"Профилактика правонарушений"
статья
Автор: Федоренко Елена Александровна, педагог- психолог, ГКУСО РО Гусевский центр помощи детям, х. Гусев Чертковского района
В раздел дополнительное образование
Тема :
«Мы в ответе за свои поступки»
Цель:
Профилактика правонарушений несовершеннолетних, и развитие представлений о последствиях противоправных деяний.
Форма проведения:
Мини-лекция
Оборудование:
книги, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс раздаточный материал,. Ход занятия: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки» Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске): «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать,
грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? (Определения написаны на доске) ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. 2.Ст. вожатая: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки (воспитанники называют, вожатая поправляет и дополняет примеры) плохо учатся, а потом бросают школу; курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; разрисовывают стены; портят государственное имущество и многое другое. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную
решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на занятии мы с вами попробуем выяснить это, и постараемся найти ответ на этот вопрос. Целью нашего занятия является развитие представлений о последствиях противоправных деяний, а так же предупреждение об опасностях в игре с законом. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске). - Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске). Выберите права и обязанности (распределить таблички) Права Жить и воспитываться в семье Получить паспорт гражданина РФ Работать в свободное от учебы время Право на охрану здоровья Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих. Получить основное общее образование (9 классов) Соблюдать Устав детского дома, правила внутреннего распорядка учебного заведения. Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах. Ответственность Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы. Возмещение причиненного вреда. Уголовная ответственность за отдельные виды преступления. За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения. Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность) За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность» 3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для воспитанников)
1. Уголовная ответственность
– ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет
2. Административная ответственность
применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3
. Дисциплинарная ответственность
– это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность
регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление» Необходимо к этим понятиям найти определения. Проступок. Правонарушение. Преступление Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1
. Пятиклассник Дима не посещает школу , говорит, что не хочет учиться. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Он находится в вестибюле школы). - Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы или детского дома? (Проступком) - Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Воспитанник может получить за него дисциплинарное наказание, если инцидент произошел в школе, директор школы может вызвать в школу воспитателя, завуча, директора детского дома. Если в детском доме, то воспитанник может быть вызван на совет воспитанников, за более серьёзное к директору д/д или на пед. совет) - Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2
. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры) - Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». - Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3
. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что
если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. (Вожатая показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации») - В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. - Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки. Исключения составляют преступления записанные В ч. 2 ст. 20 УК РФ в ней перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп: Связанные с физическим насилием или его угрозой -убийство (ст. 105 УК) , - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК) , -умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК) , -изнасилование (ст. 131 УК) , -насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК) . Связанные с завладением чужим имуществом - кража (ст. 158 УК) , -грабеж (ст. 161 УК) , - разбой (ст. 162 УК) , - вымогательство (ст. 163 УК) , -неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК) , -хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК) , -хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК) ; Связанные с уничтожением или повреждением имущества -умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК) , - террористический акт (ст. 205 УК) , вандализм (ст. 214 УК) ,
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) ; Иные -похищение человека (ст. 126 УК) , - захват заложника (ст. 206 УК) , -заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК) , -хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК) . При этом учитывается два критерия, которыми руководствуется: во-первых, это тяжесть деяния; во-вторых — способность несовершеннолетнего осознавать социальную значимость причинённого вреда (представления о недопустимости насилия и посягательств на имущество) .
Задание 3
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера. - За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Задание 3
Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.
игра «Судья»
(прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор ) Ложный звонок
Ситуация 1
: В класс вбегает ученик: – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы! Судья – зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Вожатая: Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции. Нанесение побоев
Ситуация 2
: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. Судья – зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев. - Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. – Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик Вожатая: В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК. Порча чужого имущества
Ситуация 3:
На перемене: – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища! – Не дам, он новый, только вчера купили. – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. Судья – зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет. Вожатая: -Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь
ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет. Угроза «болтовней»
Ситуация 4
: В классе идет спор двух учащихся: – ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить. Судья – у зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет. Оскорбление
Ситуация 5:
Две девочки в классе ссорятся: – А ты дылда!!! – А ты сама Гадина!!! Судья – зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев. Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 6
: В класс вбегают мальчишки: – А «Спартак» выиграл, а никто не знает! – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! Судья – зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба. - Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88): ➣ штраф; ➣ лишение права заниматься определенной деятельностью; ➣ обязательные работы; ➣ исправительные работы; ➣ арест; ➣ лишение свободы на определенный срок. 4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
5. Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
6. Памятка воспитаннику ( школьнику0
Дорогой друг, ты учишься в школе, живешь в детском доме, в которых тебе ещё жить и учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают друзья, воспитатели, одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» воспитанников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие детского дома и школы.
Во-первых
, не теряя времени узнай, где лежит главный документ детского дома и школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как воспитанника и школьника.
Во-вторых
, запомни все, что касается тебя и твоего воспитания и обучения.
В-третьих
, ты в детском доме и школе не один, вокруг тебя такие же воспитанники и одноклассники, воспитатели и сотрудники детского дома учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых,
Детский дом - твой дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу имущества детского дома на воспитателей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых
, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых,
ты должен аккуратно вести тетради и дневник, ведь это твоё лицо.
В-седьмых
, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых
, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых
, как можно чаще приглашай в школусвоих законных представителей, чтобы они были в курсе твоих дел.
В-десятых
, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно администрация детского дома и школы постараются помочь тебе. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
В раздел дополнительное образование