традиций поведения, сложившихся в этой местности и регулируемых общественным мнением. Но упорядоченность поведения не означала бедности: в рамках традиции проявлялось не только богатство местных вариантов, но и бесконечное многообразие поведения отдельного человека. Поведение его, разумеется, не сводилось к нормативным требованиям, но существование их осознавалось каждым. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства путем наблюдения, но им учили родители, старшие родственники, старшие подруги
и товарищи, специальные «хороводницы», «стиховодницы» - от принципиальных, правил нравственности до мелкого этикета. Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием - в этом сказывался активный характер проведения досуга, отсутствие возможности воспользоваться продукцией профессионального творчества. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, исполнявшихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, бытовавшими в этих местах, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки по большей части сами изготовляли праздничный костюм, включавший художественную отделку (тканый или вышитый узор, кружево, нашивание подобранных полос, шнуров и т.п.). Молодежь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. В Белгородской области были свои хороводы, характерные только для наших мест. Среди атрибутов, сопровождающих исполнение этих хороводов, чаще встречается льняной вышитый рушник. Его обычно несут две женщины, за которыми попарно выстраиваются все участники хоровода, образуя длинное шествие. Иногда полотно («ширинка» - в Белгородской области) от первой пары растягивается вдоль всего строя, чем дольше растянется полотно, тем более «долгим» уродится лен. Каждый из регионов Белгородской области имеет свой, только ему присущий стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений. На формирование их существенное влияние оказали одежда, специфика труда, природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы. Вместе с тем у всех трех региональных традиций много и общих черт, обусловленных близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными контактами. И немаловажная особенность, которая объединяет все три хореографических стиля края - это страсть к исполнению различных ритмических украшений ногами во время «игры» скорых песен и особенно в плясках. Все народные танцы, круги, пляски, хороводы имеют большое значение. Народные песни, танцы, игры и обряды - мощное средство духовной подзарядки. На таких зрелищных мероприятиях никто не чувствует себя посторонним, подпевая певцам и подбирая ритм танца. Хоровое пение и хороводы улучшают настроение людей, структуру биополя участников, то, что они берутся за руки, образуя кольцо, оказывает благотворное, нередко целительное воздействие на всех, после чего в течение некоторого времени они не способны на недобрые дела. Если подобные праздники повторяются часто, то доброжелательность людей становится устойчивым признаком.
Разучить хоровод «По – за городу гуляет царевич – королевич»,

«По- за зеленым садом».


В раздел дополнительное образование