Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Наша Русская Гитара"

статья

Автор: Иванова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, Центр "Солнчный", город Рыбинск, Ярославская область



В раздел дополнительное образование

НАША РУССКАЯ Школа игры на гитаре в России имеет свои корни и свою богатую историю. Русская школа игры на гитаре основана на уже сформировавшейся культуре «Испанской» и «Итальянской» гитарной школы (М.Каркасси, Д.Агуадо, М.Джулиани, Ф.Карулли). От испанской русская гитара отличается количеством струн (семь). Обе группы инструментов объединяет то, что музыка, написанная для одного строя, и для одной гитары, может исполняться и на другой гитаре, но с небольшой аранжировкой. В период 1780-90-е гг. правления Екатерины Великой, появились иностранные гитаристы Джузеппе Сарти, Жан-Батист Генглез, игравшие на терцовых и квартовых гитарах, были опубликованы сборники пьес для гитар, особую популярность приобрели гитарные журналы. Игнац фон Гельд впервые опубликовал пособие «Легкий метод обучения игре на семиструнной гитаре без учителя», но, к сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этой первой русской школы игры на гитаре. Так в конце XVIIIв., подлинным основоположником русской гитарной школы стал великолепный музыкант и арфист Сихра Андрей Осипович. Он ввел семиструнную гитару в практическое музицирование, за которой впоследствии закрепилось название - русская, тем самым оставив яркий след в истории развития русского инструментального исполнительства. Основываясь на классической испанской гитарной школе, Сихра А.О. разработал собственную методику обучения игре на семиструнной гитаре, вышедшей в 1832 и 1840 гг. «Школы игры на семиструнной гитаре». Благодаря деятельности А. О. Сихры и блестящей плеяде его учеников семиструнная гитара приобрела необыкновенную популярность среди представителей разных сословий ей были увлечены все: от русской интеллигенции, до представителей средних классов, от музыкантов-профессионалов до любителей. Звучавшая в руках талантливых музыкантов, русская семиструнная гитара стала частью русской культуры, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк и произведений, так А.Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Сихра А.О. для русской семиструнной создал и специальный репертуар, в стиле классических вариаций, в том числе основанный на русских народных песнях для гитары, на нотах, которые могли тронуть русскую душу. В формирование русской гитарной школы как национального самобытного явления огромный вклад внес Высоцкий Михаил Тимофеевич, создатель богатого репертуара сочинении на темы русских народных песен. М. Высоцкий замечательный гитарист - импровизатор, композитор, непревзойденный гитарист - виртуоз. По свидетельствам современников, игра Высоцкого поражала не только необыкновенной техникой, но и своим вдохновением, богатством музыкальной фантазии, он как бы сливался с гитарой: она была живою выразительницей его душевного настроения, его мыслей. Вот как оценивал игру Высоцкого его ученик и коллега гитарист И. Е. Ляхов: «Его игра была непостижима, непередаваема, и оставляла такое впечатление, которое не передашь никакими нотами и словами. Вот жалобно, нежно - тоскливо прозвучала перед вами песня пряхи; небольшое фермато - и, словно, все заговорило ей в ответ: говорят, вздыхая басы, им отвечают плачущие голоса дискантов, и весь этот хор покрывается богатыми примиряющими аккордами; но вот звуки, как усталые думы, переходят в ровные триолы, тема почти исчезает, словно певец задумался о чем-то другом; но нет, он снова возвращается к теме, к своей думе, и она звучит торжественно и ровно, переходя в молитвенное адажио. Вы, слышите русскую песню, возведенную в священный культ. Наконец тема, замирая, впадает в бурный финал: резко и отчетливо она звучит в басах, а в верхних голосах идет мелодический перезвон… И все это так красиво и естественно, так глубоко задушевно и музыкально, как редко вы встретите в других композициях на русские песни. Тут вы не вспомните ничего подобного, тут все ново и оригинально. Перед вами вдохновенный русский музыкант, перед вами - Высотский!». В творчестве М.Высоцкого заложена основа самобытного стиля игры. Русская семиструнная гитара стала подлинно национальным инструментом, имеющим свой специальный репертуар, особые технические приемы и стилистические отличия, исполнительскую манеру, закономерности развития внутри музыкальных форм. Появление в России самобытной гитарной школы связано с именами А. Сихры и М. Высоцкого, а также их лучших учеников. Имеется достаточно оснований гордиться достижениями русской гитарной школы, однако мы не знаем всей правды о своем инструменте и наследии, созданного для него, и эту тайну нам еще предстоит познать.


В раздел дополнительное образование