Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Компоненты навыков чтения с листа на уроках фортепиано"

методическое сообщение

Автор: Сергеева Ольга Николаевна, преподаватель фортепиано, МБУДО "ПОЗАРИХИНСКАЯ ДШИ", Свердловская область, Каменский район



В раздел дополнительное образование

Сергеева Ольга Николаевна преподаватель МБУДО «ПОЗАРИХИНСКАЯ ДШИ» «КОМПОНЕНТЫ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО» Компоненты навыков чтения с листа: 1. Быстрое прочтение нотных знаков. В отличие от книжного текста ноты расположены и по горизонтали и по вертикали, что представляет дополнительную трудность в процессе обучения. Чтобы научиться быстро читать ноты, необходимо: 1) Уметь различать и объединять ряд знаков в комплексы (гаммообразные, арпеджиообразные и др.) 2) Быстро ориентироваться в расстояниях между знаками по вертикали (интервалы, аккорды) 3) Осознавать смысловые связи между звуками (мотивы, фразы и т. п.) 4) Определять начало и окончание однородных последовательностей, направление их движения и его изменения. 2. Знание клавиатуры фортепиано, тоесть изучение основных формул фортепианной фактуры, расположения, прочитанных в тексте нот, под руками и аппликатуры, необходимой для их исполнения. 3. Ориентация в структуре музыкального произведения. Для этого необходимы представления о делении музыкальной ткани, о признаках завершенности элементов структуры, об опорно- смысловых моментах музыкальных построений, разделов формы и формы в целом, о пластах фактуры и их значении. Для закрепления в памяти учащегося всех вышеизложенных компонентов навыка чтения нот, на начальном этапе обучения необходима систематизация музыкального материала. При этом всегда нужно помнить о наиболее целесообразной направленности методов ознакомления с текстом, которая будет закладывать фундамент дальнейшего быстрого его чтения. Для достижения цели – освоение навыков чтения с листа, необходимо постоянно обогащать слуховой опыт учащегося, то есть так организовать занятия, чтобы ученик слышал большее количество музыки (желательно, читая ноты). Прослушивание определенных музыкальных примеров, на основе которых происходит осознание образно-эмоциональных характеристик, приводит к возникновению звуковых комплексов, которые в дальнейшем прочитываются как готовые «блоки», что и позволяет ускорить процесс чтения музыкального текста, Следует постоянно заботиться о том, чтобы учащийся видел текст и успевал осознать его звуковой символ впереди того элемента, который исполняется в данный момент. Развитию этого навыка способствует тренировка, которую можно назвать «фотографирование». Речь идет о следующем процессе: ученику показывается какой-либо элемент текста на короткое время, ноты закрываются, и он должен исполнить увиденное наизусть. Такая кратковременная память является необходимым условием «раздвоенной» работы мышления при чтении с листа: одновременного осознания дальнейших задач при исполнении ранее воспринятых элементов «слепым» способом (не глядя на инструмент). На первых, порах необходимо предварительное продумывание всего комплекса действий с тем, чтобы в момент исполнения процесс прошел безошибочно. Должны быть определены следующие моменты: — тональность произведения; — размер произведения; — характерные особенности фактуры; — ведущий ритмический: рисунок; — особенности звуковысотной организации материала; — на основе всего этого — характер музыки; — исполнительские действия (динамика, артикуляция, темп, педализация и др.); — пианистические действия (аппликатура, степень опоры, активность действия пальцев, «дыхание» рук и др.). Намеченные действия должны быть выполнены в необходимом темпе, при котором может быть выражен характер произведения, и безошибочно. Только в этом случае у учащегося выработается быстрота реакций, цепкость внимания, сообразительность. Именно такой постановкой вопроса отличается чтение нот с листа от разбора при длительном изучении музыкального произведения.


В раздел дополнительное образование