"Компоненты навыков чтения с листа на уроках фортепиано"
методическое сообщение
Автор: Сергеева Ольга Николаевна, преподаватель фортепиано, МБУДО "ПОЗАРИХИНСКАЯ ДШИ", Свердловская область, Каменский район
В раздел дополнительное образование
Сергеева Ольга Николаевна
преподаватель МБУДО «ПОЗАРИХИНСКАЯ ДШИ»
«КОМПОНЕНТЫ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Компоненты навыков чтения с листа:
1. Быстрое прочтение нотных знаков.
В отличие от книжного текста ноты расположены и по горизонтали и по вертикали, что
представляет дополнительную трудность в процессе обучения. Чтобы научиться быстро читать
ноты, необходимо:
1) Уметь различать и объединять ряд знаков в комплексы (гаммообразные,
арпеджиообразные и др.)
2) Быстро ориентироваться в расстояниях между знаками по вертикали (интервалы,
аккорды)
3) Осознавать смысловые связи между звуками (мотивы, фразы и т. п.)
4) Определять начало и окончание однородных последовательностей, направление их
движения и его изменения.
2. Знание клавиатуры фортепиано, тоесть изучение основных формул фортепианной фактуры,
расположения, прочитанных в тексте нот, под руками и аппликатуры, необходимой для их
исполнения.
3. Ориентация в структуре музыкального произведения. Для этого необходимы представления о
делении музыкальной ткани, о признаках завершенности элементов структуры, об опорно-
смысловых моментах музыкальных построений, разделов формы и формы в целом, о пластах
фактуры и их значении.
Для закрепления в памяти учащегося всех вышеизложенных компонентов навыка чтения
нот, на начальном этапе обучения необходима систематизация музыкального материала. При
этом всегда нужно помнить о наиболее целесообразной направленности методов ознакомления
с текстом, которая будет закладывать фундамент дальнейшего быстрого его чтения.
Для достижения цели – освоение навыков чтения с листа, необходимо постоянно обогащать
слуховой опыт учащегося, то есть так организовать занятия, чтобы ученик слышал большее
количество музыки (желательно, читая ноты). Прослушивание определенных музыкальных
примеров, на основе которых происходит осознание образно-эмоциональных характеристик,
приводит к возникновению звуковых комплексов, которые в дальнейшем прочитываются как
готовые «блоки», что и позволяет ускорить процесс чтения музыкального текста,
Следует постоянно заботиться о том, чтобы учащийся видел текст и успевал осознать его
звуковой символ впереди того элемента, который исполняется в данный момент. Развитию
этого навыка способствует тренировка, которую можно назвать «фотографирование». Речь идет
о следующем процессе: ученику показывается какой-либо элемент текста на короткое время,
ноты закрываются, и он должен исполнить увиденное наизусть. Такая кратковременная память
является необходимым условием «раздвоенной» работы мышления при чтении с листа:
одновременного осознания дальнейших задач при исполнении ранее воспринятых элементов
«слепым» способом (не глядя на инструмент).
На первых, порах необходимо предварительное продумывание всего комплекса действий с
тем, чтобы в момент исполнения процесс прошел безошибочно. Должны быть определены
следующие моменты:
—
тональность произведения;
—
размер произведения;
—
характерные особенности фактуры;
—
ведущий ритмический: рисунок;
—
особенности звуковысотной организации материала;
—
на основе всего этого — характер музыки;
— исполнительские действия (динамика, артикуляция, темп, педализация и др.);
—
пианистические действия (аппликатура, степень опоры, активность действия пальцев,
«дыхание» рук и др.).
Намеченные действия должны быть выполнены в необходимом темпе, при котором может
быть выражен характер произведения, и безошибочно. Только в этом случае у учащегося
выработается быстрота реакций, цепкость внимания, сообразительность. Именно такой
постановкой вопроса отличается чтение нот с листа от разбора при длительном изучении
музыкального произведения.
В раздел дополнительное образование