Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Физическая активность детей дошкольного возраста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Детский фитнес"

Автор: Осипова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образованичя, МБУ ДО "ООЦ"Олимп", г. Анжеро - Судженск



В раздел дополнительное образование



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро- Судженского городского округа « Оздоровительно-образовательный центр «Олимп» Принято на заседании Утверждаю: Педагогического совета Директор МБУ ДО от «___» __________20___г. «ООЦ «Олимп» Протокол № ____________ _________ О.Н. Чубарова Приказ №__ от_________ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности
«Детский фитнес»
Возраст обучающихся – 5 - 6 лет Срок реализации – 1 год Автор-составитель: Осипова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования Анжеро – Судженский городской округ, 2016

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………..3 Учебно – тематический план……………………………………………………………………….6 Содержание разделов программы………………………………………………………………… 7 Список источников……………………………………………………………………………….....9 Словарь терминов…………………………………………………………………………………….10 2

Пояснительная записка
Важнейший признак жизни - движение. «Жизнь есть движение» - эти слова принадлежат французскому философу Вольтеру. Вся жизнь во всех её проявлениях выражается в движении. Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребёнка на всю последующую жизнь. Чтобы привить ребёнку потребность в физических упражнениях, надо начинать с раннего детства. Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально - экономические условия способствую тому, что здоровье детского населения не улучшаются, а, напротив, имеет тенденцию к ухудшению. Среди 30 – 35% детей дошкольного возраста отмечается частые ОРВИ, у 3% - снижение зрения, распространенность ортопедической патологии доходит до 80% , высоки показатели заболеваемости внутренних органов, нервной системы. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому и возникла необходимость в разработке программы физкультурно - спортивной направленности «Детский фитнес». Регулярные занятия детским фитнесом позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем. Основания для разработки дополнительной общеобразовательной программы:  «Конвенция о правах ребёнка» ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90г.);  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015), статья 64, «Дошкольное образование»;  «Концепция дошкольного воспитания» (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 n 7/1);  Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации. ФЗ от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ (ред. от 03. 12. 2011 № 377 – ФЗ, от 03.12.2011 № 378 – ФЗ);  Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 26.04.1999 № 120 ФЗ (в ред. от 30.12.2012 №319 – ФЗ);  Постановление правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об обшероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи»;  «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003г.);  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 ( с изм. от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима 3
 работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049 – 13. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы…»);  Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 – 2016 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.13г. № 367;  Устав МБУ ДО «ООЦ «Олимп». Программа является модифицированной, составлена на основе авторских программ («Детский фитнес», авт. И.В. Мазур (2011г. ); «Программа дополнительного образования», авт. И.В. Винер, 2011г.). Цель программы: создать основу для воспитания здорового человека, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности детей. Достижение цели возможно через решение следующих задач:  Обучить двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;  Развивать координационные ориентационно - пространственные, временные, ритмические способности;  Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, танцевальных упражнений;  Обучить навыкам и умениям физкультурно – оздоровительной деятельности;  Обучить навыкам выполнения гимнастических упражнений без предметов и с предметами и элементов хореографии;  Воспитать интерес к занятиям фитнесом;  Воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
Структура и содержание программы
Направленность программы «Детский фитнес»: физкультурно – оздоровительная. Срок реализации программы: 1 год. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Уровень реализации: дошкольные учреждения. Адресат: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет). Занятия проводятся один раз в неделю, всего 36 часов в год. Рекомендуемая продолжительность непрерывной непосредственно об разовательной деятельности для детей от 5 до 6 –ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6 –ти до 7 – ми лет - не более 30 минут. Наполняемость учебной группы составляет от 12 до 15 человек (в соответствии с Уставом МБУ ДО«ООЦ «Олимп»).
Содержание программы включает четыре раздела:
4

1.
Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика.
2.
Танцевальная азбука.
3.
Ритмическая гимнастика без предметов и с предметами.
4.
Игры. Программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробики. Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря ( на 1 группу): - гимнастические коврики (15 штук); - гимнастические мячи (15 штук); - детские гантели (30 штук);
Основные методы обучения
Для обучения по данной программе используются различные методы: словестный, практический, помощь, идеоматорный, музыкальный. Разучивание нового упражнения осуществляется в следующей последовательности: объяснение, показ педагогом, выполнение упражнений детьми. В том случае, если ребёнок не может освоить упражнение, необходимо включить его образное мышление, представление упражнения, мысленное его воспроизведение. Для этих целей все упражнения в программе имеют ассоциативные названия («Арлекино», «Винни – пух», «Сова» и тд.). Они помогают детям по ассоциации с животными, персонажами сказок не только понять, запомнить и точнее выполнять упражнение, но и создать его художественный образ. Преподавателю следует учить детей выполнять все упражнения в темпе, ритме, динамики музыки и с ориентиром на акценты. Это позволит занимающимся правильно выполнять упражнения, слышать музыку и чувствовать ритм. В программе предлагаются игры, которые являются базовыми. На их основе занятия становятся разнообразными.
Планируемые результаты освоения программы:
- увеличение количества детей с правильной осанкой; - улучшение координации движений у детей; - улучшение физического здоровья, укрепление здоровья ребёнка, его физического и умственного развития; - повышение уровня сопротивляемости к простудному фактору; - совершенствование нервно-психических процессов; - обогащение детей не только двигательным, но и, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом; - раскрытие творческих способностей у детей. 5

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол - во

часов

1.
Вводное занятие.
1

2.
Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика.
16

3.
Танцевальная азбука.
4

4.
Ритмическая гимнастика без предметов и с предметами.
10

5.
Игры.
4
Итоговое занятие: показательное выступление
1

Итого

36
6

Содержание разделов программы
Раздел 1.
Вводное занятие
(1ч) Общее правила техники безопасности на занятиях фитнесом. Что такое фитнес. Требования к одежде и обуви. Определение структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партер, игра, релаксация, оценка). Раздел 2
. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика
(16 ч) Что такое аэробика. Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость. Релаксация - восстановление. Сказочная аэробика. Ориентационные упражнения: вправо – влево, вперёд – назад, в круг, из круга, по кругу. Шаги базовой аэробики: марш (пружинящие шаги на месте), приставной шаг, открытый шаг, вперёд – назад, захлёст, шаг касание пола носком, шаг касание пола пяткой. Партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу с использованием гимнастических ковриков. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку: «елочка», «паровоз», «лодочка», «лягушка», «кошечка». Сказочная аэробика включает элементы имитации движений героев мультфильма «Винни – пух и его друзья». Раздел 3.
Танцевальная азбука
(4ч) Что такое танец. Пордебра как вид оздоровительной тренировки. Русский народный танец. Изучение подготовительной и шестой позиции ног, постановка корпуса, элементы классического танца: релеве, плие. Пордебра в классическом стиле. «Полька», элементы русского танца: «притоп», «моталочка», «ковырялочка», «галоп». Разучивание базовых элементов хореографии у опоры. Раздел 4.
Ритмическая гимнастика без предметов и с предметами
(10ч) Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с предметами. Упражнения для разминки. Элементы и комплексы гимнастических упражнений, упражнения на формирование осанки, прыгучести, равновесия, гибкости. Упражнения с предметами. В базовую программу входят: - шаги с продвижением вперед на полупальцах стоя и в полуприседе; - приставные шаги вперёд; - шаги в полном приседе; - бег; - небольшие прыжки в полном приседе; - отведение ног назад; - упражнения для стоп; - упражнения для разогревания позвоночника скручиванием в сторны; - упражнения для развития гибкости позвоночника; 7
- упражнения для укрепления мышц бедер; - упражнения для укрепления голеностопных суставов; - равновесие с ногой вперёд; - упражнения с предметами (мячом, мягкой игрушкой) – правильное удержание предмета, передача предмета из рук в руки; - упражнения с гантелями, правильное удержание гантелей; - основные хваты с гантелями. Раздел 5.
Игры
(4ч) Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Танцевальные игры. Имитационные игры: «Зоопарк», «Стадион», «Морозко», «Угадай – ка». Беговые игры: «Салки», «Картошка», «Белые медведи», «Горелки», «Третий лишний», «Два мороза», «Гуси – гуси», «Выручай – ка». Игры на внимание: «Тише едешь – дальше будешь», «Елки – палки», «Мигалки», «Зеркало», «САнтики – фантики». Игры на расслабление и развитие сенсорной чувствительности: «Водяной», «Море волнуется», «День – ночь». Танцевальные игры: «Буги – вуги», «Лесная дискотека», «Ручеёк». Раздел 6.
Показательное выступление
(1ч) 8

Список источников
1. Подольская, Е.И. Оздоровительная гимнастика [Текст] / авт. – сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 143 с. 2. Винер, И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Программа дополнительного образования [Текст]/ под редакцией И.А. Винер. – Москва: «Просвещение», 2011. – 22с. 3. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условии реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст]: учебно – методическое пособие: в 3 ч./ авторы – сост.: В.Г. Черемисина, Е.А. Пахомова, О,Б. Лысых.; под общей ред. Н.Э. Касаткиной, Е.Л. Рудневой. - Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2011. – 269 с. 4. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет [Текст]/ комплексы оздоровительной гимнастики/ Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 128с. 5. Турлова, Л. В. Программа по дисциплине «Ритмика» [Текст]/ Л.В. Турлова. – Троицкое, 2008. – 12с. 9

Словарь терминов

Аэробика –
гимнастика под ритмическую музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений.
Выносливость
– способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок.
Гибкость
– способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой.
Гимнастика
– вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках.
Дыхание
– совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода.
Здоровье –
состояние живого организма, при котором он способен полностью выполнять свои функции.
Здоровый образ жизни-
образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Игры детские –
вид активной деятельности детей, заключающийся обычно воспроизведении ими окружающейся жизни.
Организм –
тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Партерная гимнастика –
выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа на боку, из различных упоров.
Полька
– быстрый, живой среднеевропейкий танец, а также жанр танцевальной музыки.
Пульс
– колебания стенок кровеносных сосудов.
Режим дня –
заранее точно установленный, размеренный образ жизни.
Танец –
вид искусства, в котором художественный образ создаётся посредством ритмичных пластичных движений и смены выразительных положений человеческого тела.
Сила –
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам за счет мышечных усилий.
Спортивная гимнастика –
вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках.
Физическая культура –
сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепления здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Фитнес –
это общая физическая подготовленность организма человека. 10
11


В раздел дополнительное образование