"Наша Русская Гитара"
статья
Автор: Иванова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, Центр "Солнчный", город Рыбинск, Ярославская область
В раздел дополнительное образование
НАША РУССКАЯ
Школа игры на гитаре в России имеет свои корни и свою богатую историю. Русская школа
игры на гитаре основана на уже сформировавшейся культуре «Испанской» и «Итальянской»
гитарной школы (М.Каркасси, Д.Агуадо, М.Джулиани, Ф.Карулли). От испанской русская гитара
отличается количеством струн (семь). Обе группы инструментов объединяет то, что музыка,
написанная для одного строя, и для одной гитары, может исполняться и на другой гитаре, но с
небольшой аранжировкой.
В период 1780-90-е гг. правления Екатерины Великой, появились иностранные гитаристы
Джузеппе Сарти, Жан-Батист Генглез, игравшие на терцовых и квартовых гитарах, были
опубликованы сборники пьес для гитар, особую популярность приобрели гитарные журналы.
Игнац фон Гельд впервые опубликовал пособие «Легкий метод обучения игре на семиструнной
гитаре без учителя», но, к сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этой
первой русской школы игры на гитаре. Так в конце XVIIIв., подлинным основоположником
русской гитарной школы стал великолепный музыкант и арфист Сихра Андрей Осипович. Он ввел
семиструнную гитару в практическое музицирование, за которой впоследствии закрепилось
название
-
русская,
тем
самым
оставив
яркий
след
в
истории
развития
русского
инструментального исполнительства. Основываясь на классической испанской гитарной школе,
Сихра А.О. разработал собственную методику обучения игре на семиструнной гитаре, вышедшей
в 1832 и 1840 гг. «Школы игры на семиструнной гитаре». Благодаря деятельности А. О. Сихры и
блестящей плеяде его учеников семиструнная гитара приобрела необыкновенную популярность
среди представителей разных сословий ей были увлечены все: от русской интеллигенции, до
представителей средних классов, от музыкантов-профессионалов до любителей.
Звучавшая в
руках талантливых музыкантов, русская семиструнная гитара стала частью русской культуры,
вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк и произведений, так
А.Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Сихра А.О. для русской семиструнной создал и
специальный репертуар, в стиле классических вариаций, в том числе основанный на русских
народных песнях для гитары, на нотах, которые могли тронуть русскую душу.
В формирование русской гитарной школы как национального самобытного явления
огромный вклад внес Высоцкий Михаил Тимофеевич, создатель богатого репертуара сочинении
на темы русских народных песен. М. Высоцкий замечательный гитарист - импровизатор,
композитор, непревзойденный гитарист - виртуоз. По свидетельствам современников, игра
Высоцкого поражала не только необыкновенной техникой, но и своим вдохновением, богатством
музыкальной фантазии, он как бы сливался с гитарой: она была живою выразительницей его
душевного настроения, его мыслей. Вот как оценивал игру Высоцкого его ученик и коллега
гитарист И. Е. Ляхов: «Его игра была непостижима, непередаваема, и оставляла такое
впечатление, которое не передашь никакими нотами и словами. Вот жалобно, нежно - тоскливо
прозвучала перед вами песня пряхи; небольшое фермато - и, словно, все заговорило ей в ответ:
говорят, вздыхая басы, им отвечают плачущие голоса дискантов, и весь этот хор покрывается
богатыми примиряющими аккордами; но вот звуки, как усталые думы, переходят в ровные
триолы, тема почти исчезает, словно певец задумался о чем-то другом; но нет, он снова
возвращается к теме, к своей думе, и она звучит торжественно и ровно, переходя в молитвенное
адажио. Вы, слышите русскую песню, возведенную в священный культ. Наконец тема, замирая,
впадает в бурный финал: резко и отчетливо она звучит в басах, а в верхних голосах идет
мелодический перезвон… И все это так красиво и естественно, так глубоко задушевно и
музыкально, как редко вы встретите в других композициях на русские песни. Тут вы не вспомните
ничего подобного, тут все ново и оригинально. Перед вами вдохновенный русский музыкант,
перед вами - Высотский!». В творчестве М.Высоцкого заложена основа самобытного стиля игры.
Русская семиструнная гитара стала подлинно национальным инструментом, имеющим свой
специальный репертуар, особые технические приемы и стилистические отличия, исполнительскую
манеру, закономерности развития внутри музыкальных форм.
Появление в России самобытной гитарной школы связано с именами А. Сихры и М.
Высоцкого, а также их лучших учеников. Имеется достаточно оснований гордиться достижениями
русской гитарной школы, однако мы не знаем всей правды о своем инструменте и наследии,
созданного для него, и эту тайну нам еще предстоит познать.
В раздел дополнительное образование