"Использование игровых технологий как средство духовно-нравственного воспитания подростающего поколения"
статья
Автор: Могилина Валентина Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр детского творчества", город Абакан, республика Хакасия
В раздел дополнительное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Могилина Валентина Дмитриевна,
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
город Абакан, Республика Хакасия
Стандарты второго поколения Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина определяют:
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-
педагогическая поддержка становления и развития ответственного творческого
инициативного, компетентного гражданина России.
Развитие-процесс и результат перехода к новому, более совершенному
качественному состоянию к некой степени духовной, умственной зрелости,
сознательности, культурности; [2,с8]
Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс
развития обучающися как личности, гражданина, освоение и приятие им
ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; [2,с.8]
В сфере личностного развития и воспитание обучающихся должно обеспечить:
Готовность и способность к духовному развитию самосовершенствовании,
самооценке пониманию смысла жизни самооценка, индивидуально-
ответственному поведению [2,с12]
Трудолюбие, бережливость способность жизненный оптимизм к преодолению
трудностей; [2,с13]
Готовность и способность к реализации творческого потенциала а духовно-
нравственной и предметно-репродуктивной деятельности профессиональной
мобильности и универсальных духовно-нравственных установок «становиться
лучше» [2,с13]
Студия моды «Стиль» работает по образовательной программе «От стандарта к
индивидуальности», для обучения основам конструирования, моделирования и пошива
одежды, рассчитана на 5 лет, на детей 10-17 лет. Программа призвана удовлетворять
потребность детей и их родителей.
Целью программы является формирование духовно-нравственной и творческой
личности способной созидать себя как индивидуальность.
Задачи программы: Воспитывать - нравственную культуру учащегося; стремление:
к достижению цели, к самосовершенствованию, к саморазвитию;
Формировать положительную мотивацию на самоопределение в выборе профессии.
В зависимости от индивидуальных потребностей развития личности, жизненных
планов ребенка, строится творческая работа с ним.
Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы
ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая
развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых
ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом
человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Это можно
формировать через игры и игровые формы занятий.
Игра одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания.
А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Целью игрового обучения является обеспечение познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, полученной на занятиях, вовлечение учащихся в творческую деятельность. В.В.Воронов подчеркивает, что «дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание». Сущность обучающей игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия » [1,с131-132] Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации, имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов игровые технологи разные. Используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации игровой работы. Учащиеся, совместно решая задания, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Состязательность привлекательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях студии и усиливает желание изучать предмет. Участие в играх ставит детей в активную позицию, заставляя принимать непростые решения. На занятиях студии учащимся предлагаются - различные дидактические игры. Ролевая игра «Путешествие в мир моды» позволяет учащимся погрузится в мир моды путем активного контролируемого общения. Разыгрываются роли посредством эскизирования модных течений. Обучающиеся знакомятся с направлениями различных течений молодежной моды в течение определенного времени и имитируют направления моды. Игра побуждает изучить историю возникновения данного направления моды, обобщить, произвести анализ и сделать вывод, защитить результат работы. В игре создаются условия групповой и межгрупповой работы. Данная технология мотивирует учащихся на дальнейшее изучение направлений не только молодежной моды, но направлений моды разных возрастов. Способствует развитию познавательной и творческой активности воспитанников. Сюжетные (ролевые) игры, например: «Закройный цех», «Швейный цех», «Магазин тканей», «Ателье». Обучающиеся привлекаются к подготовке игры, действуют в задуманных условиях, имитируют определенные роли. Воспитанницы играют роли - закройщицы, швеи, продавца тканей, художника – модельера, конструктора одежды, манекенщицы, демонстратора одежды. Игра ставит детей в активную позицию, заставляя принимать непростые решения, побуждает сформулировать требования к данным профессиям, сопоставить свое «хочу», «могу» « надо», что способствует самоопределению в выборе профессии. Данные игры направлены на усвоение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия между сверстниками, развивают кругозор, трудовые навыки. Способствуют познавательной деятельности, применению знаний и умений на практике. Воспитывает самостоятельность, чувство ответственности, дисциплину. Сюжетно (ролевая) игра «В стране мастериц» - способствует закреплению изученного материала. Развивает фантазию, бережливость, навыки труда, творческое сотрудничество со сверстниками. Воспитывает волю, характер, воображение, фантазию. Игра-состязание «Дом моделей», где игровые театрализованные действия позволяют учащимся приобретать специальную компетенцию – навыки взаимодействия и управления людьми в конечном итоге – способствуют формированию личностной культуры обучающихся. Данная игра развивает и способствует формированию у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора. Дидактическая игра, «В каких ты, душечка, нарядах хороша?» формирует способность самим оценивать свою одежду, познать себя, помочь уравновесить
внутреннее «я» и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом, совершенствовать себя и окружающих. Деловая игра «Конкурс модельеров», формирует у подростка первоначальные профессиональные намерения и интересы, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора, нравственно-этический опыт, самостоятельность и деловые качества. В конце учебного года в студии проводится праздник – конкурс в игровой форме по сценарию, который сочиняют сами ученицы. Они показывают знания и умения, которые приобрели в течение года, показывают свое творчество. Организуется выставка творческих работ по шитью изделий, по вышивке, лоскутной технике и другие направления рукоделия. Праздники – конкурсы воспитывают веру в свои силы и дают возможность добиться успеха, помогают учащимся выявить свои интересы, способности, оценить свои возможности. Игры воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации учащихся в обществе, формируют универсальные духовно-нравственные установки «становиться лучше». На занятиях учащимся предлагаются кроссворды, которые является игровым элементом – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания в конечном итоге содействуют духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Учащиеся решают ребусы, викторины, которые позволяют воспитанникам познакомиться с разными видами аксессуаров, с парфюмерией, с профессиями в этой области труда. Данная игровая технология способствует, формированию познавательных интересов к учению, саморазвитию. Хороший результат дают элементы игры: составить самим задания, с использованием загадок, пословиц о труде, что повышает уровень самоорганизации, самосознания ученика, положительного отношения к труду. Дидактические игры совершенствуют ролевое взаимодействие и улучшают психологический климат в группе, они интересны для учащихся, ставят перед ними конкретные задачи и помогают находить их решение, дают простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. Осмысление целей, смысла своей жизни, усвоение духовно-нравственного ценностей происходит при применении игровых форм в обучении. Дидактические игры воспитывают веру в свои силы и дают возможность добиться успеха, помогают учащимся выявить свои интересы, способности, оценить свои возможности. Игровые технологии воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации учащихся в обществе. Дидактические игры совершенствуют ролевое взаимодействие и улучшают психологический климат в группе, они интересны для учащихся, ставят перед ними конкретные задачи и помогают находить их решение, дают простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. Дидактические игры играют роль в сформировании гармоничной личности; отвечают заказу социально-культурных и образовательных потребностей одаренных детей, способствуют совершенствованию духовно-нравственного воспитания. Дидактические игры способствуют развитию ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России. Литература: 1. В.В. Воронов Педагогика школы в двух словах. – М.,1999. 2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондратов, В.А. Тишков Стандарты второго поколения, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение» 2009 3. Н.В. Казачёнок, Н.В. Шмелева Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2014 4. Х.Й. Лийметс Как воспитывает процесс обучения? М.:Знание,1982.
Целью игрового обучения является обеспечение познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, полученной на занятиях, вовлечение учащихся в творческую деятельность. В.В.Воронов подчеркивает, что «дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание». Сущность обучающей игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия » [1,с131-132] Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации, имеет свои особенности и возможности, причем на различных этапах обучения, для различных возрастов игровые технологи разные. Используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации игровой работы. Учащиеся, совместно решая задания, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Состязательность привлекательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях студии и усиливает желание изучать предмет. Участие в играх ставит детей в активную позицию, заставляя принимать непростые решения. На занятиях студии учащимся предлагаются - различные дидактические игры. Ролевая игра «Путешествие в мир моды» позволяет учащимся погрузится в мир моды путем активного контролируемого общения. Разыгрываются роли посредством эскизирования модных течений. Обучающиеся знакомятся с направлениями различных течений молодежной моды в течение определенного времени и имитируют направления моды. Игра побуждает изучить историю возникновения данного направления моды, обобщить, произвести анализ и сделать вывод, защитить результат работы. В игре создаются условия групповой и межгрупповой работы. Данная технология мотивирует учащихся на дальнейшее изучение направлений не только молодежной моды, но направлений моды разных возрастов. Способствует развитию познавательной и творческой активности воспитанников. Сюжетные (ролевые) игры, например: «Закройный цех», «Швейный цех», «Магазин тканей», «Ателье». Обучающиеся привлекаются к подготовке игры, действуют в задуманных условиях, имитируют определенные роли. Воспитанницы играют роли - закройщицы, швеи, продавца тканей, художника – модельера, конструктора одежды, манекенщицы, демонстратора одежды. Игра ставит детей в активную позицию, заставляя принимать непростые решения, побуждает сформулировать требования к данным профессиям, сопоставить свое «хочу», «могу» « надо», что способствует самоопределению в выборе профессии. Данные игры направлены на усвоение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия между сверстниками, развивают кругозор, трудовые навыки. Способствуют познавательной деятельности, применению знаний и умений на практике. Воспитывает самостоятельность, чувство ответственности, дисциплину. Сюжетно (ролевая) игра «В стране мастериц» - способствует закреплению изученного материала. Развивает фантазию, бережливость, навыки труда, творческое сотрудничество со сверстниками. Воспитывает волю, характер, воображение, фантазию. Игра-состязание «Дом моделей», где игровые театрализованные действия позволяют учащимся приобретать специальную компетенцию – навыки взаимодействия и управления людьми в конечном итоге – способствуют формированию личностной культуры обучающихся. Данная игра развивает и способствует формированию у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора. Дидактическая игра, «В каких ты, душечка, нарядах хороша?» формирует способность самим оценивать свою одежду, познать себя, помочь уравновесить
внутреннее «я» и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом, совершенствовать себя и окружающих. Деловая игра «Конкурс модельеров», формирует у подростка первоначальные профессиональные намерения и интересы, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора, нравственно-этический опыт, самостоятельность и деловые качества. В конце учебного года в студии проводится праздник – конкурс в игровой форме по сценарию, который сочиняют сами ученицы. Они показывают знания и умения, которые приобрели в течение года, показывают свое творчество. Организуется выставка творческих работ по шитью изделий, по вышивке, лоскутной технике и другие направления рукоделия. Праздники – конкурсы воспитывают веру в свои силы и дают возможность добиться успеха, помогают учащимся выявить свои интересы, способности, оценить свои возможности. Игры воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации учащихся в обществе, формируют универсальные духовно-нравственные установки «становиться лучше». На занятиях учащимся предлагаются кроссворды, которые является игровым элементом – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания в конечном итоге содействуют духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Учащиеся решают ребусы, викторины, которые позволяют воспитанникам познакомиться с разными видами аксессуаров, с парфюмерией, с профессиями в этой области труда. Данная игровая технология способствует, формированию познавательных интересов к учению, саморазвитию. Хороший результат дают элементы игры: составить самим задания, с использованием загадок, пословиц о труде, что повышает уровень самоорганизации, самосознания ученика, положительного отношения к труду. Дидактические игры совершенствуют ролевое взаимодействие и улучшают психологический климат в группе, они интересны для учащихся, ставят перед ними конкретные задачи и помогают находить их решение, дают простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. Осмысление целей, смысла своей жизни, усвоение духовно-нравственного ценностей происходит при применении игровых форм в обучении. Дидактические игры воспитывают веру в свои силы и дают возможность добиться успеха, помогают учащимся выявить свои интересы, способности, оценить свои возможности. Игровые технологии воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации учащихся в обществе. Дидактические игры совершенствуют ролевое взаимодействие и улучшают психологический климат в группе, они интересны для учащихся, ставят перед ними конкретные задачи и помогают находить их решение, дают простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. Дидактические игры играют роль в сформировании гармоничной личности; отвечают заказу социально-культурных и образовательных потребностей одаренных детей, способствуют совершенствованию духовно-нравственного воспитания. Дидактические игры способствуют развитию ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России. Литература: 1. В.В. Воронов Педагогика школы в двух словах. – М.,1999. 2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондратов, В.А. Тишков Стандарты второго поколения, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение» 2009 3. Н.В. Казачёнок, Н.В. Шмелева Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2014 4. Х.Й. Лийметс Как воспитывает процесс обучения? М.:Знание,1982.
В раздел дополнительное образование