"Построение сюжетного центра в композиции"
доклад по предмету Станковой композиции
Автор: Кузьмина Тамара Федоровна, преподаватель отделения Изобразительного искусства, МКУ ДО "Вихоревская детская школа искусств", г.Вихоревка
В раздел дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»
ДОКЛАД
По предмету станковой композиции. Тема: Построение сюжетного центра. Преподаватель художественного отделения Кузьмина Тамара Федоровна Вихоревка 2014 Построение сюжетного центра
Освоение приемов и средств композиции на уроках ДШИ должно идти постепенно, по принципу от простого к сложному, в доступной и интересной для учащихся форме. Изучение каждой новой темы закрепляется выполнением практических работ. Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются благодаря четкому композиционному построению. Признаков, по которым мы можем судить о том, что перед нами художественное произведение, имеющее определенную композиционную форму, а не случайный набор цветовых пятен и линий, или объемных форм, - существует много. Но из всех признаков можно выделить три – наиболее существенные: целостность; наличие доминанты (подчиненность второстепенного главному), или наличие сюжетно- композиционного центра; и уравновешенность. Наиболее абстрагированным и сложным для осмысления и тем более для применения в работе для учащегося 9-11 лет является понятие целостности произведения. К этому понятию можно подвести детей старших классов художественной школы после освоения необходимого объема знаний в композиционных построениях. В начальных классах необходимо заниматься выявлением и выделением сюжетно-композиционного центра, а также созданием равновесия в композиционном пространстве. Остановимся на теме выделения сюжетно – композиционного центра в произведении изобразительного искусства. При создании композиционного замысла необходимо решать, что будет главным в работе и как выделить это главное, т.е. сюжетно композиционный центр, который также называют «смысловым центром» и «зрительным центром» картины. Композиционная доминанта, как правило, включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр обычно сразу бросается в глаза, второстепенные детали как бы создают смысловую, живописную, графическую среду для основного элемента картины, постоянно направляя к нему взгляд зрителя при рассматривании произведения. Понятие центра композиции не связано с геометрическим центром картины. Главный элемент может находиться в середине картины и на периферии, и на ближнем плане и на дальнем – это не существенно. Важно чтобы он служил для наилучшего раскрытия замысла художника и содержание произведения. Сюжетно – композиционный центр можно выделить разными средствами: освещенностью; цветом; контрастностью форм; образовавшейся пустотой (композиционной паузы); расположением доминанты ближе к центру формата картины и т.д. На первых годах обучения целесообразно остановиться на трех средствах выделения композиционного центра: цветом, тоном и линейной направленностью. Для освоения каждого из приемов отводится двух часовое занятие, на котором педагог объясняет теоретические основы темы и учащиеся выполняют
кратковременное задание. Мы считаем, что такие задания экономят время, концентрируют внимание, развивают фантазию детей. К тому же неудавшиеся упражнения можно быстро переделать. Иногда они оказываются столь успешными, что их демонстрируют на выставках наряду с длительными работами. После проведения цикла занятий по теме, завершая и закрепляя ее, желательно выполнить длительную композицию (это может быть конкурсная работа или заданная педагогом тема, в которой учащийся может проявить степень освоения учебного материала).
1 занятие. Тема: выявление композиционного центра с помощью цвета.
Педагог показывает детские работы, например катание на горке или на лыжах «зимние забавы» или работу на военную тему – беспорядочно заполненную военной техникой или бегущими и стреляющими фигурками. Затем предлагает учащимся рассказать, что происходит на этих работах и показать, что или кто на картинах главное. Чаще всего дети теряются и называют разные предметы и разных героев. Педагог показывает разноцветную ткань или фрагмент обоев и снова задает вопрос ученикам – что здесь главное? Ответы детей приблизительно одинаковые – все равноценно. Педагог обращает внимание учащихся на то, что картины, не имеющие композиционного центра, смотрятся как обои. Такие работы трудно рассматривать, глазам не на чем сконцентрироваться и мы не можем понять, что нам хотел сказать художник, что его волновало. Как же показать в картине то, что особенно волнует? Педагог предлагает посмотреть другие произведения. Например, репродукцию картины Петрова-Водкина «Купание красного коня». Что главное в этой картине? Ответы детей – «конь». Как же художник сделал коня главным? Он нарисовал коня большим и красным. Значит, автор выделил главное в своей композиции с помощью увеличения размера и яркого цветового пятна. Затем педагог предлагает посмотреть еще ряд работ известных художников, (Николая и Константина Рерихов, В. Васнецова, В. Попков), а также современную детскую графику. Он объясняет, с помощью каких приемов, художник выделяет цветом композиционный центр. После обсуждения детям предлагается на листе формата А3 изобразить любой сюжет: Аленький цветочек, Золотую рыбку, Деда Мороза в лесу, лису в зимнем лесу, красную шапочку, Снегурочку летом, костер на снегу и тому подобное. Самый простой прием для понимания и применения: на холодном фоне – элемент в теплых тонах (например, золотая рыбка в подводном царстве), или на теплом фоне элемент в холодных тонах (например, озеро в раскаленной пустыне). Это прием противопоставления контрастных колоритов – холодного и теплого. Чуть более сложный для учащихся прием противопоставления цветовых гамм, выстроенных на парах контрастных цветов: красный - зеленый, голубой - оранжевый, желтый - фиолетовый. Эти цвета часто используются в плакатах. В упражнениях учащиеся могут отразить эту тему в сюжетах: Красная шапочка, египетская ночь, пожар в лету и т.п. И третий прием – использование разной цветовой насыщенности (яркости цвета).
На фоне цветовой пастельной гаммы – яркое пятно. Например, сюжет – огонь в зимнем лесу (по сказке Двенадцать месяцев), лиса или Дед Мороз на фоне зимнего пейзажа. Или нежный, ласковый персонаж на полноценном активном цветовом фоне. Например, Ангел на фоне города или комнаты.
2 Занятие. Тема: выделение сюжетно-композиционного центра с помощью
тона.
В связи с тем, что изучаемый материал тесно соприкасается с предыдущей темой, очень важно использовать учебное время для построения и закрепления знаний, полученных на предыдущем занятии. Педагог проверяет теоретические знания детей, предлагая им ответить на вопросы: что такое композиционный центр? С помощью каких изобразительных средств мы можем его выделить? В качестве иллюстрации показываются наиболее удачные детские работы предыдущего занятия. Затем дети рассматривают репродукции работ старых мастеров: Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, Крамского, Федотова, И. Репина и др. Использовавших в основе композиционных построений светотеневую моделировку. Кроме того обязательно демонстрируют фрагменты детской книжной графики, (она способствует развитию творчества самих учащихся). После просмотра педагог задает вопрос: с помощью чего художник выделяет композиционный центр в этих работах? Ответ – «с помощью света». Затем предлагается обсудить следующий вариант композиции: темная комната, на столе стоит свеча, за столом сидит девочка, освещенная светом свечи. Вопрос: что будет главным в композиции – свеча или девочка? Дети не смогут ответить на поставленный вопрос. Такая композиция действительно сложна. Необходимо упростить задачу, ведь пока дети создают неполноценную композицию, а выполняют кратковременное упражнение. Учащиеся могут выбрать центром композиции источник света – свеча в храме или на столе; фонарь на улице; молния; луна; чьи - то глаза в темноте и т.п., в этом случае отсветы на окружающих предметах становятся второстепенными. А можно наоборот, вынести источник света за рамки картины или спрятать его за какой-нибудь предмет в картине, при этом главным в композиции делается освещенный предмет, человек или животное. Педагог обязательно демонстрирует эти приемы на примерах репродукций картин известных художников. Третий прием выделения композиционного центра с помощью светотени – как бы обратный предыдущему – на фоне залитого светом пейзажа или интерьера поместить темный силуэт человека, животного или предмета (показываются примеры – репродукции картин). Педагог предлагает детям выполнить упражнение на выделение композиционного центра с помощью света на листе формата А3 с помощью черной, белой и 2 – 3 дополнительных красок, например охры и коричневой, или охры и зеленой, или синей и фиолетовой.
3 Занятие. Тема: Выделение композиционного центра с помощью движения
линий (графика).
Занятие начинается с повторения пройденного материала и закрепления знаний, полученных ранее. Детям вновь предлагается просмотреть репродукции работ художников: Г.Нисского, К.Петрова-Водкина, и детскую книжную графику. При этом педагог начинает рассуждать и анализировать работы, направляя мысли учащихся в нужное русло. Если на работе художника закрыть листом бумаги центр композиции, выделенный и цветом и тоном, то все равно остается впечатление, что это место в картине должно быть главным. Это происходит потому, что все второстепенные элементы в картине, подводят взгляд зрителя к центру композиции, они как бы направляют взгляд с помощью линий. С помощью прямых линий, как у Г.Нисского или закрученных по кругу, как у К.Петрова-Водкина «Купание красного коня». Педагог предлагает учащимся выполнить упражнения на листе формата А3 с помощью черного маркера, фломастера, гелевой ручки, на выделение композиционного центра с помощью линеарного устремления. Предположительные сюжетные темы: «Дорога к храму», «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч», паутина, Незнайка и его друзья. Далее несколько занятий отводится на выделение композиционного центра в длительной композиции с помощью изученных изобразительных приемов. Таким образом, на начальном этапе обучения детей композиции, важно научить детей чувствовать ее и применять, стремясь к тому, чтобы все части работы были согласованы между собой, подчинены одному центру и выявляли его главенствующее значение.
ДОКЛАД
По предмету станковой композиции. Тема: Построение сюжетного центра. Преподаватель художественного отделения Кузьмина Тамара Федоровна Вихоревка 2014 Построение сюжетного центра
Освоение приемов и средств композиции на уроках ДШИ должно идти постепенно, по принципу от простого к сложному, в доступной и интересной для учащихся форме. Изучение каждой новой темы закрепляется выполнением практических работ. Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются благодаря четкому композиционному построению. Признаков, по которым мы можем судить о том, что перед нами художественное произведение, имеющее определенную композиционную форму, а не случайный набор цветовых пятен и линий, или объемных форм, - существует много. Но из всех признаков можно выделить три – наиболее существенные: целостность; наличие доминанты (подчиненность второстепенного главному), или наличие сюжетно- композиционного центра; и уравновешенность. Наиболее абстрагированным и сложным для осмысления и тем более для применения в работе для учащегося 9-11 лет является понятие целостности произведения. К этому понятию можно подвести детей старших классов художественной школы после освоения необходимого объема знаний в композиционных построениях. В начальных классах необходимо заниматься выявлением и выделением сюжетно-композиционного центра, а также созданием равновесия в композиционном пространстве. Остановимся на теме выделения сюжетно – композиционного центра в произведении изобразительного искусства. При создании композиционного замысла необходимо решать, что будет главным в работе и как выделить это главное, т.е. сюжетно композиционный центр, который также называют «смысловым центром» и «зрительным центром» картины. Композиционная доминанта, как правило, включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр обычно сразу бросается в глаза, второстепенные детали как бы создают смысловую, живописную, графическую среду для основного элемента картины, постоянно направляя к нему взгляд зрителя при рассматривании произведения. Понятие центра композиции не связано с геометрическим центром картины. Главный элемент может находиться в середине картины и на периферии, и на ближнем плане и на дальнем – это не существенно. Важно чтобы он служил для наилучшего раскрытия замысла художника и содержание произведения. Сюжетно – композиционный центр можно выделить разными средствами: освещенностью; цветом; контрастностью форм; образовавшейся пустотой (композиционной паузы); расположением доминанты ближе к центру формата картины и т.д. На первых годах обучения целесообразно остановиться на трех средствах выделения композиционного центра: цветом, тоном и линейной направленностью. Для освоения каждого из приемов отводится двух часовое занятие, на котором педагог объясняет теоретические основы темы и учащиеся выполняют
кратковременное задание. Мы считаем, что такие задания экономят время, концентрируют внимание, развивают фантазию детей. К тому же неудавшиеся упражнения можно быстро переделать. Иногда они оказываются столь успешными, что их демонстрируют на выставках наряду с длительными работами. После проведения цикла занятий по теме, завершая и закрепляя ее, желательно выполнить длительную композицию (это может быть конкурсная работа или заданная педагогом тема, в которой учащийся может проявить степень освоения учебного материала).
1 занятие. Тема: выявление композиционного центра с помощью цвета.
Педагог показывает детские работы, например катание на горке или на лыжах «зимние забавы» или работу на военную тему – беспорядочно заполненную военной техникой или бегущими и стреляющими фигурками. Затем предлагает учащимся рассказать, что происходит на этих работах и показать, что или кто на картинах главное. Чаще всего дети теряются и называют разные предметы и разных героев. Педагог показывает разноцветную ткань или фрагмент обоев и снова задает вопрос ученикам – что здесь главное? Ответы детей приблизительно одинаковые – все равноценно. Педагог обращает внимание учащихся на то, что картины, не имеющие композиционного центра, смотрятся как обои. Такие работы трудно рассматривать, глазам не на чем сконцентрироваться и мы не можем понять, что нам хотел сказать художник, что его волновало. Как же показать в картине то, что особенно волнует? Педагог предлагает посмотреть другие произведения. Например, репродукцию картины Петрова-Водкина «Купание красного коня». Что главное в этой картине? Ответы детей – «конь». Как же художник сделал коня главным? Он нарисовал коня большим и красным. Значит, автор выделил главное в своей композиции с помощью увеличения размера и яркого цветового пятна. Затем педагог предлагает посмотреть еще ряд работ известных художников, (Николая и Константина Рерихов, В. Васнецова, В. Попков), а также современную детскую графику. Он объясняет, с помощью каких приемов, художник выделяет цветом композиционный центр. После обсуждения детям предлагается на листе формата А3 изобразить любой сюжет: Аленький цветочек, Золотую рыбку, Деда Мороза в лесу, лису в зимнем лесу, красную шапочку, Снегурочку летом, костер на снегу и тому подобное. Самый простой прием для понимания и применения: на холодном фоне – элемент в теплых тонах (например, золотая рыбка в подводном царстве), или на теплом фоне элемент в холодных тонах (например, озеро в раскаленной пустыне). Это прием противопоставления контрастных колоритов – холодного и теплого. Чуть более сложный для учащихся прием противопоставления цветовых гамм, выстроенных на парах контрастных цветов: красный - зеленый, голубой - оранжевый, желтый - фиолетовый. Эти цвета часто используются в плакатах. В упражнениях учащиеся могут отразить эту тему в сюжетах: Красная шапочка, египетская ночь, пожар в лету и т.п. И третий прием – использование разной цветовой насыщенности (яркости цвета).
На фоне цветовой пастельной гаммы – яркое пятно. Например, сюжет – огонь в зимнем лесу (по сказке Двенадцать месяцев), лиса или Дед Мороз на фоне зимнего пейзажа. Или нежный, ласковый персонаж на полноценном активном цветовом фоне. Например, Ангел на фоне города или комнаты.
2 Занятие. Тема: выделение сюжетно-композиционного центра с помощью
тона.
В связи с тем, что изучаемый материал тесно соприкасается с предыдущей темой, очень важно использовать учебное время для построения и закрепления знаний, полученных на предыдущем занятии. Педагог проверяет теоретические знания детей, предлагая им ответить на вопросы: что такое композиционный центр? С помощью каких изобразительных средств мы можем его выделить? В качестве иллюстрации показываются наиболее удачные детские работы предыдущего занятия. Затем дети рассматривают репродукции работ старых мастеров: Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, Крамского, Федотова, И. Репина и др. Использовавших в основе композиционных построений светотеневую моделировку. Кроме того обязательно демонстрируют фрагменты детской книжной графики, (она способствует развитию творчества самих учащихся). После просмотра педагог задает вопрос: с помощью чего художник выделяет композиционный центр в этих работах? Ответ – «с помощью света». Затем предлагается обсудить следующий вариант композиции: темная комната, на столе стоит свеча, за столом сидит девочка, освещенная светом свечи. Вопрос: что будет главным в композиции – свеча или девочка? Дети не смогут ответить на поставленный вопрос. Такая композиция действительно сложна. Необходимо упростить задачу, ведь пока дети создают неполноценную композицию, а выполняют кратковременное упражнение. Учащиеся могут выбрать центром композиции источник света – свеча в храме или на столе; фонарь на улице; молния; луна; чьи - то глаза в темноте и т.п., в этом случае отсветы на окружающих предметах становятся второстепенными. А можно наоборот, вынести источник света за рамки картины или спрятать его за какой-нибудь предмет в картине, при этом главным в композиции делается освещенный предмет, человек или животное. Педагог обязательно демонстрирует эти приемы на примерах репродукций картин известных художников. Третий прием выделения композиционного центра с помощью светотени – как бы обратный предыдущему – на фоне залитого светом пейзажа или интерьера поместить темный силуэт человека, животного или предмета (показываются примеры – репродукции картин). Педагог предлагает детям выполнить упражнение на выделение композиционного центра с помощью света на листе формата А3 с помощью черной, белой и 2 – 3 дополнительных красок, например охры и коричневой, или охры и зеленой, или синей и фиолетовой.
3 Занятие. Тема: Выделение композиционного центра с помощью движения
линий (графика).
Занятие начинается с повторения пройденного материала и закрепления знаний, полученных ранее. Детям вновь предлагается просмотреть репродукции работ художников: Г.Нисского, К.Петрова-Водкина, и детскую книжную графику. При этом педагог начинает рассуждать и анализировать работы, направляя мысли учащихся в нужное русло. Если на работе художника закрыть листом бумаги центр композиции, выделенный и цветом и тоном, то все равно остается впечатление, что это место в картине должно быть главным. Это происходит потому, что все второстепенные элементы в картине, подводят взгляд зрителя к центру композиции, они как бы направляют взгляд с помощью линий. С помощью прямых линий, как у Г.Нисского или закрученных по кругу, как у К.Петрова-Водкина «Купание красного коня». Педагог предлагает учащимся выполнить упражнения на листе формата А3 с помощью черного маркера, фломастера, гелевой ручки, на выделение композиционного центра с помощью линеарного устремления. Предположительные сюжетные темы: «Дорога к храму», «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч», паутина, Незнайка и его друзья. Далее несколько занятий отводится на выделение композиционного центра в длительной композиции с помощью изученных изобразительных приемов. Таким образом, на начальном этапе обучения детей композиции, важно научить детей чувствовать ее и применять, стремясь к тому, чтобы все части работы были согласованы между собой, подчинены одному центру и выявляли его главенствующее значение.
В раздел дополнительное образование