Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Детская фортепианная музыка в творчестве П.И. Чайковского: психолого-педагогический аспект"

методическое сообщение

Автор: Васляева Марина Геннадьевна, преподаватель фортепиано, МБУДО ДМШ им.М.А.Балакирева, город Саров, Нижегородская область



В раздел дополнительное образование


Методическое сообщение «Детская фортепианная музыка в творчестве П.И.

Чайковского: психолого-педагогический аспект»
Детская психология и детские эмоции, настроения и характер ребенка – неисчерпаемый мир, требующий особого отношения в творчестве любого художника. Попробуйте вглядеться в детское лицо, и вы найдете в нем чистоту мыслей, потребность в искренности и вере, и может быть, какое-то глубокое и тайное знание, непонятное взрослому. Обращаясь к данной теме, Чайковский стремился в своих произведениях раскрыть пусть небольшую частичку, но подлинной жизни человека, учитывая при этом детскую любовь ко всему настоящему и правдивому. Можно сказать, что тема детства проходит сквозной линией через все творчество композитора. Исследователи выделяют три группы произведений, написанных Чайковским для детей. Первая – детский педагогический репертуар (сюда входят «Детский альбом», 12 пьес средней трудности, «Хор насекомых и цветов»). Вторая группа - произведения, которые могут быть адресованы детскому восприятию (16 Детских песен, балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица»). Третья группа – образы детского мира в произведениях, предназначенных взрослому слушателю (например, IV ч. Второй оркестровой сюиты – «Сны ребенка», сцена гуляния детей из 1 картины оперы «Пиковая дама»). Остановимся на первой группе произведений, написанных композитором с конкретной педагогической целью – обогащение репертуара детской фортепианной музыки. «Детский альбом» op. 39 и 12 пьес средней трудности op. 40.– являются замечательным педагогическим и художественным материалом, настоящей исполнительской школой использования музыкальных средств выразительности для юных пианистов. Фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция и динамика в пьесах подчас достаточно сложны, но они написаны с учётом уровня развития детей, их исполнительских возможностей. Знание общепсихологических и музыкально-психологических закономерностей развития способностей детей, определение путей начального этапа формирования музыкальных представлений и в соответствии с этим планирование исполнительского репертуара - вот те задачи, которые обязан ставить перед собой каждый вдумчивый педагог. Учитывая возрастные особенности психологии учащихся пьесы «Детского альбома» можно изучать, начиная с первого года обучения. Нарисуем психологический портрет ребенка от 7 до 9 лет. Младшие школьники впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко
поддаются внушению. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на песенное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно энергичного характера). Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, начальный этап развития музыкального слуха и слуховых представлений осуществляется в процессе слушания и исполнения прежде всего мелодии. Основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация. Сверхзадача, стоящая перед педагогом с первых же уроков - научить ребенка относится к музыке как к выразительному искусству, то есть научить выразительно интонировать музыку, и, прежде всего - мелодию. "Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения", - говорил К.Н.Игумнов. Ярким образцом мелодического развития в «Детском альбоме» является пьеса «Сладкая греза», пользующаяся заслуженной любовью и учеников и педагогов. Она передает мечтательное и трепетное состояние души. Очень тонко и точно выбраны композитором выразительные средства: спокойный темп, паузы между аккордами в аккомпанементе, передающие слегка учащенное дыхание, как бывает, когда «дух захватывает» от созерцания чего- то необыкновенно красивого и возвышенного. Авторская ремарка указывает характер исполнения: molto espressivo (с большим чувством, очень выразительно). Автор учебного пособия «Детский альбом Чайковского» Айзенштадт относит «Сладкую грезу» к числу наиболее сложных номеров цикла. Основными трудностями при работе над пьесой являются выразительное исполнение каждой интонации, осмысление учеником мелодического развития, умение петь за роялем. «Сладкая греза»- фортепианная пьеса, написанная в жанре романса. Исследователь творчества композитора А. Николаев находит сходные черты мелодии «Сладкой грезы» с темой вальсового романса «Средь шумного бала». Сравним эти две мелодии. Вокальный характер мелодии подчёркивается характерным романсовым сопровождением. При работе над аккомпанементом необходимо обратить внимание на линию баса, как на самостоятельный полифонический голос и мягкое, наполненное исполнение аккордов. Специальной работы требует использование запаздывающей педали, помогающей придать тембральную окраску звучанию, сделать пьесу более романтичной и трепетной. Таким образом, исполнение пьесы «Сладкая греза» требует от учащегося эмоционально-психологической и технической подготовленности. Раскрыть характерные особенности пьесы поможет составление программы, литературного сюжета на звучащую музыку, связанные со сказочными персонажами. Для лучшего осознания фразировки
можно подтекстовать мелодию и петь ее со словами. Приведу несколько строк такой подтекстовки .
Мне не играется с куклой любимою –Что-то

неясное, неуловимое в сердце.Что-то неясное, что-

то прекрасное…
Такой способ работы над произведением всегда нравится учащимся младшего школьного возраста, развивает творческое воображение, заставляет по-новому отнестись к исполнению пьесы. Для учащихся среднего и старшего возраста Чайковским были написаны 12 пьес средней трудности ор.40, также прочно вошедшие в педагогический репертуар детских музыкальных школ и школ искусств. Психологические особенности среднего и старшего школьного возраста характеризуются проблемой выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, а также к моральным ценностям. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. В этом возрасте происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. Средний и старший школьный возраст - это время дальнейшего укрепления воли, развитие таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. На основе данных особенностей можно сделать вывод, что выбор исполнительского репертуара для среднего и старшего возраста связан с развитием, как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств учащихся. В качестве примера можно смело назвать пьесу «Русская пляска», изначально написанную Чайковским для премьеры балета "Лебединое озеро" как вставной номер. Позже композитор сделал переложение этой музыки для фортепиано. Одной из главных трудностей, встречающихся в «Русской пляске», является оркестровая природа изложения музыкального материала. Вместе с тем «Русская пляска» - пьеса, созданная в русском народном духе. В отличие от лирических пьес, в которых преобладают романтические настроения и переживания, произведения Чайковского на народную тематику проникнуты обычно искрометным весельем. Здесь слышатся тягучее звучание гармоники, свирельных наигрышей, гусельных переборов, бряцаний балалайки и перезвонов бубенцов. Такое мышление в фортепианной музыке ставит перед пианистом ряд конкретных задач: выбор
туше, приемов артикуляции, близких по характеру звучания к манере игры на народных инструментах. «Русская пляска» написана в простой 3-хчастной форме с динамизированной репризой. В первой части Андантино – помимо выразительного исполнения самой мелодии, полифонического слышания аккомпанирующих голосов, необходимо обратить внимание учащегося на изучение приемов метро-ритмического варьирования, усиливающих музыкальное действие и насыщающих его дополнительной энергией. Allegro molto vivace в репризе – воссоздает пьянящее веселье народного танца. Устремленные лихие пассажи, использование острого пальцевого «стаккато», аккордово-октавная техника – все это приближает учащегося к освоению многостороннего комплекса игровых умений и навыков, типичных для фортепианного стиля П.И. Чайковского. По-моему мнению фортепианная пьеса «Русская пляска» всегда очаровывает юных исполнителей, позволяя использовать им свой накопленный творческий потенциал. В заключение своего сообщения мне бы хотелось сказать, что научить ребенка чему-либо мы можем только тогда, когда будем сами интересны ему, когда научимся понимать его чувства и настроения, будем, как говорят психологи «на одной волне». Сочинивший много прекрасных сказок для детей Клайв Стейлз Льюис в своих «Статьях о Нарнии» писал: «Мы должны встречаться с детьми на равных, ведь мы и вправду равны», а «в том, что касается нравственности, они по меньшей мере так же мудры, как и мы». И привел забавный, но, как мне кажется, показательный пример. «Как-то в ресторане я воскликнул: «Терпеть не могу чернослива!» «И я», вдруг отозвался из-за соседнего столика шестилетний малыш. Между нами мгновенно возникла симпатия. Нам не показалось это смешным. Ведь оба мы знали: чернослив – такая гадость, тут не до смеха. Мы, взрослый и ребенок, встретились как независимые личности». Чайковский в детской музыке повел себя примерно так же – подошел к миру детства очень серьезно, раскрывая важнейшие жизненные вопросы – социальные, нравственно-эстетические и религиозные. Каждое произведение композитора имеет смысловую глубину, объемность и многозначность. Поэтому музыка Чайковского интригует и заставляет ребенка задуматься, что пока не понятно, но смутно чувствуется, заставляет напрячь эмоции и разум. А мы, педагоги, должны лишь помочь ему до-расти, до-понять, до- чувствовать.


В раздел дополнительное образование