Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация, планирование и содержание урока духового отделения"

Методическая разработка

Автор: Шабашева Галина Петровна, преподаватель духовых инструментов, МБУ ДО Красненская ДШИ, село Новоуколово, Белгородская область



В раздел дополнительное образование

Основная форма обучения игре на духовых инструментах, приобретение и закрепление знаний, навыков – регулярные занятия учеников в классе под руководством педагога. Хорошо организованный урок заинтересует ученика, будет способствовать достижению хороших результатов. Важнейший принцип методики преподавания – систематическое руководство процессом обучения ученика на основе продуманного индивидуального плана, составляемого не каждую учебную четверть. При выборе репертуара обязательным условием должна быть постоянная забота о формировании индивидуальности ученика; целесообразно выбирать произведение не слишком чуждые характеру ученика, а чем-то интересующие его. Задача педагога – пробудить активность ученика, тактично и умело помочь ему определить отношение к музыке, развить замеченное в нем тяготение к сочинениям определенных жанров. Поощрение самостоятельности ученика, развитие его индивидуальности должно содействовать более живому его отношению к занятиям музыкой. Надо при этом заметить, что как ни важно развивать инициативу ученика, но еще важнее не ослаблять руководство его занятиями, не допускать, чтобы воспитание самостоятельности превращалось в бесконтрольную самодеятельность. При подборе репертуара не рекомендуется включать в него произведения завышенной трудности. Это может отразиться на качестве исполнения, породит небрежность в игре. Однако, если есть уверенность, что ученик справится с заданием и ему не грозит опасность перенапряжения губного аппарата, отказываться от трудных сочинений не следует. Разумеется, план занятий предусматривает в первую очередь работу по развитию технических навыков, систематическую тренировку – игру гамм, упражнений, освоение разных видов фактуры, высокого и низкого регистров и т.п. Но одновременно необходимо расширять и репертуар ученика. Для этой цели полезно включить в план несколько произведений в порядке
ознакомления с музыкой разных стилей, сочинениями выдающихся композиторов прошлого и современности. Желательно, чтобы это были разнообразные по жанру произведения: народные песни, романсы классиков, песни отечественных композиторов, отрывки из оперных, балетных, симфонических, камерных произведений и т.п. Цель ознакомления с разнообразными музыкальными формами – не только расширение кругозора ученика. Одновременно на этом материале можно организовать упражнения по разбору нотного текста и чтение нот с листа, транспонирование в разные строи, ансамблевое исполнение и т.д. В одном из разделов индивидуального плана надо предусмотреть, что будет исполнять ученик на зачетах, экзамене, школьном вечере. Эти пьесе станут своего рода отчетом за определенный период обучения. Для того, чтобы занятия шли успешно, педагог должен, руководствуясь индивидуальным перспективным планом, перед каждым уроком составлять краткий план его проведения, учитывая требования программы, способности ученика и задачи на данной ступени обучения. Кроме расчета времени на проигрывание гамм, упражнений, этюдов, пьес, а также на отдых, в плане урока должно быть предусмотрен, какой материал будет использован из школ, пособий, сборников, какой вид техники исполнения будет отрабатываться (темп исполнения, режим дыхания, расширение и закрепление диапазона в верхнем и нижнем регистрах и т.д.). Занятия по плану проходят интересно, продуктивно, если техническая работа чередуется и увязывается с музыкальными заданиями. Например, успешно поработав некоторое время над отдельными продолжительными звуками, надо добиваться той же цели, играя гаммы, упражнения, этюды соответствующей трудности и, наконец, пьесы. Распределение материала на уроке должно предусматривать различные виды трудности (от простого к сложному или смешанные виды), учитывая способности ученика. Перерывы следует использовать для объяснений педагога и ответов ученика на предлагаемые ему вопросы. Количество перерывов, их длительность зависит от
интенсивности занятий, трудности материала и утомляемость ученика. В общих чертах методически правильно построенный урок состоит из проверки выполнения домашнего задания, разбора исполненных произведений, объяснения задания к следующему уроку. Урок будет неполноценным, ели нарушить этот основной принцип его построения. Даже самый хороший ученик не будет стараться как можно лучше приготовить урок, если его не проверять на каждом занятии. Работа над произведением в классе заключается в прослушивании его и высказывании замечаний, поправок; ученик должен показать, чего он достиг, работая над звучностью, ритмом, динамикой, выразительностью и т.п. Такая форма работы позволяет постепенно конкретизировать исполнительскую задачу, устранять замеченные недостатки, практически овладевать основными принципами работы над произведением. На каждом уроке надо уделять время разбору незнакомого нотного текста, чтению с листа, выбирая для этой цели доступные для ученика этюды, пьесы. Ученик должен научиться хорошо читать ноты, иначе он не сумеет играть без ошибок. Если педагог на каждом уроке будет заниматься исправлением ошибок, то у него не останется времени на то, чтобы уделить внимание качеству исполнения. Опыт подсказывает, что необходимо сначала работать над тем, что особенно важно на данном этапе и на что может потребоваться больше времени. Преимущество, как правило, оказывают работе над художественным произведением. Большое значение имеет умение педагога проверять выполнение домашней работы. Обычно он внимательно слушает до конца все. Что ученик играет. Таким образом, педагог может оценить проделанную работу, а ученик соответственно, без помех показать свое умение. Запомнив особенности исполнения пьесы, педагог отмечает его достоинства и недостатки; даже если оказалось, что недостатков немало, все равно полезно сказать и о том, что ученик сумел сделать, какие трудности преодолел.
Недопустимо прерывать игру, делать указания, попутные поправки. Лишь в том случае, если сразу видно, что ученик недобросовестно работал дома, урок не приготовлен можно прервать игру, сделать соответствующее замечание и потребовать лучше подготовиться к следующему уроку. Для того, чтобы помочь ученику понять характер и особенности исполняемой музыки, педагог проигрывает произведение полностью или частично, в отрывках, а потом делает пояснения. Исполнение педагога – важный элемент урока как в учебно-воспитательном, так и в психологическом отношении. Игра педагога должна доставлять ученику художественное удовольствие, обогащать яркими впечатлениями, служить своего рода эталоном, стимулировать стремление к дальнейшей самостоятельной работе. Проигрывание приносит большую пользу, чем самые подробные словесные объяснения, так как содержание и специфические особенности даже легкой пьесы, этюда нельзя передать словами. Однако частое или постоянное проигрывание изучаемого произведения не рекомендуется, так как оно может затормозить развитие инициативы ученика. В какой период работы над произведением полезно играть, педагог решает, учитывая конкретные условия занятий. Словесные объяснения педагога занимают довольно большую часть урока. Они должны быть понятными, доходчивыми, убедительными, должны учитывать возраст и музыкальную подготовку ученика. Педагог с первых минут урока устанавливает контакт с учеником путем вопросов, ответов, пояснений и т.п. Когда ученик не понимает задания, играет вяло, теряет темп, сбивается с ритма, допускает фальшивое звучание, надо направить его мысль в нужное русло, рассказать о характерных особенностях пьесы, попытаться пробудить его фантазию. Кроме словесных пояснений и проигрывание педагог пользуется другими средствами, раскрывая содержание произведения. Например, в то время как ученик играет, педагог руководит его исполнением, корректирует темп и характер музыки посредством жестикуляции-дирижирования или подпевая вполголоса, тактично
воздействуя таким образом на игру ученика. Обязанность педагога – проявлять постоянное внимание к тому, как ученик распределяет время, насколько плодотворно проходят домашние занятия, развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы. Успех чаще всего зависит, с одной стороны, от методически правильного объяснения домашнего задания, с другой – от понимания учеником той цели, которую ставит перед ним педагог, рекомендуя план разучивания художественного произведения, режим дыхания, аппликатуру, динамические оттенки, штрихи и т.п. Творческий подход к своим обязанностям, применение новых педагогических приемов, подсказанных практикой и конкретной работой с каждым учеником в отдельности, постоянное стремление оживить урок, заинтересовать ученика, разбудить в нем активность, инициативу, приучить к осмысленному повседневному труду – залог успешного достижения цели на каждом этапе педагогического процесса.


В раздел дополнительное образование