Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игровые технологии в профориентационной воспитательной деятельности: ролевая игра социальной направленности для детей среднего и старшего школьного возраста"

Статья к обучающему семинару для педагогов

Автор: Филатов Михаил Александрович, педагог-организатор, ГБУ ДО ДДТ Калининского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург



В раздел дополнительное образование

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга
Статья к обучающему семинару для педагогов

«Игровые технологии в профориентационной воспитательной

деятельности: ролевая игра социальной направленности для

детей среднего и старшего школьного возраста»
Автор: Филатов Михаил Александрович, педагог-организатор Санкт-Петербург 2016
Роль воспитательной работы в образовательном процессе переоценить трудно. Особое значение приобретает в современном мире и социализация подрастающего поколения, содействие в самоопределении и утверждении социальной и гражданской ответственности. Не для кого не секрет, что подростки сегодня зачастую предпочитают виртуальную реальность реальной, современные политические реалии содействуют развитию пассивной позиции по отношению к тому, что сегодня происходит в мире в целом и в нашей стране, в частности. Понимание себя в обществе, определение в выборе профессионального пути осмысленно происходит как раз в средней и старшей школе. Выбор профессии определяет в жизни очень многое. Ошибки в этом жизненно важном вопросе часто дорогого стоят. Современные тенденции сокращения бюджетных мест в высшей школе зачастую вызывают страх и неуверенность в себе у будущих абитуриентов. Часто выбор определяют «недоборы» прошлых лет, низкий проходной балл и потенциально невысокая оплата обучения, а вовсе не профессиональные мечты и надежды. Также стоит сказать и еще об одной проблеме - «профессиональной моде». Весь спектр профессий современного общества едва ли представляют себе современные школьники. Конечно, образовательные учреждения проводят некую работу по профориентации, и прекрасно, если эта работа выходит за рамки одного психологического теста, который, мол, должен помочь ребятам в выборе направления пути, обозначить сильные стороны личности и так далее. Хорошо, когда эта работа носит не эпизодический, а системный характер, демонстрирующий разноплановый подход к методам и методикам. В данной статье речь пойдет о применении игровой технологии в профориентационной воспитательной деятельности. А именно, а
ролевой

профориентационной игре
. Включенная игровая деятельность всегда доступнее и проще для восприятия, она, помимо прочего, носит не назидательный, тяжело воспринимаемый в подростковом возрасте, характер, а способствует развитию навыков коллективной работы с одной стороны, осознанной самостоятельной деятельности — с другой.
Ролевая

игра
— игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету.
Характерные признаки ролевой игры:
- Наличие модели социально-экономической ситуации. - Наличие индивидуальных ролей.
- Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли. - Взаимодействие ролей. - Наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива. - Многоальтернативность решений. - Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер). - Наличие управляемого эмоционального напряжения. Итак, из вышесказанного видно, что ролевая игра —
это своеобразное моделирование

ребенком мира взрослых
, его попытка принять участие во взрослом жизненном процессе. Сегодня детям часто интернет заменяет прогулки и игры с друзьями на улице, но все же все мы видели как ребята играют в «Дочки-матери», докторов, поворов и так далее. Это и есть наиболее простая форма ролевой игры, поскольку моделирование этого мира зависит только напрямую от участников процесса и игра протекает в удовольствие. Если же мы говорим о социальнонаправленной игре, ориентированной на средний и старший возраст, то цель и задачи такой игры наиболее широкие.
Этапы подготовки ролевой игры

1. Определение временных границ реализации.
Ролевая игра может быть организована единожды, а может быть частью многоэтапного проекта, представлять собой цикл игровых встреч.
2. Определение целевой аудитории.
Нужно четко представлять себе для кого именно будет организована ролевая игра. В первую очередь, нужно иметь в виду возраст участников. Он может быть единым с небольшим разбросом, а может быть сознательно расширенным (для достижения некоторых целей может быть сформирована разновозрастная команда). Также стоит иметь в виду особые характеристики группы. Знакомы ли участники или видят друг друга впервые, объединены ли они общностью интересов (например, все участники — спортсмены), соотношение девочек и мальчиков в команде (если это имеет значение) и так далее.
3. Четкая формулировка основной (педагогической) цели игры.
Это может быть знакомство с неизвестными профессиями, определение основных профессий, без которых общество не может нормально функционировать и так далее.
4. Определение игровой ситуации и цели.
Этот пункт является основным и определяющим. Необходимо четко обозначить игровую ситуацию в пространстве и времени и связать ее с главной игровой целью. Например, если мы заявили педагогической целью определение профессий, без которых невозможно функционирование общества, то игровой ситуацией может быть космическая колония. Например, земляне решили освоить космос и собирают
экипаж тех, кто должен сделать космическую колонию пригодной для жизни людей. Таким образом, игровой целью может быть создание нормально функционирующего общества и в подобной ситуации участники сами выбирают себе роли (те профессии, которые в данной ситуации наиболее приоритетны). Или же игровой целью может быть выживание после экологической катастрофы. К примеру, группа участников оказывается на необитаемом острове после ядерной трагедии и так далее. Или же участники игры должны прожить один день на предприятии, на ферме, в медицинском учреждении и тому подобное...
5. Обрисовка жизненной ситуации.
Этот пункт — своеобразное обрастание деталями. Вы конкретизируете, каким образом будут складываться отношения между участниками. Будут ли изменения игровой ситуации в ходе игры. Будет ли в группе «проводник», задающий общую линию, нарушающий ее, подкидывающий обстоятельства и так далее, и будет ли группа изначально знать о нем. Будут ли введены в игру «артефакты» дающие на что-то право и как они будут попадать к игрокам и так далее.
6. Распределение ролей.
Необходимо определить сами ли участники будут выбирать себе роли, будут ли они разыграны, придут ли в качестве жребия и так далее. Необходимо заранее (если это возможно) определить «игровые возможности» роли. Если необходимо, продумать костюмы, реквизит, внешний антураж персонажей и так далее.
7. Этапы проведения.
Необходимо четко определить все этапы игры и как следует их подготовить. Подготовительный этап также имеет значение. Стоит продумать, каким образом участники получат приглашение на игру, требуется ли предварительный инструктаж и подготовка. Нужно определить степень вмешательства в игру организующей стороны. Стоит четко определить как участники будут введены в игровую ситуацию, четко понимать предполагаемый результат, который послужит сигналом к окончанию игры.
8. Место и время проведения.
Для ролевой игры этот пункт очень важен. Игровая зона должна быть конкретной. Это может быть обозначенная территория на открытом воздухе, в помещении, на предприятии... Реальная ли будет обстановка или ее необходимо будет задать реквизитом и символикой и так далее. Имеет ли значение погода, время года, суток и так далее.
9. Техническое обеспечение.
Этот пункт не требует расшифровки, но имеет тоже весомое значение. Освещение, визуальные и звуковые образы — все это помогает созданию игровой атмосферы, реалистичности, динамике и созданию активного действенного настроения участников.
10. Подготовка команды организаторов.
Это исключительно организационный этап. Когда программа продумана необходимо понять, какой актив организаторов необходим для ее воплощения. Зачастую «взрослая» команда нуждается в хорошей подготовке. Нелишним
будет проиграть ту ситуацию, в которой окажутся учащиеся. Часто в ходе таких тренировок рождаются неплохие идеи и дополнения, вскрываются непродуманные моменты, тренируется реакция на нестандартные ситуации, а ролевая игра, собственно, из них и состоит, поскольку действие развивается в зависимости от тех или иных решений членов команды. Поэтому переоценить значение подобных тренировок сложно. Таким образом, ролевая игра может послужить этапом образовательного и воспитательного проекта, направленного на помощь в определении профессии учащимися, а может являть собой самостоятельную программу или цикл игровых программ.


В раздел дополнительное образование