Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ритмическое мышление на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

методическая разработка

Автор: Ботвина Ольга Витальевна, педагог дополнительного образования по классу фортепиано, МАУ ДО ДДТ "Созвездие", город Химки, Московская область



В раздел дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ» Музыкально-хоровая студия г. Химки, Московская область Методическая разработка семинара-практикума
РИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В

КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Сведения об авторе: Ботвина Ольга Витальевна - педагог дополнительного образования по классу фортепиано Год разработки: 2016
СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………….. 3 1. Актуальность темы 2. Цель семинара-практикума 3. Задачи для педагога 4. Задачи для детей 5. Форма проведения 6. Основной материал семинара-практикума 7. Продолжительность семинара-практикума 8. Методическое и материально – техническое оснащение семинарского занятия II. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ………………………………………………………………. 4 III. ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА …………………………………………… 4 1. Первый этап 2. Второй этап  Теоретическая часть  Практическая часть 3. Третий этап IV. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………. 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы:
ДДТ « Созвездие » О . В . Ботвина 2
В педагогической практике не раз приходится сталкиваться с примерами неритмичной игры учащихся младших и даже средних и старших классов. Дети не разбираются в ритмических основах музыкального языка, не умеют мысленно оперировать ритмическими комплексами, испытывают затруднения в разборе ритмической графики нового музыкального материала.
Цель семинара:
Углубленное изучение модуля образовательной программы «Пульс и ритм».
Задачи для педагога:
 развитие у детей творческого профессионального мышления с первых шагов;  овладение детьми языком соответствующей темы;  повторение и закрепление знаний обучающихся.
Задачи для детей:
 умение сравнивать разные длительности;  приобретение навыка контроля над различными длительностями при игре на фортепиано;  понять, запомнить и впоследствии пользоваться музыкальными терминами.
Форма проведения:
семинар-практикум, с элементами, нацеленными на самостоятельность мышления (группы детей 5-7 человек).
Основной материал:
Теоретический:  длительности нот. Практический:  ролевая игра «На прогулке»;  контрольные задания: во время ролевой игры.
Продолжительность семинара-практикума:
45 мин
Методическое и материально-техническое
о
снащение семинара-практикума
:  карточки с длительностями нот, методическое пособие «На прогулке»;  стихи «Дружная семья» Е. Королевой;  простейшие театральные принадлежности: шляпки, платочки, очки без стекол;  музыкально-шумовые инструменты;  рояль;  зал (класс) для занятий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
Эта п Название этапа Содержание этапа Мин. ДДТ « Созвездие » О . В . Ботвина 3
0 Организационный Размещение в зале у рояля и проверка присутствующих 5 Сообщение темы и плана семинарского занятия 2 1 Контроль - вход Контроль исходного уровня знаний 3 2 Основной Теоретическая часть семинара 10 Практическая часть семинара. Ролевая игра 20 3 Контроль-выход Подведение итогов и рекомендации по организации самостоятельной домашней работы детей 5
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
Контроль-вход. Дети занимались с сентября по апрель, 8 месяцев. Играют маленькие пьески по сборникам И. Корольковой и А. Артоболевской. Знают первоначальную нотную грамоту, понятие «длительности нот и пульс». Но при самостоятельном разборе музыкальных пьес делают ошибки в ритмической структуре.
1 этап семинара-практикума «Контроль-вход»

Проверяется исходный уровень знаний
Вопросы детям: 1. Вспомнить, чем отличаются звуки кроме высоты. 2. Назвать длительности нот. 3. Устно «нарисовать портрет» каждой длительности.
2 этап семинара-практикума «Основной»

Теоретическая часть
Задания детям: 1. Карточки с длительностями разложены на столе лицевой стороной вниз. Предлагается детям взять любую карточку и назвать длительность ноты. 2. Карточки с длительностями разложены на столе лицевой стороной вверх. Выходят два ребенка: один ребенок выбирает карточку с любой длительностью, другому – предлагается выбрать карточку со следующей по - порядку (в сторону уменьшения или в сторону увеличения) длительностью. 3. Карточки с длительностями разложены на столе лицевой стороной вверх. Одному ребенку педагог дает карточку с долгой длительностью, другому - предлагается выбрать 2 одинаковые карточки, составляющие в сумме длительность ноты на карточке первого ребенка.
Практическая часть

Ролевая игра
ДДТ « Созвездие » О . В . Ботвина 4
Игра «На прогулке». Педагог читает стихи Е. Королевой «Дружная семья» и показывает карточки с длительностями-образами (в приложении):  целая длительность – прабабушка: 1 шаг делает на прогулке;  половинная длительность – бабушка: 2 шага делает на прогулке;  четвертная длительность – папа (мама): 4 шага делает на прогулке;  восьмые длительности - дети (внуки): 8 шагов делают на прогулке. Вопросы и задания детям: 1. Двое детей, используя театральные костюмы, наряжаются, например, в бабушку и внучку. В руках «бабушка» держит соответствующую длительность. Вопрос «внучке»: вышли погулять бабушка и внучка, бабушка делает 1 шаг, сколько шагов сделает «внучка». Вопросы можно усложнять. Сколько шагов сделает «бабушка», если «внучка» делает 4 шага и т.д. 2. За роялем два ребенка, третий ребенок «дирижер», ему предлагается шумовым инструментом отстукивать пульс. Повторяем определение пульса: «пульс- равномерные шаги». Ищем сравнения в природе: равномерно сменяется день-ночь, времена года, дни-недели и т.д. Сразу договариваемся, что «дирижер» будет отстукивать пульс четвертной длительностью (образ: папа-мама). 3. Задание на закрепление материала. Педагог назначает роли для двоих детей, и они наряжаются в костюмы (костюмы для данной игры, своеобразная подсказка). Дети играют на любых клавишах (лучше, чтобы звучал консонанс) отдельные звуки-шаги, соответственно своей роли. Например: 1-й ребенок: «прабабушка», 2-й ребенок: «бабушка», Дирижер: всегда папа-мама. В результате должно получиться: прабабушка 1 шаг-звук, бабушка 2 шага-звука, дирижер 4 шага-стука шумовым инструментом. Вариаций здесь предостаточно. Остальные дети следят за игрой, контролируют правильность выполнения. 4. Задание более сложное: За роялем три ребенка. Уже не педагог дает задания-образы, а дети сами загадывают и никому, даже друг другу не сообщают, какой образ они будут представлять на инструменте. ДДТ « Созвездие » О . В . Ботвина 5
Дирижер – четвертый ребенок, как и в задании выше стучит пульс шагами «папы- мамы» (четвертными). А чтобы дети это не забыли, можно поставить на рояль карточку с четвертной длительностью. Вопрос остальным детям и детям, выполнявшим задания. 1. У кого какой образ получился? Очень весело бывает, когда образы совпадают!
3 этап семинара-практикума «Контроль-выход»

Домашнее задание
Контроль-выход: Дети получили возможность научиться: 1. Сравнивать длительности нот. 2. Контролировать длительности нот, представляя музыкальный образ. 3. Дети научились сравнивать и контролировать пульс (равномерные шаги) при игре различных длительностей. 4. Пользоваться музыкальными терминами: длительность, ритм, пульс. Рекомендации по организации самостоятельной домашней работы детей:  Провести ролевую игру «На прогулке» дома с родителями.  Задание детям на карточках: Дорисовать шаги (шаги можно изобразить длительностями, кто затрудняется – просто кружочками). Пример: Приложение:
НА ПРОГУЛКЕ

СЧИТАЕМ ШАГИ
ДДТ « Созвездие » О . В . Ботвина 6 = +
ПРАБАБУШКА
1 ШАГ
ЦЕЛАЯ БАБУШКА
2 ШАГА
ПОЛОВИННЫЕ ПАПА (МАМА) ЧЕТВЕРТНЫЕ
4 ШАГА
ДЕТИ

ВОСЬМЫЕ
8 ШАГОВ
ДДТ « Созвездие » О . В . Ботвина 7


В раздел дополнительное образование