"Волейбол:программа спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей"
презентация
Автор: Бурдеева Татьяна Николаевна, тренер-преподаватель по волейболу, МАУДО "ДЮСШ", г.Покачи
В раздел дополнительное образование
ВОЛЕЙБОЛ: программа спортивной
ВОЛЕЙБОЛ: программа спортивной
подготовки для системы дополнительного
подготовки для системы дополнительного
образования детей «Детско-юношеская
образования детей «Детско-юношеская
спортивная школа» г.Покачи
спортивная школа» г.Покачи
(этап: спортивно-оздоровительный,
(этап: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки)
начальной подготовки)
Тренер-преподаватель Бурдеева Т.Н. Тренер-преподаватель Бурдеева Т.Н.
Историческая справка Историческая справка
Уильям Дж. Морган –
основатель волейбола.
Официальной датой
рождения этой игры
считается 1895 год.
Волейбол получил свое
начало в США и
назывался МИНТОНЕТ.
Волейбол в переводе с
английского означает
«летающий мяч».
Цель программы
: привлечение к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких, стабильных спортивных результатов, профессиональное самоопределение обучающихся
Основные задачи:
обучающие:
-освоить технику игры в волейбол; -ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; -подготовить инструкторов и судей по волейболу.
воспитывающие:
-подготовить физически крепких, духовно развитых юных спортсменов, воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
оздоровительные:
-содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
Основными формами учебно-
тренировочного процесса являются
групповые учебно-тренировочные и
теоретические занятия;
медико-восстановительные мероприятия;
участие в соревнованиях;
участие в учебно-тренировочных сборах;
пребывание в спортивно-оздоровительных
лагерях;
инструкторская и судейская практика
учащихся.
Спортивно-оздоровительный этап (СО).
На спортивно-оздоровительный этап
зачисляются дети и подростки, желающие заниматься
спортом, не имеющие медицинских противопоказаний
(имеющие письменное разрешение врача-педиатра), с
шестилетнего возраста, желающие заниматься спортом.
На спортивно-оздоровительном этапе
осуществляется физкультурно-оздоровительная и
воспитательная работа, направленная на улучшение
физического развития, укрепления здоровья, овладение
основами техники выполнения физических
упражнений, разностороннюю физическую подготовку.
Период обучения 2 года. Возраст занимающихся 6-8
лет, либо от 9 до 17 лет.
На этап начальной подготовки зачисляются (или
переводятся из спортивно-оздоровительных групп)
занимающиеся, желающие заниматься избранным видом
спорта, не имеющие медицинских противопоказаний
(имеющее письменное разрешение врача-педиатра), с 9 лет.
На этапе начальной подготовки осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа,
направленная на разностороннюю физическую подготовку,
выполнение контрольных нормативов для зачисления на
учебно-тренировочный этап подготовки. Период обучения
1-3 года. Возраст занимающихся 9- 11 лет.
Формируется на конкурсной основе из
здоровых и практически здоровых учащихся,
прошедших в ГНП необходимую подготовку не
менее 1 года и выполнивших контрольно-
переводные нормативы по общефизической и
специальной подготовке. Перевод по годам
обучения на этом этапе осуществляется при
условии выполнения учащимися контрольно-
переводных нормативов по ОФП и СФП. Период
обучения 5 лет. Возраст занимающихся 12-17 лет.
Физическая подготовка.
1. Бег 30 м.
Бег 30 м: 5x6м.
Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки.
Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Прыжок в длину
с места.
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками..
Становая сила.
Техническая подготовка
Испытания па точность второй передачи. Испытания в передачах
сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование).
Испытания на точности подач.
Испытания на точность нападающих ударов.
Испытания на точность первой передачи (прием мяча).
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
Этапы : Спортивно-оздоровительный и начальной
подготовки
Основной принцип учебно-тренировочной работы -
универсальность подготовки учащихся.
Задачи:
укрепление здоровья и содействие правильному
физическому развитию и разносторонней физической
подготовленности, укрепление опорно-двигательного
аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;
обучение основам техники перемещений и стоек,
приему и передаче мяча; начальное обучение
тактическим действиям, привитие стойкого интереса к
занятиям волейболом, приучение к игровой
обстановке;
подготовка к выполнению нормативных требований по
видам подготовки.
Учебно-тренировочный этап.
Основной принцип учебно-тренировочной работы - универсальность
подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, содействие
правильному физическому развитию; повышение уровня общей
физической подготовленности, развитие специальных физических
способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики;
прочное овладение основами техники и тактики волейбола;
приучение к соревновательным условиям;
определение каждому занимающемуся игровой функции в команде и с
учетом этого индивидуализация видов подготовки;
обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу
полученных данных;
приобретение навыков в организации и проведении соревнований по
волейболу, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение
I юношеского или II взрослого (3-й и 4-й год), I взрослого (5-й год), а также
нормативов по видам подготовки, обеспечивающих успешность освоения
требований KMC на этапе спортивного совершенствования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Основная цель педагогического и врачебного контроля - всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность занимающихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе; Воспитательные задачи; Основное содержание работы по реализации поставленных задач (примерные формы деятельности и занятий учащихся)
организационно-педагогическая работа - определяются сроки выборов
ученического самоуправления, планируется организационно -методическая работа
с активом; намечаются меры по контролю за соблюдением режима дня учащихся и
др.;
профилактика асоциального поведения, формирование основ мировоззрения
социальной активности -определяется тематика лекций, докладов, вечеров, бесед;
намечаются мероприятия по проведению работы вне спортивной школы;
воспитание сознательного отношения к учению, культуре умственного труда -
предусматриваются меры по овладению учащимися умениями и навыками
самостоятельной работы; осуществляется контроль за успеваемостью по
общеобразовательным предметам и активности в общественной работе;
воспитание сознательного отношения к труду, общественно полезной работе и
бережного отношения к общественному достоянию - определяется система
мероприятий по участию учащихся в общественно полезном труде; в спортивной
школе планируются доклады и беседы о труде; проводятся экскурсии на
предприятиях;
нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики -планируются
доклады, намечаются формы, методы и средства воспитания нравственного
поведения юных спортсменов;
эстетическое воспитание - намечаются мероприятия по ознакомлению с
многонациональной культурой народа, расширению знаний об искусстве и его роли
в формировании эстетических идеалов;
физическое воспитание - предусматривается система мероприятий по дальнейшему
расширения знаний в области физической культуры и спорта, формированию
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
работа с родителями и связь с общественностью - указываются формы и методы
содружества педагогического коллектива спортивной школы с родителями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит: воспитание высоконравственной личности спортсмена; развитие процессов восприятия; развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распре деления и переключения; развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения; развитие способности управлять своими эмоциями; развитие волевых качеств.
Психологическая подготовка к конкретным
соревнованиям (игра)
состоит в следующем: осознание игроками задач на предстоящую игру; изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время и место игр, освещенность, температура и т.п.); изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действиям с учетом этих особенностей; осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент; преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой; формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.
Педагогические средства Психолого-педагогические средства. Медико-гигиенические средства Психологические средства
Первый год.
Освоение терминологии, принятой в волейболе.
Овладение командным языком, умение отдать рапорт.
Проведение упражнений по построению и перестроению группы.
В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и
оборудования.
Второй год.
Умение вести наблюдения за учащимися, выполняющими прием игры, и находить ошибки.
Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке, по обучению перемещениям, передаче и
приему мяча, подаче нижней и верхней прямой.
Судейство на учебных играх в своей группе (по упрощенным правилам).
Третий год.
Вести наблюдения за учащимися, выполняющими технические приемы в двусторонней игре, и на соревнованиях.
Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке, обучению техническим приемам и
тактическим действиям (на основе изученного программного материала данного года обучения).
Судейство на учебных играх. Выполнение обязанностей первого, второго судей и ведение технического отчета.
Четвертый год.
Составление комплексов упражнений по физической, технической и тактической подготовке на изученном программном
материале данного года обучения.
Проведение комплекса упражнений по физической и технической подготовке.
Судейство на учебных играх и соревнованиях в общеобразовательных школах, в своей спортивной школе по мини-
волейболу и волейболу. Выполнение обязанностей первого и второго судей, секретаря и судей на линиях.
Пятый год.
Составление комплексов упражнений по физической, технической и тактической подготовке и проведение их с группой.
Проведение подготовительной и основной части занятия по начальному обучению технике игры.
Проведение занятий в общеобразовательной школе по обучению навыкам игры в мини-волейбол.
Проведение соревнований по мини-волейболу и волейболу в обще образовательной и в своей спортивной школе.
Выполнение обязанностей главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:
Для реализации образовательной программы
используются:
-спортивный зал ДЮСШ (КСК Нефтяник)
-спортивный инвентарь:
сетка волейбольная
мячи волейбольные
спортивная форма
скамейки гимнастические
стенка гимнастическая
обручи
В раздел дополнительное образование