Дополнительная общеобразовательная программа "Истоки родного края"
Программа детского объединения "Поиск"
Автор: Ягавкина Мария Петровна, учитель математики, педагог дополнительного образования, ГБОУ ООШ с Старая Кармала, с. Старая Кармала, Самарская область
В раздел дополнительное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Кошки муниципального района Кошкинский
Самарской области
" СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ" Руководитель структурного Директор ГБОУ СОШ с. Кошки подразделения ГБОУ СОШ муниципального района Кошкинский с. Кошки Дом детского творчества Самарской области муниципального района Кошкинский __________________Б.П.Бембетьев Самарской области ______________Т.В.Межуева Программа принята на основании решения педагогического совета. Протокол № _____ от «____» ____________________ 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
детского объединения
«Поиск»
Возраст детей 10 – 17 лет Срок обучения 3 года Автор Ягавкина Мария Петровна педагог дополнительного образования
с. Кошки
2015 г.
Оглавление
Паспорт программы 2 1. Пояснительная записка 3-9 2. Учебно-тематический план 10-12 3. Содержание программы 13-18 4. Методическое обеспечение 19-20 5. Список литература 20-21 6. Приложение: 22-30
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Кошки Дом Детского творчества муниципального района Кошкинский Самарской области 2. Название программы: «Поиск». 3. Сведения об авторе: - фамилия, имя, отчество: Ягавкина Мария Петровна - место работы: педагог дополнительного образования Структурного подразделения ГБОУ СОШ с. Кошки Дом Детского творчества муниципального района Кошкинский Самарской области. 4.Сведения о программе: 4.1. Область применения, продолжительность и уровень освоения программы дополнительного образования: для учащихся 5-9 классов ГБОУ СОШ с. Старая Кармала, занимающихся по программе дополнительного образования. 4.2. Продолжительность изучения курса –3 года. 4.3. Направленность: туристско- краеведческ ая.. 4.4. Вид программы: авторская. 4.5. Состав группы: от 10 до 17 лет. 4.6. Форма занятий: групповая. 4.7. Режим занятий: 1 год-136 часов, 2 год- 204 часа, 3 год- 204 часа. Занятие проводятся: 1 год-2 раза в неделю по 2 часа, 2-й год – 2 раза в неделю по 3 часа, 3- й год – 2 раза в неделю по 3 часа. 4.8. Количество обучающихся детей: 1год – 12-15 человек, 2 год – 10-12 человек 3 год – 8 – 10 человек.
Пояснительная записка.
Счастливо то общество, в котором дети не стесняются быть патриотами. Д. С. Лихачев Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. В настоящее время патриотическое воспитание становится важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Принятие Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» стало жизненно необходимым актом по обеспечению суверенитета и безопасности государства, защиты его национальных интересов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда Актуальность Реализация регионального компонента способствует развитию новых знаний учащихся о родном крае, помогает развивать понимание исторической преемственности поколений, важность сохранения, распространения и развития национальной культуры, способствует духовно- нравственному развитию личности россиянина, его гражданскому, патриотическому воспитанию
.
Воспитание гражданственности, любви к
окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Дети испытывают дефицит знаний о родном селе, районе, стране, особенностях русских традиций и своих корнях. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Новизна программы: уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности, исторической памяти; обращается внимание на особенности исторического опыта России, ее народа, поэтому универсальные ценности и тенденции края рассматриваются в аспекте общенациональных российских традиций; программа имеет интегративный характер. Одна и та же тема в программе содержит не только исторический материал, но и материалы по природоведению, биологии, географии, культурологии и др. Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с культурой, традициями, ценностями родного края. Краеведческое объединение работает на базе школьного музея. За это время было воспитано не одно поколение школьных активистов – краеведов, хранителей музейного дела. Школьный музей одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Работа школьного музея интегрирована в учебно- воспитательный процесс и служит формированию исторической памяти школьников. Направления работы музея: 1. Поиск предметов быта крестьян XIX – XX века и т.д.. 2. Хранение, описание экспонатов, предметов быта, орудий труда, предметов декоративно-прикладного искусства, одежды, книг, фотографий.
3. Просветительская деятельность. Выступления перед жителями села, гостями, проведение встреч, экскурсий, походов. 4. Проведение классных часов, уроков краеведения. Материалы, накопленные в музеи, используются в процессе обучения, на уроках истории, литературы, русского языка, ОЖС и т.д. 5. Установление контактов с другими музеями. Переписка, изучение опыта работы, распространение интересных форм работы своего музея. 6. Научная деятельность. При составлении программы использовались материалы: туристско-краеведческих вестников «Самарский турист» ГУО Сам. обл. 1999 –2011 гг.; областной краеведческой газеты «Самарские ведомости» 1997 – 2011 гг.;Огарева Г.А. «Методика организации музейной работы». Обл. ЦДЮТК ЦСМ, Самара 2006 г. Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, экскурсий и походов, проведение деловых игр и соревнований. Работа в музее разнообразна и сложна. Поэтому на первом этапе члены объединения изучают теоретический курс по следующим разделам: 1. Поисковая работа. 2. Оформительская работа. 3. Экскурсионная работа. На втором этапе изучают разделы: 1. Музей- центр учебно-воспитательной работы. 2. Научно-исследовательская работа. Учитывая возрастную психологию учащихся, их склонности и интересы, уделяется большое внимание формированию практических умений и навыков. Настоящая программа предусматривает значительный объем практических работ, как в музее, так и на местности. Это: подготовка и проведение экскурсий, работа с экспонатами, экскурсии по улицам села, исследование рек и озер, изучение жилищ, одежды, пищи и т.д. В походах и экспедициях ребята учатся дружбе, взаимовыручке, самостоятельности,
ответственности, умению находить решение в жизненных нестандартных ситуациях. Большое внимание в программе отводится игровым моментам, которые поддерживают познавательный интерес детей, и на соревновательной основе, способствуют усвоению материала. Так, после изучения каждой крупной темы, контроль знаний проводится в виде игры, викторины или конкурса. Теоретические занятия строятся чаще всего в форме лекции и беседы, при этом широко используются наглядные средства обучения: предметы, фотографии, таблицы, макеты, одежда, видеофильмы и т.д. Теоретические занятия чередуются с практическими. Определенное количество времени в процессе обучения отводится на практическую работу по подгруппам и индивидуально. Сюда включается самостоятельная подготовка докладов и рефератов, оформление альбомов и стендов, подготовка выставок и отчетов, работа на компьютере. Со второго года обучения активно работают тьютеры - помощники педагога. Они помогают в организации массовых мероприятий для младших кружковцев, проводят беседы, викторины, экскурсии и т.д. Краеведческая деятельность – это наиболее удобная форма психологического изучения школьника; действенное средство сближения родителей и детей, учителя и ученика, юного натуралиста и природы. Для проведения экскурсии по родному краю, экскурсий в музеи данная программа предусматривает активное привлечение родителей учащихся. Одна из задач воспитания – это формирование сознания, эмоционально- чувственной, деятельностной сфер личности. Показатели сформированности исследуются на внешнем и внутреннем уровнях – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. На внутреннем уровне мы оперируем такими категориями как, потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и др. На внешнем уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и др.
Большую роль в диагностике результатов играет целенаправленное наблюдение педагога за поведением ребенка на экскурсиях, во время проведения и подготовки к мероприятиям; как ребенок общается со сверстниками, реагирование на проблемные ситуации и трудности: наличие агрессии, доброжелательности, пассивности, активности и пр. Педагогом проводится анализ откликов родителей на результаты занятий.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам- подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Педагог учитывает эту особенность, распределяет обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (тьютором), активистами, исполнителями, отдельными детьми были удовлетворены, т.е. все были «втянуты » в общее дело. Учащиеся, прослушавшие и успешно сдавшие зачет за первый год обучения, получают звание « Младший краевед », к концу 2 года обучения-звание «Краевед», а к концу 3 года обучения- удостоверение «Юный краевед». «Младший краевед», «Краевед» становятся помощниками педагога, организаторами массовых мероприятий для младших воспитанников, они могут проводить беседы, викторины, оказывать помощь в подготовке докладов, рефератов, проектов, интерактивных выставок и т.д.
Цель:
развитие у учащихся чувства гордости, уважения и любви к отечеству, своему народу, родному дому через знакомство с известными людьми, своими родственниками, защитниками Отечества, воспитание гражданственности и патриотизма. Обучающие задачи: 1. Дать знания об исторических фактах становления и развития национальной культуры, ее традиций и обычаев. Накопить систематические знания в области краеведения, музееведения, истории, культуры. 2. Привить навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
3. Научить учащихся пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 4. Обучить родителей и детей совместной творческой деятельности через формирование представлений о родном крае, селе, своей родословной. Развивающие задачи: 1. Развитие самостоятельности, социальные и коммуникативные умения, творческое воображение, познавательную активность. 2. Формирование у учащихся готовности к участию в общественной жизни села, района, края, в их развитии, социальном и культурном обновлении. 3. Развитие интеллектуальных способностей на основе мыслительных операций по сопоставлению, анализу и обобщению исторических фактов Воспитательные задачи: 1.Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры. 2. Формирование патриотического сознания и гражданского поведения; развитие нравственных качеств, таких, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. 3. Вовлечение школьников в общественно-полезную деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения. 4. Формирование социально активной, ответственной, высоко нравственной творческой личности, ориентирующейся на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой.
Возраст детей:
10 - 17 лет(5-9 классы).
Срок реализации
: 3 года. 1 год-136 часов, 2 год- 204 часа, 3 год- 204 часа. Набор в группу свободный. Количество детей в группе: 1 год – 12-15 человек, 2 год – 10-12 человек 3 год – 8 – 10 человек.
Форма обучения:
коллективная.
Форма организации деятельности:
Учебные занятия могут проводиться со
всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально(с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья). Занятие проводятся: 1 год-2 раза в неделю по 2 часа, 2-й год – 2 раза в неделю по 3 часа, 3-й год – 2 раза в неделю по 3 часа. Уровень подготовки детей при приеме в группу 1-го года обучения определяется диагностикой уровня готовности к восприятию курса. 1 год - зачет по трем видам: поисковая работа, оформительская, экскурсионная. 2 год - выставка-отчет, альбом-отчет (раскладушка или буклет по теме). 3 год - защита реферата по выбранной теме на научно-практической конференции (выпускном экзамене). В конце 3-го года обучения член краеведческого объединения "Поиск" получает удостоверение "Юный краевед". Основания для отчисления - систематические пропуски занятий без уважительной причины.
Ожидаемые образовательные результаты реализации программы
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к общечеловеческим ценностям.
Критерии и способы определения результативности
Отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; анализ результатов анкетирования, тестирования; зачеты и взаимозачеты; опросы; диагностические работы;
участие в мероприятиях школы, села, ДДТ, областных и всероссийских; защита проектов;
Формы подведения итогов реализации программы
Прогнозируемые результаты. К концу 1-го года обучения член объединения должен Знать:1. Навыки поисковой работы 2. Навыки оформительской работы 3. Навыки проведения экскурсии. 4. Виды экскурсий. уметь: 1. Вести беседу с интересующими людьми. 2. Правильно отобрать и оформить передающие в музей фотографии, личные вещи, документы 3. Правильно провести экскурсию. 4. Подготовить материал музея для работы на уроке, классном часе. К концу 2-го года обучения член объединения должен знать:
1.
Основные документы музея.
2.
Как провести библиотечный, архивный поиск.
3.
Методику проведения экспедиций, походов. уметь: 1. Провести предметную экскурсию. 2 .Осуществить встречу с интересными людьми. 3. Провести игры на материалах музея. 4. Составить реферат, доклад по данной теме. 5. Оформить заметку в школьную газету «Поиск», православную газету «Богоявленский вестник», районную газету «Северные нивы». К концу 3-го года обучения член объединения должен знать: 1.0сновное об историческом, географическом, этнографическом краеведении.
2. Историю своего села, семьи. 3.Географию и этнографию своего населенного пункта. уметь: 1. Проводить викторины и олимпиады по краеведению. 2. Обобщать и обрабатывать собранный материал. 3. Вести научно-исследовательскую работу. 5. Исследовать различные формы массовой работы школьных музеев. 6. Подготовить реферат по выбранной теме и выступить с ним на конференции (экзамене). 7. Подготовить проект по выбранной теме. Участвовать в презентации музейного проекта. Этапы педагогического контроля. 1-й год обучения.
№
п/п
Сроки
Какие знания, умения,
навыки контролируются
Форма проведения
1 ноябрь поисковая работа деловая игра «В гостях у бабушки» 2 февраль оформительская работа практическое занятие «Создание музея села» 3 май экскурсионная работа конкурс экскурсоводов 2-й год обучения.
№
п/п
Сроки
Какие знания, умения,
навыки контролируются
Форма проведения
1 декабрь музей - центр учебно- воспитательной работы игра « Умники – умницы» 2 март научно-исследовательская работа конкурс докладов (рефератов) 3 май экскурсионная работа конкурс предметных экскурсий
3-й год обучения.
№
п/п
Сроки
Какие знания, умения,
навыки контролируются
Форма проведения
1 октябрь историческое краеведение конкурсный вечер «История в картинках» 2 декабрь географическое краеведение географический аукцион 3 февраль этнографическое краеведение праздник «Губернские посиделки» 4 апрель формы массовой работы музея неделя "Музей и дети* 5 май экскурсионная работа проведение экскурсии по улицам села и в музее
2. Учебно - тематический план.
1 год обучения.
№ п/п Название темы Количество часов Всего Теория Прак- тика
I.
Введение. Приемы в члены кружка.
Инструктаж по технике безопасности.
2
2
II.
Поисковая работа.
40
12
28
1. 2. Подготовка членов объединения. Методика общения с людьми. Этические нормы. Основные направления поисковой работы. Работа в школьном музее «Лавка редкостей».
4
2 2
2
2
2
2 1. 2. Оснащение поисковой группы. Методы сбора и оформления материалов. Документы учета, описание. Полевые документы. Встреча с долгожителями села «Хранители древности».
4
2 2
2
2
2
2 1. 2. 3. Фонды музея. Предметы основного фонда, научно- вспомогательного фонда. Виды фондовой работы. Игра «Расположи по полочкам». Хранение фондов музея. Охрана музейного предмета. Игра «Порядок время бережет».
6
2
2
4
2 2 1. 2. 3. 4. Заполнение инвентарной книги Главная инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача. Учетная документация музея. Составление вспомогательной картотеки. Практическое занятие «Музейная коллекция».
8
2
2
6
2 2 2
1. 2. 3. 4. Хранение экспонатов Организация хранения фондов музея. Правила хранения и сведения о них. Игра «Что имеем, не храним». Практическое занятие «Классификация и систематизация музейных коллекций». Составление вопросов. Игра «Кто знает прошлое, тот знает настоящее».
8
2
2
6
2 2 2 1. 2. 3. 4. Посещение жителей села. Знакомство с промыслами и ремеслами. Участники войн. Долгожители села «Посиделки у бабы Дуни». Староста и настоятель Богоявленского Храма.
10
2
2
8
2 2 2 2
III.
Оформительская работа
32
6
26
1. 2. 3. Составление тематического плана. Графы тематического плана. Тематический план экспозиции «Защитники Отечества». Тематический план экспозиции «Этнографическая коллекция».
6
2
2
4
2 2 1. 2. 3. Тематико-экспозиционный план. Графы тематико-экспозиционного плана. Тематико-экспозиционный план экспозиции «Боевой путь Есьмукова Н.Н.» Тематико-экспозиционный план экспозиции «Кармалинские мастера».
6
2
2
4
2 2 1. 2. 3. Составление этикетажа. Аннотация к отдельным экспонатам. Игра «Одно делаешь – другое не порти». Подбор материала для этикетажа. Текст. Меры защиты. Игра «Каждый сверчок – знай свой шесток». Переоформление этикеток. Практическая работа
10
2
2
8
2 6
«Создание выставки - передвижки». 1. 2. 3. 4. 5. Подготовка материалов к конкурсам. Конкурс «Лучшая заметка в школьную газету «Юный краевед»», в районную газету «Северные нивы». Конкурс «Из истории моей семьи». Конкурс «Моя родословная». Конкурс проектов «Мой личностный музей». Конкурс проектов «Мы строим музей села».
10
10
2 2 2 2 2
VI.
Экскурсионная работа.
42
8
34
1. 2. Составление текста экскурсии. Оформление содержания экскурсии в музее. Изучение темы экскурсии.
4
2
2
2
2 1. 3. Виды экскурсий. Обзорные, тематические. Игра «Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает». Комплексная экскурсия. Игра «Каков разум – таковы и речи».
4
2
2
2
2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Использование материалов музея на уроках и классных часах. Основные формы проведения мероприятий в музее. Площадка музейного предмета. Выставка «Кармалинское полотенце». Викторина «Защитники Отечества». Встреча с долгожителями села. Выставка «Славное пионерское детство». Конкурс «Одежда наших бабушек и дедушек».
14
4
2 2
10
2 2 2 2 2 1. 2. 3. 4. Проведение экскурсий в музее. Обзорная по музею. Они защищали Родину. Школьные годы чудесные. Национальные обычаи и традиции.
20
20
2 2 2 2
5. 6. 7. 8. 9. 10. Долгожители села. Этнографическая коллекция. Нумизматика. Из истории родного края. Богоявленский храм. Конкурс «Лучший экскурсовод». 2 2 2 2 2 2
V.
Подведение итогов работы.
4
2
2
Зачетное занятие. Сюжетно – ролевая игра. Защита проекта «Папка экскурсовода». 2 2
VI.
Летние полевые работы. Экскурсии.
16
16
1. Экскурсия велосипедная по улицам села: Луговая, Центральная, Школьная, Средняя, Колхозная. 2 2 2. Этнографическая экспедиция в с.Юмратка «Возрождение народных ремесел». 6 6 3. Эколого-краеведческая экспедиция по Кошкинскому району. Операция «Забота» на Гудковских прудах. 8 8
136
30
106
Учебно - тематический план
2 год обучения.
№
Название темы
Количество часов
Всего
Тео-
рия
Прак-
тика
I.
Введение. История Музейного дела
3
3
1. Правила техники безопасности. Экскурсия в школьный музей. 3 3
II.
Поисковая работа
18
6
12
Библиотечный поиск
6
3
3
1. Организация работы с краеведческой литературой в библиотеках. Составление 3 3
плана поиска по теме. Игра «Не зная броду, не суйся в воду». 2. Работа с краеведческой литературой в сельской библиотеке. Игра «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет». 3 3 Архивный поиск и технический поиск.
9
3
6
3. Организация собственного архивного поиска в местном, районном, областном архивах. Игра «Кто изучает прошлое, тот знает настоящее». 3 3 4. Материалы личного архива по своей родословной. 3 3 5. Материалы архива музея по истории школы. 3 3 6. Технический поиск
3
3
III
Оформительская работа
15
15
1. Главная инвентарная книга 3 3 2. Работа с книгой научно-вспомогательного фонда. 3 3 10. Книга учета экскурсий и праздников. 3 3 11. Книга отзывов. 3 3 12. Паспорт музея(1995г.). Свидетельство музея(2002г.). 3 3
IV
Экскурсионная работа
9
6
3
13. Методика проведения экскурсий. Методика работы с группой. 3 3 14. Подведение итогов экспедиции, похода. 3 3 15. Проведение экскурсий в музее. 3 3
V
Музей – центр учебно-воспитательной
работы
69
9
60
16. 17. Предметные экскурсии. Работа совета музея. 6 3 3 18. Материалы музея на уроках. 3 3 19. 20. Встречи с ветеранами войны и труда села Старая Кармала и села Юмратка. 6 3 3 21. Из воспоминаний «События в Чечне, 3 3
Афганистане». 22. Встреча с теми, кто недавно служил в рядах РА. 3 3 23. 24. Праздники. «Куда бы малина не заманила, а родное село обратно привело». «Богатырь умрет – имя его останется».
6
3 3
6
3 3 25. Деловые игры. «У наших ворот-всегда хоровод»
15
3
15
3 26. «У всякого скомороха свои песни» 3 3 3. «По секрету всему свету». 3 3 4. 5. «Человек без Родины, что соловей без песни». «Всякая сосна своему бору шумит». Игровые методы вокруг музейных материалов. 3 3
27
3
3 3
24
6. Роль школьного музея в изучении и сохранении историко – культурного наследия края. Формы работы. 3 3 7. Неделя «Музей и дети». Музейный урок «Наш край в древности». 3 3 8. Аукцион музейных предметов. Поле Чудес «Квартира чудака». 3 3 9. Колесо фортуны «Загадочный склад». Игромир «Музей и культура». 3 3 10. Счастливый случай «Экологи нашего края». 3 3 11. В гостях «Мастер - умелец». 3 3 12. Музейный праздник (18 мая). Встреча краеведов района. 3 3 13. Устный журнал «Мы и печать». 3 3 14. Игра «Умники и умницы» - контроль 3 3
VI
Исследовательская работа
63
39
24
1. Рефераты, доклады. 1.Участие во Всероссийском конкурсе
30
9
12
3
18
6
исследовательских работ «Человек в истории. Россия XX век». Направления: История семьи. Свои – чужие. Человек и война. Человек и малая Родина. 2. 2. Областные краеведческие чтения (Алабинские, Головкинские) 9 3 6 3. 3.Областные Кирилло-Мефодиевские чтения. Книга Журавлева Г.Н. «Ветхий завет в картинках». Православные церкви района. Кирилл и Мефодий – просветители славян. Православие в моей семье. Мой ангел хранитель.Что в имени твоем? 6 3 3 4. 4.Районные краеведческие чтения. Направления: Летопись родного края. Моя родословная. Природное наследие. Школьные музеи. 6 3 3 5. Статьи в газету «Северные нивы», «Самарские известия»:
9
3
6
6. Из истории села. Из истории школы. 6 2 4 7. Народные умельцы. Твори добро! 3 1 2 8. Музейные лекции. По местам героических подвигов наших земляков.
6
3
6
3 9. Памятники старины в фондах нашего музея. Новые открытия поискового отряда. 3 3 Буклеты, раскладушки.
18
18
10. Буклет «Из истории села». Буклет «Из истории школы». 6 6 11. Буклет «Шире круг». 6 6 12. Раскладушка «Военно-патриотическая работа музея». 6 6
VII
Подведение итогов. Диагностика
3
3
1. Выставка – отчет, альбом – отчет. 3 3
VIII
Экскурсии по родному краю
24
24
1. Гудковские пруды. Операция «Твори добро!» 6 6 2. Велосипедная экскурсия «По улицам села. Поздравление работников тыла с Днем Победы!» 3 3 3. Экскурсия по району. Районный музей. Поход по родному краю. 6 6 4. Экскурсия в г. Самара: областной музей имени П.В.Алабина, Памятник П.В. Алабину-Иверский монастырь, Музей ПРИВО, Монумент Славы. 9 9
IX.
Тьюторский блок
в течение года
Проведение экскурсий, оформление докладов, сообщений. Помощь при проведении выставок и т.д.
ИТОГО
204
63
141
.
Учебно - тематический план.
3
год обучения.
№
п/п
Название темы
Количество часов
Все-
го
Тео-
рия
Прак
-тика
I.
Правила техники безопасности. Экскурсия в
школьный музей.
3
3
II.
Историческое краеведение.
42
24
18
1. П.В.Алабин – патриот и гражданин Самары. Знакомство с книгой «Самара 1586-1886гг.». Могила Алабина у Иверского монастыря. 3 3 2. Князь Засекин – основатель Самары. 3 3 3. Потомок древнего рода – Самарский мечтатель К.П. Головкин (видеофильм). Головкинские чтения. 3 3 4. Самарские губернаторы. Их вклад в развитие город 3 3 5. История в названиях улиц. 3 3 6. Легенды и были Самарской Луки. Жигулевские сказки. 3 3 7. Завальный А.Н. 150 Самарских анекдотов. 3 3 8. Краеведческая игра «Мое открытие Самара». 3 3 9. Краеведческая гостиная «Самарцы, прославившие город». 3 3 10. Краеведческая викторина «Легенды и были Жигулей». 3 3 11. Краеведческий кроссворд «Русские писатели в нашем крае». 3 3 12. Село мое родное. Страницы истории села. Встреча с местными жителями, награжденными орденами и медалями. 3 3 13. Из истории местной церкви. Встреча со старостой Фирстаевой В.С. и настоятелем храма отцом Филаретом (Еремеевым). 3 3 14 Школьный конкурс краеведческих работ «Моя родословная в истории страны». Районные краеведческие чтения. 3 3
Областные, всероссийские исследовательские конкурсы. Творческие работы обучающихся.
III.
Географическое краеведение
.
45
21
24
Изучение геологического строения полезных ископаемых.
18
9
9
1 Основные сведения по географии. 3 3 2. Земля в космическом пространстве. 3 3 3. Строение Земли и земной коры. История развития жизни на Земле. 3 3 4. Минералы и горные породы. Учебные коллекции. 3 3 5. Геологическое открытие родного края. Отдел палеонтологии в районном музее. 3 3 6. Экскурсия на местности с целью сбора окаменелостей. 3 3 Топографическая съемка местности.
12
6
6
1. Геологическая карта: вид и тип. Карта фактического материала. 3 3 2. Практическая работа с картой местности. 3 3 3. Практическое занятие «Топографическая съемка местности». 3 3 4. География Самарской области, Кошкинского района. Практическая работа с коллекциями. 3 3 Исследование растительного и животного мира местности.
15
6
9
1. Обследование реки Кармалки. 3 3 2. Обследование озер села (Центральное, Замышлявское). 3 3 3. Экологическая экскурсия в Кармалинский лес. 3 3 4. Географический аукцион. 3 3
5.
Географическая олимпиада. 3 3
IV.
Этнографическое краеведение.
75
30
45
Этнография Самарского края.
9
6
3
1. О древнем населении края «Тропою тысячилетий». 3 3 2. О народах Среднего Поволжья «В семье единой». 3 3 3. Этнографические экскурсии по Кошкинскому району «Мы равные, мы разные». 3 3
Социальная культура.
9
6
3
1 Общественные, родовые и семейные отношения. 3 3 2 Хозяйственная деятельность народов. Способы ведения хозяйства крестьян в конце 19 начале 20 века (экскурсия в музей). 3 3 3 Практическое занятие «Я фермер». Образцовые хозяйственники села, района (по материалам районной газеты). 3 3 1 Материальная культура. Предметы старого быта Изделия народных ремесел.
21
3
3
3
18
2 Практическое занятие «Плетение лаптей». 3 3 3 Практическое занятие «Изготовление коробов». 3 3 4 Кармалинское полотенце. Вышивка местных мастериц. 3 3 5 По улицам села «Архитектура и строительство 3 3 6 Программа «Молодая семья». Проектная деятельность «Я построю дом». 3 3 7 Презентация проектных работ «Чистое село».Операция «Забота». Участие во всероссийском, районном конкурсах добровольческих отрядов 3 3 1 Духовная культура. Традиции местного населения. Обряды и праздники.
18
3
6
3
12
2 Праздник «С Новым годом». Рождественские посиделки. 3 3 3 Пасха – праздник праздников православных христиан 3 3 4 Театрализованное представление «Здравствуй, Масленица». Участие в районном, сельском праздниках. 3 3 5 Посещение Богоявленского Храма в с. Старая Кармала. Операция «Твори добро». Уборка мусора. 3 3 6 Экскурсия в с.Новая Кармала. 3 3
Храм Александра Невского. Народный костюм.
6
3
3
1 Пестрый хоровод. Игра «В семье единой». 3 3 2 Ежегодный фестиваль национальных коллективов Района «Шире круг». 3 3 Детские игры наших прабабушек и прадедушек. 6 3 3 1 Описание игр в краеведческой литературе. Из воспоминаний старожилов села «Как мы играли». 3 3 2 Этнографический игромир. 3 3 Губернские посиделки.
6
3
3
1 Праздник русских народных ремесел. Посиделки у русского самовара. 3 3 2 Интерьер деревенской избы 20 – 21 века. 3 3
V.
Литературное краеведение.
30
9
21
1 Путешествие по литературным местам нашей области. Устное народное творчество, фольклор Самарского края. Легенды и сказания о Самарском крае. 3 3 2 Знакомство с жизнью и творчеством писателя волжанина И.И.Дмитриева 3 3 3 Литературные места области. Село Ширяева. Литературная жизнь в Самаре 19 века. (С.Т.Аксаков, Г.И.Успенский и др.) 3 3 4 А.Н.Толстой и Самара. 3 3 5 А.С.Неверов. «Ташкент – город хлебный». Неверов в Кошкинском районе 3 3 6 Современная литературная жизнь Самары. Знакомство с произведениями: Е.Бажанова, В.Бондаренко, Э. Кондратова, И. Муханова, Ирины и Андрея Демидовых. 3 3 7 «О Волге нашей поэтические слова». Знакомство с творчеством поэтов: Дианы Канн, Борисе Сиротина, Ивана Никульшина, В. Клименко 3 3 8 Встреча с писателями и поэтами Земли 3 3
Кошкинской. Мои творческие начинания 9 Самара в годы ВОВ. Экскурсия «Запасная столица» музей ПРИВО 3 3 10 Кошкинцы в годы ВОВ. Книга памяти. Ф.А.Видяев – легендарный подводник. Старокармалинцы на защите Отечества. Встречи. Помощь ветеранам на дому. Вахта памяти у памятника погибшим в ВОВ 3 3
VI
Подведение итогов работы. Диагностика
3
3
VI1
Экскурсия по родному краю.
Экскурсия в г. Самара: Дом Дружбы народов
6
6
V1I
Тьюторский блок
. Проведение выставок, оформление работ, помощь в презентации музейных проектов и т.д. в тече ние года
Всего
204
87
117
4.
Содержание программы.
Содержание программы на 1 год обучения.
Раздел 1. Введение-2 ч.
Теория. Приемы в члены кружка. Инструктаж по технике -1 год обучения. Практика. Экскурсия в школьный музей.
Раздел 2. Поисковая работа-40 ч.
Подготовка членов объединения -4 ч. Теория. Методика общения с людьми. Этические нормы. Основные направления поисковой работы. Практика. Работа в школьном музее «Лавка редкостей». Оснащение поисковой группы- 4 ч. Теория. Методы сбора и оформления материалов. Документы учета, описание. Полевые документы. Практика. Встреча с долгожителями села «Хранители древности». Фонды музея- 6 ч.
Теория Предметы основного фонда, научно-вспомогательного фонда. Виды фондовой работы. Хранение фондов музея. Охрана музейного предмета. Практика. Игра «Расположи по полочкам». Игра «Порядок время бережет». Заполнение инвентарной книги- 8 ч. Теория. Главная инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача. Учетная документация музея. Практика. Практическое занятие «Музейная коллекция». Составление вспомогательной картотеки. Хранение экспонатов-8 ч. Теория. Организация хранения фондов музея. Правила хранения, сведения о них. Практика. Игра «Что имеем, не храним». Практическое занятие «Классификация и систематизация музейных коллекций». Составление вопросов. Игра «Кто знает прошлое, тот знает настоящее». Посещение жителей села-10 ч. Теория. Знакомство с промыслами и ремеслами. Участники войн. Долгожители села. Староста и настоятель храма. Практика. Встреча с участниками войн «Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с долгожителями села «Посиделки у бабы Дуни». Встреча со старостой и настоятелем Богоявленского Храма.
Раздел 3. Оформительская работа-32 ч.
Составление тематического плана - 6 ч. Теория. Графы тематического плана. Практика. Тематический план экспозиции «Защитники Отечества». Тематический план экспозиции « Этнографическая коллекция». Тематико-экспозиционный план - 6 ч. Теория. Графы тематико-экспозиционного плана. Практика. Тематико-экспозиционный план экспозиции «Боевой путь Есьмукова И.И.». Тематико-экспозиционный план экспозиции «Кармалинские мастера». Составление этикетажа-10 ч.
Теория. Аннотация к отдельным экспонатам. Подбор материала для этикетажа. Текст. Меры защиты. Переоформление этикеток. Практика. Игра «Одно делаешь – другое не порти». Игра «Каждый сверчок – знай свой шесток». . Практическая работа «Создание выставки - передвижки». Подготовка материалов к конкурсам.-10 ч. Практика. - Конкурс «Лучшая заметка в школьную газету «Поиск»», в православную газету «Богоявленский вестник», районную газету «Северные нивы».\ - Конкурс «Из истории моей семьи». - Конкурс «Моя родословная». - Конкурс проектов «Мой личностный музей». -Конкурс проектов «Мы строим музей села».
Раздел 4. Экскурсионная работа-42 ч.
Составление текста экскурсии -4 ч. Теория. Оформление содержания экскурсии в музее. Изучение темы экскурсии. Практика. Изучение темы экскурсии. Виды экскурсий-4 ч. Теория. Обзорные, тематические экскурсии. Комплексная экскурсия Архивный поиск и технический поиск-10 ч. Практика. Игра «Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает». Игра «Каков разум – таковы и речи». Использование материалов музея на уроках и классных часах-14 ч. Теория. Формы проведения мероприятий. Площадка музейного предмета. Практика. Выставка «Кармалинское полотенце». Викторина «Защитники Отечества». Встреча с долгожителями села. Выставка «Славное пионерское детство». Конкурс «Одежда наших бабушек и дедушек». Проведение экскурсий с музее-20 ч. Практика. Экскурсии: 1.Обзорная по музею.2. Они защищали Родину. 3.Школьные годы чудесные. 4.Национальные обычаи и традиции. 5.Долгожители
села. 6.Этнографическая коллекция. 7.Нумизматика. 8.Из истории родного края. 9.Богоявленский храм.
Глава 5. Подведение итогов работы-4 часа.
Практика. Зачетное занятие. Сюжетно – ролевая игра. Защита проекта «Папка экскурсовода». Портфолио ученика.
Глава 6. Летние полевые работы. Экскурсии.-16 ч.
Практика. 1.Экскурсия велосипедная по улицам села: Луговая, Центральная, Школьная, Средняя, Колхозная. 2.Этнографическая экспедиция в с.Юмратка «Возрождение народных ремесел». 3.Эколого-краеведческая экспедиция по Кошкинскому району. Операция «Забота» на Гудковских прудах.
Содержание программы на 2 год обучения.
Раздел 1.Введение-3 ч.
Теория. История Музейного дела. Правила техники безопасности. Практика. Экскурсия в школьный музей.
Раздел 2. Поисковая работа-18 ч.
Библиотечный поиск-6 ч. Теория. Организация работы с краеведческой литературой в библиотеках. Составление плана поиска по теме. Работа с краеведческой литературой в сельской библиотеке. Практика. Работа в школьной библиотеке. Игра «Не зная броду, не суйся в воду». Работа в сельской библиотеке Игра «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет». Архивный поиск и технический поиск-12 ч. Теория. Архивный поиск и технический поиск. Организация собственного архивного поиска в местном, районном, областном архивах. Материалы личного архива по своей родословной. Материалы архива музея по истории школы. Практика. Работа в районной библиотеке.
Игра «Кто изучает прошлое, тот знает настоящее». Работа с материалами личного архива по своей родословной. Работа с материалами архива музея по истории школы.
Раздел 3. Оформительская работа-15 ч.
Теория. Главная инвентарная книга. Работа с книгой научно-вспомогательного фонда. Книга учета экскурсий и праздников. Книга отзывов. Паспорт музея(1995г., 2015 г.). Свидетельство музея(2002г.). Электронная паспортизация школьных музеев(2012 г.). Практика. 1. Оформление альбома «Из истории школьного музея». 2. Презентация « Областной дистационный смотр - конкурс школьных музеев Боевой Славы образовательных учреждений Самарской области «Они сражались за Родину!»( 2014 г.). 3. Видеофильм «Областной слет лучших музеев области»(11-17.08.2015г.).
Раздел 4. Экскурсионная работа-9 ч.
Теория. Методика проведения экскурсий. Методика работы с группой. Подведение итогов экспедиции, похода. Проведение экскурсий в музее. Практика. Неделя «Музей и дети». Музейный урок «Наш край в древности».
Раздел 5. Музей – центр учебно-воспитательной работы-69 ч.
Теория. Предметные экскурсии. Работа совета музея. Материалы музея на уроках. Практика. Встречи с ветеранами войны и труда села Старая Кармала и села Юмратка. Из воспоминаний «События в Чечне, Афганистане». Встреча с теми, кто недавно служил в рядах РА. Праздники.-6 ч. -«Куда бы малина не заманила, а в родное село обратно привело» -«Богатырь умрет – имя его останется». Деловые игры.-15 ч. -«У наших ворот-всегда хоровод». - «У всякого скомороха свои песни». - «По секрету всему свету».
- «Человек без Родины, что соловей без песни». -«Всякая сосна своему бору шумит». Игровые методы вокруг музейных материалов- 27 ч. Теория. Роль школьного музея в изучении и сохранении историко – культурного наследия края. Формы работы. Практика. -Неделя «Музей и дети». Музейный урок «Наш край в древности». -Аукцион музейных предметов. Поле Чудес «Квартира чудака». -Колесо фортуны «Загадочный склад». Игромир «Музей и культура». -Счастливый случай «Экологи нашего края». -В гостях «Мастер - умелец». -Музейный праздник (18 мая). Встреча краеведов района. -Устный журнал «Мы и печать». -Игра «Умники и умницы» - контроль
Раздел 6. Исследовательская работа-63 ч.
Рефераты, доклады-30 ч. Теория. Положения о конкурсах, направления, оформление, отправка. Практика. 1. Участие в Международных славянских чтениях (Самара, школа им. Губанова). 2. Участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия XX век». Направления: История семьи, свои – чужие, человек и война, человек и малая Родина. 3. Областные краеведческие чтения. (Алабинские, Головкинские). 4. Областные Кирилло-Мефодиевские чтения. Книга Журавлева Г.Н. «Ветхий завет в картинках». Православные церкви района. Кирилл и Мефодий – просветители славян. Православие в моей семье.
Мой ангел хранитель. Что в имени твоем? 5. Районные краеведческие чтения. Направления: Летопись родного края, моя родословная, природное наследие, защитники Отечества. Статьи в газету «Северные нивы», «Самарские известия»- 9 ч. Теория. Из истории села. Из истории школы. Народные умельцы. Твори добро! Практика. Экскурсия в редакцию районной газеты. Встреча с работниками редакции «Как написать статью, взять интервью». Участие в конкурсах редакции. Музейные лекции-6 ч. Теория.По местам героических подвигов наших земляков. Памятники старины в фондах нашего музея. Практика. Новые открытия поискового отряда. Буклеты, раскладушки- 18 ч. Практика. Буклет «Из истории села». Буклет «Из истории школы». Буклет «Шире круг».Раскладушка «Военно-патриотическая работа музея».
Раздел 7. Подведение итогов. Диагностика.-3 ч.
Практика. Выставка - отчет. Альбом – отчет. Портфолио ученика.
Раздел 8. Экскурсии по родному краю-24 ч.
Практика
.
-Гудковские пруды. Операция «Твори добро!» -Велосипедная экскурсия «По улицам села. Поздравление работников тыла с Днем Победы!» -Экскурсия по району. Районный музей. Поход по родному краю. -Экскурсия в г. Самара: областной музей имени П.В.Алабина, Памятник П.В. Алабину-Иверский монастырь, Музей ПРИВО, Монумент Славы.
Тьюторский блок - в течение года
Проведение экскурсий, оформление докладов, сообщений. Помощь при проведении выставок и т.д.
Содержание программы на 3 год обучения.
Раздел 1. Введение-3 ч.
Теория. Правила техники безопасности . Краеведение: историческое, географическое, этнографическое, литературное. Практика. Экскурсия в школьный музей.
Раздел 2. Историческое краеведение-42 ч.
Теория. П.В.Алабин – патриот и гражданин Самары. Знакомство с книгой «Самара 1586-1886гг.». Могила Алабина у Иверского монастыря. Князь Засекин – основатель Самары. Потомок древнего рода – Самарский мечтатель К.П. Головкин. Ежегодные юношеские краеведческие Головкинские чтения, направления творческих работ. Самарские губернаторы. Их вклад в развитие города. История в названиях улиц. Легенды и были Самарской Луки. Жигулевские сказки. Завальный А.Н. 150 Самарских анекдотов. Краеведческая викторина «Легенды и были Жигулей». Краеведческий кроссворд «Русские писатели в нашем крае». Село мое родное. Страницы истории села. Из истории местной церкви. Школьный конкурс краеведческих работ «Моя родословная в истории страны». Творческие работы обучающихся. Практика
.
Видеофильм» Самарский мечтатель К.П. Головкин». Краеведческая игра «Мое открытие Самара». Краеведческая гостиная «Самарцы, прославившие город». Встреча с местными жителями, награжденными орденами и медалями. Встреча со старостой Фирстаевой В.С., настоятелем храма отцом Филаретом (Еремеевым), прихожанами местного храма.
Раздел 3. Географическое краеведение-45 ч.
Изучение геологического строения полезных ископаемых.-18 ч.
Теория. Основные сведения по географии. Земля в космическом пространстве Строение Земли и земной коры.История развития жизни на Земле. Минералы и горные породы.Учебные коллекции. Геологическое открытие родного края. Отдел палеонтологии в районном музее. Практика
.
Работа с учебными коллекциями. Экскурсия на местности с целью сбора окаменелостей. Экскурсия в районный музей: Отдел палеонтологии. Топографическая съемка местности.-12 ч. Теория. Геологическая карта: вид и тип.Карта фактического материала. ». География Самарской области, Кошкинского района Практика
.
Практическая работа с картой местности. Практическое занятие «Топографическая съемка местности. Практическая работа с коллекциями. Исследование растительного и животного мира местности.-15 ч. Теория. Обследование реки Кармалки. Обследование озер села :Центральное, Замышлявское, Колхозное. Практика
.
Экологическая экскурсия в кармалинский и моховской лес. Географический аукцион. Географическая олимпиада.
Раздел 4. Этнографическое краеведение-75 ч.
Этнография Самарского края - 9 ч. Теория. О древнем населении края «Тропою тысячилетий». О народах Среднего Поволжья «В семье единой». Практика. Этнографические экскурсии по Кошкинскому району «Мы равные, мы разные». Встречи с людьми различных национальностей. Социальная культура
-
9 ч
.
Теория. Общественные, родовые и семейные отношения. Хозяйственная деятельность народов. Способы ведения хозяйства крестьян 19- 20 века. Образцовые хозяйственники села, района (по материалам районной газеты). Районные конкурсы. Практика. Экскурсия в музей: способы ведения хозяйства крестьян 19-20 века.
Практическое занятие «Я фермер». Участие вместе с родителями в районном конкурсе «Лучший приусадебный участок», «Домашнее хозяйство». Материальная культура.-21 ч. Теория. Предметы старого быта. Изделия народных ремесел. Кармалинское полотенце. Вышивка местных мастериц. По улицам села «Архитектура и строительство. Программа «Молодая семья». Участие во всероссийском, областном районном конкурсах добровольческих отрядов. Практика
.
Практическое занятие «Плетение лаптей». Практическое занятие «Изготовление коробов». Проектная деятельность «Я построю дом». Презентация проектных работ «Чистое село». Операция «Забота». Духовная культура-18 ч. Теория. Традиции местного населения. Обряды и праздники. Праздник «С Новым годом». Рождественские посиделки. Пасха – праздник праздников православных христиан. Практика
.
Театрализованное представление в СДК - «Здравствуй, Масленица». Участие в районном, сельском праздниках. Посещение Богоявленского Храма в с. Старая Кармала. Операция «Твори добро». Уборка мусора. Экскурсия в с.Новая Кармала. Храм Александра Невского. Народный костюм.-6 ч. Теория. Пестрый хоровод. Игра «В семье единой». Ежегодный фестиваль национальных коллективов района «Шире круг». Практика
.
Этнографическая экскурсия В Дом Дружбы народов( г.Самара). Детские игры наших прабабушек и прадедушек-6 ч. Теория. Описание игр в краеведческой литературе. Из воспоминаний старожилов села «Как мы играли». Практика
.
Этнографический игромир. Губернские посиделки.-6 ч. Практика
.
Праздник русских народных ремесел. Посиделки у русского самовара.
Интерьер деревенской избы 20 – 21 века. Практика. Посиделки у русского самовара.
Раздел 5. Литературное краеведение-30 ч.
Теория. Путешествие по литературным местам нашей области. Устное народное творчество, фольклор Самарского края. Легенды и сказания о Самарском крае. Знакомство с жизнью и творчеством писателя волжанина И.И.Дмитриева. Литературные места области. Село Ширяева. Литературная жизнь в Самаре 19 века (С.Т.Аксаков, Г.И.Успенский и др.). А.Н.Толстой и Самара. А.С.Неверов. «Ташкент – город хлебный». Неверов в Кошкинском районе. Современная литературная жизнь Самары. Знакомство с произведениями: Е.Бажанова, В.Бондаренко, Э. Кондратова, И. Муханова, Ирины и Андрея Демидовых. «О Волге нашей поэтические слова». Знакомство с творчеством поэтов: Дианы Канн, Борисе Сиротина, Ивана Никульшина, В. Клименко Самара в годы ВОВ. Кошкинцы в годы ВОВ. Книга памяти. Ф.А.Видяев – легендарный подводник. Старокармалинцы на защите Отечества. Встречи. Практика. Встреча с писателями и поэтами Земли Кошкинской. Мои творческие начинания. Экскурсия «Запасная столица»( музей ПРИВО). Помощь ветеранам на дому. Вахта памяти у памятника погибшим в ВОВ.
Раздел 6. Подведение итогов работы. Диагностика.-3 ч.
Практика. Диагностика. Портфолио ученика.
Раздел 7. Экскурсия по родному краю-6 ч.
Практика. Экскурсия в город Самара: Дом Дружбы народов.
Тьюторский блок- в течение года.
4. Методическое обеспечение.
Организация: - некоторые занятия объединяются в блоки (экскурсии, походы, выходы на изучаемый объект); - сотрудничество с другими объединениями(«Православная культура», «Улыбка», спортивные); - совпадение тем уроков истории, литературы, ОЖС, природоведение, географии, биологии; - посещение других музеев в районе, области, стране; - тесно связанная работа с архивом сельской библиотеки, районной библиотеки. районного архива, районного музея, редакцией районной газеты; - привлечение к работе родителей, учителей, бывших выпускников, учителей - ветеранов. Материально техническое обеспечение. Успешная работа краеведческого кружка должна обеспечиваться достаточной материально-технической базой. Для проведения практических и теоретических занятий необходимо помещение со столами, партами, доской. В школе имеется кабинет учителя со всем необходимым оборудованием. Часто занятия проводятся в музее школы, музее села (СДК). Для подготовки исследовательской работы занятия проходят в школьной и сельской библиотеке, компьютерном классе, 2-3 раза в год устраиваются выездные занятия в с. Кошки: работа с архивными документами в районной библиотеке, районном музее, районном архиве. Применяются учебные фильмы по истории и краеведению, видеофильмы по истории и краеведению. Использование библиотеки школьного музея. Ею пользуются кружковцы при самостоятельной работе. При проведении поисковой работы используетс следующее оборудование: Фотоаппараты, рулетки для обмеров, планшеты с миллиметровой бумагой, записные книжки, метровые рейки, веревки, специальные документы учёта и описания: акт приёма передачи, полевой дневник, полевая опись, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций.
При проведении оформительской работы используются: краски, фломастеры, карандаши, клей, альбомы, ножницы, бумага. При проведении велосипедных экскурсий- велосипеды, аптечка, рюкзак. При проведении лыжных походов- лыжи. Способы обучения: Уроки, беседы, встречи экскурсии, походы, прогулки, трудовой десант, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиокассет, просмотр фотоальбомов, сочинение, викторины, деловые игры. Методическая работа 1. Разработка планов опросов: "Долгожители села", награжденные орденами за трудовое отличие, орденом Материнства. 2. Подготовить учебные материалы: карта села Ст. Кармала, карта села Юмратка. 3. Составление викторин, олимпиад по историческому, географическому, этнографическому краеведению. 4. Разработка экскурсий по темам: участники войн, история села школы, предметы быта (этнографическая коллекция), монеты (нумизматика), долгожительницы села, награжденные орденами за трудовое отличие. 5. Разработка вечеров, праздников, устных журналов по краеведению. 6.Составление тестов, положение о "Юном краеведе". Технологии, методики, формы, средства, используемые в программе. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические в виде бесед, встреч, открытых мероприятий. К практическим занятиям относятся: организация выставок, конкурсов, семинаров, экскурсий, деловых игр, работа с архивами. При изучении отдельных тем можно использовать наглядные пособия, литературу, посещение музеев. Методы и формы работы: а) поисково-самостоятельная; б) поисково- исследовательская; в) рассказ, беседа; г) деловые игры;
д) экскурсии; е) встречи. Работа будет эффективной, если будет прослеживаться связь теоретических и практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Программа краеведческого объединения базируется на новых педагогических подходах, согласно которым учащийся не должен быть объектом, воспринимающим готовые истины. Занятия предусматривают поиск, открытие и активность самих учащихся при получении знаний, воспитание творческого мышления. Программа не ставит целью дать учащемуся только сумму знаний. Реализация программы происходит в разных формах духовной деятельности, это- работа с архивом, общение с людьми, в народных традициях, фольклоре. Это позволяет увидеть учащемуся результаты своей работы, неразрывную связь со временем, сохранить память о прошлом. Создание экспозиций музея, знакомство с национальными праздниками, значение и происхождение своей родословной, без сомнения расширяет детский кругозор, покажет на сколько ясно в нашем настоящем видны традиции прошлого. А выполнение творческих поисковых заданий, предусмотренных программой, поможет учащимся сориентироваться в мире исторической литературы, закрепит библиотечно-библиографические навыки И знания, полученные в ходе занятий, откроет радость общения с книгой. Работа с родителями.
1.
Встречи при записи в кружок, перед проведением поездок на экскурсии слёты, конференции и т.д.
2.
Знакомство родителей с планом работы объединения..
3.
Привлечение родителей к работе, участие в экскурсиях, краеведческих праздниках, вечерах.
4.
Спонсорская помощь родителей.
Особенности воспитательной работы
.
Воспитательная работа строится в основном в понимании правил поведения в группе, в терпеливом, доброжелательном отношении к сверстникам и взрослым. При спокойном и понимающем отношении к ребенку со стороны взрослых дети быстро усваивают нормы поведения, принятые в группе. Здоровьесберегающие технологии: на экскурсиях, в походах учащиеся много времени проводят на свежем воздухе. Это способствует их физическому развитию, увеличивает его подвижность и выносливость. на занятиях дети получают общение с лучшими произведениями музыкального и художественного творчества, благодаря чему у них формируется эстетическое чутье, чувство прекрасного, что очень важно в наше время, когда на ребенка со всех сторон изливается пошлость, безвкусица, яркие, навязчивые и пустые образы. общение и укрепление отношений с родителями способствует лучшему пониманию своего ребенка, а, значит, помогает избежать большого количества конфликтных ситуаций и способствует более быстрому и гладкому их решению. Техника безопасности: родители вместе с руководителем должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха; о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен сообщить руководителю; при плохом самочувствии ребенка родителю следует покинуть занятие; не следует допускать ребенка к электрооборудованию; при обнаружении незнакомого предмета следует сообщить руководителю. Социологическое и психолого-педагогическое сопровождение.
Формы проверки знаний. В конце года подводятся итоги работы: составлены контрольные вопросы для прохождения итоговой аттестации объединения, критерии оценивания учащихся. В конце 3 года обучения выдается свидетельство. Краткое содержание УМК (дидактический материал, методические пособия для педагога): методические пособия Областного центра туризма и краеведения (Огарева Г.А., Едидович Л.В.), Самарского Дворца творчества (Тихонова Н.С., Журавлева С.Н., Петрук В.Д.). презентации и фильмы по истории, музеям области; презентации творческих работ по истории села, школы, своей родословной; дидактические раздаточные материалы: стихи местных поэтов, краеведческие викторины и кроссворды ; учебно-методическая литература.
5.
Список литературы.
Список информационных источников:
1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. – С. 595. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. 4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 25 с. 5. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. Быков А.К. – 2006. – № 2. – С. 37-42.
6. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. Лутовинов В.И. – М.: ВУ, 1997. – 124 с.
Для учащихся.
1.Барашков В. Ф. Самарская топонимика.- Самара 1996. 2. Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. -Самара. 1991. 3. Медведев Е. И. Край родной навек любимый, учебное пособие по историческому краеведению.- Куйбышев. 1985 . 4. Кабытов П. С. Самарская область (география, история, экономика, культура)- Самара. 1991 . 5. Яфанова Е. А. Самарские чуваши. – Самара. 1998.
Учебно- методическая литература для педагога.
1. Арнодольдов Л. В. Исторический краеведческий словарь – справочник Кошкинского района. - с. Кошки. 2001 . 2. Багаутцинова Ф. Г. Туристско — краеведческая деятельность учащихся. – Москва. 1992. МОРФ. 3. Белая книга. Самара. 1997. 4.Брыков Юрий. Лейтенанты, вернувшиеся с войны.-Красный Яр- Самара.2015. 5.Виталий Малов. Большая Костантиновка. История, быт, люди.- Димитровград. 2014. 6. Вансянова Е .Г. Как музей работает с детьми. Москва. 1985. 7.Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика.- Москва. 1989. 8. ГУО Самарской области" Самарский турист" туристско- краеведческий вестник 1999 - 2001 г.г. 9. Годунова Л. Н. Научно-методическая работа в музее. – Москва. 1999. 10. Едидович Л. В. Этнографический игромир. – Самара. 2002. 11. Едидович Л. В. Исторический игромир. – Самара. 2013.
12. Едидович Л. В. Материалы для изучения русских пословиц и поговорок.- Самара. 2001. 13. Зудина В. Археологические древности средневековья. - Самара. 1998 . 14. История муниципального района Кошкинский, 1928-2008.- Самара- Кошки. 2008. 15. Кармала: вчера, сегодня…-Кошки.2012. 16. Кузнецов Л. В. «Константин Павлович Головкин», Самара. 2001г. 17. Казенова С. «Школьная круговерть», Ярославль 2002г 18. Коваль М. Ю. Дети в музее: размышление психолога. Музееведение. 19. Кутя В.В. Каменец А. В. Ковригина В. М. Краеведческие музеи вчера, сегодня, завтра…. Москва. 2001 . 20. Ломунова А .И . Музей и семья. Музееведение. Москва. 1987. 21. Ланкова Н. М. Работа со школьниками в краеведческом музее.- Москва. 2001. 22. Подвиг во имя Родины. Куйбышев. 1965- 1990 г. г. 23. Пудовкин Н.Е. Положение о Самарской областной заочной школе юного геолога. ОЦЦЮПС. -Самара. 2001. 24. Попова Л. И. Святочные потешки. Масленица. -Самара. 2001. 25. Самарские ведомости. обл. краевед газета. 1997-2001 г.г. 26. Самарский краевед. Ист.- краеведческий сборник. Самара .-1990-1996. 27.Огарева Г. А. Методика организации музейной работы. Обл. ЦДЮТК ЦСМ. - Самара. 1996. 28. Огарева Г. А. История народного образования Самарской области. -Самара. 2001. 29. Саханова- Кузнецова Л. И. «Патриотическое воспитание учащихся на базе создания музея», Тольятти 2001 г. 30. Федеральный закон. О Музейном фонде РФ и музеях в РФ. 1996. 31. Юхневич М Ю., Карпенко Н. Н. Проблемы и опыт создания детских музеев как центров эстетического воспитания.-Москва .1990. 32.. Шмаков С. Не традиционные праздники в школе.-Москва. 1997.
6. Приложение.
Приложение 1.
Календарно-тематический план
объединения «Поиск» на 2015/2016 учебный год.
( группа третьего года обучения)
Понедельник-15.00-17.35. Пятница-15.00-17.35
Педагог дополнительного образования: Ягавкина М.П.
Дата № п/п Название темы Количество часов Все- го Те- ория Прак -тика 18.09
I.
Правила техники безопасности.
Экскурсия в школьный музей.
3
3
II.
Историческое краеведение.
42
24
18
21.09 1. П.В.Алабин – патриот и гражданин Самары. Знакомство с книгой «Самара 1586-1886гг.». Могила Алабина у Иверского монастыря. 3 3 25.09 2. Князь Засекин – основатель Самары. 3 3 28.09 3. Потомок древнего рода – Самарский мечтатель К.П. Головкин (видеофильм). Головкинские чтения. 3 3 02.10 4. Самарские губернаторы. Их вклад в развитие город 3 3 05.10 5. История в названиях улиц. 3 3 09.10 6. Легенды и были Самарской Луки. Жигулевские сказки. 3 3 12.10 7. Завальный А.Н. 150 Самарских анекдотов. 3 3 16.10 8. Краеведческая игра «Мое открытие Самары». 3 3 19.10 9. Краеведческая гостиная «Самарцы, прославившие город». 3 3
23.10 10. Краеведческая викторина «Легенды и были Жигулей». 3 3 26.10 11. Краеведческий кроссворд «Русские писатели в нашем крае». 3 3 30.10 12. Село мое родное. Страницы истории села. Встреча с местными жителями, награжденными орденами и медалями. 3 3 02.11 13. Из истории местной церкви. Встреча со старостой Фирстаевой В.С. и настоятелем храма отцом Филаретом (Еремеевым). 3 3 06.11 14 Школьный конкурс краеведческих работ «Моя родословная в истории страны». Районные краеведческие чтения. Областные, всероссийские исследовательские конкурсы. Творческие работы обучающихся. 3 3
III.
Географическое краеведение.
45
21
24
Изучение геологического строения полезных ископаемых. 18 9 9 09.11 1 Основные сведения по географии. 3 3 13.11 2. Земля в космическом пространстве. 3 3 16.11 3. Строение Земли и земной коры. История развития жизни на Земле. 3 3 20.11 4. Минералы и горные породы. Учебные коллекции. 3 3 23.11 5. Геологическое открытие родного края. Отдел палеонтологии в районном музее. 3 3 27.11 6. Экскурсия на местности с целью сбора окаменелостей. 3 3 Топографическая съемка местности. 12 6 6 30.11 1. Геологическая карта: вид и тип. Карта фактического материала. 3 3 04.12 2. Практическая работа с картой местности. 3 3 07.12 3. Практическое занятие «Топографическая 3 3
съемка местности». 11.12 4. География Самарской области, Кошкинского района. Практическая работа с коллекциями. 3 3 Исследование растительного и животного мира местности. 15 6 9 14.12 1. Обследование реки Кармалки. 3 3 18.12 2. Обследование озер села (Центральное, Замышлявское). 3 3 21.12 3. Экологическая экскурсия в Кармалинский лес. 3 3 25.12 4. Географический аукцион. 3 3 28.12 5. Географическая олимпиада. 3 3 24
IV.
Этнографическое краеведение.
75
30
45
Этнография Самарского края. 9 6 3 11.01 1. О древнем населении края «Тропою тысячилетий». 3 3 15.01. 2. О народах Среднего Поволжья «В семье единой». 3 3 18.01 3. Этнографические экскурсии по Кошкинскому району «Мы равные, мы разные». 3 3 Социальная культура. 9 6 3 22.01 1 Общественные, родовые и семейные отношения. 3 3 25.01 2 Хозяйственная деятельность народов. Способы ведения хозяйства крестьян в конце 19 начале 20 века (экскурсия в музей). 3 3 29.01 3 Практическое занятие «Я фермер». Образцовые хозяйственники села, района (по материалам районной газеты). 3 3 1 Материальная культура. 21 3 18
01.02 Предметы старого быта Изделия народных ремесел. 3 3 05.02 2 Практическое занятие «Плетение лаптей». 3 3 08.02 3 Практическое занятие «Изготовление коробов». 3 3 12.02 4 Кармалинское полотенце. Вышивка местных мастериц. 3 3 15.02 5 По улицам села «Архитектура и строительство 3 3 19.02 6 Программа «Молодая семья». Проектная деятельность «Я построю дом». 3 3 26.02 7 Презентация проектных работ «Чистое село».Операция «Забота». Участие во всероссийском, районном конкурсах добровольческих отрядов 3 3 29.02 1 Духовная культура. Традиции местного населения. Обряды и праздники. 18 3 6 3 12 04.03 2 Праздник «С Новым годом». Рождественские посиделки. 3 3 11.03 3 Пасха – праздник праздников православных христиан 3 3 14.03 4 Театрализованное представление «Здравствуй, Масленица». Участие в районном, сельском праздниках. 3 3 18.03 5 Посещение Богоявленского Храма в с. Старая Кармала. Операция «Твори добро». Уборка мусора. 3 3 21.03 6 Экскурсия в с.Новая Кармала. Храм Александра Невского. 3 3 Народный костюм. 6 3 3 25.03 1 Пестрый хоровод. Игра «В семье единой». 3 3 28.03 2 Ежегодный фестиваль национальных 3 3
коллективов Района «Шире круг». Детские игры наших прабабушек и прадедушек. 6 3 3 01.04 1 Описание игр в краеведческой литературе. Из воспоминаний старожилов села «Как мы играли». 3 3 04.04 2 Этнографический игромир. 3 3 Губернские посиделки. 6 3 3 08.04 1 Праздник русских народных ремесел. Посиделки у русского самовара. 3 3 11.04 2 Интерьер деревенской избы 20 – 21 века. 3 3
V.
Литературное краеведение.
30
9
21
15.04 1 Путешествие по литературным местам нашей области. Устное народное творчество, фольклор Самарского края. Легенды и сказания о Самарском крае. 3 3 18.04 2 Знакомство с жизнью и творчеством писателя волжанина И.И.Дмитриева 3 3 22.04 3 Литературные места области. Село Ширяева. Литературная жизнь в Самаре 19 века. (С.Т.Аксаков, Г.И.Успенский и др.) 3 3 25.04 4 А.Н.Толстой и Самара. 3 3 29.04 5 А.С.Неверов. «Ташкент – город хлебный». Неверов в Кошкинском районе 3 3 06.05 6 Современная литературная жизнь Самары. Знакомство с произведениями: Е.Бажанова, В.Бондаренко, Э. Кондратова, И. Муханова, Ирины и Андрея Демидовых. 3 3 13.05 7 «О Волге нашей поэтические слова». Знакомство с творчеством поэтов: Дианы Канн, Борисе Сиротина, Ивана 3 3
Никульшина, В. Клименко 16.05 8 Встреча с писателями и поэтами Земли Кошкинской. Мои творческие начинания 3 3 23.05 9 Самара в годы ВОВ. Экскурсия «Запасная столица» музей ПРИВО 3 3 09.05 10 Кошкинцы в годы ВОВ. Книга памяти. Ф.А.Видяев – легендарный подводник. Старокармалинцы на защите Отечества. Встречи. Помощь ветеранам на дому. Вахта памяти у памятника погибшим в ВОВ 3 3 20.05
VI
Подведение итогов работы. Диагностика
3
3
27.05 30.05
VI1
Экскурсия по родному краю
6
6
VI1
Тьюторский блок.
Проведение выставок, оформление работ, помощь в презентации музейных проектов и т.д. в те- че- ние го-да
Всего
204
87
117
Приложение 2.
Названия праздников, проводимых в музее
1. "Своя земля и в горсти мила". 2. "Человек без Родины, что соловей без песни". 3. "Всякая сосна своему бору шумит". 4. "Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело". 5. "Земляка повидать – как дома побывать". 6. "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей". 7. "Богатырь умрёт – имя его останется". 8. "Слава русского штыка не померкнет никогда". 9. "Знали кого били, потому и победили".
10."Душа и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи". 11."Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает". 12."Деревья сажают предки, а их тенью пользуются потомки". Схема проведения деловых игр для активистов школьных музеев и описание некоторых из них 1. Вступление ведущего – игротехника. 2. Знакомство с группами. 3. Теоретический материал по теме деловой игры – 20 мин. 4. Выполнение заданий учащимися – 20 – 30 мин. 5. Подведение итогов игры. 6. Выставление баллов участникам. 7. Награждение победителей. Примечание: Инструкция игротехнику: Четко поставить задачу перед группой; Организовать обсуждение путей; Стимулировать активность участников; Подводить итоги группы, разрешать спорные вопросы; Создать доброжелательный климат взаимоотношений в группеУчастники игры пробуют свои силы, решая следующую задачу, которую ставит им ведущий (игротехник) Обсуждение заданных проблем в группах. Ведущий ставит задачу перед группами: 1. Объявляет контрольное время. 2. Формирует требования к конечному результату. Проект решения данной проблемы должен включать: а) анализ причин, породивших проблему; б) пути решения проблемы. Устно от группы выступает один представитель, который за 5 мин. должен изложить позицию группы по данному вопросу.
3. объясняет дальнейший ход игры. Выслушав одного из участников команды, каждый из остальных групп имеет право задать один вопрос, проверяющий предложенную систему на прочность, и сделать одно дополнение: а) если группа, защищая свой проект, ответит на вопрос, опираясь на свою систему она получает один балл: если не сумеет это сделать – она теряет один балл, который получает оппонирующая группа; б) если группа, защищая проект, сумеет отвергнуть дополнение, доказав полноту своей системы, она получает один балл, если же нет – она его теряет, который в свою очередь получает оппонирующая группа. (используется 5 бальная система). Получив полное объяснение, что ждет ребят на игре, уяснив задачи, стоящие перед ними, группы приступают к работе. Игротехник или его помощник следят за регламентом, они же ведут сводную таблицу результатов на доске. Второй помощник ведет протокол и подсчет баллов. Игротехник и его помощники принимают решение, кто выиграл. В результате в конце этапа на доске появляется сводная таблица результатов, по которым легко подсчитать место, занятое каждой командой. Лучшее место получает команда, набравшая большее число баллов. Подведение итогов игры 1.Ведущий просит высказаться каждую группу по следующим вопросам: - Была ли игра полезной, какую пользу она принесла; - Каковы недостатки организации игры, как ее можно улучшить. 2. Высказывание представителей групп по этим вопросам. 3. Высказывание, анализ наблюдателей. 4. Анализ экспертов: - По банку высказанных идей; - По игре. Заключительное слово ведущего: констатация факта достижения или не достижения цели, взаимные благодарности, объявление об окончании игры.
Деловые игры могут составляться на разные темы, цель их обучить активистов школьных музеев основам музееведения, а самое главное – научить ребят бережному отношению к реликвиям.
1."Хорошая нива у дружного коллектива"
(правильная организация работы Совета музея) игра длится 40 мин. 20 из них методист рассказывает ребятам теоретический материал, касающийся этого вопроса. После этого ребятам дается задание, из которого будет видно, поняли ли изложенный материал активисты школьных музеев.
Ход игры:
Всем командам предлагается: 1.Составить план работы музея на месяц. 2.Показать связь Совета с другими школьными организациями. 3.Подготовить план проведения Всероссийской недели "Музеи и дети". После выполнения задания начинается обсуждение заданных проблем. Помощники игротехники ведут свободную таблицу на доске. Заслушивается анализ экспертов, после чего подводятся итоги и каждой команде выставляются баллы.
2. "Что имеем не храним – потерявши плачем".
(правильное хранение подлинных материалов и сведений о них) игра проводится 40 мин, 20 минут из них методист читает теоретический материал, а 20 минут – деловая игра.
Ход игры:
Детям предлагаются предметы: горшок, старая газета, старая фотография. Активисты музеев должны правильно описать предметы и занести все сведения в полевую опись. Далее игротехник предлагает различные ситуации:
1. Фотография – подлинник. Ее необходимо поместить на стенд. Как сделать правильно? Игротехник читает: - Прикнопить, - Прибить гвоздями, - Приклеить, - Приколоть булавками, - Другой вариант. Дети думают и называют свой вариант. Идет обсуждение. За ним следят эксперты, помощники игротехника выставляют баллы. 2. Почетная грамота, попавшая в руки активистов школьного музея, не вмещается в папкку. Игротехник предлагает: а) ее нужно обрезать; б) загнуть концы; в) согнуть пополам; г) другой вариант. Подводя итоги по обсуждениям команд, выставляются баллы. 3. Поисковые отряды собрали документы – подлинники – фотографии, газеты 30-х годов, наградные листы. Почётные грамоты. Как они дролжны передать этот материал в фонды музея? Игротехник предлагает: Отряд оформляет альбом и сдает в Совет музея; Отряд проводит научную обработку собранных материалов и сдает их не оформляя; Отряд только составляет учетную документацию и передает в Совет музея;
Отряд ничего не оформляет, а сдает Совету музея только собранный материал. Подводятся итоги, выставляются баллы. 4.Вам подарили фотографию ветерана и рассказали его биографию. Где и как записать их ? Игротехник предлагает ситуацию: На самой фотографии ручкой; На самой фотографии карандашом; На отдельном листе; Другой вариант. Идет обсуждение выдвинутых командами ответов, выступают экспертов, проставляются баллы.
3. "В гостях у бабушки"
или
"Бабушкин сундук".
(очень интересно проходят эти деловые игры). Ребятам вначале дается методика беседы со старожилами. Методика беседы: 1. Заходя в дом, не нужно стучать, а следует открыть дверь и спросить о том, кто есть в доме. А если бабушка и дедушка встречают за работой на уице или во дворе, то сначала надо им помочь (набрать воды из колодца, нарубить дрова, подмести двор и т.д.). 2. Старым людям нужно четко объяснить цель прихода (иногда следует объяснить, что такое музей и музейные экспонаты). 3. Надо перечислить, как можно больше названий старинных вещей, известных вам. (При перечислении бабушки быстрее вспоминают, что у н6их сохранилось). 4. Не выпрашивать вещи до тех пор, пока вам не покажут то, что есть в доме.
5. О каждой подаренной вещи нужно составить подробную опись, а для этого расспросить: ее название, материал, из которого сделана, примерное время изготовления, данные о мастере, название вещи, способ ее применения, подробные данные о дарителе (см. графы полевой описи). 6. Не следует отказываться от предметов, которые вам дарят даже если они не нужны вам. 7. Сбор предметов и легенд о них по возвращении следует закончить обработкой всех записей и сведением их в инвентарной книге. Ребята составляют вопросник для живого поиска. Затем отправляются непосредственно на игру. (Бабушек или дедушке "играют" помощники ведущего – игротехника). Ига заканчивается обсуждением сообщений всех групп об итогах сбора экспонатов. Эксперты подводят итоги.
4. "А как речь – то говорит, словно реченька журчит…"
или
"Молвит слово – соловей поёт".
(конкурс экскурсоводов школьных музеев) Длится эта игра несколько дольше. Целесообразно ее проводить в помещении школьного музея. Это конкурс проводится интересно, увлекательно
План изучения улиц.
1. Количество домов. 2. Количество деревянных и каменных домов. 3. Деревянные старого и нового типа. 4. Типовые постройки: старые дома (пятистенки). 5. Г – образные строения, П – образные, Z – образные. 6. Дома построены вглубь или на улицу. 7. Наличие крылец (2,3), сколько выходов на улицу. Типы крылец (с перилами, без перил).
8. Есть ли украшения? 9. Количество окон. 10.Типы крыш (одно-, двух-, четырехскатные, прямая). 11.Покрытие (солома, камыш, шифер, железо). 12.Украшение домов (настенные, наличники). Зарисовки, фото. 13.Значение рисунков (знаки – солнце, полусолнце, птицы, звери – львы, кони). 14.Откуда украшения на домах? 15.Были ли мастера, плотники в селе? 16.Выделить из улицы самый интересный дом и его историю. 17.Отличить жилые и общественные.
В раздел дополнительное образование