Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемно-поисковые методы как средство адаптации подростков детского объединения"

Статья

Автор: Фролова Ольга Викторовна, методист, МБОУ ДО "Дворец творчества", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область



В раздел дополнительное образование


ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ

ПОДРОСТКОВ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

О.В. Фролова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и учащейся молодежи», г. Ленинск – Кузнецкий При переходе России к информационному обществу возрастает скорость социальных и культурных изменений, расширяются возможности отдельного человека. Хорошо адаптировавшегося человека отличают высокая продуктивность его деятельности, эмоциональное благополучие, адекватная самооценка. В школьные годы закладывается фундамент тех личностных качеств, которые позволят человеку успешно адаптироваться в дальнейшей жизни, принимать ответственные решения, отстаивать собственную точку зрения, с пониманием относиться к окружающим, проявлять деловую активность, умение сотрудничать. Поэтому воспитание творческой, психически и физически здоровой личности в условиях интенсивного развития является едва ли не самой актуальной задачей современности. В этих условиях возникает необходимость в формировании способности человека осваивать новые для него виды деятельности, адекватно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с потребностями и запросами общества. Следовательно, становится особенно актуальной подготовка молодежи к адаптации в новых социально-экономических условиях. Важнейшая роль в этом принадлежит учреждениям дополнительного образования, детским и юношеским объединениям, призванным способствовать адекватному вхождению личности в социум. Дополнительное образование является важной частью образовательного процесса по адаптации старших подростков. Занятия декоративно-прикладной и художественной деятельностью дают детям возможность приобрести не только целый ряд полезных практических
умений и навыков. Рисование, вязание, лепка стимулируют личностный рост подростка, его психическое и эмоциональное развитие и оздоровление, он осознаёт свои переживания, которые становятся источником понимания себя и самореализации. Обогащается его эмоциональный опыт, гармонизируются эмоциональная и нравственная сферы. Через занятия декоративно - прикладным и художественным творчеством происходит высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей. Создание продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, повышают самооценку подростка и способствуют его развитию. Являясь руководителем детского объединения «Азбука рукоделия» и изучая данную проблему, считаю, что социальная адаптация подростков учреждения дополнительного образования будет эффективной, если строить воспитательно-образовательное взаимодействие педагога и воспитанника на основе отношений, основанных на принципах гуманистической и демократической педагогики и предусматривающих активную деятельность субъекта воспитания. Исходя из собственного опыта, могу утверждать, что основными условиями успешной социальной адаптации подростков являются: - организация положительного эмоционального общения, -осуществление индивидуального подхода, -создание развивающей среды, отвечающей потребностям подростка, -насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, - моделирующими способы поведения подростка в различных ситуациях. На своих занятиях я стараюсь применять такие формы и методы педагогического взаимодействия, которые позволили бы активизировать самостоятельность, творческие способности, инициативу, стремление к самовыражению и самопознанию, мотивацию познавательной и творческой деятельности. Использование различных проблемно- поисковых методов, которые ориентированы на активную совместную деятельность, общение,
взаимодействие педагога и обучающихся позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации подростков. Эвристическая или проблемно-поисковая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. – нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждает обучающихся прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда обучающиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Например, при изучении раздела «Бисероплетение» на занятиях по декорированию цветочными мотивами в ходе беседы перед обучающимися ставится ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, они высказывают предположения и пытаются самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Например: Чем отличаются бусины древнерусского производства от привозных? Где в России находили применение перламутру и речному жемчугу? Когда изготовление предметов народного искусства перешло из сферы домашнего производства в ремесленное? Тема раскрывается путем активизации мышления обучающихся, делая его более активным и творческим. При изучении темы «Бисероплетение» обучающиеся, отвечая на проблемные вопросы: Где лучше всего будет смотреться мелкий бисер? Почему? Где желательно использовать бусины крупнее? Как должен располагаться на полотне мелкий бисер? Обучающиеся делают ввод о том, что ассортимент материалов для вязания с бисером очень разнообразен и практически не ограничен, вкрапление отделочных элементов в вязаное полотно - процесс творческий и во многом зависит от фантазии,
изобретательности, личного вкуса, а также чувства меры. Бисер должен органично вписываться в изделие, согласовываться с его стилем, формой, цветом и материалом, чтобы ни в коем случае не перегружать его. Наглядные пособия на занятиях в детском объединении при проблемно- поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации. Кроме того, в последнее время все шире изготовляются наглядные пособия, на которых в виде серии рисунков и схем изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений обучающихся, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин. Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда обучающиеся могут самостоятельно по заданию выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе обучающихся рационального способа действия, приема выполнения задания. При изучении темы «Изготовление из бисера насекомого - бабочки», познакомившись с различными видами техник плетения, обучающимся предлагается придумать, смоделировать бабочку с другой планеты, основываясь на уже имеющихся знаниях обучающиеся учатся сочетать различные виды техник. Проблемно - поисковые методы на занятиях детского объединения позволяют создать условия для изменения позиции ученика из пассивной в активную. Благодаря им создается особое пространство учебной деятельности, в которой обучающийся совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Применение проблемно-поисковых методов на занятиях в детском объединении способствует приобретению подростками качеств успешной адаптации.
Проблемно-поисковые методы способствуют развитию гибкости мышления, творческого воображения подростков. Отвечая на проблемные вопросы при изучением разделов декоративно- прикладного искусства обучающиеся определяют собственное мнение. Свой выбор подросткам предлагается обосновать полным или кратким ответом в зависимости от уровня их социально-педагогической адаптации на данном этапе. В работе с подростками проблемно-поисковые методы имеют особое значение, так как наиболее полно обеспечивает активизацию и развитие самостоятельной деятельности, помогает преодолеть чувство неуверенности в себе, тревожность, трудности в выборе и определении собственной позиции. Активная творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации подростков.


В раздел дополнительное образование